Активная жизненная позиция

                Д. Макрушин.



                АКТИВНАЯ  ЖИЗНЕННАЯ  ПОЗИЦИЯ


   Однажды зимой, в канун Нового Года, положившему конец позднейшему этапу, идущей в СССР перестройки ,3 молодых флотских лейтенанта не успевшие окрепнуть в священной любви к ней, находились в служебной командировке в столице Северного флота –Североморске. Просто любить было нечего, перестройка уже даже не напоминала котел в котором все кипит, но ничего не варится, а представляла чадящий под котлом фитиль света грядущего, не успевающего даже нагревать,остывающее мутное содержимое разочарований ее итогами.
   Были они освобожденными комсомольскими работниками 4 эскадры подводных лодок гарнизона Полярного, или как они его называли-«Палермо». И чувствовали себя на эти 4 дня действительно освобожденными от неволи гарнизонной службы, от ежедневного небеспричинного придирчивого контроля своих начальников.
    Двадцатые числа декабря погрузили Кольский полуостров в черную тошноту полярной ночи с заунывными завываниями рейдовых наутофонов, парящего от небывалых морозов Кольского залива.
    Старший лейтенант Анатолий Мочайников на 2 года раньше своих товарищей окончивший Киевское высшее военно-морское политическое училище, был помощником по комсомольской работе начальника политотдела эскадры (НПО) подводных лодок, а лейтенанты Николай Сусовников и Сергей Анохин-инструкторами на бригадах и были не только его подчиненными,но и друзьями.
     Анатолий – громадного роста, широкоплечий с кулаками величиной с голову пионера был кандидатом в мастера спорта и призером флота по боксу в полутяжелом весе. По натуре был не порывист, мрачен, невозмутим,с приплюснутым как и положено боксерам носом, в котором все стропила рухнули уже на втором курсе училища от могучих ударов соперников по рингу. Смотрел на окружающее всегда из подлобья мощных надбровных дуг и обладал безупречным искрометным чувством юмора, что так роднило бы его сейчас с нынешней боксерской легендой Николаем Валуевым. По этой причине в училище приобрел устойчивую кличку Толя-Катафалк, которая вместе с ним успешно мигрировала из Киева в Полярный.
      Сергей-среднего роста, бледный, худосочный, любопытный до всего, относился к категории людей, которые верят всему что читают в газетах. И в отличие от друзей был женат.
       Николай-розовощекий, склонный к полноте и беспорядочной половой жизни крепыш, но, конечно, не до диких инстинктов, иногда все-таки овладевавших им, когда женщины гарнизона разбегаются при одном только его появлении. Смотрел на окружающее с некоторой житейской ловкостью и обладал коммерческой хваткой, необходимой новому времени.
       А сейчас он, раскрыв глаза, ничего не понимая, удивленно рассматривал висящую на стене над кроватью пионерскую форму. Покосившись, уже без удивления обнаружил рядом крепко спящую крупную мужеподобную женщину. Он стал мучительно вспоминать как после первого дня сборов он со своими друзьями отправился «поужинать» в ресторан военторга «Чайка», что на самом высоком месте Североморска, как познакомились с официантками такого же ресторана военторга «Океан», что в самом низком месте Североморска.(Начальство военторга не приветствовало, когда официантки своего ресторана в нем же и гуляли. Поэтому официантки «Океана» гуляли в «Чайке» и наоборот. А в полночь,когда официально рестораны закрывались, они опять менялись местами). Вспомнил, что водки было много, закусывали апельсинами, которые быстро кончились, поэтому запивали водой из под крана. Николай глянул на часы, ужаснувшись перебрался через спящую красавицу, спешно оделся, в сенях финского домика (оставались такие в Северомрске чуть ли не с военных времен), пробил ковшиком лед в ведре, выпил и побежал в Дом офицеров флота на семинар «Активная жизненная позиция» с которого начинался второй день сборов. С усмешкой напевая известную арию   «Устал я греться у чужого огня» из оперетты Кальмана он уже почти добрался до длинной деревянной лестницы, что с Корабельной ведет вниз к Дому офицеров, когда услышал окрик:
   -Лейтенант Сусовников, стойте!- Из ржавой «копейки» на него мрачно смотрел Толя-Катафалк.
