Здорово съездили. глава 4
И женщина с ребёнком на руках, голосующая на ветру, и два выстрела, почти слившиеся в один, и шорох осыпающегося сталенитового стекла задней двери УАЗа, и визг колёс рвущего с места автомобиля, и падающая на дорогу женщина с ребёнком, ещё видимая в зеркале, и двое бегущих за автомобилем парней…
Руки дрожали, в голове - словно молотом кто-то стучал. Сергей съехал на бровку и остановил автомобиль. Юра ещё тоже был в прострации, ведь именно он первым оценил складывающуюся ситуацию и принял единственно правильное решение. А теперь всё выдыхал.
Посмотрев в зеркало и убедившись, что погони нет, Сергей выбрался из кабины и начал осматривать повреждения. Следы от дроби были видны и на двери, и по борту, но кроме разбитого стекла двери, никаких особых повреждений не оказалось. Сняв уплотнительную резинку и выковыряв с неё остатки стекла, Сергей забрался в будку.
Только теперь он оценил стоимость овчин, прикупленных у лесника. Они лежали на полке шкафчика, расположенного непосредственно за кабиной, и практически весь заряд дроби застрял в них, наделав изрядно прорех. Но в кабину дробь уже не попала.
Хорошо, что не согласился с Юрой, когда тот настаивал бросить все овчины на пол.
- Что дальше, Юра? - Сергей обошёл машину, осмотрел все повреждения, и снова сел на водительское место.
Домой еще тысячи километров, и что там, за поворотом их ждёт…
-Дальше - снова Горно-Алтайск. Попросим Володю, может и сможет выручить, стекло надо бы поставить, а то неуютно тебе спать будет.
- Что ты имеешь ввиду?
- Я буду вести машину днём, у меня опыта поболе твоего. Ты поспишь. А ночью - ты, сколько сможешь. Так доберёмся быстрее.
- Возможно, ты и прав. Давай, жми на газ, едем к Володе.
Дальше было не до красот природы. Уже после обеда наши герои стояли возле проходной «Сельхозтехники», а Владимир, качая головой, осматривал повреждения.
- Ну что я вам скажу? Повезло вам, мужики. Если бы не шкафчик с овчинами, лежали бы вы где-то в тайге под ветками ели. Тайга - она большая, и неосторожных - не любит. Повезло…
- Ждите, сейчас позвоню друзьям, у кого в хозяйстве УАЗы есть, может, чем и помогут.
Друзья помогли, и использовав прежний уплотнитель, слесарь из гаража, с нашей помощью, вставил новое стекло, только клин всё никак не становился…
- Да ладно, и так доедем… - Сергею уже не хотелось ни минуты задерживаться в этом таком красивом, и одновременно своеобразном уголке Союза, тянуло домой, к семье, в родной Киев.
Оставив позади Горно-Алтайск, опять выбрались на горную дорогу, ведущую к Бийску, и снова ласково урчал мотор, и пробегали мимо деревеньки и горные пейзажи…
«Где-то багульник…» Сергей начал подрёмывать под мерное покачивание, и прокручивались в памяти эпизоды последних дней, какие-то неясные, словно размытые временем, хоть и прошло то всего ничего… Очевидно, нужно было сбросить с себя напряжение, очиститься от воспоминаний, но не мог, как не старался.
Он уже не смотрел по сторонам, замирая от восторга, ему хотелось домой, к жене и дочери, хотелось увидеть мать, живущую у сестры, отца, лежащего в больнице после операции. Сейчас он особо остро ощутил, как дороги они ему. Неужели для этого нужно было забираться на край света, чтоб это понять?
- Ну что, Серёга, подмени на часок, устал я что-то. Подремлю малость, а ты пока потихоньку езжай, перед Бийском, на перекрёстке разбудишь… Сергей уселся на место водителя, и плавно, без рывка, тронулся с места.
Ещё с полсотни километров он вертел баранку на крутых поворотах, забирался в карманы, пропуская встречный транспорт. Постепенно привыкал к отвесным скалам, повисшим над дорогой и обрывам с другой стороны. Автомобиль, урча двигателем, поглощал километр за километром. Особо посматривать по сторонам было некогда, и красота окружающей природы стала как бы фоном движения, просто придатком к дороге…
Уже проехали развилку с поворотом на Бийск, Сергей пожалел Юру и решил его не будить, дальше прямой путь к Барнаулу и далее, в среднюю полосу, так что он и сам мог пока вести автомобиль.
