Гл. 1. Помогала людям, пока могла ходить...

Гл. 1. Помогала людям, пока могла ходить…

В конце августа 2002 года по приглашению наших добрых знакомых семьи П. мы поехали с Лией Кирилловной в село Малая Михайловка, Покровского района, Днепропетровской области. Молодой руководитель местного хозяйства Олег Анатольевич выделил нам жильё, где можно было не только жить, но и принимать людей, желающих попасть к нам на сеансы. В 12 часов дня мы могли приходить в местную столовую на обед.
В первый день мы пошли к столовой пешком. Погода была хорошая: солнечная, не жаркая. Я шёл с удовольствием, а Лия Кирилловна как-то быстро устала и призналась, что каждый день такие расстояния проходить не сможет.
Я сказал об этом Олегу Анатольевичу, и он обещал возить нас в столовую и обратно на своей машине или присылать водителя. Жили мы там более двух недель и всё это время мы ездили в столовую на легковом автомобиле.
В общем-то, у Лии Кирилловны и раньше бывали проблемы с ногами. Бывали головокружения и слабость, а также проблемы с вестибулярным аппаратом, то есть, неустойчивость равновесия при ходьбе. Да и у меня проблемы с опорно-двигательным аппаратом были с малых лет. Так что бегать по любому поводу к врачам мы с ней не привыкли, боролись с проблемами физического здоровья своими силами. Тем более, что у Лии Кирилловны была то ли врождённая, то ли приобретённая лекарственная аллергия на разного рода таблетки и уколы. Её она передала по наследству и нашему старшему сыну – Эдуарду.
В то же время вспоминаю две наши поездки в ту пору: осенью 2002 года в Санкт-Петербург, а также осенью 2003 года в Москву. Вспоминаю, как Лия Кирилловна поддерживала меня под руку (хромого и немощного тогда) в наших ежедневных путешествиях по улицам этих городов: от станции метро до нужного нам адреса. У меня в тех поездках почему-то заметно обострялась немощь моей правой ноги (по возвращении домой всё приходило в норму). А сама Лия Кирилловна, помнится, была тогда бодра, энергична, жизнерадостна.
Помнится, уже после ухода Лии Кирилловны в мир вечный, младший сын Руслан рассказал мне одну историю. Видимо, я уехал в тот день по делам издания своей газеты. Руслан, убегая из дому по своим делам, по привычке попросил маму замкнуть за ним входную дверь.
Он уже отъехал на автомобиле от дома, когда почувствовал, как защемило тоскливо и болезненно сердце. Причины этой тоски-тревоги Руслан понять не мог.
Но тут он вспомнил, что забыл дома какой-то необходимый ему документ и поспешно вернулся домой.
Дверь оказалась незапертой, а Лия Кирилловна сидела беспомощно посреди коридора, растерянно и беспомощно улыбаясь удивлённому и встревоженному сыну.
Оказалось, что когда Руслан ушёл, она пошла закрыть за ним входную дверь. Но, не дойдя до неё, вдруг почувствовала слабость в ногах и беспомощно села на пол. Подняться самостоятельно сил у Лии Кирилловны не было.
Вернувшийся Руслан с большим трудом помог ей подняться и добраться до кровати.
В 2004 году её немощи с ходьбой и нарушением в работе вестибулярного аппарата периодически проявлялись в обострённой форме, - но именно периодически. Иной раз это сопровождалось внезапными физическими немощами.
Изредка описанная выше ситуация повторялась, ноги её не держали и она бессильно опускалась на пол. Тогда мне приходилось тащить её волоком до дивана или до кровати, ибо поднять её на ноги, 85-килограммовую, у меня, хромоногого, не получалось.
В такие минуты Лия Кирилловна, бывало, горько смеялась от растерянности и беспомощности. Иной раз на глазах её появлялись слёзы, но она старалась быстро взять себя в руки и даже успокаивала меня, чтобы не расстраивался и не придавал происходящему слишком большого значения.
Полежав или посидев некоторое время, она приходила в нормальное состояние и опять могла потихоньку вставать, ходить по квартире, заниматься несложными повседневными делами.
И продолжала принимать в 2004 году людей. Несмотря на все наши просьбы и предложения оставить хотя бы на время приём страждущих людей, она отказывалась это сделать. Для неё было очень важным общение с людьми и осознание, что она по-прежнему может оказывать людям реальную и конкретную помощь.
Ещё более важным это было для самих людей, обращающихся к ней за помощью по поводу различных, одолевающих их болячек и проблем. А также, болячек и проблем их близких.

Продолжение следует.


Рецензии