Бомж

Небо   затянуло    тонкой  призрачной     дымкой.  Солнце    больше    не   пыталось  пробиться    сквозь дождливые  тучи.   В  воздухе  повисла  тишина.  Странная  и  пугающая,  она  топила  мысли     и растворяла  их  в    глубине    тысячи     молекул    кислорода.

В  это  время  года,  у  природы  часто  меняется   настроение.    Осень,  словно  капризный  ребенок,  то   плачет,  то  вдруг   рассмеется,     согревая   мир  теплыми  лучиками.
 
В  томлении    ожидания,  воздух  сжался  в  упругий   комок.  Вдруг  небо  вздрогнуло, будто   очнулось  от   долгого  сна   и   заплакало    тихо  и безмятежно.  Асфальт   покрылся    сначала  мелкими    серыми  крапинками,  оставляя    за  собой    маленькие  сухие островки,  но  вскоре   и  они  не  устояли   под  натиском  затопления.   Маленький  дворик   утонул  в   печали    осеннего     негодования,   теряя    и без  того  редких  прохожих .
 
Когда   погода   окончательно   разрыдалась,    а  редкие   холодные   капли    превратились  в    сплошной    непрерывный  поток   слез,  из-за  арки   показалась    фигура   бомжа  дяди  Вани,   тележка  которого   грохотала  на  весь  двор.  Скрежет  и  звон  пустой   тары   резал  уши,  и  щекотал  нервы.  Старик    шел  важной   походкой,   будто  и вовсе  не замечая   дождь.  Рваный  подол   совдеповского    плаща    развивался   на  ветру,   неловко  задираясь   и  обнажая    голый  торс   и   грязные   обвисшие   то ли штаны, то  ли   трико    своего   хозяина.   Дядя  Ваня,  так  звали  этого  бедолагу.    А  почему  именно   Ваня , так  никто  и не  знал .  Отзывался  он  на  это  имя .  Весь  двор   его  знал   и сочувствовал    бомжу  ,  который   ежедневно    ровно    в  восемь  утра   приходил   к  помойным   бакам   и  заполнял    отходами   и пустыми  бутылками    свою   гремучую    тележку.  Старые  люди  поговаривали    о том, что   некогда  он  жил  в  этом  доме,  но   когда   дочь   выгнала   старика  из  дома,   тронулся  умом   и  на  долгое  время  пропал  из  виду.  Где  его  носило,  кто  же  знает.    Как  сложилась   жизнь,   сколько  испытаний  и   жизненных    невзгод   он  перенес,    никому   не  интересно  ,  разве  только    тирады     упреков    а   иногда   горьких  сочувствий    летят  в его  сторону .    А  он , знай  себе   гордо  поднимет  голову  ,  будто  смотрит  на  всех    свысока   и   кричит   на  всю  округу :

-     Я   гражданин  Советского   Союза!   Сталина  на  вас  нет!   Я  гражданин  Советского  Союза! 

Потом  оглядится  по сторонам,   смачно  сплюнет   и   побредет  себе  дальше  своей  дорогой.
 
И  так  изо дня  в  день.  Но  сегодняшнее  утро   стало  исключением   в повторявшейся  повседневности. И, что  он  таскается   именно  в наш  двор?  Может   в  уголках    обветшалой  памяти    вспыхивают  порой    некие  воспоминания,  и   в надежде   на   призрачный   шанс   вернуться  домой,   он   словно    пес,  которого    безответственный    хозяин   выгнал  из дома,    верит    в   посланное   прощение,  дающее  право    вновь  обрести  дом .
А   впрочем, кто  знает,  что  у   полусумасшедшего   старика     крутится  в   больном  разуме.
 
Вдруг,  дядя  Ваня   остановился,   задрал  голову   к  небу,  опустился  на  колени   и  простер  руки  к  небу.   Выглядело    это  действие   очень  странно   и несвойственно    ему.  Старик  молился.  Но  чему?  Ведь   Господь, сделал  его   бездомным  и нищим. Разве   не  утратил  он  веру    после   сломанной   судьбы   и   безрезультатных    молитв.   Да  и  свойственно  ли  сумасшедшим   молиться?
 
Вопросы   стремительным  потоком  пронеслись  в голове.  Я,    накинув    плащ,    наспех   набила      пакет   кое-какими   продуктами  и пулей  выскочила  из  дому.    Чтобы  не  напугать   я  на полпути    окликнула    старика,  который   уже   собирался  продолжить свой  путь .

-  Дядя  Ваня! Дядя  Ваня!
 
Старик   никак  не реагировал   и продолжал   медленно  удаляться.  Когда  я  его  нагнала,  он  остановился  и  оглянулся.   Уставший   блеклый  взгляд,  бледность    говорила  о     плохом  здоровье.  Дядя  Ваня   без особого  интереса  окинул  меня  взглядом,  прокашлялся   и   спросил :

- Что вам  надо, мадемуазель?

