Старость

   Старость не в радость и молодость в гадость, это в том случае если мы ищем во всем нечто неприятное и отвратительное. А тем людям, которые пытаются по меньше бурчать то по тем, то по иным причинам, жизнь интересна в разном возрасте, главное чтобы было по- меньше горестей.
   
   Вот как на эту тему пишут в массмедиа:
   
   «Великое искусство - уметь быть старым"... Еще большее искусство - уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относиться к старости.
   Исповедь воинствующего оптимиcта. Карло Штренгера - "Кризис среднего возраста в наши дни — это архаизм и рудимент"
   Около четверти из 82 миллионов немцев достигли возраста 60 и более лет. Однако люди пожилого возраста имеют возможность в полной мере наслаждаться жизнью. Так, согласно статистическим исследованиям, люди старше 50 лет обладают наивысшей покупательной способностью среди остальных возрастных групп. Одной только недвижимости во владении этой группы населения находится на полбиллиона Евро. Пенсионеры активно идут в ногу со временем: люди в возрасте от 50 до 69 лет составляют наиболее динамично возрастающую категорию пользователей Интернета. Уже сейчас 4,5 миллиона пожилых людей используют Интернет в своей повседневной жизни.
   Напомню, что кризис среднего возраста — одно из основополагающих понятий не только в возрастной психологии, но и в психологии вообще. И хотя сам термин был введен в оборот сравнительно недавно, около полувека назад, сегодня к нему «привязана» масса психологических проблем, для решения которых придуманы десятки психотерапевтических техник. Каждый второй сознательный индивид, достигший 35–45 лет, уже почти бессознательно, в силу сложившегося стереотипа списывает все свои тревоги и трудности на кризис среднего возраста. И каждый второй психолог убежден, что именно этот пресловутый кризис способствует неуклонному росту «популярности» депрессии — заболевания, которое называют проблемой номер один современного человека (справедливости ради стоит упомянуть, что это заявление время от времени опровергается).
   Более того, существуют целые институты, изучающие явление midlife crisis. И вот вдруг на арене появляется ученый (и довольно известный), который осмеливается заявить на весь мир, будто никакого кризиса середины жизни больше нет. Мол, сегодня по сравнению даже с прошлым поколением люди стали жить значительно дольше, насыщеннее, интереснее, у них появились широчайшие возможности для реализации и в карьерной сфере, и в творчестве, и в личном плане, отнюдь не ограниченные возрастом.
   Мне как человеку медленно, но верно подгребающему к отметке 35 и уже ощущающему железную хватку времени на собственной шее, стало невероятно интересно, на каком основании всеми уважаемый профессор психологии Тель-Авивского университета Карло Штренгер (Carlo Strenger) сделал подобные выводы. И почему, если кризис среднего возраста в наши дни — это архаизм и рудимент, я постоянно наблюдаю его проявления.
   Например, один мой приятель (40 лет) неожиданно променял свой вместительный и надежный Defender на элегантный спорт-купе, который год спустя, однако, так же нежданно-негаданно продал. Другой знакомый (39 лет) женился на 18-летней парижанке, оставив в России первую жену и двоих детей, однако не прошло и семи месяцев, как он вернулся с повинной в лоно прежней семьи. Жена брата (42 года) — безупречный, авторитетный адвокат со стажем почти 16 лет — вдруг подалась в дизайнеры интерьеров (правда, все дело закончилось лишь обучением). Если все это не попытка удрать от кризиса среднего возраста, тогда что же, просто бесхитростные чудачества?
   В интервью журналу The Time Штренгер поясняет: «Специфика современного времени состоит в том, что сегодня гораздо больше зависит от самого человека, нежели от условий, в которых мы существуем. Если человек относится к своему среднему возрасту как к эпохе потерь, тем самым он программирует свое будущее и свой собственный кризис. На самом деле с таким же успехом этот рубеж — 35–45 лет — может стать и временем расцвета. Иными словами, самым плодотворным и вдохновенным, наиболее удачливым и приятным периодом в жизни». В первую очередь израильский психолог основывается на собственных наблюдениях: «Это удивительно, но, наблюдая в течение последних нескольких лет более чем 1500 представителей возрастной группы от 35 до 45 лет, мы с коллегами обнаружили, что почти все они, за редким исключением, чувствуют себя гораздо более уверенными, свободными, счастливыми и внутренне стабильными, чем 10–20 лет назад».
   Объяснение этому феномену 51-летний Штренгер находит в существенном улучшении социальной картины (хотя, как помним, он же утверждает, что современный человек от нее не слишком-то зависим). А именно: в прогрессе медицины и других наук, значительно продливших человеческую жизнь и молодость, в тенденции к более здоровому и активному образу жизни, в радикальной смене стереотипов, касающихся брака, деторождения, карьерных вопросов и так далее.
   «Действительно, — говорит Штренгер, — примерно к 40 годам человек накапливает определенный жизненный опыт и знания, а также некий багаж ошибок и разочарований. Кроме того, возможно, впервые в жизни он ощущает смерть особенно близко, поскольку примерно в этом возрасте мы теряем родителей.
   Полвека назад это было достаточным основанием для того, чтобы подвести итоги и сложить руки в ожидании собственного конца. А что еще оставалось? Социальные условия не позволяли внести в жизнь серьезные перемены, да и сама продолжительность жизни была ниже, чем сейчас. А сегодня мы имеем все предпосылки к тому, чтобы считать 40–50-летний рубеж лишь завершением одного жизненного этапа и одновременно началом следующего, скорее всего, длиною в те же 40–50 лет, в котором, опираясь на опыт, мы в состоянии достичь еще больших высот».
   Ага! Значит, все-таки рано еще говорить: «Прощай, кризис среднего возраста!» Точнее было бы выразиться так: пришло время изменить трактовку явления, наше отношение к нему. Интерпретация — вот ключевое слово в теме кризиса среднего возраста! Сегодня мы имеем все основания для того, чтобы она кардинально поменяла цвет с черного на более светлый.
   Наверное, кому-то бравый тон Штренгера может показаться чересчур пафосным и неоправданным, но я готова встать под его знамена. Свято верю, если привить человечеству новое восприятие кризиса среднего возраста (а также сменить название на более позитивное — например, «период среднего возраста» или «золотой рубеж середины жизни»), то картина, описанная Карло Штренгером, станет будничной реальностью. Мы перестанем автоматически относиться к этому отрезку жизни как к неминуемой трагедии, перестанем прогнозировать собственные неудачи и ждать прихода депрессии, как ожидают обычно приезда дальнего родственника — покорно, но с раздражением. И, соответственно, перестанем совершать абсурдные поступки (примерно такие, коими отличились мои вышеописанные приятели). А там, глядишь, и страшная статистика депрессий начнет неуклонно снижаться…
    Лично мне гораздо легче жить с мыслью о том, что «в 40 лет жизнь только начинается». И я очень рассчитываю, что когда мой именинный торт и впрямь потяжелеет на 40 свечей, то я смогу без тени сомнения произнести и вторую половину этой фразы: «Теперь-то я это точно знаю!» Возможно, этому поспособствуют и тезисы Карло Штренгера.
 ( Эдвард Григhttp://pokolenie-x.com)»

