Торжественная поступь весны. Sotto voce

Концерт трио ‘Sotto voce’ 01.03.2011, ДШИ

И снова я собралась на концерт трио ‘Sotto voce’, прошедший в ДШИ в первый день весны. Начался он в 18:00, так что я успела забежать к ДК Калинина за кассетами для своего древнего и не побоюсь сказать - бессмертного «Панасоника»+) (Спасибо, HiFi! Я ещё забегу+)
 На улице уже чувствовалось дыхание весны – солнце особенно бережно дарило свой теплый свет деревьям, заснеженным крышам, людям... В такой день невозможно было думать о чем-либо печальном – так и вспоминались строки из М. Борзыкина: «В связи с тем, что я так решил – начинается новая жизнь...»

 А в школе меня встретил хмурый взгляд уборщицы и не менее неприветливый вопрос: «А у вас бахилы есть?» Да откуда же им у меня взяться, я же вроде не в больницу собралась. Поворчав немного, она меня пропустила.
 У двери 301-й аудитории (откуда доносились завораживающие мелодии скрипки и виолончели) я обнаружила всего одного человека. Потом подошёл второй – то бишь, вторая: хрупкая девчонка с огромными глазами. Она заговорила со мной – выяснилось, что работает на радио и пришла по заданию. Обрадовавшись появлению брата-журналиста (точнее говоря, сестры+), я предложила перейти на «ты». Интересный человечек – 12 из своих 16-ти лет занимается балетом, интересуется журналистикой и... верит в гороскопы+) Впрочем, что-то я заговорилась, не пора ли перенестись в зал?

 А зал поначалу был полупуст (впрочем, чуть попозже – переполнен). Была на концерте и Любовь Полякова, библиотекарь из ДК Калинина, и отец Феликс, с которым я уже имела счастье познакомиться. Поздоровалась с ним – он мельком посмотрел в мою сторону, бросил «Здрасьте» и перенёс всё своё внимание на сцену.

 На сцене было трое – Светлана Гвиниашвили (скрипка), Ольга Штойк (виолончель), Елена Дюжакова (рояль). Последняя была в ослепительном сером платье, так что мне сразу вспомнилась «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси: «Леди в сером» - так один из героев называл Ирэн Форсайт, которая давала уроки музыки его внучке. Ну, кто читал, тот вспомнит, а для тех, кто не читал – отмечу лишь, что Елена Дюжакова явилась в образе хрупкой Музы, похожей на благородную леди из 19-го века.

 Я уже знакома с программой французской музыки. Впрочем, передам-ка я слово Елене Анатольевне:
 - Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня только первый день весны, но мы спешим поздравить вас и ваших близких с весенними праздниками. Сегодня мы подготовили для вас необычную программу – прозвучит французская музыка, которая здесь никогда ещё не звучала – но думаю, что прозвучит ещё. Прозвучит трио французского композитора Камиля Сен-Санса, в пяти частях. У нас было невозможно достать эти ноты, я привезла их из Франции. Для вас играет трио ‘Sotto voce’.

 Музыка водопадом обрушилась на меня – я не предполагала, что второе прослушивание может настолько впечатлить. Обычно – по крайней мере, в случае с рок-музыкой, самым запоминающимся является первое прослушивание. Но классика не утрачивает своей новизны и неизъяснимой прелести.
 Должна отметить, что в стенах ДШИ «Трио» Сен-Санса звучало несколько по-иному, нежели в наркологическом диспансере. В последнем всё-таки был какой-то элемент трагизма, всё-таки люди туда попадают не при счастливых, мягко говоря, обстоятельствах, и настроение какой-то безысходности, что ли, витало тогда в воздухе. Теперь же настроение было иным – так и вспоминались строки Пушкина «Мне грустно и легко, печаль моя светла». От стен музыкальной школы, от инструментов, от музыкантов – веяло уверенностью, которая сильнее любой тревоги. Сколько ни слушаю классику, каждый раз эта музыка дарит новый спектр ощущений. Да к тому же даже легкая грусть, которую вселяла музыка, мгновенно рассеивал мальчуган, сидевший в первом ряду и изо всех сил принимавшийся хлопать, как только трио завершало очередную часть бессмертного произведения Сен-Санса. Кстати, ещё до концерта он сел за рояль и начал что-то наигрывать – надо сказать, весьма неплохо у него получалось.
 Я слушала и думала: этот концерт – словно ответ на слова отца Феликса а том, что, дескать, классическую музыку нигде не играют. Искренне надеюсь, что он убедился в обратном. Между первой и второй частью трио Сен-Санса вошли опоздавшие зрители, и в зале стало едва ли не тесно.
 Некоторые моменты напомнили одно Светлое аниме – «Виолончелист Госю» - о музыканте, который души не чаял в музыке Бетховена и вовсю репетировал, а в итоге выручил свой оркестр, выйдя на «бис» после концерта.
 В программе же концерта помимо «Трио» Сен-Санса, прозвучали следующие произведения:

