Здорово съездили. глава 4

    Несколько  километров   они  ехали  автоматически,  словно  в  ступоре.  Но   постепенно   напряжение    спадало,  появилась  ясность  мысли.   Всё  произошедшее  вновь  виделось  как  при  замедленном  прокручивании  киноплёнки…

      И  женщина  с  ребёнком  на руках,  голосующая  на  ветру,    и  два выстрела,  почти  слившиеся  в  один,  и  шорох  осыпающегося  сталенитового  стекла  задней  двери  УАЗа,  и  визг  колёс  рвущего  с  места  автомобиля,   и   падающая  на  дорогу  женщина  с  ребёнком,  ещё  видимая  в  зеркале,  и  двое  бегущих  за  автомобилем  парней…

    Руки  дрожали,  в  голове  -  словно  молотом  кто-то  стучал.   Сергей   съехал  на  бровку  и  остановил  автомобиль.   Юра  ещё  тоже  был  в  прострации,   ведь  именно  он  первым  оценил складывающуюся   ситуацию   и  принял  единственно  правильное  решение.  А  теперь  всё  выдыхал.
 
   Посмотрев  в    зеркало  и  убедившись,  что  погони  нет,  Сергей   выбрался  из  кабины  и  начал  осматривать  повреждения.   Следы   от  дроби  были  видны  и  на  двери,  и  по  борту,  но  кроме  разбитого   стекла  двери,  никаких  особых   повреждений  не  оказалось.  Сняв  уплотнительную  резинку  и   выковыряв  с  неё  остатки  стекла,  Сергей  забрался  в  будку.

    Только теперь он  оценил  стоимость  овчин,  прикупленных  у  лесника.  Они  лежали  на  полке  шкафчика,   расположенного   непосредственно  за  кабиной,  и  практически  весь  заряд  дроби  застрял  в  них,  наделав  изрядно  прорех.  Но  в  кабину  дробь  уже  не попала.

    Хорошо,  что не  согласился  с  Юрой,  когда  тот  настаивал  бросить  все  овчины  на  пол.
      -  Что дальше,  Юра? -  Сергей   обошёл  машину,  осмотрел  все повреждения,  и  снова  сел  на  водительское  место.
 Домой  еще  тысячи  километров,  и  что   там,  за  поворотом  их  ждёт…

    -Дальше  -  снова  Горно-Алтайск.  Попросим  Володю,  может  и  сможет  выручить,  стекло  надо  бы  поставить,  а  то  неуютно  тебе   спать  будет.
 
 -  Что  ты  имеешь  ввиду?

-  Я   буду  вести  машину  днём,  у  меня  опыта  поболе  твоего.   Ты поспишь.  А  ночью  -  ты,  сколько  сможешь.  Так  доберёмся  быстрее.
 
 -  Возможно,  ты  и  прав.  Давай,  жми  на  газ,  едем  к  Володе.

    Дальше было  не  до  красот  природы.  Уже  после  обеда  наши  герои  стояли  возле  проходной  «Сельхозтехники»,  а  Владимир,  качая  головой,  осматривал  повреждения.

-   Ну  что  я  вам  скажу?  Повезло  вам,  мужики.   Если  бы  не  шкафчик  с  овчинами,  лежали  бы  вы  где-то  в  тайге  под  ветками  ели.  Тайга  -  она большая,  и  неосторожных - не  любит.  Повезло…

  -  Ждите,  сейчас  позвоню  друзьям,  у  кого  в  хозяйстве  УАЗы  есть,  может,  чем  и помогут.

  Друзья  помогли,  и  использовав   прежний  уплотнитель,    слесарь  из  гаража,  с  нашей  помощью,  вставил   новое  стекло,  только  клин  всё  никак  не становился…

 -  Да  ладно,  и   так  доедем… - Сергею  уже  не  хотелось  ни  минуты  задерживаться   в  этом  таком  красивом, и  одновременно  своеобразном   уголке  Союза,  тянуло  домой,  к  семье,  в  родной  Киев.

   Оставив   позади  Горно-Алтайск,  опять  выбрались  на   горную  дорогу,  ведущую  к  Бийску,  и  снова  ласково  урчал  мотор,  и пробегали  мимо  деревеньки   и  горные  пейзажи…

 «Где-то  багульник…»  Сергей  начал  подрёмывать  под  мерное  покачивание,  и  прокручивались  в  памяти  эпизоды  последних  дней,  какие-то  неясные,  словно  размытые  временем,  хоть  и   прошло  то  всего  ничего…  Очевидно,  нужно  было  сбросить  с  себя  напряжение,  очиститься  от  воспоминаний,  но  не мог, как  не  старался. 
 
