По следам сокровищ афганских королей...

В Кабуле находится Национальный музей Афганистана, размещенный в бывшем королевском дворце, с его длинными коридорами, темными углами, "слепыми" окнами. Все это напоминает какой-то лабиринт, в котором сейчас человеческий голос раздается здесь громким эхом. Еще недавно только свет лампы освещал находившиеся в нем сокрови¬ща. Все в прошлом: из 16 тысяч экспонатов исчезло 90 процентов во время различных потрясений Афганистана в последние годы. А это раритеты греко- буддийской цивилизации, основанной наследниками Александра Македонского. Из Кабула через Пакистан эти сокровища попали в Париж и Лондон, "растворились" по всему миру. Теперь их ищут и пытаются вернуть на свое законное место… Журналистское рас¬следование и поиски этой одной из богатейших коллекций Востока продолжается...
ВОЗНИКНОВЕНИЕ   ГРЕКО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Александр Македонский по отцовской линии считал себя потом¬ком Геракла, по материнской  - Эака, деда знаменитого Ахилла, само¬го доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей. Еще в юности его привлекала Персия. Свое желание он осуществил пос¬ле завоевания этого государства.
Особенно Александра Македонского привлекала Бартрия - терри¬тория современного северного Афганистана, южных районов Узбекис¬тана и Таджикистана, куда полководец через заснеженные перевалы и привел свое войско в 329 году до н.э. Бактрия была страной древ¬ней, богатой и высоко развитой. От древнейшего периода своего существования Бактрии ничего не сохранилось, большая часть самых древ¬них упоминаний об этой части   Персик погибла при пожаре Персепольского дворца. Мстя за сожжение Афин и разрушение греческих храмов во время похода Ксеркса, Македонский разрушил замечательный памят¬ник персидской  архитектуры.
В ту пору Александр Македонский не считал себя владыкой всего этого государства. Ведь еще был жив персидский царь Дарий. Воспользовавшись известием о том, что Дарий в руках Бесса, страст¬но желавшего сместить Дария, он организовал поход. Когда войско Македонского добралось до бактрийского лагеря, там оно обнаружило только женщин и детей, а на одной из колесниц - убитого Дария. Так как Дарий не оставил наследника, то Александр в глазах большинства стал его преемником. Позднее он женился на дочери знатного персидского вельможи - Роксане, стал носить персидское платье. За¬тем по персидскому обычаю он женился во второй  раз… на ... дочери Дария. Одновременно он заставил жениться своих ближайших сподвиж¬ников на персидских женщинах.
Во время церемонии   бракосочетания всегда устраивались роскош¬ные пиры, щедрость Александра была беспредельной. Однажды, вернув¬шись из похода 1 Индию, он каждой женщине подарил по золотой монете.
Затем принялся за восстановление разрушенной гробницы основа¬теля персидского царства Кира.                _______
Почему  Александр Македонский так влюбился в эту землю, осо¬бенно в Бактрию?
Слава плодородной и обширной сараны укрепилась за Бактрией с самых древнейших времен. Но все сведения о Бактрии основывались на устной традиции, дошедшей до эллинов через историка Ктесия, придворного лекаря Аргаксеркса, встречавшегося с персидскими куп¬цами и землепроходцами. До времени похода Александра ни один грек не побывал в Бактрии, В этом смысле проникновение македонян в Бак¬трию носило не только военный, но и познавательный характер, а за¬тем и созидательный, Александр Македонский вел за собой не только войско, но и писателей, архитекторов, скульпторов, художников, которые с самого начала стали создавать на всем пути многочислен¬ные колонии. Они женились на персиянках, тем самым завоевывая гре¬ко-буддийскую культуру, которая своими корнями уходит в индо-греческую и буддийскую культуры.
ЧТО ЖЕ  УКРАЛИ ГРАБИТЕЛИ?
Государство Алексадра Македонского два тысячилетия назад простиралось  от  Бактрии  и песков Кара- Кум на севере до Гедросии на юге, упираясь в Эритрейское /Аравийское/ море и пустыню Тар в Индии. Тогда еще существо¬вал знаменитый шелковый путь.Конечно, многие произведения искусства были проданы па этом пути. Многие же дошли до наших дней на тер¬ритории бывшей Бактрии.
В 1920 году афганский король, восхищаясь находками французских археологов, решил открыть Национальный государственный музей. Расц¬вет же греко-буддийской культуры пришелся на период правления прин¬ца Канишки. До 1928 года археологи нашли на территории северного Афганистана около 16 тысяч статуй, барельефов с изображением Будды, буддийских апостолов, принцесс, выполненных в древнегреческих тра¬дициях! Это было одно из самых крупных археологических открытий XX века.
Среди находок оказалось и изваяние бодисатвы / 1У век /.Бодисатва являлся ближайшим сподвижником Будды, сверхестественным су¬ществом, небожителем, занимающимся земными делами и творящим добро людям. Бодисатвы как бы сближали людей с Буддой, оказывали им "ин¬дивидуальную помощь". Эти божества хотя и достигали высокого совер¬шенства святости, однако не погружались в блаженную нирвану /небы¬тие/, в которой пребывают Будды, чтобы достигнуть состояния боди-сатвы, нужно дойти до познания того, что мир явлений есть не более как пустая иллюзия. В Афганистане бодисатвы были очень почитаемы.