    -Познакомься-предложил Толя водителю, кивнув на Николая.
    -Колян!-представился тот, сверкнув золотом фиксы и хохотнув, гордясь собой весело добавил:
    -Трижды зашитый!-
    -Тезка-тусклым голосом ответил Николай.
    -Наш человек- пояснил Анатолий-на «буки 97» мичманом служил ( «Б-97»-тактический номер П.Л.), уволен по статье 46 пункт «Ж». И сейчас пользу северянам приносит, бомбит на «копейке» между Полярным и Североморском, радуется, что из-за тумана рейд закрыт и катера не ходят.
    -А статья то эта за что уволен?-попросил утонения Николай.
    -За дискредитацию высокого воинского звания мичман-опять хохотнул тезка.
    -У тебя есть?-обратился Толя к комсомольскому инструктору.
     -Ну- ответил тот.
     -Давай-сказал Толя.
Взяв шильницу (фляжка для спирта-шила по флотски),  заинтересовался,прочитав гравировку:  «Чрезмерное употребление шила может повредить Вашему здоровью».
     -Откуда?
     -Шефы с судоремонтного завода «Звездочка» из Северодвинска подарили. Им уже третий месяц зарплату не дают, так они вместо кораблей шильницы клепают.
     -Разведеный?- спросил Толя.
     -Нет- ответил Николай.
     -Это хорошо-заключил Толя.
     -Закус есть?-
     -Нет-
     -Это плохо- сказал Толя.
     -Подожди, Колян, не трогай, каску надо поправить- сделал глубочайший глоток- открыл дверь и не выходя из машины черпанул горсть придорожного снега, благо длинные руки позволяли, закусил не скривившись, вернул шильницу.
     -Ну ты, Толя, насос!-почувствовав облегчение шильницы уважительно заметил Николай.
     -Погнали,Колян, к ДОФу на семинар мы, понимаешь, комсомольский опаздываем        «Активная жизненная позиция». Приезжай к 17 00 к ДОФу в Мурманск в «Панораму» поедем(известный ресторан столицы Заполярья).Башляю!
На семинар они,конечно, опоздали.Зоркий руководитель сборов- зам. Нач.Политуправления сразу заметил рослого Толю, пытающегося незаметно проникнуть в конференц-зал:
    -Мочайников! Почему опоздали?- гневливо спросил он
    -Звонил в Полярный Василию Петровичу (начальник политотдела эскадры-НПО) просил катер за нами прислать-не моргнув глазом соврал Толя.
    -Так могли бы разрешения у меня спросить?- настаивал зам.Нач.ПУ СФ.
    -Не хотел беспокоить- опять соврал Толя и по понятной причине сел на первый ряд,хотя ему,как комсомольскому лидеру флота средней руки полагалось сидеть в президиуме.Но и это не помогло.
-Мочайников!-Через 10 минут, прервав очередного выступающего- опять стал гневиться руководитель семинара- пересядьте в зал и ближе 10 ряда ко мне не приближайтесь, или противогаз оденьте, а то от вас дыхание перегаром как от Змей-Горыныча.Хоть миску с солеными огурцами, понимаешь, выставляй на стол президиума для закуски.
      В обеденный перерыв появился Сергей.
    -Ты где ночевал?-поинтересовался Толя.
    -В котельной- отвечал тот.
    -Чего? Что в котельной лучше чем в гостинице?
