Пиарт Я1 предсказание2. Дитя человеческое

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. ПРЕДСКАЗАНИЕ
ДЕЙСТВО ВТОРОЕ. Дитя Человеческое
____________________________________
Barrister, Юдоль Печали, Кот Дохлик, Фауст, Шейх Сэм Аль-Джип, другие Напеи
____________________________________

Освещённая слабым мерцающим светом комната, как бы на фоне ночного зимнего пейзажа. Широкая вертикальная трещина в стене меж двух окон, отбрасывающих длинные синюшные прямоугольники. Ржавая буржуйка с протянутой сквозь разбитое стекло окна мятой трубой. Холодно, отовсюду летят снежинки. В глубине сцены - старик в коляске. Яркое пятно - небрежно брошенное лоскутное одеяло на колченогое кресло с высокой спинкой. Приоткрытая дверь «в никуда» скрипит и болтается. За ней, в красноватом электрическом свете, мелькают женские фигуры. Разбросанные бумаги и страницы книг трепещут от сквозняка. Появляется Barrister.Он отряхивается от снега, достаёт миниатюрный прибор, щёлкает клавишами. Над сценой «провисает» экран. Вот Чёрный Квадрат, затем  - старинное фото: смеющийся голыш в шутовском рогатом колпаке с бубенчиками сидит, скрестив ножки. В руках его - юла. Ещё мгновение, и она начнёт вращаться.

Barrister (рассматривает фотографию).
              Когда мы все умрём, то будем. Среди звуков.
              И только тот из нас, кто одарён был слухом,
              Услышит парадиз – до шорохов, до скрипов -
              Сыграет роль кулис, но не услышит криков
              «На бис его! На бис!..»
А ты взамен свою отдашь мне душу...
Вначале было слово Бога, затем пари о вере – много с тех пор досталось миру перемен, но помню я почти дословно: «Хочу стать Мастером Души. Как молния рвёт вспышкой тень, как изрыгает гром проклятья, как ночь пророчествует день - так о Душе хочу всё знать я…» Каков же был Его ответ? «Я не учу владеть душой. Коль сможешь, подкупи того, кто случай путает с судьбой. Цена за это - компромисс…»
С тех пор я стал бродить по свету, многострадальную планету и всех людей её познал, скупая случаи и судьбы. Тщеславный бал их вечно губит…
X Y Z пересеклись и встали, нарушив постоянство корреляций. «Имеется…», - сказала Z, но встряли другие, испугавшись флуктуаций. Должно быть не случайно и внезапно, а по закону улиц и мостов X Y Z лежали аккуратно меж А и Б, зачёркнутых крестом.
Страна, простертая как лабиринт дремучий, с Востока в собственный Закат глядит… (Подходит к старику) Копил, проматывал не в меру за миг, перебесился и притих, так, наблюдаю неприметно… И ты, мой друг, устал...
Дурачит шулер Случай, в колоде сплошь краплёных карт тасуя Истину и Веру.

Появляются Напеи в экстравагантных нарядах (соответственно имени каждой). Одни разбирают завалы из книг и рукописей; другие задрапировывают дыру в разбитом стекле. Две девушки раскладывают огромную карту, изящно двигаясь под и музыку (из фильма «Девять с половиной недель», сценка «стриптиз»). Сквозь стену пролезает Кот,  крадётся по комнате, затем устраивается за креслом. Луч прожектора выхватывает мертвецки бледный лик старика.

Barrister (берет ладони старика в свои руки).
Давно ты Ночь не проводил в тепле, в спокойном сне, да неге. Спи да слушай... Лишь утром я исчезну. Грустно мне... Может ли быть назначена цена за Душу, словно за элитное клеймо? Иную только словом можно тронуть. От слов она становится ментальна и трепетна как дева-недотрога. Другая - высшей пробы, персональна, а ковырнешь разок-другой – без Бога. Цена ей красная – стакан, или бутылка. А третья – фи! Противнее обмылка. О пятой, сотой и тэдэ, даже о той, к которой применяется особое искусство, и вспоминать не хочется - так грустно…

Подходит Юдоль Печали со стопкой книг и тетрадей

Barrister. Что хмуришься, печальная Юдоль?
Юдоль ПЕЧАЛИ. Дух разума сожрала Моль… Где проползла она - лежит труха*.

