Кузьмич

У природы, как известно, плохой погоды не бывает. Лично для меня самое любимое время года – бабье лето. До чего же чудесно в один из погожих сентябрьских утренников выбраться потихоньку из многолюдного шумного города, пересечь неторопливо лесопарковую зону и углубиться в заповедные дебри ещё мало исхоженного лесного массива севернее деревни Карманово! Сколько новых впечатлений, необычных запахов и звуков дарит нам природа, если быть внимательным и чутким. А уж если с головой уйти в грибную охоту, то…
    Так случилось и в тот раз. Насобирав целую корзину отборных боровиков и чёрных подберёзовиков, я не заметил, как заблудился. Двинул в одну сторону – болото, в другую – непролазные овраги с камышами. Ориентируясь по солнцу, повернул на запад, где, по моим представлениям, должны были находиться пригородные дачные участки. Продравшись сквозь густой кустарник, вышел наконец к какой-то просеке с железобетонными опорами ЛЭП. Побрёл вдоль этих трещащих над головой проводов. И только когда слева разглядел на опушке сверкающие крыши незнакомых изб, сообразил, что занесло меня к… деревне Мосты. Вот это дал крюка!
    Но, видимо, не зря говорят, что нет худа без добра. В Мостах я доковылял до первого колодезного журавля, освободился от порядком надоевшей ноши и с наслаждением попил чистой артезианской водички. Затем умылся, расслабленно присел на стоящую рядом скамейку, закурил. Руки и ноги гудели от долгой хотьбы, в голове же свербила тревожная мысль: как теперь добираться до дома? Хорошо ещё, небольшая сумма денег была при мне, оставалось справиться у сельчан, в какой стороне шоссе или железнодорожная платформа.
    На моё счастье из домика напротив вышли двое – мужчина и женщина. На вид им было около сорока. О чём-то переговариваясь между собой, они направились к стоявшему неподалёку светло-сиреневому «Москвичу». Мы встретились взглядами.
  – Отдыхаем? Наверно, из леса? Ну как грибки? – приветливо спросил мужчина, покосившись на мою корзину.
   – В общем-то ничего. Нормально… – слегка растерявшись, ответил я. – В этом году урожай неплохой. Только вот… – замяв сигарету, я встал, чтобы подойти к ним поближе. – Извините, я тут заплутал немного. Не подскажете, как лучше до города добраться? В какую сторону на электричку идти?
   – Н-да, бывает, – сочувственно протянул мужчина и ткнул ладонью в сторону зарослей ольхи. – Платформа вон там, метров семьсот отсюда. По вот этой тропе как раз выйдете. Но… Насколько мне известно, до половины шестого пути закрыты на ремонт. Если только попутку на шоссе поймаете. Однако там знаете – как повезёт. Сегодня не выходной, можно и до сумерек простоять.
    Он опять ободряюще улыбнулся, посмотрев на мою совсем скисшую физиономию.
   – А впрочем… Если вы не очень торопитесь, мы можем вас и подкинуть. Нам ведь тоже в город. Вот только одного попутчика подождать придётся. Он, как и вы, по грибы пошёл. Наверно, скоро объявится… Ну так как? Поедете с нами?
   – Конечно! Спасибо вам огромное! – пролепетал я обрадованно.
   – Ну вот и прекрасно!.. Отдохните пока, подышите… – мужчина мельком взглянул на свою спутницу. – А мы тут со своими делами немного повозимся…
    Так я познакомился с Аскольдом и Оксаной Беловыми – приветливой и добродушной семейной парой.
    Через полчаса из леса вернулся и попутчик – сосед Беловых по лестничной площадке, высокий и подтянутый мужчина лет шестидесяти. Как потом выяснилось – подполковник в отставке. Представился он Григорием Кузьмичём Фокиным, в настоящее время одиноким пенсионером со стажем.
    Упаковав корзинки в багажник и попрощавшись с хозяйкой дома (мамой Оксаны), мы уселись в автомобиль и осторожно двинули к шоссе. Когда за окнами замелькали дорожные ландшафты, пассажиры непринуждённо завели разговор о всякой всячине: о погоде, о телепередачах, интересных книгах и журналах, о том, кто где работает и чем занимается. Я ещё раз убедился, что мои попутчики, в общем-то, славные ребята. И с чувством юмора у них, по счастью, всё было в порядке. Наверное, оттого двадцать минут езды показались мне одним мгновением.
