Астарта и Мелькарт

ABRAXAS

Глядит в упор сидонская Астарта /1/
С насмешкою на тирского Мелькарта /2/.
Он - сын, но в то же время и супруг -
Не вырвется из цепких крепких рук
Её, хоть люди верят - не страшна
Для Солнца жаркого холодная Луна.
Придёт пора - и Солнечного Сына
Луны поглотит влажная Вагина,
Которой суждено вновь поглотить
Всё то, что довелось ей породить - 
Подмытый брег над хлябью океана,
Волнуемый дыханием вулкана.


ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Астарта (греч. Астартэ) — греческий вариант имени богини любви и власти Иштар, заимствованной греками из семитского шумеро-аккадского пантеона через посредническую культуру финикийцев. В северной Сирии в текстах, найденных в развалинах древнего города-государства Угарита (современный Рас Шамра), эта богиня упоминается, начиная с XIV века до Р. Х., как Ашера, Ашерах (Asherah), Ашерат, Аштарт, Ашират. У западносемитских племён ей поклонялись под именем Аштарот, Ашторет (по-древнееврейски), Астарот (в позднейшей христианской традиции имя Астарот стало одним из имен дьявола или именем одного из демонов), у южносемитских - под именем Аштерт. Культ Астарты был известен в древнем Израиле с X по VIII век до Р. Х. Наиболее часто Астарта упоминается в библейских текстах Ветхого Завета. Истоки культа богини Астарты уходят в древнюю Месопотамию, в которой семитские племена, столкнувшись с религиозной традицией шумеров, восприняли ярчайшие образы главных божеств и ввели их в свой пантеон не только вследствие торговых отношений, но и вследствие "братания" и сближения, необходимого для естественного взаимного сосуществования.

В Двуречье еще задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, появляются имена царей, внесённые в список города-государства Киша (Киса) - центра семитского населения Южной Месопотамии - в эпоху древних династий (с IV тысячелетия до Р. Х. по 2600 г. до Р. Х., начала гегемонии города-государства Ура). Семитские божества еще до правления Саргона I (2371—2316 гг. до Р. Х.), о котором еще пойдет речь далее, вошли в шумерский пантеон. Известно, что предки ветхозаветного праотца Авраама пребывали в Уре, а израильтяне времен Моисея поклонялись божествам западных семитов-амореев (амурру). В период 2380—2200 гг. до Р. Х. семитская богиня Эсдар (Иштар)— Астерт—Астар, что на наречиях восточных семитов означало собственно "Богиня",  была центральной фигурой аккадского пантеона, идентичной шумерской богине любви и плодородия Инанне — Матери Небес. У западных семитов "Астарта" было именем собственным определённой богини, а у южных семитов - именем мужского божества. Нарицательный характер слова "Астар" способствовал поглощению образом Иштар—Эсдар множества шумерских и хурритских богинь. У хеттов и хурритов культ Астарты получил распространение с 2000 г. до Р. Х. Созвучие имен сохранилось в хеттском языке (Аштарта, Ашерту). В языке иранского племени кочевников-скифов корень имени Астарта можно увидеть в Айст—Аэр. В Сирии получает распространение имя Атаргатис - женского божества, в чьем образе слились воедино две богини - Астарта и Анат. На арамейском языке имя этой богини звучит как Атарате, на армянском - как Астхик (Астлик, буквально "Звездочка" - сравни с греческим "астрон", "астра" и с английским "стар" - все эти слова также означают "звезда"!), в персидском - Анахит, на староарабском - Аттар.

