Идущий по воздуху. С. Садов

Идущий по воздуху

 «Воздух выдержит только тех,
 Только тех, кто верит в себя!
 Ветер дует туда, куда
 Прикажет тот, кто верит в себя!»
 (с) Илья Кормильцев, Nautilus Pompilius

 Размещаю здесь полновесное сорокаминутное интервью, которое брала у Сергея Садова, – частично это интервью появится в прессе. Ссылку размещу.
 Этот почтенный джентльмен очень важные и интересные вещи говорит, прятать и замалчивать не хочется. Может, кто-то что-то выскажет – согласны али не согласны, может, кто-то придет к интересным выводам! Нельзя препятствовать человеческой мысли. Потому и размещаю+) Это душа, которая стремится сделать людей Светлее. Которая не знает всей Истины, но изо всех сил к ней стремится!

 Мы предварительно договорились об этом интервью на Арбате, я просто решительно набрала номер, обозначенный на диске ‘Оберег’, который приобрела на выставке ‘Музыка Москва 2012’ после выступления коллектива ‘Садора’. Именно так называется и уникальный музыкальный инструмент, который придуман самим музыкантов. Два грифа, 32 струны и звук – не то арфа, не то гусли, не то гитара... О выставке музыкальной я ещё скажу непременно. А пока – само интервью.

 Когда я подошла – вокруг Сергея Садова толпился народ – он сказал:
 ‘Это Вы звонили? Я сейчас, ещё пару вещей cыграю...’

 И сыграл. Тем, кто ещё не слышал садору - очень рекомендую послушать! Совершенно необычный звук.
 А потом музыкант угостил меня горячим чаем из термоса, а я извлекла конфеты к чаю, которые всегда с собой ношу для подкрепления умственной деятельности и в силу своей сущности сладкоежки+)

 Интересное получилось интервью. Впрочем, преамбула, пожалуй, длинная вышла (знаю-знаю, краткость – не моя сестра+), перейду к разговору+)

 - Я вчера покопалась в Интернете – и накопала информацию, что звук садоры Вам приснился. Насколько это правда?

 - Ну да, вообще мне часто снятся какие-то такие события, которые надо сделать.

 - То есть это такие... подсказки из подсознания идут?

 - Ну да, да. Только не скажу, что все время или часто. Когда назревают какие-то события в моей жизни, мне приходят ответы. Но конкретные. То есть – вот мне приснилось то-то. Конкретное наставление. Вот недавно я сделал инструмент совершенно необычный. Как Вы заметили, здесь я играю много Востока. Наша русская музыка тоже звучит, но она несколько в ритме проигрывает огню, присущему Востоку. А тут недавно инструментик один разработал, вообще случайно. Думал сделать один инструмент, собирался оторвать гриф... Это в Перми было – был фестиваль, с американцами работали. Достался инструмент, который я перестроил. И он так зазвучал... Я вышел на сцену, а играл на нем до этого только два дня. Выхожу и говорю – а там народ, толпа стоит – кто-нибудь знает, что это за инструмент? Все стоят молчат. А я говорю – я тоже не знаю, но у него ТАКОЙ звук! Я Вам сейчас сыграю. Как сыграл! Мы же русские люди, мы найдем, как дать жару. И смотрю – там эти музыканты стоят из Латинской Америки, с которыми мы работали, и им башню клинит. Потому что, с одной стороны, по виду – это их инструмент, а с другой стороны, по звуку – это наши русские гусли, балалайка и домра. Откуда такой звук берется? Ну вообще я скажу так: надо, чтобы внутри звучало. Ошибка нашего времени у музыкантов... Не у музыкантов лично, а в целом... Они черпают что-то извне, чувствуют что-то извне. Вот, например, гитары продаются с примочками, с рычалками всякими, говорят – посмотрите, как это выглядит! И люди перестают слышать то, что звучит внутри, что вообще внутри происходит. У меня, например, есть концепция: внутри у каждого должно звучать! Уж не знаю, как это должно играться – иногда и играется концепция! Даже не успеваю подобрать что-то. Иногда успеваю подобрать что-то, а иногда не подбираю. Но звук... Вся цивилизация говорит о том, что не в звуке дело... Не во внешней форме надо что-либо искать, там уже все продано и перепродано! Может, внутри ещё что-то и осталось, и надо к этому прислушиваться.