    -Да нет, зашел к Валере Защипайло, ну ты его знаешь, он из твоего выпуска. Привет тебе передает. Его как уволили, так он сейчас начальник котельной на Головко. Ну а там он с друзьями что-то вроде как 450-летний юбилей добровольного присоединения Удмуртии к России отмечают. Ну а там слово за слово, пальцем по столу…Ну сам знаешь. Короче у него и заночевал. А ночью его кореша кольцо обручальное у меня сняли.Я сам его с большим трудом с мылом снимал, а тут видишь я даже не почувствовал.- И Сергей показал свободную от кольца руку.
    -Пойдем в милицию заявление напишем- сказал Толя-Катафалк.
Дежурный по отделу капитан милиции напрочь отказывался принимать заявление о краже.
   -Ты где то пьянствовал по котельным, кольцо у него,понимаешь, сняли , хорошо хоть не задушили во сне, а потом в топку того…прямо в этой же котельной твои же кореша тебя…-Стращал капитан.-Радуйся, лейтенант, что хорошо отделался. А мы тут все бросим и побежим по котельным кольцо твое искать. Я очередной висяк на отдел вешать не собираюсь. Вот если бы телесные повреждения тебе нанесли, ну хотя бы средней тяжести, ну хотя бы палец отрубили вместе с кольцом, ну хотя бы по первую фалангу- тогда- пожалуйста, тогда другой разговор. Нет и не уговаривай-ступай себе на свои сборы.
  -Ну что мне теперь палец что ли отрубить чтобы заявление приняли?-настаивал Сергей.
  -А это- пожалуйста. Только на чем кольцо будешь носить?-хмыкнул капитан.-Ступай, ступай…
   -Так вместе с кольцом два секретных документа пропало и пистолет Макарова с 9 патронами-через плечо Сергея добавил Толя-Катафалк.
   -Ну это совсем другой коленкор, привстав, и перейдя на «Вы» с некоторой уважительной растерянностью произнес капитан и стал под диктовку Сергея заполнять заявление.
    -Вот здесь распишитесь, что с моих слов записано верно.-Сергей расписался. –А почему все-таки патронов 9, ведь в обойме 8?- поинтересовался капитан.
    -А один патрон заранее в ствол дослали, чтобы затвор не передергивать. Если что, то- сразу на поражение!- опять соврал Толя.
    -Ну как у вас все серьезно-то в состоянии некоторой робости произнес капитан.
    -Толя, ну зачем ты про секреты выдумал, про пистолет еще?-уже на улице спросил Сергей.
    -Ну, чтобы лучше искали. Секреты и пистолет  не найдут, а кольцо теперь найдут точно!
Пока возвращались на сборы, капитан как положено доложил о чрезвычайном происшествии дежурному по гарнизону, далее по команде все было доложено Командующему флотом. И на ступенях Дома офицеров их уже с нетерпением ждали.
   -Немедленно возвращайтесь в Полярный.Для вас сборы закончились-потребовал помощник по комсомольской работе начальника ПУ СФ.
   -Нам бы остаться на показательный Ленинский урок, поприсутствовать, поднять, так сказать, свой идейно-теоретический уровень- еще ничего не понимая настаивал Толя.
   -Ничего не знаю-уезжайте!
Друзья переглянулись. В Полярный въехали мрачно, хорошо,что подъехавший Колян подвез.
   -Ох не к добру это, ох не к добру-пробормотал Толя-Катафалк, увидев стоящий перед штабом эскадры вертолет.
В штабе их тоже ждали с нетерпением и дежурный направил друзей сразу к НПО эскадры подводных лодок.
В кабинете НПО был и Начальник штаба эскадры – Владимир Степанович.Толя доложил,что по приказанию участники сборов комсомольских работников флота прибыли.
   -А чего вас вызвали, как вы думаете?-начал кипятиться НПО.
   -Ну я думал, что для повышения боевой готовности эскадры при переводе ее в высшие степени боевой готовности, думал ученья начались-соврал привычно Толя.
  -Да ваше отсутствие на эскадре никак не сказывается на ее боеготовности, более того она повышается, когда вы отсутствуете- не выдержав стал злословить НШ.Вон вертолет прислали с двумя комиссиями из штаба флота, из отдела устройства службы и отдела режима: секретную часть перетряхивают, пистолеты и патроны пересчитывают.-заводился НШ.