В универсальном образе богини Астарты-Иштар содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадцев и вавилонян Астарта называлась "самой старшей на небе и земле" и была дочерью бога небес Анну. Подобно тому, как солнце почиталось древними греками как Феб на небесах, как Аполлон - на земле и как Плутон - в ещё более низких слоях земли, Астарта почиталась как богиня—мать на небесах, Деметра (у римлян - Церера) и Артемида (у римлян - Диана) на земле, Геката и Персефона (Прозерпина) в Гадесе (Аиде, то есть подземном царстве). У финикийцев Астарта почиталась как супруга бога неба Ваала (Баала, Бела, в Тире - Мелькарта). Ваал возглавлял круг божеств во всех городах-государствах Финикии, впоследствии имя его стало нарицательным, а не собственным (означая "господин", "хозяин"), отсюда Ваал и Астарта стали обобщающим наименованием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Например, хурритская Нину, или Нино, стала отождествляться с Иштар. В Иудее Астарте, как царице небес, по словам пророка Иеремии, посвящались священные рощи, храмы и алтари. В угаритских текстах Астарта упоминается как одна из главных богинь и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря, владычица зверей, в образе обнажённой женщины, кормящей грудью двух младенцев, мужского и женского пола.

На территории Финикии Астарте поклонялись как главному женскому божеству, "Божественной Матери", Подательнице Жизни, Матери-Природе, обладательнице десяти тысяч имён. У разных народов образ Астарты был связан с плодородием, и в этом коренился культ Астарты-Жизнедательницы. У финикийцев образ Астарты был связан с Луной и Венерой. Финикийцы изображали Астарту в образе женщины с рогами, символизирующими полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её супруга Таммуза-Думузи-Шамаша-Шемса (Солнца - ср. Самсон), побеждённого Князем Тьмы и сошедшего в Преисподнюю (Ад) через семь врат, к которому неутешная вдова спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивала потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично тому, как египетская богиня Изида-Исида (также изображавшаяся с рогами на голове), оплакивала своего супруга и брата Озириса-Осириса. На посвященных ей изображениях Астарта держит в руках крестообразный жезл или обычный крест, и плачет, стоя на лунном серпе, нередко окруженным звездами - другим своим атрибутом. У финикийцев Астарта, как уже говорилось, была связана с "Утренней Звездой" — Венерой - и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. "Глаз своей богини—матери" нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарот Гиерапольская полностью отождествлялась с лучезарной планетой и изображалась в виде величественной женщины, держащей в одной руке пылающий факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста ansata (именовавшегося у египтян "анх" и родственного по форме позднейшему "антониеву кресту" или "кресту святого Антония"), соответствующий атрибуту египетской Изиды, имеющему значение символа вечной жизни.

Еще до появления культа Астарты у финикийцев, вавилоняне уже поклонялись ее аналогу Иштар ("Звезде"), связывая её культ с Утренней (и Вечерней) Звездой, то есть с планетой Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как Вечерняя Звезда, она олицетворяла Венеру, а как Утренняя Звезда именовалась Анунит — Светоносная, Светозарная, Денница (лат. Люцифер). Иштар, Астарет, Аштарет, Астарот (на языке вавилонских астрономов - Тамти) поклонялись в образе Венеры. В то же время Иштар олицетворяла море. В городе Уруке (родине былинного героя Гильгамеша) Иштар почиталась как богиня-мать, опекающая всех его жителей. Впоследствии ее культ был перенесен в халдейский (вавилонский) город Эрех, чьей покровительницей также стала Иштар. В землях Ханаана (древней Сирии и Палестине) строились города, покровительницей которых также считалась Астарта. Так, город Аштероф—Карнаим (Телль—Аштерах, то есть "Холм Астарты"), считался местопребыванием двурогой богини (двурогость напоминала о двух рогах полумесяца - ее атрибута, как богини Луны); после завоевания выведенными пророком Моисеем из Египта израильтянами, во главе с Иисусом Навином, древнего Ханаана в этом городе проживали представители колена Левиина (левиты). Финикийские города-государства Сидон (родина дочери Агенора - юной царевны Европы) и Бейрут (Берит) были центрами поклонения Астарте, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари (в том числе отец Европы Агенор) были её верховными жрецами, а их супруги — верховными жрицами богини Астарты. К Астарте обращались, как к госпоже (Танит, Тиннит) — владычице царей. Считалось честью и обязанностью воздвигнуть Астарте храм. В Иерусалимской области существовала долина Ашера, названная в честь этой благой богини.