    Миновав городские окраины, Аскольд решил сделать ещё один «жест доброй воли». Наматывая на колёса лишние зигзаги, он, расспросив, где я живу, тормознул свой «Москвичок» прямо у моего подъезда. Ничего не оставалось, как ответить тем же – я умышленно оставил в багажнике рюкзачок с опятами, прикрыв его какой-то рогожкой. С собой прихватил только корзину. Мило раскланявшись и поблагодарив новых знакомых, я растворился в родном подъезде…
 …Прошло два месяца. Я стал уже забывать о той сентябрьской встрече в Мостах. Круговерть новых житейских коллизий неумолимо затягивала в череду других, порою весьма неожиданных событий. Такой неожиданностью стал для меня звонок по телефону, раздавшийся в нашем офисе накануне 4 ноября – празднике, который страна до сих пор отмечает как-то неохотно, словно по инерции. Звонил Аскольд, и я, по правде сказать, не сразу узнал его голос. Справившись о моём здоровье и планах на ближайшее будущее, он без долгих предисловий перешёл к делу.
   – Если я не ошибаюсь, то расстались мы на «ты», – уточнил собеседник.
   – Не ошибаешься, – подтвердил я.
   – Тогда… Слушай, Егор. Мы с Оксаной хотим пригласить тебя в гости. Завтра к двум сможешь?
   – Ой… – у меня от растерянности чуть не выпала из рук телефонная трубка. – Как неожиданно… Чем заслужил такое пристальное внимание?
   – Ну, во-первых. Ты оставил в багажнике нашего авто свой рюкзак с опятами. Обнаружили мы его не сразу, а когда нашли, то решили сделать тебе сюрприз. Ксанка замариновала твои грибочки и хотела бы, чтобы ты их отведал… Во-вторых. Рюкзачок твой выстиран и дожидается хозяина на антресолях в нашей прихожей… И в-третьих. Почему бы не позвать в гости хорошего человека? Да и сосед наш, Кузьмич, хотел бы ещё раз повидаться с тобой. Говорит, душевный мужик, интересный попутчик нам попался… Ну так как? Ждать тебя? Или…
    Я, конечно, согласился не сразу. Но только из приличия. А вообще был весьма приятно удивлён и, естественно… не отказался.
    Посидели мы как добрые знакомые. Будто дружили с раннего детства. Шутки, прибаутки, смех, приятная музыка. Переговорили, кажется, обо всём. Вспомнили и о погожих осенних деньках, о соседе Григории Кузьмиче, о нашем совместном возвращении из Мостов. Аскольд машинально взглянул на часы и покачал головой.
   – Что-то наш отставник не торопится, – миролюбиво заметил он. – Обещал к трём зайти, а сейчас уже половина четвёртого.
   – А ты сам сходи к нему, – откликнулась Оксана. – Поторопи старика. А то, может, забыл…
   – И то верно! – метнулся в прихожую супруг. – Я мигом!
    Вернулись они вдвоём. Григорий Кузьмич извинился за то, что «малёк приспал у телевизора». Все дружно посмеялись, хлопнули ещё по маленькой, и беседа потекла в новом ключе. Теперь заговорил в основном бывший офицер. Поведал много интересного из своих прошлых боевых заслуг, высказал мысли о современной молодёжи и о своём отношении к сегодняшнему обществу, проживающему в условиях так называемого нового, реформаторского переходного периода.
    За этими неспешными разговорами просидели мы у Беловых до вечера. Когда уже все подустали, Григорий Кузьмич незаметно повернулся ко мне и тихо сказал: «Удели, Егор, и мне несколько минуток. Хочу пригласить тебя в своё скромное жилище и кое-что показать. Думаю, ты такого ещё не видел…»
    Аскольд, краем уха услышавший эту фразу, из-за спины Кузьмича утвердительно кивнул мне и показал большой палец. Мол, соглашайся, не пожалеешь. Вот такой мужик!