  -Ну ты это брось, Владимир Степанович, про боевую готовность то, не надо дискредитировать политорганы, понимаешь,-насупившись заступился за подчиненных НПО.
  -Да поздно их уже дискредитировать- возбужденный НШ направился к выходу.
  -Да вы, Владимир Степанович, мне еще спасибо скажете. Ну не брали мы ни пистолета, ни секретов, ничего не брали. Ну получилось так.А вам только польза-вместо вас штаб флота и годовую ревизию секретной части проведет и оружие проверит, акты составит.
  -А ведь это мысль-и посветлевший НШ пошел договариваться с председателями комиссий.
  -Все свободны, Мочайников, останьтесь- сказал НПО.
Был он уже не молод, прошел богатый трудовой и жизненный путь: окончив школу играл на саксофоне в Одесском ресторане, служил солдатом-танкистом, каким-то образом попал в среднее политучилище, служил замполитом на тральщике, поступил в Военно-политическую академию, где познакомился с отцом Толи и где они стали друзьями, потом вместе работали на комсомоле, служили на Северном флоте, стали адмиралами. К Анатолию, которого даже нянчил на руках, относился трепетно и несмотря на все его выходки в обиду не давал. И как его отец, который служил Начальником военно-морского факультета Военно-политической академии увольнялся в запас в следующем году. 
  -Вот зачем нужно было про пистолет выдумывать, про секретные документы, понимаешь? Вот Сергей Павлович (Член Военного Совета СФ) уже 3 раза звонил, не верит. Зачем они, говорит, взяли на комсомольские сборы пистолет да еще и секретные документы. Догадки строит, может, говорит, дуэль у них там какая на сборах должна состояться, нет в плане сборов в этом году и офицерского многоборья с пулевой стрельбой, ну а секретные документы зачем взяли-тут даже страшно подумать…Это в каком же подлом состоянии нужно находиться чтобы напридумывать такое?-сетовал НПО.
  -Но ведь это же могло быть?-на вопрос вопросом отвечал Толя.
  -Ну в принципе могло- опешив,пожав плечами, ответил НПО.
  -Вот, Василий Петрович, сейчас все милицию ругают, что ,дескать, преступников не ищут, взятки берут-изподлобья мрачно глядя на друга отца вещал Толя.-Ну вот мы и решили проверить так ли это на самом деле, ну провести учение что ли для милиции, ну проявить активную жизненную позицию и все такое…-оправдывался Толя.
         Ощущая бесперспективность дальнейшего разговора Василий Петрович стал оттаивать, любопытство его и гнев сменились вначале апатией, а потом и прежним ласковым отношением к сыну друга. Он смотрел на Толю как и прежде с ласковостью и пренебрежительной снисходительностью, так смотрит ленивый сытый матерый кот на любимого котенка, играющего с его хвостом. Он повернулся к окну и смотрел будто не в черную тошноту полярной ночи, не на унылый рейд Екатерининской Гавани. Ветер воспоминаний листал личный фотоальбом его лейтенантских лет:
  -Вот мы с твоим отцом,Толя, на неделю уезжали на комсомольские сборы в Москву и ни одного замечания, даже если что и случалось. А тут по сути ничего не совершили, а на вторые сутки уже весь флот парализовало, вон по всем частям флота циркуляр пошел-везде оружие проверить и доложить.Эх вы, потерянное поколение!-в сердцах произнес он.И НПО окончательно провалися во власть воспоминаний: А как гудели!...У нас всем заправляла секретарь ЦК ВЛКСМ Валя-Стакан мы ее называли, бедовая такая, ну прямо конь с бубенцами, крейсер с сисками. Сейчас – большой человек-депутатствует, он со значением поднял палец вверх.Ну тебе отец небось рассказывал-спохватился он.
  -Нет не рассказывал
  -Чего так?