Почитание Астарты со временем распространилось в Палестине, Египте (в период нашествия азиатских кочевников-гиксосов, начиная с IX династии 1567—1320 гг. до Р. Х.), Малой Азии, Греции, где ей поклонялись под именем Афродиты—Урании (Небесной), изображаемой в окружении львов и лебедей. Арамейские тексты из Верхнего Египта описывают богиню Астарту—Анат, как супругу Яхве (Иагве, Иао, Иеговы) до осуществления в Иудее монотеистической реформы; там её культ существовал вплоть до VI века до Р. Х. В период эллинизма произошло полное слияние двух богинь - Анат и Астарты; соединившую их образы в себе "новую" Астарту начали изображать в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо в виде нагой воительницы, сидящей на коне и вооруженной мечом. Мемфис считался главным центром культа Астарты в Египте. Египтяне отождествляли Астарту со своей богиней—воительницей Сохмет (Сехмет), дочерью бога—творца Ра, небесной покровительницей власти фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить, в силу многих причин. В период становления Ассиро-Вавилонской державы, наряду с развитием письменной культуры, происходило разрушение материальных памятников, вследствие бесконечных военных походов. Библиотеки, собранные в завоеванных ассирийцами, а затем и вавилонянами древних городах-государствах, уничтожались либо изымались - например, при захвате и разрушении сирийского (арамейского) города Эблы (2500—2100 года до Р. Х.), центра-очага семитской цивилизации. Одновременно шел процесс идеологизации царской власти, изменявший форму религиозного сознания.

Шумерский период истории охватывал около полутора тысяч лет и завершился к началу второго тысячелетия до Р. Х. В древнейшем списке богов из Фары (около XXVI века до Р. Х.) имя богини Инанны (соответствовавшей Иштар-Астарте семитов-аккадцев) присутствовал "на равных" среди шести главных мужских божеств. Инанна, победительница чудовища Эбиха, была впоследствии отождествлена с семитской Иштар - победительницей чудовища Йамму. В героический век (2700—2500 гг. до Р. Х.) у семитов произошли окончательная централизация власти и усиление влияния воинов — аристократов. Каждый город получил свой собственный пантеон (иерархию богов), а главному божеству непременно строился храм.

Ядром царства Шумера и Аккада стал город Аккад, чей царь Саргон (Шаруккин) I (Древний) осуществил религиозно административную реформу с целью консолидации государства. Его дочь Энхедуанна стала первой верховной жрицей женского лунного божества в Уре. С тех пор титул верховной жрицы Иштар был закреплен за старшей из царских дочерей. Функция Иштар, как богини-воительницы, оказалась подчеркнутой еще больше. Одновременно Иштар оказалась полностью отождествленной с несущей любовь и плодородие богиней Инанной, супругой бога неба Ану.