 - Ваши слова созвучны тому, что высказал лидер ‘Калинова Моста’, Дмитрий Ревякин, - говорю я. - Но он о литературе говорил, но суть-то та же: ‘Литературы много, а духа – нет’. В музыке, наверное, то же самое происходит.

 - Потому что... – Сергей задумался и сделал глоток чая. - Почему попса – это непременно фонограмма? Потому что как пошло из 1968 или 1969 года, в Вудстоке, как собрали всех на фестиваль, когда собралось триста или... тридцать тысяч... а ведь ‘Beatles’ вот на таких же вот комбиках стадионы собирали! И все эти евреи поняли: надо работать со стадионами, собирать стадионы. А как быть с переездами? Проще фанеру поставить, чем аппаратуру перенастраивать! Поставили, отдубасили, снялись, уехали. Вот и идет такая... черная магия, манипуляция сознанием.

 - Но ведь думающий человек разберется, отсеет зерна от плевел, не так ли? – провоцирую я на более длинный ответ.

 - Дело в том, что и думанье – вещь такая, которая может запросто засоряться. Сейчас он думает, а потом становится лень думать, - не поддается на провокацию музыкант.

 - Но это дело силы воли! Кстати, Вы вчера сказали, что многое можете сказать о выживании в большом городе. Но разве формула выживания менялась? Хочешь жить – умей вертеться, только человеком при этом оставайся. Разве нет?

 - Понимаете... Нет. На самом деле нет. Если человек хочет жить, если он начинает вертеться, он начинает загонять сам себя в угол. И от этого уменьшается и количество творческой энергии, и физическое здоровье ухудшается. Надо не вертеться, а трудиться. Не работать, а трудиться. Чем больше человек бегает, тем глупее становится. Не зря китайский мудрец – Конфуций, кажется, сказал: ‘Хочешь победить – сядь на берегу и жди. Мимо тебя проплывет труп твоего врага’. Он и проплывет! Потому что если бегать, то не успеешь! Все духовные школы говорят: останови внутренний диалог и найди ответы. Что такое умное делание? Имеется в виду, что нужно остановить бег всяких внешних измышлений. Вот, например, посадят одного в тюрьму человека, и мозг начинает думать: «Ой, а вдруг и меня посадят? Надо что-то срочно придумывать, чтобы не посадили».

- Но разве мысль – это только результат мозговой работы? - риторически вопрошаю я. - Это ведь ещё и сила воли, мы сами решаем, что нам подумать. И возвращаясь к «бегу»... Сильно много-то бегать не надо. Надо приложить осознанное усилие, а в свободное время – творить и радоваться жизни!

 - Вот на улице гуляют люди, - со вздохом поясняет Садов. - У нас в андеграунде это называется – ‘пехота’, проходящие, они пришли и ушли. Но как только человек с этой улицы начинает поднимать какую-то копейку, возникают другие люди и ситуации, которые тоже хотят эту копейку получить. Это не зависит от силы физической, сколько человек протянет или восстановится. Это зависит только от внутреннего чувства правды. То, что человек делает, нужно делать из внутреннего чувства любви и правды. Как только начинаешь крутиться и подкручиваться под ситуацию, то человек ломается. Или более важная вещь... когда откровение приходит, волей можно много дров наломать, как коммунисты или гитлеровцы. И кажется, что намерения-то благие... только плохо всем.

 - Переформулирую тогда. Мысль должна быть союзником одухотворенной воли. Так лучше?