  -Ну не хотел, наверное, авторитет старшего поколения подрывать.
  -Вот скажи мне, почему ты такой несерьезный?-настаивал ВП.
  -Какой есть- глядя из подлобья отвечал Толя.
  -Вот на «Б-34» замом пойдешь. Подпишу на тебя представление.Зама там сняли,командира  подбирают, все члены парторганизации с неснятыми партвзысканиями. Даже некого секретарем избирать. Там эту свою позицию , как ее там у вас называют?
  -Активная жизненная-охотно напомнил Толя.
  -Вот там и будешь ее демонстрировать-
  -ВП , а можно нам завтра на сборы вернуться?
  -Это еще зачем?-удивился НПО
  -Ну на показательный Ленинский урок.
  -Какой еще урок?
  -С именем Ленина в сердце каждого- верность партии-делом докажем.
  -Не надо ничего доказывать. Все уже доказано. Вон телеграмма пришла- все ленкомнаты переоборудовать в комнаты отдыха. Хорошо хоть не в сауны и стрельнул почему то глазами на портрет Генсека Горбачева.-Адмирал переменными галсами ходил по кабинету.-Нет!С заявлением таким в милицию… Ну это же в каком подлом состоянии нужно пребывать чтобы сотворить такое?-причитал он, покачивая головой в разные стороны.-Потерянное, потерянное поколение…
Приоткрылась дверь, на пороге стоял капитан 1ранга-начальник особого отдела эскадры:
  -ВП разрешите?-и увидев Толю-Я попозже, не буду мешать…
  -Вот видишь и «они» -ВП показал рукой на дверь- с обеда уже мечутся, ничего понять не могут…
  -Ну ладно иди уже, а то юродствуешь здесь с именем Ленина, понимаешь-ухмыльнулся он.-Привет отцу передавай. Как он там, кстати?
  -Да как и вы ВП.
  -Что значит как и я?
  -Ну к ДМБ готовится.
  -Что значит готовится?
  -Ну там парадную форму примеряет, позументы чистит и все такое…
  -Мне что-нибудь передавал?
  -Передавал, говорит передай ВП, пусть увольняется, пора прекращать этот политический        балаган.
  -Что прямо так и сказал?- И ВП опять стрельнул взглядом на портрет Горбачева.-Ну это он правильно сказал. Отец мудрый у тебя. Ступай!
На ступенях штаба в ожидании Толи курили друзья.
  -Не поедем завтра на сборы. Чего делать будем, потерянное поколение? Пошли в «Ягодку» поужинаем.(«Ягодка»-кафе военторга в Полярном.) Все молча согласились.По хрустящему морозному снегу вяло отдав честь прошли мимо гарнизонного патруля, этой неотъемлемой части всех военных танцплощадок кафе и ресторанов. В открытую дверь уже лилось знакомое-«Созрели вишни в саду у дяди Вани». Какой то взъерошенный сильно пьяный парень жестоко танцевал у эстрады. День кончался.
Жизнь и служба после комсомола не баловала наших героев. Толя-Катафалк был снят с должности замполита АПЛ, как и командир был уволен в запас за тяжелейшую аварию, несмотря на свое отважное поведение, когда используя свою богатырскую силу сам во время жестокого шторма, рискуя быть смытым, заводил буксирный конец на аварийно-спасательное судно. Сергей сам досрочно уволился, стал крупным бизнесменом по продаже мебели в России, но в молодом возрасте был застрелен наемными убийцами.
Благополучно завершил службу только Николай, в 55 лет уволившийся из Морских частей погранвойск. А кольцо все-таки нашли, по горячим следам. Вернули…
               


Рецензии
автор хорошо знает жизнь офицеров - политработников и подобные жизненные и служебные перепитии. очень похожее было и в моей службе. Живо и увлекательно читать. чего только не бывало за годы нашей службы. Советую автору не бросать тему активной жизненной позиции и, не только того времени, но нынешней жизни в России.

Сергей Волосков   24.03.2021 15:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.