Но почуял, как что-то с УАЗом стало не так. При переключении скоростей, рычаг переключения передач стоял в положении четвёртой передачи, а скорость больше тридцати км/час - не набиралась, хотя двигатель ревел на полных оборотах. Сергей ещё и ещё раз попробовал переключиться, но увы…..
-Юра, проснись! У нас проблема.
Съехали на бровку, попытались переключить передачи. Увы, только вторая. Рычаг переключения проскальзывал на шлицах, передачи не переключались…
- У нас нет выбора, нужно возвращаться в Бийск. Там хоть будет какая-то возможность отремонтировать машину.
Долго рассказывать, как и где пришлось разворачиваться, но уже через несколько часов наши путешественники стояли возле завода, на котором получали злополучный автомобиль.
Рабочий день окончился, в конторе никого из начальства уже не оказалось, но за пузырь охранник разрешил поставить машину на территории, пообещав присмотреть за ней.
В гостинице места были, и они блаженно растянулись на чистых постелях.
К началу рабочего дня уже были на проходной, дожидались руководства. Главный инженер встретил удивлённым взглядом.
- Вы же уехали третьего дня. Каким ветром опять к нам?
Пришлось соврать, что вернулись с трассы, притащили дальнобойщики, и обрисовали проблему.
- Ну, заменить вам машину не могу, сейчас вызову механика, пусть глянет, чем помочь. У нас есть спецы…
Пока Юра разбирался с механиком, Сергей пошёл поплакаться на судьбу в бухгалтерию. Встретили как родного, напоили чаем с печеньем. На столе оказались и конфеты.
- Вы же говорили, у вас нет конфет.
Женщины переглянулись…
- Так вчера бандероль получили с Киева, авиапочтой. Мы думали, что вы уже там .
Сергей понял, что жена выполнила его просьбу и прислала бандероль, в надежде, что это поможет ему решить проблемы с отгрузкой автомобилей. У него и уши загорелись от стыда. Пока она собирала бандероль, он отплатил ей за заботу в Горно-Алтайске.
Тем временем ему рассказали, что и остальные пять автомобилей уже отгружены в Киев по железной дороге.
- И как вам это удалось, вы ещё только собрались уезжать, а ночью уже подали под погрузку платформы, и с сопровождением, чтоб только для вас…
Ай да Сергеевич, ай да сукин сын… Совсем немного перефразировав - как у Пушкина.
Через час пришёл с хитрым видом Юра, по «морде лица» было видно, что ремонт закончен. Оказалось - был заводской брак на шлицах, и "спец" просто наглухо приварил рычаг, чтоб не проскальзывал.
Ну что, пора прощаться снова, впереди ещё не близкий путь…
И снова знакомый перекрёсток, только теперь поворачивали по указателю на Барнаул.
По карте путь на Киев проходил по знаменитому Чуйскому тракту, топтаному начиная с восемнадцатого столетия не одной тысячей ног, и политому потом и кровью тысяч зека со всех уголков великой страны.
Теперь это была трасса союзного значения, и тянулся асфальт серой лентой, там где рядом были большие города - пошире, а где-то и поуже, то пробегая мимо лабазов, стоящих здесь видимо с незапамятных времён, то мимо небольших деревенек, то ныряя в рощи, то снова петляя по заросшим полям и тощим перелескам.
Иногда попадались места, в которых Сергей хватался за поручень, и сжимал его сильно-сильно, потому что место оказывалось до боли знакомым, вроде бы он уже бывал здесь, и не единожды.
Перескакивая через мостик в одном из таких мест, и увидев впереди дорожный знак «Крутой поворот», Сергей воскликнул: - Юра, притормози, сейчас здесь за поворотом снова будет мостик, потом деревня, дома там подальше, в глубине, а вдоль дороги - магазины, старые постройки складов и коновязи…
- Очумел, какая де… - Слова застряли в горле, и Юрий съехал на обочину.