 - Вот в нашей молитве, в православной... Не помню дословно, что-то вроде... ‘Мой путь был твоим путем’. Имеется в виду, что нужно жить по Божьему промыслу, по Божьей воле. Не по своей! Потому что своя... вот я сейчас оставил все детям, снимаю квартиру, за год никто и не вспомнил, что я есть на свете. Но я не обижаюсь, нет. Я просто говорю к тому, что если я начну об этом думать, я начну на это обижаться. А на самом-то деле надо думать о другом. Например, о том, что Бог дал мне настоящую свободу. Я не завязан сейчас с вещами, которые можно назвать внутренними обязательствами. Страхом нельзя себя наполнять. Я в жизни сделал все, что хотел, мне не на что обижаться. Но получается иногда так, что по своей воле добиваешься чего-то, а потом понимаешь, что тебе это не нужно. И у меня так частенько бывает. У меня фирма своя была. Гитара на стене висела, хочу – сыграю, никто мне не указ. Но однажды понимаешь: вот так живешь – а жизнь мимо проходит, живешь чужими делами. Это беда многих людей. Они не делают свою жизнь, выполняют дела хозяйские. У меня не получается работать и творить одновременно, - заключает Сергей.

 - Я замечаю за людьми, которые младше меня лет этак на пять-семь, что они хватаются за наркотики с совершеннейшей скуки, - я перевожу разговор на другую тему. - Чего им не хватает? Как их от этого отвратить? Хемингуэй писал: ‘Каждое поколение в какой-то степени потерянное’. Наверное, их можно именно так охарактеризовать...

 - Пьянство и наркотики однозначно возникают тогда, когда человек в себя не верит, - твердо говорит композитор. - Тогда, когда он начинает в себя не верить. Когда человек верит в себя, он твердо знает – например, ‘Через полчаса я приеду домой и надо будет доработать такую-то мысль’. Некогда! Я сам иногда хочу заехать к друзьям и пропустить стакан вина – некогда, потому что вот здесь, в голове, ‘висит’ одно, другое, третье... И в голове нужно решить эти вопросы. А наркотики возникают тогда, когда... Я связан с улицей, здесь много этого всего... В основном потому, что человек себя не находит, а потом и не ищет. Это идет от воспитания. Из семьи. Из духовного распада. Ведь Господь на каждого имеет свой промысел. Бездарен ты или одарен, как Моцарт, это ничего не значит! Вот когда я в училище поступал, такие таланты поступали! Семьдесят человек на место в Гнесинке было. Там некоторые, как Паганини, играли по перевернутым нотным партиям... И таких талантов сейчас нет! Почему? Потому что помимо данных должно ещё кое-что быть. Может, человек ещё безданный, не бездарный, а безданный. Он как дерево – которое ещё не выросло. Но все они находятся в определенном времени на подоконнике. Может человек развернуться так, что его и не узнают. Он сам может не знать, как он способен развернуться. А может и талант себя погубить, я таких ребят видел. Надо просто верить, что любая ситуация, которая рисуется здесь, происходит, она для чего-то и зачем-то сделана. Она не просто так сделана. Нужно делать какие-то выводы из этого. Не смотреть на то, как твой приятель Вася Пупкин нажился. А я-то тут при чем? А ни при чем. У меня свои дела, причем они не внешние, как у него, а внутренние. Надо внутри себя искать. У меня часто так бывает, что иногда я чувствую себя дико талантливым. Вот сегодня, например, с утра, сыграл так, что даже и представить себе такого не мог. И концепция, и лейтмотивы: раз – и сделаны, даже не в моем ключе и почерке. А обычно над вещью около месяца работаешь. А иногда бьешься – и видишь: там ноль, ничего не откликается. Тупость и бездарность. И ничего страшного! Надо оставаться на волне, не бросать начатое. Значит, просто не время – что-то ещё перерабатывается, прорабатывается. Я бы посоветовал ребятам отслеживать внутренний барометр. Человек сам по себе – это высшая ценность, выше любого iPad’а, компьютера... А когда им начинают манипулировать – мол, давай-ка включайся... в команду ‘Pepsi’. Конечно, никаких ответов он не найдет, кроме потерянного времени и разочарования. Здесь очень помогает творчество. Потому что творчество – это сотрудничество с такими... скажем так, гармониями. И когда человек творит – даже неважно, каких результатов он при этом достигает, потому что он как бы на волну определенную настроен. Так работает внутренний барометр. Конечно, есть более сильные учения, веры. Мусульманство там, православие... Хотя бы даже на таком уровне, потому что когда человек занимается, это очень помогает. Мне это помогало, я и поднимался здорово, и падал. Но главное – ничего после тебя не останется, кроме мыслей, вещей, сделанных в любви. То, что сделано с любовью, то хранится. А то, что сделано с разрушением, разрушается. Если что-то сделано с любовью, это достойно по крайней мере интереса. Очень легко это проверяется, в музыке особенно. Вот когда фонограмма звучит – звучит все, звучат десять инструментов, и какой бы ни воткнуть одиннадцатым, даже самый слабый, все будет звучать. А когда выключишь – что есть, то и остается. Очень легко это увидеть.

