Праздник навсегда

Перед Вами фотография первомайской демонстрации 1959 года в Костроме. По улице Советской в праздничной колонне идут сотрудники редакции «Северная правда». На переднем плане – моя мама, Степанова Мария Петровна, а чуть сзади – заместитель редактора Владимир Александров. Все весёлые, радостные, улыбающиеся. Несут красный транспарант с лозунгом о мире. В домах открыты окна, а на подоконниках сидят и смотрят на демонстрацию костромичи, которым довелось жить здесь.
В одном из этих домов, на Советской-15, в шестидесятые годы прошлого века провела своё детство и я. И, конечно же, одним из самых любимых праздничных развлечений было у нас, местной детворы, наблюдение за нарядными колоннами, идущими мимо наших окон 1 Мая и 7 Ноября.
Жили мы с мамой в коммунальной квартире, состоящей из семи комнаток, огромной общей кухни и широкого коридора. Все ребята нашей коммуналки были очень дружны и праздничные дни проводили весело. Перед началом первомайской демонстрации ко мне приходила подруга Оля, мы расстилали на широком подоконнике мягкое одеяльце, открывали окно и припасали гостинцы, которые к каждому празднику выдавали нашим родителям на работе бесплатно. Конечно, смотреть на красочное шествие и одновременно есть сладости было очень приятно.
И вот раздавались звуки духового оркестра, и на Советской появлялись первомайские колонны. До чего же они были красивы! Красные знамёна и транспаранты проплывали мимо наших окон. Весёлые, празднично одетые костромичи несли портреты руководителей партии и правительства, яркие бумажные цветы, зелёные веточки, разноцветные шарики. То там, то здесь раздавались звуки гармошки, звучали советские песни, которые исполнялись от всей души: «Утро красит нежным светом…», «Расцветали яблони и груши», «Забота у нас простая…», «Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести…». Кое-кто весело приплясывал в такт музыке.
Мы очень любили читать транспаранты с названием организаций и учебных заведений: любопытно ведь, какой завод, фабрика или школа идёт мимо наших окон. Спорили, чья колонна красивее и нарядней, какая организация особенно преуспела в праздничном украшении своих рядов. Всегда почему-то оказывалось, что наша 30 школа – самая лучшая. Интересно было смотреть и на колонны физкультурников. Они шли стройными рядами в красивых спортивных костюмах и синхронно выполняли упражнения – то с мячами, то с обручами, то с флажками или цветными лентами (сама ходила потом в такой спортивной колонне от пединститута – с большими надувными мячами).
Ещё нам очень нравились грузовики, на которых самодеятельные артисты изображали какие-нибудь сцены из жизни советского народа. Вот рабочие с красными флагами собрались в лесу на маёвку, вот бойцы с автоматами гонят фашистов с родной земли, вот мирное строительство и трудовой героизм в самом разгаре, а вот и «модные» тогда космонавты в скафандрах осваивают просторы Вселенной. Словом, вся история Советской страны проплывала перед нашими глазами на этих грузовиках.
Демонстрация длилась несколько часов, и нам, в конце концов, надоедало сидеть на окне. Мы быстро одевались, вызывали соседских ребят и устремлялись на улицу, чтобы самим поучаствовать в праздничном шествии. Правда, выход на Советскую был перекрыт, а у загородки дежурил милиционер и никого не пропускал (смотреть шествие с тротуаров почему-то запрещалось, видимо, все должны были идти в колоннах). Однако милиционер был нам не страшен, и мы, улучив момент, с весёлым хохотом всей толпой бросались мимо него от подъезда-арки - прямо в колонну. Пристраивались к какой-нибудь организации и торжественно шагали к трибуне. Она была возведена на площади Советской, напротив фонтана, и украшалась кумачом и портретами членов партии и правительства. Военный оркестр торжественно играл революционные марши, а на трибуне, на фоне портретов, стояло наше областное и городское начальство и провозглашало праздничные лозунги, типа: «Да здравствует Первое мая – день международной солидарности трудящихся!», «Миру – мир!», «Слава КПСС!», а также - здравицы предприятиям и организациям. Мы с великим воодушевлением кричали «Ура!» на все лозунги и поздравления.
Когда трибуна оставалась позади, наша компания принимала решение покинуть колонну. Но это сделать было не так-то просто. Почти все центральные улицы были перегорожены, и милиция зорко следила, чтобы демонстранты следовали по проспекту Текстильщиков, и толпы народа не мешали движению. Но мы опять, нарушая правила, выбегали из колонны на тротуар, уворачивались от милиционеров, устремлялись в проходные дворы, перелезали через какие-то заборы и крыши сараев, чтобы снова оказаться в нашем дворе и чинно досмотреть конец праздника. Это увлекательное занятие называлось у нас: «путешествовать по первомайскому городу».
Когда же демонстрация завершалась, мы устраивали своё собственное праздничное шествие в нашем широком общем коридоре. Доставали красный флаг, который у нас имелся, строились в колонну по одному и начинали маршировать по коридору, распевая революционные песни. Родителям это почему-то очень нравилось. Потом мы надували воздушные шары и устремлялись во двор, чтобы бегать и играть с шариками весь оставшийся день. Весело было!
А в 1969 году я переехала на новую квартиру, и мои наблюдения за демонстрациями закончились. Впрочем, вскоре я записалась в «Клуб юных моряков», и на Первомай маршировала в морской форме мимо окон моего старого дома. Друзья детства махали мне из окон и приветственно кричали, а я в ответ улыбалась и кивала головой. Я гордилась тем, что шагали мы очень красиво, по военно-морскому уставу, а с первомайской трибуны нам желали успехов в морском деле и отличной учёбы.
Вот такие замечательные Первомайские праздники я запомнила навсегда.


Рецензии