Все гениальное - просто...

Сколько можно "ломать копья"? Нравится - не нравится, пони¬маю - не понимаю. А может "король" и в самом деле "голый"? Но не нашелся еще взрослый "ребенок" с достаточно солидным авторитетом в мире искусства, чтобы заявить это во всеуслышание... Его карти¬нами восхищаются не только умники от "науки искусства" и великие неформалы, цвет элитарной мировой артистической и художественной богемы, но и избалованная богатством, властью и дорогими удоволь¬ствиями аристократическая вершина общества.

Его полотна украшают самые престижные музеи мира и уникаль¬ные частные коллекции рафинированных потомков знатных родов . Они создают плодотворный тон и вдохновенную среду для творчества сов¬ременных создателей изысканных форм. Восемнадцать его работ укра¬шали и украшают комнаты и залы пятиэтажного особняка знаменитого итальянского кутюрье Джанни Версаче в Манхэттене, несмотря на трагический уход из жизни самого владельца коллекции.

Его красавица дочь ярко сверкает на звездном небосводе фран¬цузской культуры, продолжая новаторские традиции знаменитого отца в поиске нетрадиционных средств и форм выражения внутренних дви¬жений души одаренной личности.

Да, его картины позднего периода буйством фантазии, видением внешнего мира и палитрой красок, действительно, порой напоминают рисунки ребенка, только научившегося вычленять из окружающего ми¬ра геометрию наиболее важных для жизни форм. Не отвлекаясь "по мелочам", они передают самую суть вещей, явлений природы и чело¬веческой жизни, которую нужно только научиться распознавать за кажущейся сложностью человеческого проявления, отягощенного раз¬нообразием придуманных для удобства внешних атрибутов жизни лич¬ности, чтобы подчеркнуть богатство или замаскировать внутреннюю пустоту содержания.

Давно замечено, что все гениальное - просто. Но простоту в ее сложности нужно учиться воспринимать с детства, даже вернее не воспринимать, а понимать. Именно этому и учатся под руководством опытных искусствоведов ребятишки французского городка Антиб, рас¬положенного на Лазурном берегу Средиземного моря, где организован Музей Пикассо в память о пребывании художника на этом удивитель¬ном по красоте уголке земли.

В Музее выставлены полотна знаменитого художника, написанные им за несколько месяцев жизни в Антибе и работы современных мас¬теров живописи. Посещение программных семинаров разнообразных те¬матически и подкрепленных созерцанием представленных в Музее по¬лотен, общение с опытными искусствоведами помогают детям разных возрастов с юных лет ориентироваться в представленных на экспози¬ции работах, приблизиться к пониманию того, что пытался сказать художник, почувствовать нетрадиционное мироощущение.

Замок, в котором находится Музей Пикассо представляет собой удивительную смесь остатков древних сооружений и относительно современных конструкций. Он построен на самом берегу моря, на месте, где раньше был древнегреческий акрополь Антиполиса, затем Романская церковь и средневековая епархия. Не удивительно, что часть его комнат с низкими дверями под круговыми сводами напоми¬нает кельи. Небольшие залы с выбеленными стенами, каменными пола¬ми и небольшими по размеру оконцами не похожи на жилые комнаты. С 1608 года замок принадлежал семье Гримальди, имя которой и носит до сих пор. В 1928 году город Антиб приобрел замок под Музей Ис¬кусства, Истории и Археологии. Здание просто уникально, как и картины, выставленные в нем.
В 1946 году Пикассо, живший недалеко в Гольф-Жуане с Франсу¬азой Жилот, принял предложение куратора Музея г-на Дор-де-ля-Со¬шер устроить в замке студию.
За несколько месяцев, проведенных в замке Гримальди, худож¬ник создал много работ, выполненных в необычной манере с исполь¬зованием нетрадиционной техники и материалов ( промышленные крас¬ки, фиброцемент, фанера). Созданные в этот период картины отража¬ют не только трудные послевоенные годы, но и свидетельствуют о неординарных способностях художника экспериментировать с новыми материалами. Воплощенные в цвете, образы выражают обновленную ра¬дость жизни после освобождения страны.

Посредством образов, воскрешенных художником из древности веков, антибские работы Пикассо в исключительно мягкой манере пе¬редают нежные чувства влюбленных, верность и преданность избран¬ных друзей, неугасимый огонь любви. Изображенные на полотнах фав¬ны, кентавры и другие мифические создания способствуют живучести легенды о достижимом Саде Эдеме, Священном Рае, сердцем которого является женщина-цветок, олицетворяющая грацию и изящество, гар¬монию и радость жизни.
Музей Пикассо был официально открыт в 1949 году. Это событие положило начало крупным пожертвованиям и дарам.  Позднее первона¬чальная коллекция была значительно пополнена изделиями из керами¬ки, гравюрами, скульптурами.
На каменной террассе Музея Пикассо, с которой в солнечную погоду открывается великолепный вид на лазурные воды Средиземного моря, сливающегося с синевой неба, среди цветов и зелени деревьев представлена постоянная коллекция замечательных работ выдающегося скульптора Жермен Ричер (Germain Richier). Созданные скульптором шедевры отражают представление автора о судьбе человечества, ко¬торые отождествляется со страдающими или спокойными образами лю¬дей.