Затем в Афганистане разразилась гражданская война и археологи¬ческие работы пришлось свернуть. В 1936 году они возобновились. Археологические изыскания на северо-востоке, в шестидесяти километ¬рах от Кабула вновь привели к сенсации. Были найдены сокровища принца Канишки!
Это открытие показало всему миру о существовании в начале нашей эры императорского двора высокой культуры. Были найдены, в частнос¬ти, статуэтки из слоновой кости, изображающие куртизанок, бога Эроса и богиню Психею. Все это рассказывало о повседневной жизни афганских королей. Даже образ принца как-то ожил. Как позже выясни¬лось, в коллекции принца Канишки не хватало только одной статуи. Она была найдена позже, в 1952 году. Примечательно то, что на этой афганской статуе была сделана надпись по-гречески, что еще раз свидетельствовало о влиянии Александра Макендонского м его сподвиж¬ников на этот регион мира.
Афганистан стал своеобразным археологическим Эльдорадо. Сюда зачастили итальянские, греческие, советские и американские археологи¬ческие экспедиции. А музей по своей значимости стал одним главных музеев Востока. И он постоянно пополнялся новыми находками.
Власть в Афганистане, как известно, постоянно менялась. После ухода войск Советской Армии из этой страны в 1992 году, Афганистан был поделен на своеобразные зоны. В одних правили ставленники пра-вительства, в других - его противники, над Национальным государственным музеем, где хранились дорогостоящие изделия искусства памят¬ники истории, сгущались тучи. Зимой 1993 года случилось непоправимое - почти все сокрови¬ща из музея были похищены! Боевики полевого командира, входящие в группировку мятежников, поддерживающих быв¬ший королевский двор, ворвались в музей и вынесли сокровища. Этим объясняется тот факт, что  в музей практически никого не пускали, за исключением, разве что, журналистов и лиц, которые  вели поиски утраченного,
КРАДЕНОЕ «ВСПЛЫВАЕТ» НА АУКЦИОНАХ..И НЕ ТОЛЬКО... На лондонском аукционе "Сотби" журналистам не удалось что-либо выяснить относительно  принадлежности выставляемых изделий на продажу. Зато повезло с торгами на аукционе "Кристи". Иска¬тели сокровищ раздобыли копии документов о торгах, из которых сле-довало, что разграбленные ценности Национального музея Афганистана продавались здесь, начиная с 1997 года.
К примеру, голова Будда "ушла" с торгов за 8 тысяч долларов,а церковная утварь этого периода, выполненная из бронзы, была продана за 220 тысяч долларов.
После журналистских разоблачений полиция устроила облаву на анти¬кварных спекулянтов, и на аукционе "Кристи" временно перестали выставляться предметы из Национального музея Афганис-тана. Правда, одной кампанией были выставлены предметы афганского антиквариата стоимостью от 100 до 150 тысяч долла¬ров. Из осторожности, владелец кампании утверждал, что это копии.
Вряд ли,  потому что в Пакистане такие оригиналы из слоновой кости продаются по ЗО0 тысяч долларов за штуку. А ведь они как раз из коллекции древнего правителя Афганистана принца Канишки!
Американская специалистка, когда-то работавшая в Кабульском музее, утверждает, что ей часто приходилось видеть экспонаты из этого музея в самых разных    уголках мира. Если бы ей позволили,
 то она скупила бы все эти предметы антиквариата и вернула бы  их в Кабульский музей.  Пока она сумела  купить только несколько
  изделий из слоновой кости за 11 тысяч долларов.
Она говорит, что примиренческая политика правоохранительных органов в Англии позволяет действовать в этой стране спекулянтам довольно вольготно, а также поднимать аппетит  японской мафии, которая перепродает в Англии афганский антиквариат. Впрочем, это только  одна женщина, которая посильно пытается помочь возродиться Нацио¬нальному музею Афганистана. Бывшая служащая посольства США в Кабу¬ле также посвятила себя спасенкю коллекции музея. Она уже сделала первый вклад в это дело, выбрав несколько предметов афганского
антиквариата на рынке Пешавара в Пакистане и купив их на сумму 16 тысяч долларов.
Впрочем, особо похищенные сокровища искать и не стоит: они спокойно и открыто продаются в Пакистане. Например, господин Бак¬шиш, ставший министром внутренних дел Венадир Вхутто в 1996 году, обеспечивал поставку вооружения кабульским моджахедам. Этот госпо¬дин имеет в Пешаваре антикварный магазин, где выставлены раритеты античной Гедросии. Среди всех антикварных вещей особое место занимает коллекция из слоновой кости, исчезнувшая в Афганистанев 1993 году, которую он, правда, обещает вернуть афганскому музею, но лишь тогда, кода наступит подходящий момент.
Галина ОСТЯКОВА,
Слава Орлов


Рецензии