Из цикла Мои встречи

Заслуженный артист России - Виталий Сидорченко.


Осень упала на город желтыми листьями. И в дождливую погоду, в теплой комнате приходят  простые и теплые воспоминания. Не «закрученные», не мажорные…по настоящему простые. Мысли, от которых тепло на душе, и появляется у тебя  на лице, невольная, совершенно дурацкая, улыбка.
Ты вспомнил!

«И вот, когда известный  артист, плакал над гробом... покойник «пукнул»…Артист тихо спросил - "Ты что сделал?" Покойник ответил…» - разлагаюсь батенька, разлагаюсь!» Ну, вот я вспомнил и  опять засмеялся. А эту байку рассказал мне удивительный человек. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!
Заслуженный артист России, актер Иркутского драматического театра имени Охлопкова -  Виталий Петрович Сидорченко.
Так уж складывается жизнь, что сводит она тебя с людьми удивительными, достойными, чрезвычайно интересными.
Он вошел в мою жизнь незаметно. Как шепоток ветра. Есть люди, как грозы – влетают, шумят, суетятся.…А Виталий Петрович не такой.  Пока не почувствует время для своего выхода - не будет говорить громко. Слушает! Делает свои выводы. А начинает говорить – выверенная речь, все сложено в кучку, разложено по полочкам. И неизменная искринка в глазах. Такая молодая и озорная. Я живо представляю его двадцатилетним, ну просто, рубаха парень. Хулиган! Сорванец. Юбку не пропустит.
 А пишу я о человек, которому далеко за семьдесят! Ребята, нам бы всем такую жизненную энергию и оптимизм. Планов громоздье! Энергии – хватит на пятерых. А задор? Любой позавидует!
В далеком 1938 году появился в селе Порог, под Нижнеудинском Иркутской области маленький человечек, огласив окрестности радостным криком. Человек родился! Через три года грянула война…Она была там, очень далеко, за синевшими хребтами гор. Только эхом отдавалась в душах людей, работавших на Победу. И голодной памятью детей, не доедавших, оставшихся без отцовской ласки и заботы. Остается это на всю жизнь. И позже в морщинках на лице, можно увидеть и прочитать все об этом времени.  Жизнь она впечатывается в каждый завиток седых волос и глубину морщин. Какое детство было у детишек послевоенных лет? Кто-то скажет – голодное и грустное. Виталий Петрович говорит - голодное, но счастливое! Это поколение людей, не претендующее на роскошь, они научились выживать и не потерять человеческое. Сибирь матушка всему научит. И рыбку половить, и корешки в лесу поискать, и шишки набить. На то и зовемся мы – сибиряки. Люди никогда не сдающиеся, не упавшие на колени перед врагами и невзгодами. Откуда было знать тогда мальчишке Виталию, что он станет известным актером, что переживет сотни жизней своих героев, что станет, узнаваем в столицах? Радио – одно на деревню. Книг – раз, два и обчелся. Но читал он запоем. Вот страсть - то какая. Он уходил в мир фантазии, в иной мир, где представлял себя героем тех, книжных историй. А они становились для него явными, действительными и живыми. Он воспитывался на этом, он рос вместе с прочитанным материалом. Его учила жизнь. Его талан развивался с количеством прочитанных книг. Откуда у деревенского парня было влечение к книгам западных авторов, ну откуда? А он читал Мопассана, Флобера, Жуль Верна, Драйзера, Уэльса! Бедно жили, а его мама, о которой он говорит с большим трепетом и теплотой, покупала ему книжки. Мама дала ему жизнь, учила его, ставила на ноги…простая русская женщина- Прасковья Фёдоровна.