Barrister (осторожно трогает корешки книг). Ещё бы… Переплёт-то кожаный. А краски! На меду. Клей авторский, пшеничный. Да, в старину умели делать книжки. Вот, полюбуйся... И зажги-ка свечи…
Юдоль ПЕЧАЛИ (зажигает свечу). Архив… Вернее, то, что от него осталось.
(Читает) Трактат «О Вещи». Феодор Фауст.
     Любая вещь в природе есть причина, направленная нам не в бровь, а в глаз.
     Иль следствие. От нас, но тоже клином. «Нечеловеческих» вещей нет подле нас.
     Все вещи - человеческая данность. Продукт, что обработал он руками,
     изжёван разумом, или нетронутая странность, исследованная его глазами.
     Что значит - видеть? Не приобретать, а брать себе, присваивая даром
     всё из природы… «Вещь в себе, товаром» условно назовём любой объект…
     Односторонность сделки невозможна, когда взаимодействуешь хоть с чем.
     Как быть? Себя изъять? Был, есть…
     И никогда не будешь! Поздно… Часть целого, но станешь в нём ничем.
     В борьбе за жизнь познанье - вся награда, но лишь по жребию природа воздаёт...
Обрыв листа… Похоже… предсказанье… А может, нет…
     Иносказательность…. всегда  смущает стадо.
Христос лечил народ иносказаньем.

Barrister. Он, понимал, что перед ним слепцы. Неузнанный, погиб в тисках толпы.
Юдоль ПЕЧАЛИ. Об этом здесь, с тринадцатой строфы...
     Господь! Глаза мои ещё глядят. Но почему мне не дано свой встретить взгляд?
     Добро и Зло в душе приют нашли... Мои глаза доверил ты чужим…
     Зачем им зеркало моей души? Меж двух зеркал живём мы, будто спим…

Barrister.
Зеркальное стекло наоборот – чёрный квадрат в один-другой мазок.
Зачем подсматривать в кристаллик, как в глазок?
Добро и Зло там в вечной драке за грехи.
Юдоль ПЕЧАЛИ. Есть средство в утешение – слеза…

Barrister. Слеза сентиментальна. Чепуха… Не ведай сам себя, но ведай мир сполна - вот для чего даны тебе глаза. Проверь, Юдоль, он спит?
Юдоль ПЕЧАЛИ. Он засыпает… (читает)
     «Из ничего ничто не возникает». Лукреций Тит. «Трактат о Боге», доктор Фауст.
Несколько строк всего нашла, как ни старалась....
     Нам нет нужды искать понятье Бога. Ведь всё, что не «не есть» в душе – есть «Я».
     Я - «нечто». Я -  «ничто»... Соринка у порога под лестницей разбитой Бытия.
Подчёркнута приписка: «Есть ли Бог? и Кто есть Я?»

Barrister (иронично). Положим, нет... Так надобно придумать! Что вы и сделали, едва в пространстве осознав себя. Кто ТЫ есть без Него? Что ОН есть без тебя! Кто кроме вас двоих любой эпохи бремя на судьбы этносов сей камень, водрузит?
Один за то потребует молитв, другой за то на время получает Время...
Юдоль ПЕЧАЛИ. Обрывки из раздела «Времена»...
     Малый подсчитывал, угадывал Косьма*. На древний Рим свой брошу взгляд...*
Это другой уже трактат. «Предназначение религий».

Barrister. Предназначение религий – разум вопросом возбуждать. В Науку и Искусство вопросы научились попадать, но человек остался в клетке. Религиозные таблетки ему несут, чтобы не смел выть и стенать. Чтоб более всего он почитал не мать и не отца, а данное ему начальство. Читай Послание Петра*. Оттуда карканье - поКАААйтесь...
Юдоль ПЕЧАЛИ. В Евангелии - «метаноите»*

Barrister. Попы украли смысл. В покое те, кого не мучают вопросы. Их души сладко спят. Зависимость от зелья сонного - и ломка, и покой. Страх перед Вечностью овладевает даже сильною душой. А между тем закон один, всё остальное - комментарий, в которых чистых истин нет – глушь да болото из моралей.

Из-за кресла выползает Кот и трётся о ножку  кресла.

Barrister (шепчет Коту, слегка теребя загривок). Ты зна-а-ешь, где чистилище, приятель… Я церкви ваши полюбил, когда призвал меня ваятель. А я, представь, иконописцем был. Брал слёзы, свет из божьих глаз, но лик Его писал я с вас. Я к краскам золото мешал… Стать ангелом не ты один мечтал.