 Равель, менуэт на имя «Гайдн»
 Рамо («который на 200 лет старше Сен-Санса», по выражению Елены Дюжаковой+)), «Тамбурин»
 Форе, «Пробуждение» (вот этим произведением лично я завершила бы концерт, если уж концептуально выстраивать исполняемые творения – ибо звучавшая музыка ассоциировалась с началом чего-то очень-очень большого и Светлого, она несла в себе что-то и торжественное, и в то же время осторожное, тихое и умиротворяющее. Под такую музыку, наверное, вырастали деревья и травы в «Сильмариллионе» Толкина, когда Эру Единый творил этот мир – ...кто читал, тот вспомнит...+)
 Впрочем, «Аве Мария» (Бах, Гуно) тоже имела право быть завершающим штрихом – именно им она и стала+)

 Увы, Бориса Белоглазова, директора ДШИ, одолел грипп, и вместо него благодарственное слово музыкантам говорил его заместитель, Владимир Лукошевич:
 - Как прекрасно дарить людям музыку, особенно когда она исполняется такими мастерами. Очень радостно, что у нас в городе есть такие музыканты. Я надеюсь, все присоединятся к моим поздравлениям – поздравляю вас с весенними праздниками и желаю долголетия и в жизни, и в музыке.
 Вроде не блещет речь заместителя директора яркими метафорами и эпитетами, но она была произнесена искренне – и на том спасибо. Вот так – светло, радостно, - завершился концерт, после которого состоялось блиц-интервью с виолончелисткой Ольгой Штойк.
 - Кто задумал и организовал сегодняшний концерт?
 - Как всегда – Борис Иванович, но он заболел, и сегодня его не было. Сегодняшний концерт посвящен весне, ведь и музыка звучала – отогревающая.
 - Елена Анатольевна сказала, что сегодняшняя программа звучит в ДШИ впервые. Можно ли надеяться, что это станет традицией?
 - Мы каждый год играем новую программу. Ежемесячно даем концерты в наркологическом диспансере, играем и в психиатрической клинике, в музыкальных гостиных. Играем там, куда нас приглашают – с удовольствием дарим музыку.
 - Как бы Вы сами оценили свою игру в наркологическом диспансере и на сегодняшнем концерте?
 - В наркологическом диспансере мы играли эту программу первый раз. Как и в любой премьере, есть плюсы и минусы. Сегодня состояние несколько иное, чувствуем себя увереннее, спокойнее. Далее вопрошала моя коллега Анастасия:
 - Как появилась задумка организовать трио ‘Sotto voce’?
 - Это название придумано до моего появления в коллективе. Раньше был немного другой состав. Название родилось из любви к музыке, из желания просто быть, играть, соприкасаться с чем-то Прекрасным. Вот и родилось такое название – «Вполголоса». Вполголоса говорить о музыке, шептать, напевать. Для себя. Мы просто хотим играть, и когда откликаются слушатели, нам радостно вдвойне. Иногда мы приглашаем певцов и поэтов – Ольгу Борзову, Умиджона Шарапова.
 - Вы играете только в Королёве или в других городах тоже?
 - Пока только в Королёве, потому что основная работа отнимает очень много времени.
 - На какую публику рассчитаны ваши концерты?
 - На разную. Наше трио очень понравилось людям, которые никогда не слушали классическую музыку. Пятая часть «Трио» - «Фуга» - она тяжеловата, а вот, например, первая часть нравится всем.
 - Какие отношения у вас с вашими коллегами по трио?
 - Замечательные. Близких друзей выбираешь по принципу притяжения подобного подобным, поэтому у нас в коллективе царит мир, любовь и согласие.
 - Какие произведения вы планируете исполнять в будущем?
 - Очень хотелось бы найти фа-минорное трио Дворжака. Это музыка необыкновенной красоты. Ноты ищем уже два года. Также ищем трио Бабаджаняна, произведения Хачатуряна, трио Брамса. Словом, есть много музыки, которую мы хотели бы сыграть.
 - Что бы вы хотели пожелать королёвцам в первый день весны?
 - Тепла, счастья, здоровья, весеннего настроения, чтобы каждый день приносил радость. Бывает, просыпаешься – и радостно на душе. Вот чем больше людей радуется, просыпаясь утром, тем меньше пакостей разных в мире происходит.

 Устами Музыканта глаголет истина+)
04 Мар 2011, 15:16


Рецензии