Memento mori
Фабула пьесы развивается в обедневшем королевстве, границы которого сузились настолько, что оно вот-вот будет поглощено воинствующими соседями. И совершенно беспомощно выглядит в обстановке заката королевства трагическая фигура короля Беранже Первого в блестящем исполнении заслуженного артиста России Андрея Троицкого. Закат королевства связан с обреченностью самого короля, пустившего на самотек все государственные дела. Его смерть уже предрешена окружением и свитой. Она, быть может, и является единственным выходом, который поможет выжить королевству под более опытной и сильной рукой.
Но король не хочет умирать! Он не хочет становиться бесчувственным трупом! Он хочет жить и предаваться обыкновенным земным благам, которые кажутся уже сказочными, когда на тебя надвигается неотвратимая смерть. О вынужденной смерти короля в самом начале действия пьесы заявляет его первая супруга королева Марта, чью подчеркнутую, но уже поблекшую властность воплощает на сцене заслуженная артистка России Надежда Гуртовенко. Вторая супруга короля, королева Мария, роль которой вдохновенно исполняет Лариса Бедненко, по-прежнему искренне любит мужа и готова сделать все для того, чтобы предотвратить его неминуемую гибель. Ранимая, эмоциональная, беззащитная и хрупкая, она делает отчаянные попытки для спасения короля, но, увы, все ее всплески тонут в неотвратимом, как движение часового механизма, ходе фатальных событий. Никто в этом призрачном мире не способен остановить надвигающуюся тень смерти, которую на сцене символизируют песочные часы. И становится ясно, что крах короля неизбежен, как, вероятно, и всей королевской фамилии. И если бы Беранже Первый вдруг нашел в себе силы к сопротивлению, то его доктор, хирург, бактериолог, астролог и палач в одном лице (в этой роли блистает Валерий Лиховид) прозрачно намекает, что в этом случае смерть короля стала бы насильственной.
Следует отметить и новаторское постановочное решение пьесы. Зрители следят за происходящим не из зала, а со сцены, как бы становясь соучастниками происходящего – подданными рассыпающегося королевства. Актеры обращаются к ним, словно хотят получить от них ответы на мучительные и неразрешимые вопросы. Гротеск театрального действа сближает актеров и зрителей, позволяет им лучше видеть и понимать друг друга. Жесты, мимика, интонации актеров, как магнитные импульсы, проникают в души зрителей, заставляя их острее переживать и чувствовать бунтарский дух пьесы, герои которой, быть может, не столько выдуманы автором, сколько выхвачены из реальной жизни, перенесены в иную историческую эпоху и погружены в магию театрального действа.
2001
Свидетельство о публикации №213110302019