Мы жили в большой стране, именно она дала возможность учиться бедноте, быть уверенным в себе, не бояться будущего.  В те года взрослели рано, с одиннадцати лет практически все дети на селе работали, знали технику, порядок на фермах, знали, как работать на току, гонять лошадей в ночное. Это было необходимо- молодой человек не должен быть инфантильным членом общества.  И надо было учиться! И подросток Виталька, в свои четырнадцать лет, едет в незнакомый город Ангарск, поступать в техникум. Он будет технологом по производству жидкого топлива! Не артистом, журналистом или певцом – он будет рабочим! Это было очень важно. Иначе не мужик. Кто не работал руками и не служил в армии – не мужик! Это был закон жизни и простейшее восприятие ответственности перед людьми. Мы сидим с Виталием Петровичем, и он рассказывает о том, как первый раз взял в руки баян…Я у него спрашиваю в шутку - «Так Вы еще и «лабух»?» И вдруг понимаю, что это более чем бестактно, спрашивать у заслуженного артиста России в таком тоне.…А он мне говорит – «Слава, да «лабух» я,   и еще какой!» И начинает рассказывать очередные байки из его студенческой жизни. Оказывается, что ему так понравилось играть на танцах, что он научился играть сразу на нескольких инструментах, в том числе и на семиструнной гитаре! И скажу я вам, не простое это дело освоить в совершенстве эту гитару. «Ты знаешь, как я танцевал? Все девчонки хотели именно со мной провести вечер! Ты знаешь, как танцевать польку? Показывает! А как танцевать фокстрот? Показывает! А вальс-бостон…вот откуда у меня такая пластика в движениях!" Смеется и  делает рукой" волну". Не скрою, он удивляет меня все время. Вот придет к нам, вроде бы постарел, устал. А через минуту – огонь! Молод и неспокоен, как мустанг на воле. Неудержим в работе, в стремлении все узнать, и всему научиться. У меня было ощущение, что я встретил своего двойника, который просто  старше меня. Но настолько похожего на меня, что это кажется мне просто невероятным. Рос в деревне, работал на всех работах, учился сам, не стонал и не плакал, не сдавался и не предавал. В юные годы окончил курсы водителей. Потом армия. Все как у меня! Рассказывает очередную байку… "У артиста Черкасова спросили: «Как Вы считает, кто в настоящее время самый популярный артист в стране?» «Ну, нас несколько…», отвечает тот». Хохочем…Как это здорово - слушать его. Удивительный человек.  И желание играть в театре у него тоже возникло в армии. Стал писать миниатюры и проигрывать их перед солдатами. Да так профессионально, что только и слышал  от сослуживцев - «Ах, Сидорченко, ну ты артист!» А в молодости как? Кто знает, куда тебя занесет, просто  ноги в руки и вперед. Он так и сделал, отслужил и  поехал покорять столицу - Москву. Без всякой поддержки. Без необходимых знаний, без знакомств и  денег решил покорить ВГИК. Не победить, так попробовать! И не жалеет об этом! Не поступил, но осталось ощущение полета, незабываемое чувство прикосновения к чему-то особенному. Он понял, что его дорога — это театр, роли, игра, свечи и музыка. Когда он рассказывает об этом, складывается ощущение, что в своих словах он проживает еще один этап своей молодости. Как это здорово - надолго оставаться в душе мальчишкой  в прохудившимся сапоге. Он никогда не задирал свой нос. Он делал свою работу. В Ангарске, работая на производстве, неожиданно для многих начал играть в Народной театральной студии при ДК «Нефтехимик».  И это уже не было увлечением, это была его жизнь. Естественным для него стало поступление в Иркутское театральное училище. Когда он учился в нем, я учился в школе, в поселке Серышево... и тоже играл в школьных спектаклях. О сцене, в отличие от Виталия Петровича  я и не думал. А он делает еще один шаг и  поступает в Иркутский государственный университет имени А. Жданова на заочный факультет. Он хочет быть журналистом! « А мне, зачем жизнь в пыльной суете и однообразии? Мне нужна сцена, люди, поклонники... (смеется)... и  поклонницы. Я живой человек! И хочу я  оставаться таковым. Я хочу быть озорным, чтобы меня таким и помнили.» Виталий совмещает учебу и почти одновременно заканчивает два учебных учреждения — 1966 год — Иркутское театральное училище, 1967 год - Иркутский государственный Университет. Публикуется в знаменитой «Молодежке». Как назвать его — журналист или