     Он  уже  не  смотрел  по  сторонам,  замирая  от  восторга,  ему  хотелось  домой,  к  жене и дочери,  хотелось  увидеть  мать,  живущую  у  сестры,  отца,  лежащего  в  больнице  после  операции.  Сейчас   он  особо  остро  ощутил,  как  дороги  они  ему.  Неужели  для  этого нужно  было  забираться  на  край  света,  чтоб  это  понять?

-  Ну  что,  Серёга,  подмени  на  часок,  устал  я   что-то.  Подремлю  малость, а  ты  пока   потихоньку  езжай,  перед  Бийском,  на  перекрёстке  разбудишь…  Сергей  уселся  на  место  водителя,  и  плавно,  без  рывка,  тронулся  с  места. 
   Ещё  с  полсотни  километров   он    вертел    баранку  на  крутых  поворотах,  забирался  в  карманы,  пропуская  встречный  транспорт.  Постепенно  привыкал  к  отвесным  скалам,  повисшим  над  дорогой  и  обрывам  с  другой  стороны.   Автомобиль,    урча  двигателем,  поглощал  километр  за  километром.    Особо  посматривать по  сторонам  было  некогда,  и   красота  окружающей  природы  стала  как  бы  фоном  движения,  просто  придатком  к  дороге…

    Уже  проехали  развилку  с  поворотом  на  Бийск,  Сергей  пожалел  Юру  и  решил  его  не  будить,    дальше   прямой  путь  к   Барнаулу   и  далее,  в  среднюю  полосу, так  что  он  и  сам  мог   пока  вести  автомобиль.
   Но  почуял,  как   что-то   с   УАЗом   стало  не  так.  При переключении  скоростей,  рычаг  переключения  передач  стоял  в  положении  четвёртой  передачи,  а  скорость  больше  тридцати  км/час - не   набиралась,  хотя  двигатель  ревел  на  полных  оборотах.  Сергей  ещё  и  ещё  раз  попробовал  переключиться,  но  увы…..

  -Юра,  проснись!   У  нас  проблема.

   Съехали  на  бровку,  попытались  переключить  передачи.   Увы,  только  вторая.  Рычаг  переключения  проскальзывал  на  шлицах,  передачи  не  переключались…

   -  У  нас  нет  выбора,  нужно  возвращаться  в  Бийск.  Там  хоть  будет  какая-то  возможность  отремонтировать   машину.

    Долго  рассказывать,  как  и  где   пришлось  разворачиваться,  но  уже  через  несколько  часов  наши  путешественники  стояли  возле  завода,  на  котором  получали  злополучный  автомобиль.
   Рабочий  день  окончился,  в  конторе  никого  из  начальства  уже  не  оказалось,  но  за  пузырь  охранник  разрешил  поставить  машину  на  территории,  пообещав  присмотреть  за   ней.
     В  гостинице  места  были,  и  они  блаженно  растянулись  на  чистых  постелях.

  К  началу  рабочего  дня  уже  были  на  проходной,  дожидались  руководства.   Главный  инженер   встретил   удивлённым взглядом.

     - Вы  же  уехали  третьего  дня.  Каким  ветром  опять  к  нам? 
  Пришлось  соврать,  что  вернулись с  трассы,  притащили  дальнобойщики,  и обрисовали  проблему.

-  Ну,  заменить  вам  машину  не  могу,   сейчас  вызову  механика,  пусть  глянет,   чем  помочь.  У  нас  есть   спецы…

   Пока  Юра  разбирался  с  механиком,   Сергей  пошёл  поплакаться  на  судьбу  в  бухгалтерию.  Встретили  как  родного,  напоили  чаем  с  печеньем.  На  столе  оказались  и  конфеты.

 -  Вы же  говорили,  у  вас  нет  конфет.

  Женщины  переглянулись…

  - Так   вчера   бандероль   получили  с  Киева,  авиапочтой.  Мы  думали,  что  вы  уже там .

    Сергей  понял, что  жена  выполнила  его  просьбу  и  прислала  бандероль,  в  надежде,   что это  поможет  ему   решить  проблемы  с  отгрузкой  автомобилей.  У  него  и  уши  загорелись  от  стыда.  Пока  она  собирала  бандероль,      он  отплатил    ей   за  заботу   в  Горно-Алтайске.
 