После поворота действительно был мостик через неглубокую, заросшую камышом и кувшинками речку, а дальше стояли дома и склады. Вид у всего был нежилой, даже собаки не лаяли…
Они медленно проехали через эту безмолвную деревню, Сергей побелевшими пальцами сжимал поручень. Неужели он, и правда, когда-то уже бывал здесь, в какой-то другой жизни? Что мы можем знать о прошлом, как и о будущем? Человеку это не дано, во всяком случае - не каждому…
Вот позади уже полтысячи километров дороги, уже далеко и в стороне остался Барнаул, а дорога тянулась и тянулась, и были километры похожи один на другой, речки, речушки, овраги - подкрадывались к трассе и стыдливо прятались под мостами, мостиками и мосточками, одинаковые на вид рощицы и перелески, поля поросшие бурьяном, но уже всё больше попадалось встречного транспорта: тяжело груженные КамАЗы с прицепами и полуприцепами, юркие ГАЗончики и их более степенные братья - ЗИЛы… Изредка проскакивали и легковушки, по уши забрызганные грязью.
Ближе к Новосибирску трасса постепенно становилась получше, асфальт пошире. Юрий мурлыкал под нос какие-то мелодии, Сергей, сидя в неудобном кресле - автомобиль не рассчитан на длительные поездки, так что нечего расслабляться, - пытался дремать, ведь ночью ему вести машину, а в будку не тянуло…
Вот опять поворот, перелесок, по сторонам болотистая местность, хилые берёзки, осины, заросли ивняка …
Ещё поворот - и впереди колонна из нескольких десятков автомобилей, вдоль обочины горят костры, сидящие вокруг попивают водочку, что-то жарят - варят... Полная идиллия.
А дороги дальше нет…
Сергей разворачивает карту. Вот она, дорога союзного значения, есть… Смотрят вперёд. Дороги нет. Смотрят год издания карты. 1985-ый. А дороги нет. Может - проскочили поворот? Так вроде бы и не было…
Отправляются на разведку. Шоферня - народ ушлый, сразу усекли - что, и к чему. Делают недоумевающие лица и на вопрос, туда ли мы едем, отвечают:
-Туда, да рано… Подождать бы надо.
- Что значит- подождать? И сколько?
- Да пару годков…
- А сейчас как?
-А сейчас занимайте очередь… Здесь трактор работает, из соседней деревни. Председатель расщедрился, выделил. Перетягивает волоком - туда и оттуда… Легковушки – за червонец, покрупнее - дороже. Да не переживайте, через пару деньков и ваша очередь подойдёт. Так что - присаживайтесь, отдыхайте. Можем налить, если нет с собой…
-Что значит - налить? А ГАИ?
- Окститесь, какая ГАИ… Здесь один участковый на три деревни, а ГАИ - там, под Москвой…
Перспектива не радовала, и Юра, как более опытный водитель, отправился на разведку.
Вернулся часа через два. Оказывается, сходил в деревню и "навёл мосты". За налитую не отходя от магазина дозу, местный мужичонка провёл его к старой дороге, по которой ездили с незапамятных времён на конной тяге.
- Грузовиком здесь не прорваться, но председатель на "Бобике" ездит, значит и вы на "УАЗе" проедете. Но чтоб никому ни-ни, председатель с трактористом сам в деле, так если прознает, что я показал - капцы мне будут. До конца жизни буду на ферме навоз грести.
Юра не поленился, сходил и посмотрел - проехать можно, осторожно только, чтоб с гати не булькнуть в болото. Отдал мужичку честно заработанное, и вернулся.
Они для видимости ещё немного постояли около весёлой компании, сели в машину и развернулись. А ещё через час, после нескольких неприятных минут, когда машина тяжело заваливаясь на бок и загребая всеми четырьмя колёсами черную жижу, всё - таки выбиралась из болота, они выехали на довольно сносную грунтовку, и вскоре опять под колёсами потянулась лента асфальта. Их провожали взглядами водители автомобилей стоящих на обочине, и ожидавших своей очереди отдать десять, пятнадцать, двадцать рублей за переправу…
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213110301823
Да и на Чуйском пока до хэппи-энда далеко.
Успеха им!
Николоз Дроздов 30.12.2013 17:41 Заявить о нарушении
Борис Высоцкий 30.12.2013 21:36 Заявить о нарушении
А то, что было нам хорошо тогда, не удивительно. Молоды были, думаю, только поэтому.
Николоз Дроздов 30.12.2013 22:08 Заявить о нарушении