   " Семь изменений тела и разума, которые будут ходить с вами по мере старения:
   Молодым людям пожилые могут казаться забывчивыми сварливыми стариками с морщинистыми лицами, но наука рисует другую, более подробную картину старения: пожилые люди, как правило, становятся счастливее, либеральнее во взглядах и остроумнее.

1. Вы станете либеральнее.
   Считалось, что с появлением морщин люди становятся более закостенелыми во взглядах, однако исследование, проведённое в период с 1972-го по 2004-й год, показывает, что это не совсем так: за это время исследователи опросили 24 тыс человек, и полученные результаты демонстрируют изменение отношения к миру в разных возрастных группах.
Так, чем взрослее был человек, тем более либеральным становилось его отношение к политике, экономике, расовой принадлежности, полу, религии и сексуальности.

2. Ваши стволовые клетки стареют вместе с вами.
Становится хуже не только кожа — все клетки организма изменяются с возрастом: несмотря на постоянное обновление стволовых клеток и замену старых или повреждённых клеток новыми, они также изнашиваются. Исследование, опубликованное в журнале «PLoS Biology» в 2007-м году, показывает, что регенеративная способность стволовых клеток снижается при достижении определённого возраста.
   В ходе исследования учёные изучили стволовые клетки костного мозга, взятые у молодых и старых мышей — эти клетки пересадили тем мышам, у которых ранее клетки костного мозга погибли. Сначала стволовые клетки как молодых, так и старых мышей восстанавливались и делились примерно с одинаковой скоростью, но потом регенерация старых клеток значительно замедлилась по сравнению с регенерацией молодых. Учёные считают, что дело в генетике — гены, отвечающие за стресс и болезни, с возрастом в старых клетках стали активнее.