    Что оставалось делать? Взглянув на мобильник, я прикинул, что ещё часок могу задержаться и уделить мужчине должное внимание. Поблагодарив радушных хозяев за прекрасный вечер, мы с Кузьмичём перебрались к нему на квартиру. Для этого мне лишь пришлось перенести свои туфли и куртку.
    И вот… Боже мой! Как более достоверно описать тот удивительный и неизведанный мир, в котором я очутился?..
    Прежде всего хозяин предложил мне пройти в единственную комнату и поудобнее устроиться в одном из широких и мягких кресел. Затем он неспешно зашторил плотные портьеры и с загадочной улыбкой предложил надеть наушники, которые лежали рядом, на маленьком столике. Водружая их на голову, я успел разглядеть множество блоков какой-то электронной аппаратуры, что громоздилась напротив высокого книжного шкафа.
    Григорий Кузьмич проворно подключил разъёмы в нужные гнёзда, пробежал пальцами по многочисленным кнопкам, что-то быстренько покрутил и настроил на нужный режим. Я вопросительно уставился на него, и в этот момент… В комнате неожиданно погас свет, на стене передо мной возникло отчётливое цветное изображение с видами непроходимых диких джунглей, а в наушниках послышалась очень чистая и расслабляющая стереомелодия, на фоне которой приятный женский голос начал повествовать о том, что поневоле стал наблюдать я на экране.
    Воистину это было грандиозно! Я был совершенно ошарашен. Несмолкаемое пение целого оркестра птиц, разноголосый шум оживающего тропического леса, ненавязчивый и увлекательный комментарий к увиденному завладели моим вниманием полностью. Через минуту я почувствовал, как по комнате распространяется удивительное благоухание, напоминающее смесь экзотических фруктов, свежести южной листвы после дождя и морского солоноватого бриза. К тому же воздух стал явно теплее и наполнился слегка ощутимой влажноватой испариной. Создалось полное восприятие телепортации в далёкие джунгли. В те мгновения я мог бы с полной ответственностью поручиться, что нахожусь не в подмосковном городке, а где-нибудь на экваторе – в Индии или в Гватемале.
    Общий эффект ещё более усилился, когда неожиданно возникший на «картинке» красавец тигр, злобно рыкнув, перепрыгнул с одной толстой лианы на другую и, мягко ступая, появился на… стене, стоящей перпендикулярно к экрану. Зрелище было потрясающим! Хищник опять странным образом переместился с одной стены на другую, спускаясь по стволу могучего дерева к земле. Такие же манипуляции в объёмном пространстве продемонстрировал и гигантский питон, медленно переползая с центральной ветки на близрастущие. Дикие мартышки, резвясь где-то в заоблачных кронах тропической флоры, так истошно визжали и жестикулировали, что я, невольно задрав голову вверх, увидел несколько особей и на потолке, откуда они корчили мне уморительные рожи и испуганно таращили глаза. Огромные бабочки, появившись с двух концов изобразительного видеополотна, пропорхали так близко от моей шевелюры, что, казалось, я почувствовал колыхание их крыльев вместе с  лёгким дуновением ветерка. Практически тот же трюк проделали и длиннохвостые яркие попугаи. По правде сказать, весь этот красочный «спектакль» выглядел безупречно, очень живо, правдоподобно, объёмно и до лёгкого шока естественно.
    На какое-то время я полностью потерял дар речи и во все глаза пялился на видеоряд, слушая через наушники пояснительные тексты, озвученные милым женским голоском. Весьма проблематично описать на бумаге все эмоции и чувства, охватившие меня тогда. Любители новых словообразований иногда называют это «полным улётом». Наверно, так оно и было. Я действительно на время сеанса куда-то отлетел. И когда в комнате вновь загорелся свет и бывший офицер жестом предложил мне снять наушники, ещё некоторое время я не в состоянии был вымолвить что-либо вразумительное. Почувствовал только, как лёгкий хмель, который до этого слегка кружил голову, испарился без всякого остатка.
