О глобальных проектах

Сергей Капица и Михаэль Лайтман


2.11.2013, 19:20 [#119458]

Мнение (М. Хазин): В 16в. в Европе настал малый ледниковый период, продовольствия стало меньше необходимого для выживания населения.

Решение требовало денег, а они были только в католических монастырях, которые сотни лет получали десятину и не тратили ее.

1517 год – Мартин Лютер начинает Реформацию – выдвигает претензии к католической церкви, забирает деньги у монастырей по северу Европы, где победил протестантизм, – потому что там изменения климата сделали жизнь невозможной.

Деньги есть, но пищи нет. – Тогда в рамках протестантизма был легализован, запрещённый Библией, ссудный процент. Отмена запрета на ссудный процент позволила перестроить цеховое производство, с его стабильными социальными механизмами, на научно-технический прогресс, поглотивший феодальную систему.

Так на севере Европы возникла экономическая модель, которая позволила производить всё возрастающий объём добавленной стоимости, которую можно было обменивать на юге на еду. Далее...

К середине 18 в. стало ясно, что разрешение ссудного процента, т.е. капиталистический проект, не может обеспечить стабильное развитие общества. Но вернуться к прежнему, значило отказываться от научно-технического прогресса. Этим путем пошел исламский глобальный проект – и проиграл – к 20 в. не обеспечил построение современного технологического общества. Поэтому выход из кризиса в 18 в. искали именно прогрессистский, обеспечивающий прогресс, как главное условие существования человечества на Земле.

Нашли 2 варианта:

1 – устранить социальную нестабильность можно, не уничтожая капиталистическую систему, а уничтожив в обществе остатки библейской системы ценностей. Так возник современный "западный" глобальный проект, где главное – свобода (право каждого выбирать систему ценностей) и политкорректность (толерантность) – запрет общества эту систему ценностей анализировать и критиковать. Что получилось – видим!

2 – поскольку прогресс останавливать нельзя, то нельзя отменять ссудный процент, а чтобы он не разрушал базовую систему ценностей, его оставим, но ликвидируем его главное негативное следствие – частное присвоение ростовщической прибыли! – Так возникает "красный" проект – запрет на частное присвоение доходов от ссудного процента, на частную собственность, на средства производства.

Противоречие между "красным" и "западным" проектами принципиальное – один направлен на максимизацию прибыли, другой её запрещает. "Красный" проект умер, сегодня умирает "западный", поскольку экономическая система больше не может обеспечить постоянный научно-технический прогресс. Нас неминуемо ждёт появление новых глобальных проектов.

Остановка НТП возбуждает старые религиозные проекты, поскольку сегодня на первое место выходят как раз социальные вопросы. Если мы не готовы отказаться от прогресса, то остается только "красный" проект. Если готовы отказаться от прогресса – то есть исламский, католический, православный и другие проекты. Активность будут проявлять все. Но главный фактор, который определит путь человечество, – "нужен ли нам прогресс?"

Пока ясно только одно: религиозные проекты дают социальную стабильность, но в рамках глубокого застоя. "Красный" – обеспечивает движение не научно-техническое, а социальное. Но готовы ли мы к нему?

Реплика (каббалист М. Лайтман): Несомненно, после "выяснений" войнами или распространением Интегрального Образования, победит "красный проект" – но не диктатурой, а именно образованием и воспитанием масс.

Тема : Кризис, глобализация, Экономика и деньги
 


КУДА МЫ ИДЕМ?
2.11.2013, 19:17 [#119454]

Мнение (С. Капица, физик): Если проследить, как растёт человечество последний миллион лет, увидим, что оно развивается по гиперболической кривой пропорционально квадрату населения Земли. Причём, после медленного роста в прошлом, наступает ускоренный взрывной рост. Так кривая роста уходит в бесконечность, и это как раз тот самый период, в который мы с вами живём.

Стало быть, наше время выделено в истории человечества особенным образом, заставляя нас изменить отношение ко времени в истории – существует история всего человечества как некоего целого.

Но когда анализируешь данные о населении мира, получаешь кривую, которая уходит резко в бесконечность. Кроме того, само время истории сжимается. Далее...

Нижний палеолит длился миллион лет. На всю оставшуюся историю осталось полмиллиона лет. Средние века длились 1000 лет, и на всю оставшуюся историю после падения Константинополя ушло 500 лет.

Та же пропорция: в две тысячи раз происходит быстрее история развития человечества от нижнего палеолита до нашего времени. А сейчас история не может сжиматься больше, потому что она упёрлась в продолжительность человеческой жизни.

Если бы поддерживался прежний режим роста, нас должно быть не 6, а 10 млрд. И мы должны были удваиваться за 10 лет. А ведь этот закон квадратичного роста был неизменен на протяжении миллионов лет!..

Но подобная формула неприменима к отдельно взятой стране, потому что сумма квадратов не равно квадрату суммы. Это указывает на то, что в корне всего лежит принцип коллективного взаимодействия. Мы не можем дальше уплотнять время, оно уже уплотнено до предела, до размеров одной человеческой жизни.

Таким образом, сейчас происходит переход человечества в качественно новое состояние. Его характеризует глобальный демографический переход, прекращающий рост человечества.

С ним же связан и процесс глобализации, и распад крупнейших империй за прошедший век. А вслед за ними распадается и общественное сознание.

Человечество должно питаться какими-то идеями – но сейчас нет таких идей – идейная пустота, наполняющая мир, как раз и является одной из сложнейших проблем.

Можно сделать ваш компьютер в сто раз мощнее, но программирования для него нет. Считайте, что и мы лишены программного обеспечения человечества.


Реплика М. Лайтмана: С Капицей я был лично знаком. Все сказано верно про нынешнее состояние человечества, но что делать далее – он не знал. Кстати, после нашей беседы, сказал, что ставит "Учение Десяти Сфирот" Бааль Сулама рядом с "Курсом физики" Ландау и Лифшица.


Рецензии