14. киноиндустрия и книжный рынок

Какой русский не любит быстрой езды и какой автор не мечтает о том, чтобы его роман экранизировали?! Вопрос, разумеется, риторический. Но киноиндустрия, несмотря на жалобы о том, что экранизировать нечего, не спешит отдавать пальмовую ветвь большинству новичков издательского рынка. И это не случайно.
Во-первых, режиссерам и продюсерам некогда читать книги (и не стоит им их дарить). Они, в лучшем случае, заглянут в ваш синопсис.
Во-вторых, от синопсиса и текста до сценария еще «дожить» и «доплясать» надо при помощи сценаристов, а кроме того еще необходимо найти деньги на съемку если не полнометражного фильма, то хотя бы сериала.
Конечно, есть множество режиссеров, но среди них «снимающих» — единицы. Остальные пытаются пробиться, надеются, ищут спонсоров… И могут их искать годами.
Как вы уже догадались, обращаться нужно только к первым. Но они как раз самые занятые люди и читать (даже синопсисы) со стороны не будут.
 
В Интернете вы найдете множество сайтов, где за деньги вам предложат поместить ваш текст в так называемую базу сценариев, но скорее всего эту базу никто не просматривает, и ваш текст так и останется непрочитанным. В худшем случае вас попробуют развести на деньги, скажем, для съемки пилотной серии телесериала, а уж тогда миллионы вам будут обеспечены, а небесная манна так и посыплется на голову, пока не погребет под собой полностью.
Угу. Десять раз. Снимите лапшу с ушей.
 
Существует еще несколько опасностей.
 
Во-первых, вашу идею могут украсть, и потом доказать, что вы ее автор, возможности не представится. Так было уже много раз.
Во-вторых, идею купят, совершенно не собираясь ничего снимать. Зачем? Чтобы не досталась конкурентам. Мало ли, вдруг пригодится.
 
Поэтому работать можно только с тем, кому доверяешь! Необходимо знать этого человека или иметь о нем отзывы от знакомых, прошедших данным путем.
 
При обращении к режиссерам, продюсерам, литературным агентам ни в коем случае не стоит заявлять: «Моим сценарием заинтересовался сам Михалков и хотел снимать, но пока (дальше вариации: у него слишком много проектов, нет финансирования и т. п.)». Глупое бахвальство при дележе шкуры неубитого медведя способно лишь стать сигналом о том, что с вами нельзя работать, так как вы бахвал и пустозвон.
 
Кстати, при уже снятом фильме продать книгу (переделав ее из сценария) гораздо проще. Если вы являетесь автором снятого (снимающегося), но еще не показанного кинофильма, смело идите в издательство, предварительно просмотрев, где есть серия «Кинороман».
 
Мы с вами много говорили о коммерческих жанрах в литературе. То же самое можно применить и к кино. — Снять сериал гораздо проще, чем полнометражный фильм. — Авторское кино — вещь сложная, дорогостоящая и неприбыльная. Если вы пишете в сфере интеллектуальной прозы, шансов на экранизацию у вас немного. — С мультфильмами еще сложнее, практически полная безнадега, как и с фильмами для детей.
— Скорее всего, Голливуд не ищет днем с огнем именно вас, поэтому переводить свою книгу в сценарий, а сценарий на иностранные языки смысла нет. Разве что ваш дядюшка помощник Стивена Спилберга или совладелец известной кинокомпании. — Иногда мечты сбываются, так почему бы не попробовать. В худшем случае вы ничего не приобретете, а потеряете только время. Приобретя взамен опыт. — Если пойти на курсы сценаристов, вполне можно приобрести нужные связи и знакомства, получить пропуск на разные киношные тусовки, а там, как знать… — Проанализируйте спрос на фильмы и телесериалы: какой жанр востребован именно сегодня, здесь и сейчас. Если вы владеете английским, посмотрите, что находится в хитах англоязычной (американской) индустрии. Большинство новомодных веяний приходит к нам оттуда. Вероятно, это и ваш шанс так же.
 
Итак, даже если издательство требует у вас одновременно с правами на издание книги права на экранизацию, не стоит надеяться, что издатель предложит вашу книгу киностудиям. ЭКСМО, к примеру, издает около 800 наименований книг в месяц. Понятно, что часть из них это нон-фикшн, переиздание и проч., тем не менее, книг гораздо больше, чем режиссеров и продюсеров. А уж интересных книг для экранизации и того меньше.
Если вы пишете интеллектуальную прозу и при этом вы не Пелевин и не Улицкая, ищите спонсора, который даст вам денег, иначе «кина не будет». Ведь зарабатывается на таком кино только благодаря «распилу» бюджета, кинопрокат подобного фильма денег не принесет.
Другое дело телесериалы. Там деньги добываются за счет рекламы во время показа фильма. В лучшем случае за счет продажи DVD, что маловероятно в вашем случае, так как вы не написали самый успешный сериал.
Не все тексты подходят для экранизации. Если вы написали эпическое полотно с множеством баталий, если действие происходит в разных странах мира и проч. — съемки получатся слишком дорогостоящими, что ни продюсеру, ни режиссеру не нужно. Если вашему фильму потребуется дорогая компьютерная графика и спецэффекты — результат тот же. Вывод: чем дешевле, тем лучше.
Естественно, иметь готовый сценарий всегда надежнее, чем предлагать просто синопсис. Тут есть два пути: либо поучиться писать сценарий самому, либо обратиться к профессионалу и заплатить деньги. Выбирайте тот, который вас устраивает. Если вы платите сценаристу, договаривайтесь с ним заранее, кому будет принадлежать готовый сценарий: вам или ему. Если вам — не забудьте заключить договор, а то потом окажетесь в пренеприятнейшем положении. Помните, что права на экранизацию и права на сценарий — совершенно разные вещи.
 
Когда у вас есть готовый сценарий, посмотрите сайты кинокомпаний. Посмотрите фильмы, которые они снимали последние года два, и оцените свои шансы. Если фильмы сняты совершенно на другую тему, значит, вам не сюда. Пишите сценарную заявку. В ней обязательно должны содержаться следующие сведения: жанр, целевая аудитория, основная идея, основной конфликт, послужной список автора (изданные книги, снятые фильмы). Не путайте сценарную заявку с синопсисом! Это не одно и то же. Синопсис — это содержание текста, основные сюжетные линии.
 
Если вы пишете в жанре нон-фикшн, тогда ваше предложение к кинокомпаниям может быть обращено к документальному кино. Последовательность действий та же, что и для художественного фильма.
 
Что касается предложений для западного рынка киноиндустрии, к примеру для Голливуда, тут нужен свой особый поход. Кроме безупречного владения языком той страны, куда вы предполагаете послать сценарий, вам жизненно необходимо найти тамошнего агента и знать правила этикета при общении с ним, а также правила оформления заявок и сценариев. В общем, это должно быть профессиональное бизнес-предложение, которое обычному автору, увы, не по плечу.


Рецензии