На фоне освещённого проема двери появляется мрачная, как тень, фигура Шейха

Barrister (картинно приветствует Шейха).
От Рождества до Рождества 12 месяцев кольца несут твой образ по спирали…
Спаситель Свет не заслужил подобного конца.
Шейх Сэм Аль-Джип (неспешно входит). Всё шутишь, Князь… Иносказатель!

Barrister. Не Я сказал, а Предсказатель. Где откопал ты эти стансы?
Шейх Сэм Аль-Джип. Романсы это иль авансы, всё скоро прояснится. В ночь. Перед рассветом Палиндрома. Не вижу способа иного, чем совершить 12 действ в квадрате куба четырёх явлений. Твоя задача: Обеспечить! Проследить!
Не выполнишь – клянусь! Я прикажу тебя убить… 
(Замечает Кота) Как!? На свободе Синий Кот?

Barrister (язвительно). Не вижу повода для опасений, когда сквозь крылья Ангел смотрит. Кис-кис… пусь-пусь…
Шейх Сэм Аль-Джип. Я жребием своим клянусь!

Barrister (в сторону). Фанатик, чёрт...  Не откреститься…(Вышвыривает Кота за дверь; тот, громко мяукнув, исчезает) Ну вот…
Шейх Сэм Аль-Джип (миролюбиво). Религо* - вредный ген. Мы от него избавим мир совсем. Понаблюдай. Кот хитроват.  Уж очень он приметен, гад... Вдруг вестника твой Фауст в нём признает?

Barrister. Какой он вестник! Фанфарон… Пятном прикрылся как крылом. На наше счастье - не летает. Как дважды два они все знают – тот ангелочек, кто крылат...
Два в степени второй…
Шейх Сэм Аль-Джип. При чём тут степень! Боже мой…

Barrister (чуть помедлив). Увы, ещё один квадрат… (достаёт пачку бумаг) Я подготовил калькуляцию затрат. Материалы, инструменты. Список влиятельных персон. Статья на подкуп власть имущих. Представлены в ней все палаты и партии...
Шейх Сэм Аль-Джип (рассматривая бумаги). Сплошь демократы! Где же мои клиенты?

Barrister. Здесь! Ваша сволочь тоже есть. Но… мёртвые всё души.
Шейх Сэм Аль-Джип (достаёт ручной калькулятор, считает, возмущается).
Зачем нам этот холст?  Он с брюликами? Золотой? Вот здесь… на этой вот…  странице…

Barrister. Хромотофотофорный холст для плащаницы - наш спецзаказ. Работы он ручной.
Шейх Сэм Аль-Джип. Бутыль вина «Грааль» для рога. Одна. Смирна* - 100 литров! Много! А здесь - наоборот. Молчание колоколов не купишь за гроши ты у попов.

Barrister. За 30 сребреников самого Иуды колокола будут помалкивать повсюду.
Шейх Сэм Аль-Джип. Да ты сошел с ума! ТЕ ауреи* вновь применить для подкупа я не посмею. На них - проклятье кладбища Акелдама...

Barrister (многозначительно). В семье повешенного не говорят о мыле и верёвке?*
Шейх Сэм Аль-Джип. Кто ты такой, чтоб попрекать меня! Какие-то намёки... недомолвки! Юлишь, как хитрый фарисей* Отдай свои 30 талантов.

Barrister. Отдать им золото Пилата?*
Шейх Сэм Аль-Джип. А  разве Я - еврей?*... Мои… коллекционные монеты! Не хочешь ли… ты разорить меня!?

Barrister. Не сетуй. Вернётся всё к тебе... И скоро.
Шейх Сэм Аль-Джип. Ведешь дела мои ты крайне бестолково. Вот отчего тоска!
Вот отчего сомнение…

Barrister. Сомнение, хотя и «со», но мнение, а мнение, как только наберётся сил, без объясненья исключит сомнение. Нельзя пустым быть долго как горшок - заполнится тотчас таким же мнением и даст росток. Но независимо от прежних сей цветок – другого сопрозрения. Как пуля и висок, как глаз и зрение. Есть очевидности права. В них - правомерность и правопреемство мнения.
Ну, где теперь твоё сомнение? Фью! Улетело, не оставив и следа...
Шейх Сэм Аль-Джип. Болтун и филосОф! Вот в чём твоя беда.