актер? Музыкант...? И то и другое он делает элегантно и красиво. Талант во всем. С момента окончания ИТУ он работает вначале в труппе Театра юного зрителя, а позже  Иркутского драматического театр им. Охлопкова. Были роли из классического репертуара, были роли и из репертуара сибирских писателей - Александра Вампилова и Валентина Распутина. Он счастливый человек. Столько ролей, столько пережитых судеб. Не гнушаясь ролями, он делал и делает свое театральное дело. Невозможно представить все спектакли, в которых он действительно сверкал - «Доходное место», «Давным-давно», «Прощание с Матерой», «Лес», «Дядя Ваня», «На Дне», «Свои люди – сочтемся!», «Ревизор», «Прошлым летом в Чулимске», «Старший брат», «Деревья умирают стоя». Не мне писать о его ролях, есть люди, разбирающиеся в театральных тайнах, лучше меня. Но как-то я рассказал ему истории из жизни берлинского театра Фридрихштадтпаласт... вот мол, там принято так: - не курить  и не свистеть на сцене, не плевать через левое плечо, споткнулся - вернись назад и повтори свой путь снова, скрипнула дверь в гримерной при выходе — к удаче. Ну и так далее. Он меня спрашивает, откуда я это все знаю — ведь я не актер. И рассказал я ему как делал для этого театра декорации, работал на сцене, делал эскизы костюмов и эскизы грима... Что тут началось! Виталий радостно заорал — «Я читаю лекции по гриму! Уже сколько лет, в нашем училище!» Оказалось, работая над ролями он не оставил без внимания и эту, очень важную работу, маски и грим. И владеет он этим в совершенстве.  Спросите   любого актера — насколько хорошо он запомнил, как работает его гример, порядок наложения тонов, подбор кистей, наложение акцентов в маске, технические возможности, смывки, масла и прочее? Вот вам и еще одна грань таланта Виталия Сидорченко — любопытство, неравнодушие, поиски новизны. Что нужно человеку для счастья? Чтобы его понимали! Это не я сказал, но как верно сказано. Виталий Петрович не докучает своим друзьям, не надоедает им своими рассказами. Он просто любит тех людей, которые искренне верят в него. И они отвечают ему взаимностью. Он никогда не обидит впустую человека, но при нужде   за словом в карман не полезет. Так словом "по стене размажет" - любо дорого посмотреть! И есть вещи, которые для него святы — Родина, Россия, Сибирь, народ. Неравнодушный к происходящему в стране человек, которому вроде бы надо мирно сидеть на лавочке, а он  выдвигался в депутаты Законодательного собрания Иркутской области второго созыва от партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ». В стране много «мелкого» люда, пыхтящего на кухне — как стало плохо жить, много проходимцев, ворующих денежки из казны, много политиканов - клерков. И  кто  из них в свои молодые годы ( а не в 75 лет) пытается что-то изменить? А Виталий Петрович может, да и еще и хочет! Фору даст любому. А мы — старость не в радость... В 1998 г. ему было справедливо присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Замечу - справедливо! Не за знакомство с великими мира сего, не за интриги  и предательства, а за труд. Честный, и такой понятный, нам, любителям искусства. Ну, вот кому это надо было — создавать в театре ...Музей театра? Ведь как-то шло и без него. Так нет, появился неспокойный человек и с азартом взялся за дело. Появился Музей театра! Не на пустом месте. Виталий Петрович долгое время собирал все, что связано с иркутским театром, с его актерами, с сотрудниками, со спектаклями и историей. Лет пятнадцать он собирал материалы. И неожиданно для себя сделал одно историческое открытие — известный день основания иркутского театра не совпадал  с датой, указанной в найденном материале.  Была, оказывается, петербургская газета «Северная пчела», и в ней черным по белому напечатано - в Иркутске открылся профессиональный  театр. Дата 15 ноября 1850 года! И вовсе не 1851 год, как это было принято отмечать.  И самое интересное, Виталий Петрович нашел еще ряд документов, которые подтверждали его открытие. А где были знаменитые иркутские историки, а господа? И директором своего театра он стал, когда понял, что детей в чужие руки не отдают! А театр и его музей — это его дети.  Он настолько многогранен, что как кристалл сияет каждой гранью своего таланта и  каждый раз, новой неповторимой краской. Светом и теплом. Светлый человек.