    Объяснения последовали уже на кухне, куда Григорий Кузьмич пригласил меня освежиться крепким душистым чаем. На мой короткий вопрос «Что это было?» ответил он не сразу, продолжая всё так же загадочно и многозначительно улыбаться. Лишь после первой чашки чая, вытерев платочком взмокшую лысинку, он тихо заговорил.

  …Ещё в далёкой юности я страстно увлёкся радиоэлектроникой – тогда ещё ламповой и примитивной. С закадычным другом Иваном мы по схемам и чертежам из журналов, которые добывали с великим трудом, стали собирать простейшие приёмники, рации, телефоны. Жили тогда в посёлке, бедновато, и доставать радиодетали было ох как непросто. Если кто из односельчан ехал по своим делам в город, на скопленные копейки и рубли наказывали ему что-нибудь приобрести для своих экспериментов. Вспомнить об этом и смешно, и грустно. Эх…
    Уже потом, когда мы с Иваном перешли в старшие классы, у нас в школе появился замечательный преподаватель физики, Владислав Олегович. Он-то и помог нам встать на путь истинный. Снабдил необходимыми книгами и пособиями по электронике, сам стал заниматься с нами практическим моделированием.
    Со временем ламповая радиотехника стала уступать место полупроводниковым транзисторам, диодам, стабилитронам, тиристорам, варикапам, интегральным микросхемам и прочим современным штучкам. Ох до чего же всё это было нам интересно! Монтировали электрогирлянды для школьных ёлок, цветомузыку, осветительную и усилительную аппаратуру, магнитофоны, проигрыватели и радиостанции. Голова с утра до вечера была забита только новыми творческими разработками и способами воплощения их в реальность.
    Но годы летели быстро. Пришла пора идти в армию. На моё счастье по ходатайству нашего военкомата я попал в ПВО – войска, непосредственно связанные со сложнейшими электронными системами. Здесь я поднаторел ещё больше, получил огромный технический довесок ко всему, что знал раньше. А на втором году службы подал рапорт для поступления в Высшее военное училище. Решил стать настоящим боевым офицером и никогда не расставаться с любимым делом. Училище потом успешно закончил, женился, воспитал с женой двоих сыновей, один из которых сейчас тоже служит в Вооружённых силах в звании майора. Н-да…
    Горько вспоминать, но… Жена умерла семь лет назад. Мы жили с ней уже здесь, вдвоём. Я вышел в отставку, сыновья со своими семьями обзавелись к тому времени отдельным жильём. Внуков нам нарожали. Жить бы вот да радоваться. Однако Господь рассудил иначе. Конечно, очень тяжело перенёс я кончину супруги. Непереносимо страдал и переживал, оставшись в глухом одиночестве. Пробовал побольше читать и общаться с разными людьми, но глаза потеряли свою былую остроту, а народ при современном положении дел в обществе оказался в массе своей слишком уж отчуждённым, обозлённым и замкнутым.
    Одно время я даже начал злоупотреблять. Этим самым, алкоголем. То водочки, то пивка. То с приятелем, то в одиночку. Однако вовремя остановился, поняв, что так недалеко и до могилы. Немалую роль в наставлении на путь истинный сыграли мои соседи – Аскольд с Оксаной. Замечательные люди, я скажу! Они мне теперь как родные…
    И вот как-то раз, не зная куда себя деть от надоевших мрачных мыслей и невостребованности, вспомнил я, как однажды чисто случайно попали мы всей семьёй в московский планетарий. Думали просто убить время, были мы тогда в Москве проездом, до поезда оставалось ещё восемь часов. Купили билеты в этот самый планетарий, зашли, расселись по своим местам и… обалдели! Какое это было зрелище, Бог мой! Весь огромный купол в звёздах и далёких галактиках. Там пролетает комета, здесь ползёт луноход по камням и серой пыли, поодаль какой-то космический робот забирает буром пробы почвы, чуть выше на экране крупным планом показывается извержение гелия на Солнце. А вдалеке чётко видно, как в глубины вселенной улетает диковинный межпланетный корабль. Мы вчетвером за весь сеанс не проронили ни слова, заворожённые этим представлением…
    Спустя много лет вспомнил я о той экскурсии. Вспомнил горящие глазёнки сынишек, просветлённое лицо жены, восторженные отклики выходящих из планетария зрителей. И подумалось: а не смастерить ли и мне нечто подобное? Не в таком масштабе, конечно. Но и не намного хуже. Соорудить, так сказать, познавательный видеоцентр на дому.
