1. Развитие идеи Дьявола. Личность Дьявола

Если мы будем рассматривать историю религий, начиная с древности (Религия Древней Месопотамии, Религия Древнего Египта, Религия Древнего Ирана) почти везде  найдётся место тёмным богам (божествам). В древних религиях существует религиозная идея о подземных богах (хтонических божествах),  и о богах земных, близких к человеку (Энки в религии древней Месопотамии, Осирис и Изида у египтян, Дионис - у древних греков, Велес – у славян и другие);
История демонизма как явления в религиозной жизни общества берёт начало в язычестве. Для язычника злой дух также является божеством, как и добрый, которому тот служит, также принося жертвы и вознося молитвы: «При этом гневным темным богам и их умиротворению отводилось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели светлым» [13].
Образ Дьявола, каким он наделён  на сей день, является собирательным (рога, копыта, некий шарм), это указывает на историчность идеи его существования. Корни этого образа уходят далеко к иранскому богу Ариману: «Ангра-Маинйу (Анхра-Майнью– Ариман– греч.) – Бог зла, противник Ахура-Мазды» [12;C.18].  В иудаизме Сатана не является равным богу, его соперником, так как его существование считается: « как часть Божественного замысла» [14]. В религии Древнего Египта Богом Зла является Сет, который тоже не наделён особой привлекательностью.
Христианство наделило образ Дьявола различными атрибутами, позаимствовав некоторые идеи у других древних религий: «рога и копыта у греческого бога Пана, связь с огнём – у римского Вулкана, черноту – у Сатурна, бороду и серное дыхание у скандинавского Тора» [14].
Чаще всего Сатану (Дьявола) идентифицировали с восставшим ангелом Люцифером, который был побеждён и низвергнут в адскую Бездну вместе с теми, кто за ним последовал (с ним пало 1/3 неба).
 В настоящие время до сих пор идёт путаница вокруг личности Дьявола. Мнение сатанистов, люциферистов и дьяволопоклонников по поводу личности Дьявола значительно  расходятся. Одни считают что Дьявол – это Сатана, другие считают, что Дьявол – это Люцифер, третьи, что Люцифер и Сатана – одна личность, четвёртые – Дьявол – это эгрегор, который соединяет в себе все похожие на него образы (Сатана, и Люцифер и Астарот и Асмодей и другие сразу), наделяя его полифункцией*
Проблема личности Дьявола до сих пор актуальна, вокруг неё идут бурные дискуссии. Образ Сатаны исторически развивался: « К 14 веку твёрдо укоренилось представление о Сатане, как о главном враге Бога и рода человеческого. В его расположении находились самые разнообразные демоны, которых было  «несметное число». Впрочем, демонолог 14в. Вейер даёт «точную» цифру – 44635569 – она вполне соизмерима с общим количеством смертных, что когда-либо приходили из небытия, дабы кануть в него вновь. Отсюда следует логический вывод: встреча человека с нечистым не такая уж редкость»[14].
В наше время сатанисты, дьяволопоклонники считают Дьявола (Сатану) прекрасным примером для подражания, многие «служат ему верой и правдой».  Для этих верующих, образ Сатаны – вовсе не противен, он наделён многими привлекательными чертами – дьявольский шарм, динамичность, прогрессивность идей, новаторство, оригинальность и др.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.