Я  слегка  смутилась,  а  затем  протянула  пакет  с продуктами.
 
- Что это?
 
- Продукты, -  тихо ответила  я.
 
- Зачем?

Я   растеряно  пожала  плечами.
 
- Вот видите,  вы  даже  сами не знаете,   зачем   мне  их  даете.

- Я  помочь  хочу, - прошептала  я.
 
Старик  вдруг  разразился  смехом,  который   плавно перешел  в  сиплый  кашель.  Наконец  откашлявшись,  он  вы харкнул   все  содержимое  в  сторону  и  сказал:


- А  я,  что  на    бомжа  похож   или  у меня  на лбу  написано " Подайте "?

- Да, нет,  я  же   по-доброму,  - пролепетала  я .

- По-доброму  она!  - передразнил  старик.  -  А    вы  мадемуазель   случайно   не  последние  продукты   из  дому  выволокли?    А  то, поди,   самой  есть  нечего.  Иди,  давай  домой!  Можешь  считать,  совесть  твоя  чиста! -  злобно  крикнул  дядя  Ваня   и  развернувшись    прибавил шаг .

- Зачем  вы так !  Я  же  все  видела!

Сама  не знаю  почему, но моя  фраза   заставила  старика  остановиться    и обернуться .

- А  собственно, что  вы  видели?-  полюбопытствовал   он   более  добродушно.


-  Вы  молились .
 
-  Не  понимаю,  а что  в  этом   плохого?
 
-  Ничего.  Мне  показалось   вам   очень  плохо,  и вы   вовсе  не сумасшедший.  Я  подумала , вы  в  диком  отчаянии .
 
- А  кто вам  сказал   или  убедил  вас  в том, что я  сумасшедший? 
Мне  стало  стыдно,   и я  почувствовала, как  краска  заливает  лицо.

 Опустив  глаза ,  я   тихо  прошептала:

-  Так,  все  во дворе  говорят.


Старик  покачал  головой .

 
-  Люди   всегда  осуждают   тех,  кто  выше  их  понимания.  И  что  не доступно  их сознанию.
 
-  Это как?
 
Дядя  Ваня   глубоко  вздохнул.

-  Давай  отойдем   под  навес,  а  то совсем  промокнешь, -   предложил  он    и,   оставив   тележку   у забора,   нырнул   под подъездный  навес.  Я  последовала  за ним.
-  Ты   пожалела  меня, когда  увидела,  что   я  стою  под  дождем,  с  грязной  тележкой    в  драной  одежде.  И  подумала   в первую  очередь о том, что  я  голоден   и  несчастен?
 
-  Да ,  так  думают  все  в  этом  случае .

-  В   том-то  и дело,  что   голод  это  не показатель  несчастья.   Поверьте,  мадемуазель ,   я намного  счастливей  всех  вас  живущих   в   серых  буднях   и   вечной  гонкой   за   большими  деньгами .   Я   богат  и безмерно  богат ,  потому, что  свободен    от   таких, как вы .  По- вашему ,  я сумасшедший ,  но  вы   намного   больнее   и  заразнее  меня .  В  вашем  обществе    давно   появился  вирус   под  названием   деньги  .  Он   как    солитер  проникает   в  мозг   а  затем     съедает  душу ,  погружая  ее  в   жестокость   и  эгоизм.
 
-   О чем  вы тогда  просили  Бога?

На   небритых  щеках   старика    мелькнула   улыбка.

-  Я  благодарил   Бога.
 
От  удивления   я  открыла  рот.
 
-   За  что?

-  За    свободу,  за  счастье,  под  названием   жизнь.
 
Старик   ушел    и   в  самом  конце    улицы   до меня  донеслось  знакомое    "Я  гражданин  Советского  Союза!"

А  я   еще  долго  не могла  прийти  в   себя.   Мне  очень  хотелось   снова  увидеться    с   этим   необыкновенным   человеком ,   но   с тех пор   я  больше  его  никогда  не видела .

 Для неизвестных  читателей почта( koy-lena@yandex.ru)


Рецензии
А мне наоборот, однажды повезло увидеть человека из далёкого прошлого. И что характерно, он совсем не изменился, хотя для меня пролетело наверное больше чем пол жизни. Удивительная встреча, о которой я написал рассказ Свято-озеро.
Будет время и желание, заглядывайте, буду рад http://www.proza.ru/2012/01/19/132
С уважением,

Юрий Воякин   02.12.2018 21:05     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо,за визит и отзыв!
Постараюсь прочесть ваш рассказ.
С уважением и добрыми пожеланиями,

Елена Коюшева   02.12.2018 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 100 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.