Когда отдыхает душа. Ольга Борзова

ДиКЦ «Костино», певица Ольга Борзова (25 декабря 2010)

Сколько ни уговаривала знакомых и друзей – опять в итоге отправилась на концерт Ольги Борзовой (25.12.2010) одна. Гвардия сидела дома и делала ремонт.
 Странными, извилистыми путями приходят люди к классической музыке. Кого-то с детства до слез трогало фортепиано, как Шопена. Кто-то, не получив музыкального образования, всегда тянулся к этой музыке, потому что находил в ней умиротворение и радость, сожалея, что так и не научился игре на каком-либо инструменте. Моё знакомство с классикой произошло по «классическому» сценарию – музыкальная школа, папин вопрос: «На каком инструменте хочешь играть?» - моё секундное колебание (выбирала между гитарой и фортепиано) – и ответ: «На пианино»+) Не пожалела ничуть, осталась только легкая досада, что до сих пор не обучилась иcкусству гитарному. Но это дело времени, возвращаясь к классике – отмечу: когда человек слышит звуки классические, он отдыхает душой. От уличной брани. От душевной мелкоты окружающих. От многих проявлений современной реальности, которые хочется преобразовать к лучшему. Концерт Ольги Борзовой – поистине глоточек свежего воздуха в смоге лжи, злобы и зависти. Когда я слышу голос Ольги, то в который раз вспоминаю слова из песни барда Дениса Саушкина: «Я знаю, мир спасёт искусство...»
 Гостиная была полна слушателей – даже дополнительные ряды стульев пришлось ставить+) (что не помешало мне сделать неплохие фотографии - но потом дома, уже после концерта, кто-то их благополучно стёр-(...)
 По обе руки от меня сидели пожилые женщины – вот их-то я и спросила, откуда они узнали о концерте и чего от него ожидают. Обе мои собеседницы – Галина Федосеевна и Тамара Алексеевна – пришли на концерт Ольги Борзовой впервые, узнав о нём на предыдущем вечере, посвященном творчеству Сергея Гаврилова. Что ж, мне оставалось порадоваться за них, поскольку первое впечатление от незнакомой музыки – едва ли не самое сильное, и им только предстояло его получить. В том, что впечатление будет благоприятным, я не сомневалась ни на секунду.
 Среди гостей высмотрела Доброславу Анатольевну Донскую – царственной, исполненной достоинства походкой, она прошла к краю первого ряда, поздоровавшись с гостями.
 Меня не оставляло странное предчувствие чего-то очень хорошего – я объясняла это датой концерта+) Католическое Рождество – для меня такой же праздник, как и православное (прошу прощения – Рождество Христово+) Как говорит всё тот же Денис Саушкин, не надо забывать, ЧЕЙ День рождения празднуют+).

 - Добрый вечер, я очень рада, что гостиная сегодня полна, - отметила Елена Александрова, ведущая встречи. В наш последней в уходящем году вечер я очень рада представить нашу сегодняшнюю героиню. Она выступает в гостиной уже не первый раз, но сегодняшний вечер – впервые проводится исключительно в её честь. Ольга Борзова – солистка музыкального театра имени Немировича-Данченко. Ольга живёт в нашем городе в двух лет, закончила музыкальную школу, затем – ГИТИС, какое-то время работала в королёвском ТЮЗе, где мы с ней познакомились, преподаёт в первой школе мюзикла и в Загорянском досуговом центре. За роялем – концертмейстер Наталья Сорока, которую раньше я представляла как Наталью... Журавель (смех и аплодисменты в зале). Ольга и Наталья – устоявшийся творческий союз, они ездят с гастролями даже по московским театрам.
 Первое отделение состоит из русских народных песен. Начинаем мы с песни «У зари-то, у зореньки».
 Ольга вcпорхнула на сцену и обратилась к залу:
 - Спасибо за то, что в этот чудесный зимний день вы предпочли посвятить нашему концерту. Надеюсь, мы проведём время весело. Прошу вас поаплодировать моей маме. (Аплодисменты...) Я пригласила знакомых и друзей – людей талантливых, прекрасных. Кого-то вы, наверное, тоже знаете, кого-то – видите в первый раз. Пусть наш вечер будет незабываемым.

 Дальнейший «трэк-лист» концерта:

 Русская народная песня «Что ты жадно глядишь на дорогу?»

