Вполголоса поющая душа... Sotto voce

Концерт трио “Sotto voce”, 15.02.2011, наркологический диспансер

Я поймала себя на том, что, собравшись писать отчёт о концерте, включила не до конца перемотанную плёнку (да, вместо цифрового диктофона я иногда беру с собой на концерты и старый, кассетный – правда, кассеты найти сложно в наш современный дисковый век) и заслушалась завораживающей мелодией. Помните, мелодия – атрибут вампирский, её слушаешь и понимаешь, что без этой музыки жизнь почти что теряет смысл. При всей моей антипатии к вампирам, не могу не признать – придумка с мелодией сама по себе очень красива. Но вернёмся же в конце-концов к концерту, точнее, к его описанию+)
 Трио “Sotto voce” (что в переводе с итальянского означает «Вполголоса») пригласило меня в ДК Калинина, на 19-е февраля. И я ломала голову, что ж мне делать, ибо именно в этот же самый день в ДиКЦ «Костино» состоится концерт барда Владимира Прудникова (куда я стремилась и стремлюcь ничуть не меньше, чем на классический концерт – и непременно пойду+). И тут со мной связывается юный королёвский поэт Умиджон Шарапов и сообщает – мол, та же программа прозвучит и в наркологическом диспансере у станции «Фабрика 1 мая» 15-го февраля. Ответ родился сразу же – идти, точнее, ехать, и никак иначе.
 За день до концерта пианистка Елена Дюжакова, о которой я уже не раз имела честь писать, сказала – мол, приходите в ДШИ, поедем все вместе. В ответ на такой широкий жест я не могла не поблагодарить Елену Анатольевну – и, выйдя из дома, забежала в кофейню «Единственная» на проспекте Королёва, дабы приобрести для Е. А. упаковку фруктового чая+) Она потом меня долго ругала, но сие бесполезно – нравится мне говорить «Спасибо»+)
 В ДШИ я встретила старую знакомую – преподавательницу по гитаре, у которой я некоторое время училась. Она поздоровалась со мной и спросила: «Ну как там гитара?» Пришлось честно признать, что продвинулась я в обучении ненамного. Стыдно стало. Но она не обиделась+)
 В Школе искусств я также познакомилась с третьей участницей трио – скрипачкой Светланой Гвиниашвили. Виолончелистку Ольгу Штойк уже некоторое время знаю – приветливый Светлый человек. А вот Светлана Гвиниашвили показалась мне поначалу хмурой букой – да так она себя и вела, до тех пор, пока не приехали к месту назначения.
 В такси меня усадили вперёд, а три участницы коллектива обсуждали свои музыкантские дела, и, к своему ужасу, я слышала порой лексику, которая никак не вязалась с их обликом и деятельностью. Чтобы причастный к классической музыке человек ругался – такого я ещё не встречала. Я старалась не обращать внимания на сие обстоятельство, в машине играло радио «Милицейская волна» (не вызыающее ни восторга, ни отторжения, надо сказать) и то и дело слышались радиоразговоры таксистов с диспетчером. Под такой нестройный аккомпанемент в небе плыла луна с облаками, а в голове летели мысли - что и кого я там в этом диспансере увижу? Меня ничуть не пугала встреча с пациентами и врачами – но какое-то странное чувство не покидало меня, словно говоря мне об особой важности грядущего концерта.
 Приехали. В импровизированной гримерке артистки готовились к концерту, прихорашиваясь и перебрасываясь шутками. Программу я выяснила у них заранее – официально в концерт было включено «Трио ми минор» Сен-Санса (опус 72) и «Звездная ночь» Дебюсси.
 Зал был странно уютен и... наполовину пуст. Врачей больше, чем пациентов. Почему – меня расспрашивать не тянуло.
 - Сегодня у нас вечер французской музыки, - произнесла Елена Дюжакова. – Мы с радостью исполним её для вас. Многие наши творческие коллективы находятся на гастролях во Франции вот уже целый год. Лично мне кажется, что наша и французская нации близки и по культуре, и по мировоззрению, и по отношению к жизни. Сегодня для вас споёт артистка театра Станиславского и Немировича-Данченко - Ольга Борзова. Откроет концерт романс Клода Дебюсси «Звездная ночь».
 От концерта к концерту, как я уже отмечала, Ольгин голос крепнет и наполняется всё новыми красками, и это при том, что она поёт довольно давно. В жизни, в разговорах с коллегами-музыкантами, с журналистами, сложно предположить, что она настолько яркая личность с Поющей Душой. Впрочем, и аккомпаниаторы обладают Душами не менее музыкальными+)
 - Сейчас для вас прозвучит музыка Камиля Сен-Санса, «Трио ми минор» в пяти частях. Надеюсь, мы сможем передать эмоциональный настрой этой музыки, - продолжала концерт Е. Дюжакова. – На сцене трио “Sotto voce” (произносится - «Сотто воче»).
 ...Я никогда не пойму, что люди находят в наркотиках. Готова поспорить, что ощущения, которые дарит музыка, на два порядка сильнее, ярче, радостнее. Минут сорок в зале Музыка просто царила – то звала куда-то, то убеждала, то волной сметала стены и препятствия, и казалось, что смотришь на необъятный морской простор или бескрайнее звездное небо...
 В перерывах между частями «Трио» звучали то аплодисменты, то восторженные восклицания.
 Смею заметить, Светлана Гвиниашивили преобразилась, как только взяла в руки скрипку: лицо просияло, глаза стали излучать умиротворяющий свет, черты лица, обычно строгие, смягчились, так что не оставалось никаких сомнений – этот человек прекрасно понимает Музыку, но прячет душу под маской резких слов и хмурых взглядов.
 Увы, фортепиано было расстроено так, что даже медведь бы услышал нестройность звучания+) Елена Дюжакова впоследствии очень сокрушалась по этому поводу.
 ...Пишу и слушаю запись... Скрипка, виолончель, фортепиано... «Друзья мои, прекрасен их союз»+) Сыгранность музыкантов пару раз дала сбой – но неуискушенному слушателю, думаю, это было незаметно.
 В финале на «бис» прозвучало три произведения – «Пробуждение» (Форе), «Менуэт на имя «Гайдн» (Равель) и «Аве Мария» (Бах, Гуно). «Менуэт» требует отдельного комментария – дело в том, что каждой ноте соответствует своя латинская буква. «До» - C, «Ре» - D, «Ми» - Е и т. д. И композиторы – Шуман, Брамс, Равель - часто сочиняли свои произведения на созвучия, рождаемые именем человека – одно время это было очень модно.

