Пути неисповедимые

  В Израиль на жительство прибыла семейная пара субботников из Воронежской области. Разрешение на это дал премьер-министр. Столь высокая санкция потребовалась потому, что эти люди - не евреи по национальности, но в то же время исповедуют иудаизм.
  Исповедуют иудаизм субботники уже третье столетие. Когда задумываешься над тем, как могли русские крестьяне принять эту религию, невольно думаешь о том, что пути ГОсподни действительно неисповедимы. И не только принять, но и оставаться верными ей, несмотря на преследования, сначала со стороны царских режимов, а потом и советской власти. Из центральной России их выслали в разные губернии Сибирского региона, но они и там продолжали придерживаться принятой веры.
  Исследователи этого явления  не дают какой-либо однозначной оценки его. Одни считают, что родилось оно после того, как Ветхий завет был переведен на русский язык, и изложенные в нем события настолько поразили определенную группу людей, что они решили принять "истинную религию" и жить по ее законам.
  Но ведь кто-то должен был объяснить и распространить подобное знание (по некоторым данным, в царской России было 22 тысячи субботников). Кто и как? Об этом, за давностью времен, никто не знает и не узнает.
  Еще одна версия:крестьяне, торгуя, тесно соприкасались с евреями, знакомились с их традициями и бытом, они им понравились, и они решили их придерживаться тоже.
  Может, в этом и есть доля истины, но вряд ли большая, ведь чтобы произошел поворот в мозгах людей, а в данном случае можно вообще говорить о "перевороте" в них, одного наблюдения недостаточно.
  В общем, гипотез и догадок можно выдвигать много, но приходится ограничиваться констатацией фактов:субботники есть и поныне, и, как оказалось, не только в России, но и в разных странах мира. И в Израиле - тоже.
  Первая алия субботников в тогдашнюю Палестину была в начале двадцатого века. Сколько их было, кто прижился и остался,- статистики точной нет. Но несколько семей воспитали детей, ставших гордостью еврейского государства, как, к примеру, Рафаэль Эйтан, бывший начальник штаба ЦАХАЛА, или подполковник Йоси Куракин, погибший в 1997 год в бою с ливанцами, или Глеб Баевский, один из основателей израильского флота.
  Можно назвать и еще ряд фамилий не менее знаменитых потомков субботников. Наиболее интересной представляется судьба семьи Куракиных. Антон Куракин приехал в тогдашнюю Палестину еще в конце девятнадцатого века с семьей, в которой было двенадцать детей. Еще до приезда он перешел в иудаизм и принял имя Аврама.
  Йоси был уже его внуком, а правнук, восьмилетний сын Йоси, Нево, в день 55-летия государства Израиль зажигал факел на горе Герцль.
  Субботники репатриировались в Израиль и в семидесятые, и в девяностые годы прошлого столетия, но многие из тех, кто приехал в девяностые, возвратились в Россию. Им в Израиле не понравилось.
  Надо заметить, что их иудаизм отличается от того, что исповедуют в Израиле ультраортодоксы разных течений. Они соблюдают и субботу и обрезание, верны Торе, но не признают Талмуд.
  Как родился Талмуд? В Вавилонском плену набрала силу версия о том, что, кроме Торы письменной, Бог дал еврейскому народу и Тору устную. И на основании устных преданий, их анализа, споров вокруг них еврейских мудрецов и законодателей, в течении многих веков и родился Талмуд.
  Есть еще и так называемый Иерусалимский Талмуд, рождавшийся в то же самое время непосредственно на земле Палестины, но вес  для верующих имеет именно Вавилонский,-над ним работали и преподаватели Вавилонской еврейской академии.
  Создатели Талмуда столь высоко ценили свое творение, что если их рассуждения и выводы не совпадали с тем, что говорил Моисей, они требовали от учеников признать именно их мнение, а не Моисея. И постепенно распространяли это требование и на остальную паству.
  Разумеется, не все верующие признали это требование. Как можно ставить себя выше Моисея и его закона?
  И несогласные с талмудистами стали отделяться и объединяться в отдельные от них  группы. Еще в восьмом веке в Багдаде появились ЧИТАЮЩИЕ или караимы. С веками они всё дальше уходили от иудаизма в том понимании, в каком он существует в Израиле. А некоторые группы, в частности, караимы Крыма, и вовсе отреклись от иудаизма и не считают себя евреями. Когда фашисты заняли Крым, представители караимской общины написали письмо главе Германского рейха о том, что никакого отношения к евреям они не имеют, и ссылались на то, что в царской России их евреями не признавали.
  Гитлеровцы проверили этот факт, а также опросили трех известных еврейских раввинов, являются ли караимы евреями. Те подтвердили, что - не являются, чтобы спасти их от преследования, и караимы избежали Холокоста, но с приходом Красной Армии многие их них были осуждены за сотрудничество с фашистами.
  Караимы живут и в Израиле, правда, ничего конкретного о их жизни не известно, и сколько их вообще. Но, разумеется, это те, которые продолжают исповедовать иудаизм.
  О субботниках известно несколько больше. Например, о том, что в феврале 2012 года в Воронежскую область к ним отправлен раввин. В поселке Высокий он будет преподавать субботникам еврейские традиции, давать уроки иврита, проводить общественные молитвы. И, видимо, готовить желающих к репатриации в Израиль.
  Очевидно, это во многом будет зависеть и от того, насколько сумеет прижиться в стране первая семейная пара субботников.   


Рецензии