Remember that pianо... Елена Зорина
So delightful unusual
That classic sensation
Sentimental confusion
Used to say
I like Chopin...»
(c) “Gazebo”
«О чём скорбит душа Шопена?
О чём?
О том ли, что она,
Как этот мир, несовершенна,
Как этот мир, обречена?
А может, музыка Шопена
Скорбит о том, что лишь она
Одна на свете совершенна –
И потому – всегда одна».
Борис Заходер, 21.07.1999
Я часто собираюсь на концерты спонтанно – решение вырастает, разгорается из лёгкой искорки ожидания встречи с Музыкой. Так было и в этот раз. У меня вошло в привычку просматривать афишу пару раз в неделю, выискивая что-то для себя. И не только для себя. На концерт Елены Зориной (она, оказывается, Елена, а не Екатерина, как мне почему-то думалось+) я пришла 27-го ноября с мамой, с двумя ученицами и их подружкой. Мама разместилась на последнем ряду, я же с девчонками устроилась в первом, ибо вознамерилась фотографировать.
Справа от меня пожилая женщина обсуждала театры Москвы и достоинства и недостатки их актёров. Я было навострила уши, но тут ведущая, Елена Александрова, взошла на «подмостки» музыкальной гостиной со словами:
- Добрый день, уважаемые посетители, я очень рада, что сегодня наш зал заполнен практически полностью – это замечательно. У нас сегодня необыкновенная встреча – необыкновенная по той причине, что посвящен он Дню матери, а также потому, что в гостях у нас молодая замечательная пианистка. Приятно, когда в гостях начинающие, молодые музыканты и поэты – во-первых, всегда удивительно, что человек в столь молодом возрасте столь многого достиг и, как мы надеемся, достигнет ещё большего. Во-вторых, в наши времена очень немногие молодые люди посвящают жизнь искусству, в основном бросаются в коммерцию. Наша гостья – Елена Зорина – родилась на Камчатке, закончила там музыкальное училище, а консерваторию – в Нижнем Новгороде. В настоящее время работает в Московской консерватории, связана и с нашим городом – работает в Театре Юного Зрителя, и в ДК им. Калинина. Надеюсь, что сегодняшнее выступление – отнюдь не последнее. Сегодня в программе первого отделения – Шуман и Шопен, им обоим в этом году исполнилось 200 лет. Откроет сегодняшнюю встречу цикл пьес Шумана – «Бабочки».
Нежная мелодия, лёгкая грациозность исполнения впечатлили больше, чем я предполагала. Один раз мне показалось, что пианистка ошиблась – но нет, это была всего лишь пауза в произведении.
Боковым зрением я заметила, как ведёт себя приглашенная мною «гвардия»: 10-летняя ученица – словно бы развалившись в кресле, вальяжно, высокомерно, 12-летняя – настороженно вслушиваясь, примерно сложив руки на коленях, и их старшая подружка – скрестив ноги, внимательно глядя на сцену. Сразу видно отношение к классике+)
- Бабочки Шумана упорхнули, теперь мы услышим «Ноктюрн» Шопена, который посвящается всем мамам и бабушкам, присутствующим сегодня в зале.
Вот эта вещица просто ошеломила – подарила умиротворение, которое ощущаешь, глядя на гладь тихого лесного озера, - когда вода похожа на сияющий шёлк, расстеленный Кем-то посреди чащи деревьев.
За ноктюрном последовали два вальса Шопена, во время которых моя 12-летняя ученица упорно шуршала конвертиком от диска, подаренного мной. Я десять раз пожалела, что не вручила ей подарок позже – Даша, я уверена, не хотела никому помешать, но её детское любопытство перевесило правила хорошего тона. В довершение к шуршанию она ещё и уронила номерок – благо, в промежутке между исполняемыми произведениями.
Первое отделение завершила «Баллада № 3» Шопена.