3. Потребность во сне снизится.
   Было проведено исследование с участием 110-ти здоровых людей разных возрастов: им было разрешено спать в среднем по восемь часов в сутки. При этом старшая группа (от 66-ти до 83-х лет), как правило, спала на 20 минут меньше, чем средняя группа (от 40-ка до 55-ти лет), а те, в свою очередь, на 20 минут меньше младшей группы (от 20-ти до 30-ти лет). Самое простое объяснение этому в том, что пожилым людям нужно меньше времени на то, чтобы выспаться.
Есть и другое подтверждённое исследованиями объяснение: пожилым людям требуется больше времени, чтобы заснуть — они не могут сделать этого сразу, кроме того, они проводят меньше времени в фазе глубокого сна, и у них возникает больше сложностей для поддержания сна.
На самом деле больше половины опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 65-ти лет жалуются на бессонницу.

4. Вы будете чаще отвлекаться.
  Если у вас возникают проблемы с тем, чтобы абстрагироваться от посторонней информации, — от мигающих рекламных щитов до чужой болтовни по телефону-то возраст вряд ли сослужит вам хорошую службу: по мере старения способность человека игнорировать отвлекающие факторы ухудшается.
Карен Кемпбелл, докторант в области психологии в Университете Торонто, и её коллеги обнаружили, что старики, однако, всё же могут сосредоточиться. Пожилые люди получают уникальную возможность «гипер-привязки»: они связывают незначительную информацию с более важной, поступающий к ним в тот же момент, — такая способность улучшает память.

5. Ухудшится состояние кожи.
   Ваша кожа дрябнет по достижении 50-ти лет: с возрастом эпидермис, внешний слой кожи, истончается, одновременно кожа становится менее эластичной, а жировых клеток на лице в глубинных слоях кожи становится меньше — результатом является появление морщин и складок.
Различные инъекции могут на некоторое время «омолодить» лицо, но исследователи считают, что косметических процедур может быть недостаточно.
Дело в том, что челюстные кости, глазницы и скулы тоже изнашиваются, что приводит к обвисанию верхних век, западанию щёк и челюстей. Возможно, через некоторое время эту проблему смогут решить костные имплантаты, но, как и при любой операции, существует риск получить инфекцию или онемение.

6. Ваше чувство юмора не изменится.
Смех полезен для организма, и для пожилых людей, которые по-прежнему ценят юмор, это хорошая новость — при условии, что они это понимают: по мнению Пратибы Шамми, психолога из центра гериатрической помощи «Baycrest», старение не влияет на эмоциональную реакцию на юмор.
Сохранение аффективного реагирования важно, поскольку является неотъемлемой частью социального взаимодействия, и, кроме того, уже давно известно, что смех улучшает качество жизни, помогает справляться со стрессом и правильно воспринимать процесс старения.
Ложка дёгтя в том, что пожилые люди с пониманием юмора обычно испытывают больше трудностей, чем молодёжь, — они менее восприимчивы к сути шутки.

7. Возможно, вы станете позитивнее относиться к жизни.
   Стереотипные картины сварливых стариков не нашли научного подтверждения — преклонный возраст может принести счастье многим людям, хотя насколько справедлив этот вывод, пока сказать сложно.
Например, исследование, опубликованное в 2008-м году Янгом, социологом из Чикагского университета, предполагает, что увеличение продолжительности жизни, наблюдаемое с 1970-го года, связано с тем, что количество счастливых лет возросло, однако в то же время здоровье и доход, важные факторы счастья, с возрастом уменьшаются. Некоторые исследователи отмечают, что если принимать во внимание эти два факта, то пожилые люди не так счастливы, как молодые.
Но даже если люди в старости не получают благополучия, то возраст всё равно может оказать влияние на отношение человека к миру — исследования показали, что пожилые люди склонны смотреть на своё прошлое через розовые очки и они оптимистичнее молодых людей.
(http://pokolenie-x.com)


Рецензии