 Концерт завершился, и только я собралась поговорить с кем-нибудь из пациентов, оказалось, что их уже увели медсестры. Что ж, я не сильно расстроилась – тем более что со мной согласился поговорить сам главврач.
 - Эти мероприятия мы называем «Литературно-музыкальными вечерами в фойе наркологического диспансера». Отец-основатель этих вечеров – отец Феликс.
 Плотный мужчина с суровым взглядом подошёл к нам – это и был отец Феликс, священник нашей Владимирской церкви у канала.
 - В городе не играют эту музыку, нигде, - сетовал святой отец. – Играют всё, что угодно, только не классику. Позор и стыд! И это в наукограде! То, что висит у нас на афишах – грязно-синего, желтого и малинового цвета – это музыка для ПТУ, простите за выражение.
 Бросьте в меня камень, если это не так – полностью согласна с отцом Феликсом. Но он показался мне слишком... слишком взрослым. «Взрослые – странный народ», как говорил Маленький Принц. Когда во время чаепития с музыкантами и организаторами я рассказала о театре «Эльф» и упомянула о замечательных сказках, которые ставит со своими актёрами Анатолий Горлашкин, священик передёрнул плечами и заявил: «Ну, я, как вы понимаете, уже вышел из того возраста, когда смотрят сказки». «Ну и зря», - подумала я.
 Далее продолжился разговор с главным врачом.
 - Меня зовут Виктор Александрович, - произнёс он, пристально глядя мне прямо в глаза. Взгляд у него острый, уверенный. Но я ему ответила тем же+) – Мы с батюшкой решили проводить концерты, подобные сегодняшнему, уже более трёх лет назад. Каждый месяц мы устраиваем такие мероприятия. Мы с вами специально поговорим о шаговой программе, которую мы популяризируем, внедряем наряду с другими лечебными программами. Наш народ, наши пациенты и их родственники, не очень любят участвовать в программах, подобных той, что мы воплощаем в жизнь. Я говорю о системе «Двенадцать шагов», предназначенной как для больных алкоголизмом, так и для больных наркоманией. Она изобретена много лет назад в США организацией «Анонимные алкоголики». Люди очень плохо собираются, такой у нас народ.
 Я попросила его назвать фамилию – оказывается, он Арефьев. Учтонила у него:
 - Начинается с «А»? Как у Ольги Арефьевой?
 - А это кто такая? – последовал вопрос.
 - Зубр (или динозавр?+) русского рока, - был мой ответ.
 - А, русского рока... – разочарованно протянул Виктор Александрович. Хм, ну и пусть себе относится к рок-музыке как к чему-то дестройному и нехорошему, всё равно буду её слушать+)
 В гримёрке Елена Дюжакова рассказала:
 - У нас тут некоторое время назад была среди слушателей девочка девятнадцатилетняя. Такая красивая, молодая, а уже наркоманка со стажем. И она сказала – я, мол, думала, что кайф только в наркотиках, а оказалось, он есть и в музыке.
 Однако за чашкой чая, узнав о нашем коротком диалоге с пианисткой, Виктор Александрович категорически запретил называть словом «кайф» (которое надо обязательно писать в кавычках+) те ощущения, которые вызывает музыка. Он пояснил, в чём ошибка: «кайф» - термин, означающий, что состояние вызвано искуственно. Тогда как музыка, живопись, физические нагрузки – естественные переживания, дарящие настоящую радость. Интересный он человек. Вручил мне свою визитную карточку – а там перечисляются методики, которыми он лечит, и в их числе – гипноз. Я ожидала чего-то подобного - в его манерах есть что-то, наводящее на такую мысль.
 Вот такой получился запоминающийся вечер. Нас с музыкантами отвёз по домам сам Виктор Александрович (а я-то уже морально готовилась к тому, чтобы ехать на электричке+). Елена Дюжакова рассказывала о своих учениках – «есть способные, которые репетируют за день до концерта и хорошо выступают, а есть те, кто ни в зуб ногой – сколько ни играют, никак не научатся»+) Виктор Арефьев рассказывал о своих пациентах и о планах проведения концертов. А я планировала: раз уж услышала французскую программу «Sotto voce», то 19-го февраля со спокойной душой пойду на концерт Владимира Прудникова. Он состоится в 17:00 в литературно-музыкальной гостиной ДиКЦ «Костино». Приходите, и будет вам радость+)
18 Фев 2011, 23:34 


Рецензии