 - Каких бы мы ни достигли в жизни успехов, всегда есть люди, которые помнят нас с детства. Я приглашаю первого педагога Ольги – преподавателя музыкальной школы, Анну Львовну Вайнер.
 - Вы знаете, мне очень волнительно говорить сегодня, - отметила Анна Львовна. – Потому что смотрю на Олю – а память услужливо подсказывает картинку из прошлого: много лет назад ко мне пришла маленькая девочка – огромные глаза и желание учиться. Когда мы начали уроки, я поняла, что это не просто красивый ребёнок, но и удивительно талантливый. Заниматься с ней было одно удовольствие: всё, что я говорила, схватывалось на лету, а дома она выучивала всё. Такие ученики – наверное, редкость. Сейчас это прекрасная талантливая женщина – редкий тембр голоса. Кроме того, она прекрасная мать. Татьяна Степановна, спасибо за такую дочь! Потому что если в классе есть хотя бы одна такая звездочка – значит жизнь педагога состоялась. Олечка, успехов тебе! Ты добилась многого, но многое ещё впереди!

 Песня «Вечор ко мне, девице»
 Песня «Чернобровый, черноокий»

 - Среди гостей много почитателей Ольгиного таланта, не только коллег, но и представителей смежных искусств – в их числе наш знаменитый королевский поэт Сергей Белов, который также попросил слова.

 Сергей Александрович торопливой походкой взошел на сцену и столь же торопливо заговорил:
 - Всем добрый вечер. Я бываю на всех литературно-музыкальных вечерах, на которых поёт Ольга. Я, если позволите, прочитаю стихи о её голосе.

 Звучит три стихотворения, в числе коих - «Когда я слышу голос твой». Красиво. Но зачем же так бубнить собственное творение? Будто монах, который монотонно поёт службу. Тамара Алексеевна сделала Белову грандиозный комплимент: «Чувствуется что-то есенинское». Кроме того, Сергей Белов озвучил мои собственные мысли – о том, что концерты классики дарят отдых душе.

 Песня «Цвели, цвели цветики»
 Песня «Динь-динь-динь...» («В лунном сияньи...»)
 Песня «Сизой голубчик»

 ...Нет, я не могу не сказать – не про Ольгин вокал (про него ещё будет сказано) – а про аккомпанемент. Когда играет Наталья Сорока, чувствуешь себя так, будто к пылающему лбу прикасается прохладная мамина рука, отметая все тревоги. И я, кажется, начинаю понимать, почему Шопен с младенчества, слыша фортепианную игру, всякий раз не мог сдержать слез.

 Песня «Улица ты, улица» (я просто не прибавляю «русская народная» к каждой исполняемой вещице+)

 Краткий тайм-аут для Ольгиных связок – на сцену приглашен Илья Леленков, учащийся ДШИ по классу домры. Илья исполнил произведение Александра Цыганкова «Гусляр и скоморох».
 Домра – инструмент интересный. Особенно в сочетании с фортепиано. Кому так же интересно, как и мне – для начала рекомендую обзорную статью: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Но читать – одно дело, а слушать – другое+) Конечно, лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть+)

 - Итак, выступление Ильи завершило первую часть концерта, посвященного русской народной музыке, - произнесла Елена Александрова. - Вторая часть посвящена романсу и популярным песням – собственно, вы сами всё услышите. А сейчас – романс «Так и рвётся душа» (муз. А. Кушелева-Безбородко, сл. А. Кольцова).

 Одним из гостей вечера был поэт Умиджон Шарапов. Мне его стихи напомнили лирику группы «Uriah Heep» - особенно песню «Пилигрим»+) О голосе Ольги он сказал то, что заметила и я – она неимоверно артистична, она преображается, когда поёт. И преображается столь ярко и мастерски, думаю, потому, что сама по профессии – актриса.
 - Подлинность и артистичность исполнения глубоко связана со свойствами личности, - отметил Шарапов.
 А стихи у него неплохие. Видно и слышно, что человек чувствует и мыслит. И мыслит Светло. Кстати, он очень любит Россию. Особенно запомнилось творение «Дон Кихот New». Интересующимся: http://www.stihi.ru/avtor/myverse

 Песня «Звездная ночь» (муз. К. Дебюсси, сл. – Теодор де Банвиль).
 Песня из кинофильма «Сердца четырёх» - «Всё стало вокруг голубым и зелёным» (муз. Ю. Милютин, сл. Е. Долматовский).

 Сказал несколько ободряющих, поздравительных слов директор дома-музея Дурылина, Геннадий Васильевич Лебедев. С тремя букетами наперевес он взошел на сцену и вручил цветы – Ольге, Наталье и Елене Александровой.
 - Моё нормальное состояние – пение, - рассказал Лебедев. – Всегда пела душа. После того, как я закончил ГИТИС, работал в ансамбле песни и пляски. Однажды едем на гастроли в автобусе: кто-то спит, а я – напеваю. И сзади сосед мне сказал: «Да замолчи ты! На сцене поёшь, здесь – поёшь, дай поспать». И тут поворачивается режиссёр и произносит: «Гена! Никого не слушай! Пой!». Я поздравляю Наталью, Ольгу и Елену с тем, что они не только состоялись как творческие личности, но и как матери. Пусть они никого не слушают – и - поют.