И тут мне вспомнился давно просмотренный фильм – добрый и вызывающий улыбку: «Двое: я и моя тень». Одна из главных героинь – непоседа Аманда на приёме в честь будущей мачехи обозвала Шопена «Чопином» (по-английски-то он пишется – Chopin, но это же не значит, что так же и читается+) и сыграла «песню своего сочинения» - просто громоподобный набор звуков, дабы взрослые рассвирепели+)
Как только я вспомнила эту непоседу, младшие члены «гвардии» стали шептаться и даже играть в игры, встроенные в мобильные телефоны. А перед концертом я ещё сказала маме – «Что ж, ладно, пойду усмирять девчонок». И пришлось усмирять, впрочем, весьма тактично – пару раз изобразив нахмуренное недовольство и раз приложив палец к губам. Благо, они шуметь перестали. Более того – младшая ученица даже заслушалась, лицо её было задумчивым и чуточку грустным.
Однако после первого отделения она первая спросила – можно ли пойти прогуляться по коридору, пока идёт 10-минутный перерыв. Отпустив их с миром, я пробралась к маме, которая, как оказалось, была очень рада, что выбралась. Спустя семь минут я пошла за девчонками – и самая младшая из них, обнаружившись на первом этаже вместо третьего, где и проходил концерт, выпалила: «Это просто какая-то атака на мозг». Ну, если бы он, мозг, побольше думал, то она вряд ли назвала бы так прослушанные произведения.
- Итак, мы начинаем второе отделение нашего концерта. Если в первом звучала музыка западноевропейских композиторов, то второе посвящено композиторам отечественным, - продолжила Елена Александрова. – Елена Зорина является дипломантом международного фестиваля музыки Рахманинова. Она всегда с удовольствием исполняет произведения русских композиторов. Первое, что прозвучит – пьесы из цикла Петра Чайковского «Времена года»: «Январь», «Февраль», «Март», и «Ноябрь».
Не могу не прибавить маленького упрёка в адрес ведущей – как же тихо она говорит! Это заметила не только я – от других слушателей я тоже слышала ропот недовольства. И к тому же... Она говорит, порой на ходу нанизывая слова друг на друга, видно, что речи заранее не готовит. Дело её, хотя мне кажется, что писать хотя бы план того, о чём будешь говорить - надо. Мне вспоминается Любовь Васильевна Полякова – библиотекарь ДК Калинина: она пишет то, что будет говорить на литературных вечерах, которые ведёт – пишет всё от слова до слова. Кстати, Игорь Тальков тоже режиссировал свои концерты – заранее решал, как выйти, что сказать и т. д. Я не говорю, что Елена Александрова ведёт встречи плохо. Отнюдь. Я говорю, что могло бы быть и лучше.
Лёгкая воздушная овация встретила пианистку – строгая, хрупкая, изящная, – она вновь села за рояль, чтобы и дальше дарить пришедшим чувство гармонии.
В последнее время я часто слышу именно цикл «Времена года» Чайковского – есть с кем сравнить исполнение Елены. И всё же... всё же... Манера игры Елены Дюжаковой нравится мне больше. Однако и умалять достоинтсва игры Зориной не буду.
За «Временами года» последовали произведения, в исполнении которых Елена Зорина – признанный мастер. Четыре прелюдии Сергея Рахманинова отозвались в душе трепетом и восторгом. Я, было дело, читала воспоминания Рахманинова (весьма давно) – этот человек заинтересовал меня как личность. Теперь – когда будет время – перелистаю снова.
Завершили концерт рахманиновские этюды-картины. Перед их исполнением пианистка прошла к двери и закрыла её, ибо доносившиеся оттуда шум, гам и хохот никак не сочетались с атмосферой действа, с авмосферой Музыки. Исполнив этюды, она поспешно выпорхнула из гостиной, и Елене Александровой пришлось звать её обратно (слушатели помогли ей аплодисментами). Цветы, рукоплескания... Это уже не так интересно и немного досадно – оттого, что концерт закончился. Однако Елена Анатольевна Александрова пригласила присутствующих на вечер поэта и композитора Сергея Гаврилова, который состоится 18 декабря в той же музыкальной гостиной. «Лично для меня фигура новая, - отметила Александрова, - но, по отзывам моих литературных друзей, достаточно интересная. Так что приходите.»
Я думаю, что пойду. И может быть, снова кого-нибудь вытащу+)
03 Дек 2010, 01:47
Свидетельство о публикации №213110101586