У каждого своя Итака

Возможно, первый травелог, как  литературный  жанр, – «Одиссея» Гомера. Позднее, лет 400 спустя, понятие этого жанра расширил Геродот в своей «Истории». "Отец истории» был заядлым  путешественником, перемежавшим исторические этюды описанием земель и народов их населяющих. Таким образом, он раздвигал не только пределы ойкумены эллинского мира, но и литературы этого мира, откуда все и начиналось.
Сегодня книги о путешествиях, слегка подзабытые  после эпохи великих географических открытий, и последовавшей за ней эпохи передела колониальных завоеваний, положившей начало двум мировым войнам, вновь начинают занимать свое заслуженное место на литературном Олимпе.
Причем на фоне серенького  массолита с набившими оскомину мелодрамами и детективами, травелог как жанр переживает сегодня подлинное возрождение, временами радуя читателей литературой высшей пробы. Именно к таким первоклассным книгам я бы отнес литературные путешествия Василия Голованова «К развалинам Чевенгура» и «Невозможность путешествий» Дмитрия Бавильского. Обе книги вышли в отмечающем свое двадцатилетие  издательстве «Новое литературное обозрение». «НЛО», на мой взгляд, занимается штучной литературой, поскольку в основе деятельности издательства – просветительская миссия, далекая от современного книжного бизнеса, где количество редко переходит в качество.
И хотя беллетристики здесь выходит совсем немного, почти каждая книга «НЛО» интересна по-своему именно поисками жанра.
Василий Голованов – рассказчик удивительный. Он ведет нас к истокам Волги, к народу тамошнему, исчезающему как Атлантида, и дальше к дельте великой русской реки, к Каспию, в заповедные места,  где нашел своих волшебных птиц Велемир Хлебников.
А дальше - Европа и Азия, Запад и Восток, хазары, придуманные Милорадом Павичем, и другие непридуманные, но ставшие пылью истории.  Александр Македонский с его первым евразийским проектом. Тува, где лежит сердце Азии, и поиски истоков бакунинского анархизма.  «К развалинам Чевенгура» - книга удивительная. И читать ее нужно, смакуя, как коллекционный коньяк, чтобы еще долго наслаждаться послевкусием.
Дмитрий Бавильский  - путешественник не менее искушенный, но тяготеющий в первой части своей книги «Невозможность путешествий»  к телеграфно-репортерскому стилю, во второй части к пространству биографического романа и в третьей – к энциклопедическому экскурсу по истории травелога, как жанра от Карамзина до Битова. Смешение стилей фантасмагорическое, однако ж, читается книга с не меньшим азартом, чем зачитанная до дыр в детстве книжка «Дети капитана Гранта».
А вот Владимир Мирзоев в своем сборнике одноактных пьес «Тавматургия» приглашает в путешествие по театральным подмосткам, где среди пестрой череды персонажей «театра Мирзоева» мы встретим известных литературных героев, исторических персонажей и даже Пушкина. Я бы отнес эту удивительную книгу к путешествиям в игры разума.
И коль скоро мы начали этот обзор новинок «НЛО» с «Одиссеи» Гомера, то и завершим его рассказом о книге блистательных этюдов из древнегреческой истории, которые подарил читателям Михаил Леонович Гаспаров.
«Занимательная Греция» заслуженно стала для многих читателей настольной книгой.
И прежде, чем новые поколения книгочеев обратятся к гомеровой «Одиссее», им просто необходимо прочитать гаспаровский травелог  о хождении в мир богов и героев Эллады.


Рецензии