   Тем  временем  ему  рассказали,  что  и  остальные  пять  автомобилей  уже  отгружены  в  Киев  по  железной  дороге.

  -  И  как  вам  это  удалось,  вы  ещё  только  собрались  уезжать,  а  ночью  уже  подали  под  погрузку   платформы,  и  с   сопровождением,  чтоб  только  для  вас…


  Ай  да  Сергеевич,  ай  да  сукин  сын…  Совсем  немного   перефразировав  -  как  у  Пушкина.

     Через  час  пришёл  с  хитрым  видом  Юра,  по  «морде  лица»  было  видно,  что   ремонт  закончен.     Оказалось   -  был  заводской  брак  на  шлицах,   и  "спец"  просто  наглухо  приварил  рычаг,  чтоб  не  проскальзывал.
      
         Ну  что,  пора  прощаться снова,  впереди  ещё    не  близкий  путь… 

  И  снова  знакомый  перекрёсток,  только  теперь  поворачивали  по  указателю  на  Барнаул. 

   По   карте  путь  на  Киев    проходил  по  знаменитому  Чуйскому  тракту,  топтаному начиная  с  восемнадцатого  столетия   не  одной  тысячей  ног,  и   политому  потом  и   кровью  тысяч  зека  со  всех   уголков  великой  страны. 

  Теперь  это  была  трасса  союзного  значения,  и  тянулся    асфальт  серой  лентой,   там  где  рядом  были   большие  города  -  пошире,   а   где-то     и   поуже,  то  пробегая  мимо  лабазов,  стоящих  здесь  видимо  с  незапамятных  времён,  то   мимо   небольших  деревенек,  то  ныряя   в  рощи,  то  снова  петляя  по  заросшим  полям  и   тощим  перелескам.

    Иногда  попадались  места,  в  которых  Сергей  хватался  за  поручень,  и  сжимал  его  сильно-сильно,  потому  что  место  оказывалось  до  боли   знакомым,  вроде бы  он  уже  бывал  здесь,  и  не  единожды.

   Перескакивая  через  мостик  в  одном  из  таких  мест,   и   увидев  впереди   дорожный  знак  «Крутой  поворот»,  Сергей  воскликнул:  -  Юра,  притормози,  сейчас  здесь   за  поворотом    снова  будет   мостик,  потом   деревня,  дома  там  подальше,  в  глубине,  а  вдоль  дороги  - магазины,  старые  постройки  складов  и  коновязи…

 - Очумел,  какая  де… - Слова  застряли  в  горле,  и  Юрий  съехал  на  обочину.

  После   поворота  действительно    был  мостик  через  неглубокую,  заросшую  камышом  и  кувшинками   речку,  а  дальше   стояли  дома  и   склады.  Вид  у  всего  был  нежилой, даже  собаки не  лаяли…

   Они  медленно  проехали   через  эту  безмолвную  деревню,  Сергей  побелевшими  пальцами  сжимал   поручень.  Неужели  он,  и  правда,   когда-то  уже  бывал  здесь,  в  какой-то  другой  жизни? Что  мы можем  знать  о  прошлом,  как  и  о  будущем?  Человеку  это не  дано,  во  всяком  случае  -  не  каждому…

