Молодость уходит, а красота остается...

ПРЕДИСЛОВИЕ...совсем несерьезное...

прим. Я получаю особый кайф от прикосновения к этим строкам... да...они были написаны 12 лет назад...но...будучи настырной и амбициозной мамой ( ах, сколько комплиментов самой себе...совсем в духе наставлений Андре Моруа),  я получила в те годы необычайное удовлетворение от того, что данная публикация в журнале "ОНА" была иллюстрирована фото моего сына с выпускного показа школы Моделей при "Бурда Моден"... собственно, его педагог Янцев и вдохновил меня на эти размышления о профессии модели... а перспектива "засветить" своего сына, превратившегося в красивого юношу с модельной внешностью, в СМИ подогревала мой энтузиазм...

 Особенно меня волновала тема преемственности поколений в этом красивом виде бизнеса...я "спала и видела" своего красавца сына на подиумах Европы и мира...ах,ах...вот тут только улыбки...улыбки...с высоты нынешней мудрости...
"мальчик" совсем не долго позволил  играть собой в модельные игры...и стал серьезным финансистом в строгом костюме, белой рубашке и галстуке...сейчас он "играет" в совсем не детские "игры"...сейчас...а тогда...

тогда ради него я создала собственный театр моды VIP ... да-да... конечно, мы выходили вместе с ним на подиум... "брали" с тандеме с моими приятельницами-дизайнерами площадки Иностранных Посольств в Москве, Колонного зала Дома Союзов, КЗ "Россия", бизнес-клубов... в паре с сыном мы демонстрировали модели из меховой коллекции Веры Череповой и вечерние наряды от Николая Наумова и Нины Куликовой, удостоились комплиментов жены индийского посла... она никак не могла понять характер наших отношений и сделала предположение, что это мой молодой бой-френд... я с улыбкой вспоминаю наши совместные "подвиги" с сыном на подиуме...это вызывает у меня внутреннюю радость, состояние полета и энтузиазма...это вдохновляет...я понимаю, что личные истории имеют право на то, чтобы стать причиной удовлетворения...самой собой... самой собой...да...самой собой...
ИТАК...

ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА
 
МОЛОДОСТЬ УХОДИТ, А КРАСОТА ОСТАЕТСЯ

(  материал опубликован в ЖУРНАЛЕ "ОНА", 2001 г.)




Молодость - богатство. Не так ли? А красота ? Красота = мо¬лодость. Аксиома ли это ? Дается ли красота от Бога ? Или приоб¬ретается в результате упорного труда над своим телом и душой ? Видеть ли ее в форме или искать в содержании ? На эти вопросы каждый отвечает себе сам. Если, конечно, пришло время задуматься над ними. А ответ во многом определяется степенью зрелости души. По аналогии с Ф.Ницше - тело быстрее созревает для созерцания формы, чем душа для восприятия красоты.
Красота, как правило, ассоциируется с человеком, с женщиной, прекрасной женщиной. Актрисой, балериной, певицей, моделью. Имен¬но они, эти эфирные и недоступные на первый взгляд существа, оли-цетворяют для нас земной идеал красоты, создают его, совершенс¬твуют, доводят до блеска, воплощают фантазии художника в видимую форму, оживляют воображаемый образ.

Каноны красоты меняются, эволюционирует и изменяется челове-ческая форма, появляются новые виды и пропорции лица и тела. Воз-можно, иногда юные существа отдаленно напоминают нам кого-то из прошлого, возможно, нас самих ... Хорошо забытое старое ? Но чувствуется что-то неуловимо новое, свежее, подчас вызывающе дерзкое ( нерастраченные жизненные силы ?)... Есть ли это сама красота и гармония в естестве молодости? Богатство ли это ? Как им воспользоваться? Всегда есть выбор. Не распознав удачи, бро¬сить "под ноги ...", позволить себе запутаться в жерновах неудачи и отчаянии бедности ? Продать, превратив в звонкую монету дар природы ?

Природный алмаз ждет своего мастера-ювелира, который придаст нужную форму, выявит грани, оденет-оправит камень в металл, вдох¬нет жизнь. И засверкает драгоценное украшение всеми цветами раду¬ги на радость ценителям прекрасного ... И Маргарита ждет своего Мастера... Не что делают, а как ? Это уже другой уровень профес¬сионализма.