Barrister. Уж и не вспомню где, когда… я предложил решиться одной персоне. Так пришлось побриться - во мне он чёрта видел. Ха! Ха! Ха! Душа его, скажу тебе, была - труха. А вскоре он учёным стал и даже философский труд издал. Я из него тебе болтал...
Шейх Сэм Аль-Джип (ворчливо). Мели, емеля. На всё про всё одна неделя…
(подходит к старику)
Какой кошмар! Во всей Москве не видывал бродяги столь жалкого. Так это он – дитя?!

Barrister (показывает на экран с фотографией). Да, это Фауст. Родом он из Праги. Вещьdoc. В руках его - юла. Соцвещь - он сам. Игрушка, кстати, - мой подарок… Когда же снимок сделан?
(Щёлкает по клавиатуре, под фото  появляются цифры и надпись на чешском)
О-хо-хо-хо. А вот и дата…(щёлкает пальцами, меж ними - небольшое фото)
Шейх Сэм Аль-Джип (рассматривает снимок сквозь лупу).
Нет, не подделка. Без помарок... Четырнадцатый век... Не может быть! Но как? Без фотоаппарата…

Barrister. Фотограф - я, неверующий Джип! Алхимия... Ртуть, серебро. Но главное – умение за тень объекта захватить мгновение у зазевавшегося света. Та камера, которой я снимал, до сей поры пылится где-то.
Шейх Сэм Аль-Джип (подходит к Фаусту). Итог - безумный дед... Жизнь, запятая. Запятая, жизнь… И так до бесконечности… (Прикладывает к носу платок) Ну и вонизм… Дух - хоть святых вон выноси. А в жалком теле мочится душа… Фу-фу… Проверь Сенсор-массив!

Barrister. Он на слуху… Феодор.
Шейх Сэм Аль-Джип. ФеОдор... ТеодОр... Гмм… Недалече до Петра... Жалкий старик…
(озирается) А это что за цирк! Кто эти девки? Из ****ей?
Barrister. Девицы благороднейших кровей. Студентки Института НЮ. Имаго*

Напеи расхаживают перед Шейхом как по подиуму.

Шейх Сэм Аль-Джип. Мамзели, значит… Франция иль Прага?
(Подзывает девушек небрежным жестом)
Юдоли (каждая представляется с изящным реверансом)
    Юдоль Невыплаканных Слёз...
    Юдоль Земная...
    Юдоль Грёз…
    Юдоль Непознанных Моментов...
    Юдоль Несчастных Импотентов…
    Юдоль Невысказанных Слов...
    Юдоль Терпимости...
    Юдоль Удачи...

Шейх Сэм Аль-Джип. Сейчас заплачу… впрочем, слишком зол…
Barrister. Других позвать?

Шейх Сэм Аль-Джип. Не надо! В игрушки да пирушки играть не надо, Князь. С ним не простой контакт нужно иметь, а нравственную, словно с сыном, связь. Все, что ему угодно - исполняй.
Barrister. Аль-Джип, родной, что может он хотеть!

Шейх Сэм Аль-Джип. Так выясняй... Команду подключай. Лезь в душу, в потроха. Твои дела... Мои… уж так и быть, - Колокола. Тебе даю девять ночей.
Barrister. Ты говорил уже. (В сторону) Вот ведь зануда…

Шейх Сэм Аль-Джип. Ты говорил, какой-то был Контракт... Мне даже показать его хотел. Я слушаю. О’кей? Итак…
Barrister. Тот документ так стар, что уж давно истлел. Подписывал Иуда. На новый - время дай.

Шейх Сэм Аль-Джип. Но главное, мне не мешай.
Barrister (машет рукой вслед стремительно уходящему Шейху)
И не мечтай… Ба-Ба-а й! (Подходит к Фаусту)
Жди в ночь. Зло и Добро, все прочь!

Тусклый свет окон освещает жилище. Сцена разворачивается так, что открывается декорация «с той стороны» – наружная стена жалкого жилого дома. Слышна музыка, в музыкальную тему вплетён перезвон колоколов.

Занавес
через некоторое время
Музыка не затихает…


Рецензии
Да... Философски уплотнено и интересно.
Но не окончено, как понимаю.
Сообщите о продолжении?

Татьяна Васса   03.02.2014 14:47     Заявить о нарушении
обязательно позову!
спасибо, Татьяна.
и давайте познакомимся.
в реале меня зовут Людмила Штерн.

Кино Недлявсех   04.02.2014 13:13   Заявить о нарушении
Меня можно звать или Татьяной или Вассой - ношу два имени.
Очень приятно.)

Татьяна Васса   04.02.2014 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.