 ...Не могу не вспомнить Виктора Робертовича: «Эй, а кто будет петь, если все будут спать?»...

 Песня «Молчание» (муз. - И. Дунаевский, сл. - М. Матусовский).
 (Комментарий Тамары Алексеевны об Ольге: «Это девушка из 19-го века»+)
 «Звать любовь не надо» (муз. - И. Дунаевский, сл. - А. Д’Актиль).

 Слово предоставили Ларисе Сергеевне Колиной, сотруднице Комитета по культуре.
 - Мы, библиотекари, обычно стараемся не говорить о своих читателях (Л. С. Работала директором библиотеки им. Крупской, - прим. мои+). Но, конечно, у нас есть любимые читатели, которыми мы очень дорожим. Оля пришла к нам совсем маленькой девочкой. Таких читателей, как она, мы любим и запоминаем. Когда она приходят – чувствуется, что мы – делаем большое дело: помогаем расти таланту. А потом прошло время – и Оля стала украшением наших вечеров и презентаций. Сейчас её искусство украшает многие городские концерты. Буквально позавчера она выступала на приёме администрации по случаю завершения конкурса «Город Королёв глазами художников». Наташа Сорока – тонкий, чуткий аккомпаниатор, также принимавший участие в концерте. Много написано об искусстве пения, но также и об искусстве аккомпанемента. Наташа владеет этим искусством в совершенстве. Хочется пожелать творческому союзу больших успехов. Пусть он творит на радость нам.

 Песня «Берёзка» (муз. - Е. Мартынов, сл. – С. Есенин)
 Ария Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка

 Елена Александрова любезно пригласила на сцену Доброславу Донскую, профессора, кавалера ордена Екатерины Великой, лауреата литературной премии им. С. Н. Дурылина. Она прочитала отрывок из стихотворения Блока – «Приближается звук».
 - Если бы Блок, - обратилась Доброслава Донская к Ольге Борзовой, - видел и слышал вас, он посвятил бы вам не одно стихотворение, а целый цикл. Удивительна сила слова, музыки, пения. Когда три эти составляющие соединяются в прекрасном исполнении, что мы чувствуем! О чем думаем? О чем вспоминаем? Спасибо вам! Я хотела прочитать ещё одно стихотворение Блока – «Девушка пела в церковном хоре», но передумала, там очень мрачная концовка. Не хочу омрачать этот солнечный, прекрасный вечер, когда возликовала душа. Благодарю!

 Вальс из оперетты «Моника» Н. Досталя завершил концерт.
 - Я поздравляю вас с наступающим Новым годом, - обратилась к залу Ольга. – И надеюсь, что Елена снова пригласит в гостиную нас с Натальей. Всего вам доброго! Итак, Досталь, вальс из оперетты «Моника».

 После завершения действа, передав певице привет от Светы Носенковой, которая, увы, не смогла посетить концерт, я задала Ольге несколько вопросов – во время короткого интервью нас постоянно прерывали: подходили слушатели, благодарили за концерт.
 - Как бы Вы определили для себя: чем для Вас является Ваше искусство?
 - Для певицы пение – то, что для обычных людей дыхание. Это то, без чего невозможно обходиться, даже если пытаешься – не получается. Потому что душа поёт. Как сказал один мой знакомый, «Поют только те, кто не может не петь». Творчество – оно внутри.
 - И такой вопрос. Как бы вы привлекли к классической музыке людей, которые её боятся? Боятся, потому что такая музыка для них нова и не всегда близка и понятна.
 - Для этого и проводятся концерты, подобные сегодняшнему, когда классика сочетается с музыкой известной. К сожалению, музыку невозможно узнать, если ты её не слушаешь. Может, кому-то не повезло – люди пришли на концерт певца, который недостаточно артистичен. И их это оттолкнуло. Если бы они увидели, как классические произведения можно исполнить – их бы это заинтересовало. Главное – сделать первый шаг. Необязательно начинать с опер. Например, как сегодня: мы подобрали репертуар так, чтобы присутствовали произведения, несложные для восприятия. Но безусловно с чего-то надо начинать.
 (Ясно вам, уважаемые те, кто так и пошел на концерт?+) В следующий раз попробуйте только не прийти+)
 Ольга согласилась запечатлеться на нескольких фотографиях – которые, как я уже отметила вначале, сгинули стараниями кого-то из родителей. Что не мешало мне представить максимально полный отчёт о происходившем+)
10 Фев 2011, 23:30


Рецензии