Однажды, собрав огромный материал, просидев в архивах без малого девять лет, он берется за колоссальный труд — за историю театра Российского. Как же он мог не  писать, актер по сердцу и призванию, журналист, член Союза журналистов России. Кто никогда не садился за пишущую машинку или не брал в руки перо — этого не поймет! Адский, порой неблагодарный труд. Многие бросают, и пишут многие, и все же снова бросают. А Петрович не сдается и на свет в 2003 году  появляется его книга «Иркутская антреприза»! Труд многих лет, раздумий, поисков, сопоставлений... Почитайте, это доставит вам незабываемое опущение, вы реально прикоснетесь к тайнам театра 18 века. Его труд был отмечен Губернаторской премией.
«Ты, знаешь, Слава, а я пишу вторую книгу! Хочешь, расскажу?» И он с очаровательной улыбкой рассказывает очередную найденную им изюминку будущей книги. И книга снова  о театре, уже о советском театре, о его становлении и жизни. Подчас тяжелой и опасной. Театр жизни. В котором он играл и играет не последнюю роль. «Я снимался вместе с Михаилом Ульяновым, простенькая роль, телеграфиста. Фильм «Февральский ветер», революция, борьба. Пафос! Ульянов играет урядника. В магазин в форме заглядывал – так ему честь отдавали! Но я понял - кино временное для меня, а вот  театр вечное. В него верить надо. И в людей, там служащих... Я и с Евтушенко познакомился через театр, он наш земляк, нижнеудинский. Это говорят так — Зима его родина. Нет, в Нижнеудинске он родился. Одну рыбу из Уды таскали. Сильный человек!»
Виталий Петрович Сидорченко, наш сибирский характер. Умный, элегантный, заботливый. Я говорю, что он очень похож на одного моего знакомого из Германии... Виталий улыбается:- «А знаешь, как меня зовут в театре? Ты не поверишь — Виля! А Виля - это Вильгельм по- немецки!» Кто бы знал…
Мы стояли как-то на автобусной остановке, был поздний вечер, моросил дождик. Было очень неуютно. Редкий транспорт, не останавливаясь, проскакивал мимо. Виталий достал зонтик, раскрыл его и сказал — «Ничего, прорвемся! Так просто нас не возьмешь. »  И заботливо, около часа, закрывал меня от ветра. Двое, не совсем еще старых человек, несли какую-то чушь, но она была такой важной для нас в этот момент. О театре и о политике. О некоторых депутатах с деньгами и их уловках. О государстве и искусстве.
 Виталий Петрович на редкость понимающий аналитик. Я сказал бы – политик от искусства! Вдумчивый, проверяющий себя на слове, уверено стоящий на том, что сам пережил. Он ни разу не сказал о своих наградах, которых у него к слову немало. Какой это редкий дар — быть незаменимым. Вот и начался новый театральный  сезон, он снова в работе, встречи стали редкостью. Но он нет - нет,  да и позвонит. Что и  как, какие планы? Что еще будем делать? С ним можно смело идти  в разведку! Не струсит, не подведет!


Рецензии