  Вот  позади  уже  полтысячи   километров   дороги,  уже  далеко    и   в  стороне  остался  Барнаул,  а   дорога  тянулась  и  тянулась,  и  были  километры  похожи  один  на  другой,  речки,  речушки,  овраги  - подкрадывались  к  трассе  и  стыдливо  прятались  под  мостами,  мостиками  и  мосточками,  одинаковые  на  вид  рощицы  и   перелески,  поля   поросшие  бурьяном,   но   уже  всё  больше  попадалось  встречного  транспорта:  тяжело  груженные   КамАЗы  с  прицепами  и  полуприцепами,  юркие  ГАЗончики  и  их  более  степенные  братья -  ЗИЛы…  Изредка  проскакивали  и  легковушки, по  уши  забрызганные  грязью.
  Ближе  к  Новосибирску  трасса  постепенно   становилась  получше,  асфальт   пошире.    Юрий   мурлыкал  под  нос  какие-то  мелодии,  Сергей,  сидя  в  неудобном  кресле  -  автомобиль  не  рассчитан  на  длительные  поездки,  так  что  нечего расслабляться, - пытался  дремать,  ведь ночью  ему  вести  машину,  а  в  будку  не тянуло…
   Вот  опять  поворот,  перелесок,  по  сторонам  болотистая  местность,  хилые  берёзки,  осины,  заросли  ивняка …
  Ещё  поворот  -   и  впереди  колонна  из   нескольких  десятков  автомобилей,  вдоль  обочины горят  костры,  сидящие  вокруг  попивают  водочку,  что-то  жарят - варят...  Полная  идиллия.
  А  дороги  дальше  нет…
    Сергей  разворачивает  карту.  Вот  она,  дорога  союзного   значения,  есть… Смотрят  вперёд.  Дороги  нет.  Смотрят  год  издания  карты.  1985-ый.  А  дороги  нет.   Может  -  проскочили  поворот?      Так   вроде  бы   и  не  было… 
  Отправляются   на  разведку.  Шоферня  -  народ  ушлый,  сразу  усекли  -  что,  и  к  чему.  Делают   недоумевающие  лица  и   на  вопрос, туда  ли  мы  едем, отвечают:
   -Туда,  да  рано…  Подождать  бы  надо.
  -  Что  значит-  подождать?  И  сколько?   
  -  Да  пару годков…    
   - А   сейчас  как?
  -А  сейчас  занимайте  очередь…   Здесь  трактор  работает,  из  соседней  деревни.  Председатель  расщедрился,  выделил.  Перетягивает  волоком -  туда  и  оттуда…  Легковушки – за  червонец,  покрупнее  -  дороже. Да  не  переживайте,    через  пару  деньков  и  ваша  очередь  подойдёт.  Так  что -  присаживайтесь,  отдыхайте.  Можем  налить,  если  нет  с  собой…
  -Что  значит  -  налить?  А  ГАИ?
 - Окститесь,  какая  ГАИ…  Здесь  один  участковый  на  три  деревни,  а  ГАИ  -   там,  под  Москвой…
   Перспектива  не радовала,  и  Юра,  как  более  опытный   водитель,  отправился  на  разведку.
 Вернулся  часа  через  два.  Оказывается,  сходил  в  деревню  и  "навёл  мосты".  За   налитую  не  отходя  от  магазина  дозу,  местный  мужичонка   провёл  его  к  старой    дороге,  по  которой  ездили  с  незапамятных  времён  на  конной  тяге.
    -  Грузовиком  здесь   не  прорваться,  но  председатель  на  "Бобике"  ездит,  значит  и  вы  на  "УАЗе"  проедете.  Но  чтоб  никому  ни-ни,  председатель  с  трактористом  сам  в  деле, так  если   прознает,  что  я  показал  -  капцы   мне  будут.  До  конца  жизни  буду  на  ферме  навоз  грести.
     Юра   не  поленился,  сходил    и   посмотрел  -  проехать  можно,   осторожно  только,  чтоб  с  гати  не  булькнуть  в  болото.  Отдал  мужичку  честно  заработанное,  и  вернулся.
  Они  для  видимости   ещё  немного  постояли  около  весёлой  компании,  сели  в  машину  и  развернулись.     А  ещё  через  час,    после  нескольких  неприятных  минут,  когда   машина   тяжело  заваливаясь  на  бок  и  загребая  всеми  четырьмя  колёсами  черную  жижу,  всё - таки  выбиралась  из  болота,  они  выехали  на  довольно  сносную  грунтовку,  и  вскоре  опять  под  колёсами    потянулась   лента  асфальта.  Их  провожали  взглядами  водители  автомобилей  стоящих  на  обочине,  и  ожидавших  своей  очереди  отдать   десять,  пятнадцать,  двадцать  рублей  за  переправу…

      
 Продолжение  следует.


Рецензии
Помню из детства классический вестерн – «Путешествие будет опасным». Ваша повесть в том же жанре, разница лишь, что герои на колесах, а не на мустангах, и бегут они не от стрел и томагавков индейцев, а от дробовиков алтайских умников, схожих с пиратами Сомали. )
Да и на Чуйском пока до хэппи-энда далеко.
Успеха им!

Николоз Дроздов   30.12.2013 17:41     Заявить о нарушении
У России -две беды... И это не я придумал. Время другое, а меняется ситуация медленно. Но меняется. Во всяком случае - тогда менялась. Но жили мы в тогда в совсем другой стране. Была и дружба, и взаимовыручка, и помочь могли за просто так. Сегодня -это уже редкость.Но жизнь продолжается,

Борис Высоцкий   30.12.2013 21:36   Заявить о нарушении
Две беды, они и здесь, в Грузии актуальны. Особо же - дураки. )
А то, что было нам хорошо тогда, не удивительно. Молоды были, думаю, только поэтому.

Николоз Дроздов   30.12.2013 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.