Модельный бизнес в России набирает силу. Талантливые "само¬учки" сверкнув в различных по рангу конкурсах красоты, уже сдела¬ли карьеру в модельном бизнесе, получив (если повезло) престижные и довольно высокооплачиваемые контракты с зарубежными рекламными агенствами. "Молодая поросль" вынуждена пробиваться на подиум, освоив предварительно азы модельного мастерства на различных под¬готовительных курсах, в специальных модельных школах. Последние, кстати, приносят неплохой доход организаторам, поскольку желающих попробовать себя в престижном виде бизнеса, немало. "Модельные мастерские", особенно в Москве, "растут как после дождя". Причем к обучению приглашаются не только совершеннолетние девушки, но и подростки, дети с 6 до 12 лет, а иногда и более юные существа.

Одна из московских "мастерских по производству" прекрасных мужских и женских моделей находится в великолепном здании в цент¬ре Москвы на Пушечной улице, под крышей российского филиала дос¬таточно известной в мире любителей моды фирмы Burda Moden, прида¬вая деятельности модельного агенства и школе по подготовке де¬монстраторов одежды (рабочее название професии манекенщиков или моделей, как часто их теперь называют с легкой подачи западных профессионалов мира моды) особую респектабельность. Школа моделей появилась практически одновременно с совместным предприятием Bur¬da Моden, созданным при благожелательном содействии первой леди страны того времени - Раисы Максимовны Горбачевой в самый разгар Великой Перестройки. Но в нынешнем виде Агенство моделей и школа демонстраторов одежды существуют с августа 1995 года. Есть и свой Театр Моды с блестящим названием "Алмаз". Формально на эту орга¬низацию работают три человека: директор театра Н.Емельянова, ху¬дожественный руководитель-педагог, он же и режиссер-постановщик.

В.Янцев, педагог по пластике движений И.Лобова. Из стен модельной мастерской Burda выпархнули в свет известные ныне манекенщицы и модели, которыми по праву гордятся здешние педагоги: Виктория Дронова, ставшая Мисс Европа, поработавшая в качестве модели и манекенщицы в Париже, ведущая музыкальных и рекламных программ российского телевидения, Ирина Глушкова - ведущая модель Дома Мо¬ды Валентина Юдашкина, работавшая в Париже и на Неделе Высокой Моды в Москве, Наташа Приходько, манекенщики Алексей Зимин, Саша Певун и многие другие известные личности, перечислять можно до¬вольно долго.

За границей, особенно в США, школы профессиональной подго¬товки моделей ценят и считают, что от них много пользы. В Вели¬кобритании - наоборот: большинство агентов утверждают, что посе¬щать подобную школу - значит терять время и деньги. Если у чело¬века есть данные, чтобы стать моделью, агент научит его всему, что для этого требуется. И модель в процессе реальной работы при¬обретает необходимые качества, совершенствует мастерство под ру¬ководством опытного агента. То есть появляется индивидуальный Мастер, который как бы "ограняет алмаз", попавший к нему в руки, доводит его до категории бриллианта.

В школе демонстраторов одежды при Бурда Моден подготовка к будущей профессии носит "групповой" характер. Потенциальных моде¬лей обучают не только чисто техническим приемам поведения на по¬диуме, выполнению поворотов, но и таким весьма специфичным вещам, как стиль и манера подачи себя на подиуме, приемам работы с одеж¬дой и аксессуарами.

Формирование внутреннего ощущения себя эталоном красоты, умения красивой внешней подачи себя и, естественно, рекламируемой одежды должно происходить, по мнению В.Янцева, постепенно: мето¬дика не так важна, как результат. Однако на занятиях применяются довольно специфические методические приемы с волнующими воображе¬ние названиями типа "классика", "танцующая кобра", "рояль", "кош¬ка" или "кот", "фантазия", "авангард", "пластика". Наличие осо¬бенностей в методике продиктовано наблюдениями за работой мане¬кенщиц на подиуме... Руки наиболее "больное место" моделей, а именно - неумение владеть ими. Поэтому в процессе занятий внима¬ние обращается не только на походку, но и на то, насколько плас¬тично ученики работают руками. Модель должна абсолютно свободно держать кисть, расстегивать и красиво снимать одежду. Разные виды походки: "танцующая кобра","классика","авангард" - также элементы подготовки к будущей профессии.
Стиль подачи одежды на подиуме во многом определяется инди-видуальными особенностями самой модели, манерой поведения, кото¬рая присуща манекенщице или манекенщику в жизни и закладывается изначально еще в детстве. Это в свою очередь зависит от среды обитания, семейных традиций, от того, в какой обстановке человек вырос.