 - Спасибо! Следующий вопрос относится к Вашему жизненному кредо. В интернете прочитала, что Ваше кредо: ‘Бог зовет’. Действительно ли это Ваши слова?

 - Ну, это несколько преувеличено, - опровергает музыкант. - Он нас всех зовет. Это человек отказывается идти. Вы же понимаете, что в Интернете многое переиначивается. Иногда мне кажется, что надо просто доделать дела и заняться в каком-нибудь монастыре духовной практикой, потому что инструменты – это все равно посредники. ‘Бог зовет’ – это не моя фраза, я не знаю, откуда она взялась. Но, с другой стороны, в жизни всегда чувствовал, что обязан чему-то внутри. Какой-то внутренний барометр подсказывает мне, что мое, а что не мое.

 - В чем Вы видите Цель своей жизни? - задаю я следующий вопрос.

 - Цель моей жизни... Цель моей жизни вижу так. Например, довести до конца то, что я делаю. Дотянуть. Все время возникают препятствия, вопрсы из серии ‘Как заменить эту дорогу какой-то более легкой дорогой’. Мне хотелось бы доделать свои инструменты, доделать концепции для них, видеоряд. Если есть, кому это интересно, пусть они смогут посмотреть, на базе каких концепций это возникает. Я их не строю от головы, мне они приходят – я их делаю. Когда я их сделал – я их могу объяснить. Хотя, конечно, человеку, не имеющему образования высшего, это сделать будет тяжело. У меня тут ещё группа музыкантов образовалась – очень образованные люди, и из консерватории, с композиторских факультетов (там очень сильные в плане концепций школы), не просто с исполнительских... Они приезжают, мы играем, и я вижу, что им это интересно. Я делаю – а они пытаются это себе объяснить с точки зрения теории. Было бы неплохо это оформить. Мне-то это не нужно, но кому-то может быть интересно, и я делаю это для того, чтобы потом человек не тратил десятилетия на поиск каких-либо инноваций. А так - что ещё Вам сказать... Потом выяснится, к чему все это было.

 - Вопрос следующий относится как раз к музыке. Недавно я осознала и почувствовала – наконец-то почувствовала, - что тяжелый рок – музыка суть агрессивная и, мягко говоря, жестокая. Хорошо, что это со мной в двадцать с хвостиком приключилось. А кто-то не осознает до самого... Вот как эту истину донести до людей, есть ли у Вас какие-то мысли на этот счет?