С 2047—2039 гг. до Р. Х. начались экспансия и распространение влияния Ура на средиземноморское побережье. В XIII — XII веках до Р. Х. происходила активная миграция народов на Ближнем Востоке. Бог Бел-Мардук становится главой семитского пантеона. Правители Вавилона (Баб-Илу, Бабеля) поставили перед жрецами задачу составить новый космогонический свод - "Энума Элиш", в рамках которого обработанные соответствующим образом древние мифы зазвучали по-иному. В этот период произошло ниспровержение женских божеств и общее умаление роли богинь на фоне монополизации власти над небом и землей верховным богом Мардуком. В вавилонской мифологии женские божества полностью обезличились, став не более чем придатками своих божественных супругов. Так, высокая роль Иштар — изначально богини-покровительницы - в знаменитом эпосе о Гильгамеше оказалась сведенной к роли соблазнительницы героя, вдобавок ко всему терпящей неудачу - Гильгамеш отказывается поддаться ее чарам, да еще и попрекает Иштар ее многочисленными любовными связями, влекущими за собой самые печальные последствия для ее любовников. В гневе Иштар насылает на него чудовищного небесного быка, но Гильгамеш со своим звероподобным другом Энкиду, убив быка, швыряют Иштар в лицо оторванный бычий срамной уд и т.д. В период становления иудейского монотеизма началась борьба с пантеоном старых богов. Акт прямой антропоморфизации накладывал на форму культа Астарты (Иштар или Ашеры) отпечаток грубой чувственности, что впоследствии привело к низведению образа богини до чисто физиологического уровня. В результате божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро-аккадских, а позднее - и в ханаанских городах-государствах повлёк за собой храмовую проституцию (ритуальный блуд), практиковавшуюся жившими при храмах Астарты (в том числе и в Сидоне, где их могла видеть юная царевна Европа) "священными блудницами". Образ богини, дающей жизнь и любовь, постепенно трансформировался в образ покровительницы плотских утех, похоти и блуда. Как следствие, иудейский царь Иосия (Иошияху) разрушил алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном Премудрым в Иерусалиме, и запретил посвященные Астарте культовые действа. Перевод Септуагинты также исказил образные понятия через неправильные звуковые интерпретации текстов, написанных на древнееврейском языке.

В античной традиции греческий историк и философ-моралист римской эпохи Плутарх Херонейский, автор знаменитых "Параллельных биографий ("Сравнительных жизнеописаний"), называл Астарту царицей финикийского города Библа (Гебала, ныне - Бейт-Джбейль в Ливане). В одной из родословных Астарта — дочь Сирии и Кипра, супруга Адониса (аналога Таммуза-Думузи). Огромное святилище Астарты-Таннит (Тиннит, то есть буквально "Госпожи") было расположено в родном городе царевны Европы - Сидоне, другое - в Карфагене (изначально - североафриканской колонии финикийского города Тира). Древние греки отождествляли Астарту с богиней Луны Селеной (Меной), сестрой Гелиоса (впоследствии вытесненной Артемидой, сестрой Феба-Аполлона), или с Гекатой ("темной" ипостасью Артемиды).

/2/ Мелькарт, Меликерт (от греч. Меликертос, эллинизированное финикийское "Мильк-Карт", "Мелик-Карт" или "Мелек-Карт", то есть буквально: "царь города") — в финикийской религии и мифологии — бог-покровитель мореплавания и города Тира, отождествлявшийся финикийцами с их верховным богом Ваалом (Баалом, Белом, Вилом), а греками - с Гераклом. Мелькарт особо почитался в Тире, Сидоне, Карфагене и Фасосе. Считалось, что "тир(ий)ский Геракл" был похоронен в Испании. В дошедшей до нас древней двуязычной надписи с острова Мальты (в Античности - Мелитты) имя Мелькарт переведено с финикийского на греческий как Геракл-Архегет.

Согласно Менандру Эфесскому, храм Мелькарта в Тире был воздвигнут тамошним царем Хирамом (упоминаемым и в Ветхом Завете, как помощник древнеизраильского царя Соломона в деле строительства Иерусалимского храма Единого Бога). Геродот упоминает своё посещение тирского храма Мелькарта, называя его храмом Геракла Тирского. Финикийцы также называли столпами (колоннами) Мелькарта Гибралтар, откуда, вероятно, и произошло его греческое название Геракловы (у римлян - Геркулесовы) столпы. Существует легенда о том, как статуя Мелькарта приплыла на плоту из Тира в Эрифры.

В западно-семитской мифологии Мелькарт считался сыном богини Луны и любви Астарты, рожденным ей от Демарунта (одновременно Мелькарта почитали и как супруга Астарты, в его качестве Ваала - бога Солнца).


Рецензии