Если, положим, девушка воспитывалась в рабочей семье, а ей необходимо показать дорогой вечерний туалет, который предполагает салонные навыки поведения и манеры, характерные для элитарной среды, казалось бы, довольно сложно, по общепринятому мнению, за короткий срок обучения - месяц, другой, выработать тонкость и изысканность манер, жестов, движений, необходимых для подачи та¬кого материала. Но В.Янцев резонно замечает, что если уровень восприятия у человека ниже "средней планки", то процесс обучения может затянуться "бог знает на сколько". Люди со средним и высо¬ким уровнем восприятия за два месяца хорошо усваивают программу подготовки. В.Янцев учитывает еще и финансовые аспекты. Сейчас в стране благотворительности практически не существует. Вся учеба - удовольствие платное. Чем длиннее срок обучения, тем больше фи¬нансовых затрат. Соответственно, тем меньше вероятность найти хо¬роших моделей, поскольку финансовые возможности чтобы заплатить за учебу есть не у всех.

Целенаправленного поиска талантов в школе не происходит, "материал", практически, сам "идет в руки". Причем, хотя и су¬ществует конкурсный отбор, школа готовит не только профессиональ¬ных моделей, принимают и тех девушек и юношей, которые блестящих модельных данных не имеют, но хотят, например, исправить осанку, поставить походку, научиться держаться, преодолеть психологичес¬кие комплексы, связанные с ростом или общением со сверстниками. В процессе обучения происходит естественный отбор. Сложность, по мнению В.Янцева, заключается в целеустремленности самого ученика. Бывают очень талантливые ученики, но в силу склада характера без чьей-либо помощи даже и не пытающиеся пробиться в модельном биз¬несе.

Специального акцента на выявлении и подчеркивании индиви¬дуальности В.Янцев не делает, но он помогает ученикам раскрепос-
титься. Если ученики чувствуют себя на подиуме свободно, уверен¬но, легко, непринужденно, могут быть самими собой, не зажиматься в рамки общепринятых стандартов, которые существуют в модельной среде - главная цель достигнута. Во время занятий проводятся экс¬перименты по работе в образе на подиуме, по созданию определенно¬го типажа. На помощь приходят одежда, музыка и снятие ограничений
- на подиуме можно делать все, что угодно. Это эксперимент на са-мовыражение. Можно все, что не запрещено ? "Можно все, что логич¬но",- разрешает В.Янцев.

Сейчас "гурманам" от искусства уже мало физической привлека¬тельности и внешней красоты женщин на подиуме, они ищут оптималь¬ного сочетания внешней красоты с интеллектом, красотой души, ко¬торые неминуемо выражаются в жестах, движениях, взгляде глаз, чтобы гармония наряда и замысел художника не нарушался вульгар¬ностью или пустотой "куклы Барби". Хотя некоторые утверждают, что женщин красивых и умных не бывает. В.Янцев уверен в обратном: "Бывает и очень много. Мне приятно работать с моделями, которые обладают не только внешними данными, но еще и интеллектом. И если у них есть еще и целеустремленность, из них, как правило, получа¬ются великолепные модели". У педагога есть правило: "манекенщицу и манекенщика ноги кормят". Если человек не пытается пробиться сам, как его не толкай и не вытягивай,ничего не получится.