 - Я отдал хард-року десять лет своей жизни. С шестнадцати до двадцати шести лет я был просто фанатом. Есть такие старые группы – есть до сих пор, ‘Hellraiser’ и ‘Укрощение Марса’. Это мои группы, я играл там, писал для них тексты, музыку...

 - Но сейчас ведь Вы пишете совсем иную музыку! Созидательный заряд появился!

 - Тяжелые направления, всякие дет-металы происходят из... из сатанизма. Это, конечно, страшное слово, и меня многие подростки осудят за это, но... имеются в виду не какие-то черти придуманные, имеется в виду система не жизни, а смерти. Есть в Индии секта – ‘Уходящие в смерть’. То есть надо для себя решить: я есть жизнь или я есть смерть. Если я есть жизнь – значит, что-то должно расти, созидаться. А разрушать всегда проще. Когда нет созидательных процессов – человеческим сознанием проще манипулировать. Когда человек занят творчеством – ему некогда критиковать других, политическими делами заниматься... Он занят своим делом. Тем более все же очень просто! Вот я помню в хард-роке... в системе сект... а хард-рок – это и есть секта! Очень просто проверяется: любой сектант может жить только в узком секторе своих идей. Он не может существовать гармонично вне этой секты. Я сам в этой секте был, и потому знаю, сколько там самоубийств и вообще... Почему? Потому что молотят друг друга энергетически, подогревают и живут этим. И человек выходит на улицу – а там этого нет, это как наркотическая зависимость... И там, куда человек пришел, - пустота, и в секте тоже пустота, там ничего не дается, только отбирается... Очень просто проверить: секта или нет: находишься ли ты в гармонии без этого? Живешь или не живешь? Выйди и проверь, способен ли ты жить, и если не способен, если способен жить только в этом месте, значит – ты в секте. Видишь только определенный угол. Нужно определить, сам ли ты участвуешь в решении своих вопросов или работаешь на дядю, который раздувает проблемы. Мне тут многие предлагали известные музыканты с ними выступать. Костя Кинчев предлагал. Но следует подумать: я что, в чужую идею буду включаться – или свои дела все-таки буду делать и решать? Чужими вопросами заниматься – жизни не хватит.

 - Тогда такой вопрос. Представьте, Пожалуйста, что у Вас есть возможность обратиться ко всем людям на Земле, особенно к молодым. Что бы Вы им сказали? – задаю я свой ‘коронный’ вопрос для каждого интервьюируемого+)

 - Вопросы у Вас... глобальные. Сейчас подумаю... Скажу вот что. Что бы ни делалось вами, все равно вы будете о чем-то жалеть. Но по крайней мере если вы будете делать что-то, идущее от сердца, из внутреннего чувства какого-то, то даже если и будет сожаление, то вы будете осознавать, что попытались сделать что-то для души. Просто надо прожить жизнь так, чтобы, оглядываясь назад, не жалеть ни о чем. Заработал человек на компьютер – а этот компьютер сломался. А человек времени столько потратил. А если растить зерно внутри себя, оно там и остается. Он растет, становится интересен людям. Из пыли вырастает вдруг какой-то цветочек, пусть кривой да косой, пробивший асфальт, но он уже интересный! И люди замечают его, интересуются... это очень интересно на улице наблюдать. Вдруг идет человек – и... начинает Светиться, когда музыку слышит. Когда играешь, они оживают. Клево! – с хитрецой в голосе заключает музыкант.

 - Спасибо Вам!


 Cловом... вот такое вышло интервью. У меня сложилось впечатление, что это человек, про которого поет Наутилус:

 Когда они окружили дом
 И в каждой руке был ствол,
 Он вышел в окно с красной розой в руке
 И по воздуху плавно пошел,
 И хотя его руки были в крови,
 Они Светились, как два крыла –
 И порох в стволах превратился в песок,
 Увидев такие дела!
 Воздух выдержит только тех...
02 Ноя 2012, 23:15


Рецензии