    Посмотришь – сколько пенсионеров бесцельно убивают время на скамейках во дврах, стучат костяшками за доминошными столиками, треплют нервы в пустопорожних сплетнях и пересудах, а то и вовсе за пьяной болтовнёй. Нет, не про меня подобная «идиллия»!
    Вот и взялся я за дело, засучив рукава. Освежил все свои познания в электронике и радиотехнике. Очень помогли старые знакомые и младший сын Валерий. Много, конечно, ушло времени, да и средств тоже, чтобы появилась здесь та аппаратура, которую я сейчас использую. Но зато какой эффект, а? Согласись!.. Чем бестолково слоняться по двору или по магазинам, выслушивая очередные разборки в адрес чиновников и правительства, лучше я заряжу свою «физгармонь» новым видеофильмом и, присев в кресло, расслабленно полюбуюсь на очередной шедевр из своей коллекции. И приятно, и познавательно…
    Аскольд и Оксана приходят ко мне, как на грандиозное телешоу. Отдыхают здесь от своих повседневных забот и проблем.Жаль, детишек у них пока нет. Может, ещё и появятся. Тогда и они будут самыми желанными гостями в моих апартаментах. Впрочем, ребятишек у меня в квартире вполне хватает. И не только родных внуков, но и их друзей-приятелей. К тому же и некоторые соседские мальчишки с девчонками приходят. В основном школьники младших классов.
    А три года назад познакомился я с одним прекрасным человеком – Семёном Борисовичем, работником Мостовского лесничества. Какой образованный, эрудированный и интеллигентный мужчина!Я сам не заметил, как с его подачи мало-помалу втянулся в растениеводство и общую биологию. С лёгкой руки Борисыча начал заниматься выведением новых гибридов сосны, ели, берёзы, а также пихты и кедра для наших подмосковных лесов. С этой целью мне даже маленькую делянку выделили в укромном местечке лесничества. Как раз этой осенью, когда мы с тобой познакомились, я проводил там контрольные замеры и наблюдения, заодно насобирав корзинку грибов. Беловы частенько выезжают туда на машине к родственникам. Вот и меня с собой захватывают. Как только сходит снег – мы в Мостах постоянные визитёры и ревностные блюстители местных природных богатств. Иногда подключаются к нам и ребятишки-юннаты из окрестных школ. Вместе с ними мы проводим в Мостовском лесничестве огромное количество познавательных экскурсий и практических работ.
    Признаться честно, я так пристрастился к этой необычной для себя миссии, что даже в квартире стал разводить в горшочках рассаду новых сортов редких кустарников и деревьев, чтобы высаживать их потом на своей опытной делянке. Семенами снабжает меня, конечно, Борисович. Он же и литературу необходимую подбрасывает…
    И ты знаешь, Егор, в последнее время чувствовать я себя стал значительно лучше. Обхожусь почти без лекарств. И в душе обрёл давно искомое равновесие. Ведь как ни крути, а от ощущения, что ещё кому-то нужен, стараешься стать ещё чище, стремишься дарить людям ещё больше. Хотя бы тем же юннатам. Когда понимаешь, что оставляешь после себя добрый след на земле, уже не так грустно умирать. Поверь!..

    Расстались мы с Григорием Кузьмичём далеко за полночь. Садясь в вызванное такси, я с удовлетворением отметил, что мне всегда везло в жизни на встречи с хорошими и добрыми людьми. Насколько сам становишься духовно богаче после бесед с ними! Жаль только, что в нашем обществе с годами таких вот «энтузиастов» становится всё меньше и меньше.
   …А три дня назад мне позвонил Аскольд и сказал, что Кузьмич попал в московскую клинику с обострением почечной недостаточности. Не исключено хирургическое вмешательство. В ближайшую субботу они с Оксаной поедут проведать соседа. Я, естественно, тут же напросился в попутчики. Чета Беловых с радостью согласилась. Дело осталось за малым – успеть прикупить все необходимые гостинцы…   


Рецензии