Довольно суров Маэстро в отношении перспектив манекенщиц и моделей:" Юноши и девушки, вступая на модельную стезю, должны помнить, что профессия модели недолговечна и всю жизнь ею зани¬маться невозможно. В багаже должна быть какая-то другая профес¬сия, учеба, работа, которая осталась бы на всю жизнь. Работа ма¬некенщицы - это праздник в молодые годы. Молодость - это богатс¬тво".
Можно было бы возразить Мастеру, что в России существовала хорошая традиция показа одежды не только для молодых и молодыми, но достаточно были известны модели, которые демонстрировали одеж¬ду для женщин более старшей возрастной группы. Согласитесь, высо¬кая мода довольно дорогой вид искусства. Конечно, иметь у себя в доме произведения Ван-Гога или Пикассо, равно как и платья от Кардена, Лапидуса, Ив Сен Лорана или В.Юдашкина не всем по карма¬ну, особенно в молодом возрасте, если, конечно, Вы не получили наследства от "заморской" бабушки, богатого родственника или дру¬га "из новых".

Как правило, определенную роскошь женщина может позволить себе в более старшем возрасте, когда накоплен опреде¬ленный жизненный багаж, в том числе и материальный. Но вот беда, художников, дизайнеров сейчас мало вдохновляют женщины "бальза¬ковского" возраста, да и на показах модной одежды по подиуму де¬филируют молоденькие, тоненькие как тростинки манекенщицы, даже когда по замыслу модельера туалет предназначен для дамы. И моло¬денькая манекенщица вынуждена играть совершенно неизвестную для себя роль роковой, умудренной опытом женщины. В результате полу¬чается карикатура, пародия. В России незаслуженно забыто амплуа возрастной модели.

В.Янцев отчасти объясняет это психологическими особенностями восприятия одежды, которое в моде связано не только с тем как одежда выглядит, но и с тем, на ком она одета. На его взгляд, су¬ществует определенная женская психология - стремление всегда быть или казаться более молодой, чем есть на самом деле. "И может быть я не прав,- говорит В.Янцев,- но мне кажется женщине психологи¬чески сложнее надеть модель одежды, которую она увидела на соро¬калетней манекенщице, чем на двадцатилетней".

Можно было бы оспорить мужскую точку зрения, напомнив образ прекрасной Изабеллы Росселини, которая даже в возрасте 38 лет, что в мире топ-моделей, действительно,считается заслуженным пен¬сионным возрастом, продолжала быть символом красоты "по Ланко¬му".Да и блистательные топ-модели мирового подиума Синди Кроу¬форд, Линда Евангелиста, Хелена Кристенсен уже переступили трид¬цатилетний рубеж. Среди бывших учениц В.Янцева тоже есть одна за¬мечательная модель, которая пришла к нему в школу в 1993 году бу¬дучи уже замужем, имея сына четырех лет, мужа с творческой про¬фессией и, мягко говоря, в не совсем нежном 25-летнем возрасте. И тем не менее ей удалось сделать блестящую карьеру в качестве мо-дели и манекенщицы.

Ирина Глушкова - ведущая модель Дома В.Юдаш¬кина, Она работала на Неделях Высокой Моды в Париже, в Москве, снималась в рекламе, участвовала в большом количестве показов. В природе все-таки есть "прекрасные исключения", красота которых не блекнет с годами и продолжает пленять взоры ценителей прекрасно¬го. У самого оппонента оригинальная жизненная позиция: всех людей он делит на две категории: одни люди живут для того, чтобы радо¬ваться жизни, другие - для того, чтобы мучиться. Он относит себя к первой категории. И одна из наибольших радостей - это его рабо¬та по созданию красивых образов. Мастер искренне желает чтобы его деятельность приносила радость всем, чтобы его ученики и особенно ученицы, как носительницы вечной красоты, выходили из школы, при¬надлежа к первой категории людей. Его стихи посвящены самой прек¬расной и вечно юной:

"Когда на подиум блистая
Выходишь совершенством грации,
Зал на мгновенье замирает
И вдруг, взрывается овацией.
В лучах цветных реальность тонет
Под звуки музыкальной пьесы.
И дефиле твое напоминает
Всем выход сказочной принцессы.
Незримой аурой витает
Волнение публики под властью
Той, что  взгляды покоряет,
Той, что на свете всех прекрасней".
P.S. Так остается ли красота, когда уходит молодость?

в КНИГУ " Я и Мир Высокой моды", гл. 11.


Рецензии