Перекликаясь с полотнами Пикассо, работы Жермен Ричер как бы утверждают, что разум человека вмещает райский Эдем, Сад Блаженс¬тва и Мудрости, в котором растет Древо Познания Добра и Зла. Че¬ловек стремится к его познанию. По свидетельству мудрейших, поз¬нание преумножает скорбь. Вызвано ли страдание на застывших лицах скульптур осознанием несовершенства земной жизни? Вкусили ли они плод от Древа Познания Добра и Зла? Кто знает?

Воистину Ад и Рай внутри каждого из нас. Одни люди приходят на землю, чтобы радо¬ваться жизни, другие мучиться... В страданиях очищается душа? Или это проявление Великого Космического Закона Причин и Следствий?
Среди мягкого великолепия Средиземноморья, на фоне белых яхт, лазурных морских волн и синего неба страдающие фигуры выгля¬дят странно... Земля и небо Южной Франции не располагают к дли¬тельной скорби. Скульптурные образы Жермен Ричер, на лицах кото¬рых застыли непоколебимое спокойствие и радость жизни имеют не¬сомненное сходство и черты жителей Средиземноморья. Автор отразил свои наблюдения в камне ... Так существует ли земной рай?

Среди других мастеров, представленых под голубым небом южно¬го Антиба на живописной террассе Музея Пикассо, Миро (Miro), ко¬торый воссоздал в камне воображаемые образы, инспирированные мо¬фологией и посвященные Средиземноморью. Бернард Пейджес (Bernard Pages) вдохновленный архитектурой и стилевым материалом замка Гримальди, вместившего дух нескольких эпох, изваял фантазийную белокаменную колонну, которая своими причудливыми формами четко вырисовывается на фоне лазурного моря и синего неба. Скульптурные работы Анн и Патрика Пуаре(Anne and Patrick Poirier),как и у Пи¬кассо, обращены к древней мифологии. Достойная компания для утон¬ченных натур.

В 1951 году Дор-де-ля-Сошер положил начало новой коллекции Современного Искусства, которая впоследствии была пополнена за счет подарков от художников, чьи работы выставлялись в Музее, а также за счет исключительных приобретений, сделанных за эти годы городом Антибом. Коллекция включает работы художников, представ¬ляющих основное направление в искусстве 20го века: Gleizes, Ernst, Magnelli, Picabia, Hartung, Atlan, Balthus, Brassai, Mu¬sic, Tapies, Klein, Hains, Arman, Cezar, Spoerri, Raysse, Vial¬lat, Dezeuze, Pages, Buraglio, Pincemin, и пр.

Музей Пикассо недавно получил исключительную серию работ Ганса Хартинга и его жены Анны-Евы Бергман. Этот дар и вверенное имущество Фонда Ганса Хартинга и Анны-Евы Бергман как нельзя луч¬ше вписались в общее настроение и ауру коллекции, обеспечивая возможность продолжить начатую полотнами Пикассо традицию.

На верхнем этаже Музея, где располагалась студия Пикассо, экспонируются работы Николаса-де-Стаела (Nicolas de Stael), воск¬решающие в памяти его пребывание в Антибе (с сентября 1954г. по март 1955г.). Экспонируемые картины и рисунки были написаны Нико¬ласом всего в нескольких десятках метров от места, где они выс¬тавляются сегодня. Действительно, волшебное место для художест¬венно одаренных натур ...эмоциональный земной Эдем... Море, чай¬ки, лодки, все вдохновляет здесь художников в их неутомимости удивляться, выражать свои надежды и сильные чувства в видимой форме.

Незамысловатые по форме работы Николаса производят неодноз¬начное впечатление. Они соединяют в себе страстное желание любить и боль человека, страдающего от одиночества. Хотя, что может быть естественнее одиночества?

Человек всегда, в определенном смысле, одинок, находясь наедине с самим собой. Кажущееся присутствие ко¬го-то или чего-то, в конце концов, если верить философам, есть лишь иллюзорное отражение действительности в нашем сознании, дан¬ное в ощущениях цвета, формы, звука, вкуса, запаха, вызывающих у нас чувства ненависти, страха, любви...

Желать любви и любить - разные категории сознания. Каждый волен выбирать, нужно только понять разницу этих состояний. Ад и Рай. Страдание и Блаженство. Любовь и Ненависть ... Мера понимания, в соответствии с основами духовной мудрости, есть степень любви. Можно выучить уроки жизни дословно, и все-таки остаться мертвой биологической формой, если не согреется сознание любовью...

Так стоит ли учиться понимать полотна живописцев, внешне на-поминающие иногда детские рисунки ? Не будят ли они в нас подсоз¬нание? Не привносят ли эмоциональные оттенки в сухую логику мыс¬лей, выраженную в лабиринтах слов?... Все гениальное - просто...

04 2001, данный материал написан для для журнала Elle.

входит в подборку " Тайны Парижа"


Рецензии