К 225-летию со дня рождения А. С Пушкина
Оставим же в покое Натали
Эти два события произошли почти одновременно. Одно из них имело великое историческое значение – это Бородинское сражение. Другое же – рождение 27 августа ст. с/ 8 сентября н.с. 1812 года шестого ребенка в семье Николая Афанасьевича и Наталии Ивановны Гончаровых - не относилось к числу государственной важности. В поместье Кариан Тамбовской губернии Гончаровы поселились после вынужденного отъезда из Москвы. Новорожденную девочку назвали Наталией. Это о ней через два столетия будет написано книг, статей не меньше, чем о Бородинской битве. Разница лишь в том, что историки не имеют права на вымысел, в основе их трудов – достоверные факты, а что только не написано о Наталье Николаевне Гончаровой-Пушкиной-Ланской.
У известного французского писателя В.Гюго есть высказывание о том, что у каждого человека три характера: первый он приписывает себе сам, второй – окружающие его люди, а третий – тот, который на самом деле. Какой Наталья Николаевна была на самом деле останется навсегда тайной, а все написанное увеличило, вероятнее всего, объемы знаний о втором, по классификации В.Гюго, характере. Прославилась Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская, конечно же, не из-за даты своего рождения, а благодаря биографам и исследователям творчества ее знаменитого супруга – Александра Сергеевича Пушкина.
Из первоисточников - пушкинских стихотворений, относящихся к любовной лирике, - известно, что до встречи с Натальей Николаевной великий поэт увлекался многими женщинами. Но, все они, как и А.П.Керн, -"чудные мгновенья" в жизни А.С. Пушкина. Пусть чудные, но все же, мгновенья. Главное в этих отношениях - это "Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим". Отношение же к Наталье Николаевне совсем иное - она стала его супругой. Очень многозначительный смысл этого слова: «Супруг- тот, кто под одно иго сопряжен с другим» - читаем мы в «Славянорусском корнеслове».
Смогла бы другая женщина нести иго таланта великого русского поэта? А каким было для него бремя красоты его супруги и матери его желанных детей? Семья была, по мнению Ю.М.Лотмана, для А.С.Пушкина "цитаделью личной независимости и человеческого достоинства", а основа этой цитадели – любовь к Наталье Николаевне.
Как известно, не раз высказывалось мнение, что Наталья Николаевна была неглубокой, поверхностной натурой, не понимала "масштаба личности мужа", была безразличной к его творчеству, не разделяла его забот. А если перечитать письма Пушкина к жене, то поражает, как много в них не только хозяйственных, но и чисто литературных и издательских забот. Пушкин делится с женой самыми сокровенными и горькими мыслями о русской жизни, о "свинском Петербурге", где жил "между пасквилями и доносами ", о горькой судьбе честного и талантливого человека. Письма Пушкина к жене - это не только разговор с умным, понимающим собеседником, с любимой женщиной, но и яркое подтверждение, что Наталья Николаевна была настоящей супругой: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив. …Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты , что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, душу твою я люблю еще более твоего лица".
Шесть лет замужества его "Мадонны" – это, прежде всего, четверо детей, всегда трудные роды и осложнения после них, болезни малышей.
Наталья Николаевна была замечательной матерью. Плетнев, друг покойного А.С.Пушкина, писал: " Стоило кому-нибудь из младших Пушкиных заболеть, Наталья Николаевна посылала за лучшими врачами, несмотря на постоянную нужду: "Тут я денег не жалею, лишь бы дети здоровы были". Заботилась не только о здоровье детей, но и достойном воспитании и образовании.
Выполняя волю Пушкина, Наталья Николаевна сразу же после его смерти уехала из Петербурга. Два года она жила в Полотняном заводе у брата Дмитрия. "На людях" Наталья Николаевна появилась лишь шесть лет спустя после гибели своего супруга. Вдовой Пушкина увлекся блестящий дипломат Столыпин, но "грозный призрак четырех детей" заставил его отказаться от безрассудного брака". Потом появился князь Александр Голицын. Задумав предложить "пушкинской Мадонне" руку и сердце, он через третьих лиц попытался узнать, не против ли она, в случае брака с ним отдать детей в казенные учебные заведения. Ответ Натальи Николаевны был такой: "Кому мои дети в тягость, тот мне не муж".
Зимой 1844 года Наталья Николаевна познакомилась с генералом Петром Петровичем Ланским. Ему шел 45-й год. Он никогда не был женат. Как и Пушкин, Ланской был старше Натальи Николаевны на 13 лет. По письмам Натальи Николаевны видно, что ее чувство к Ланскому питалось благодарностью за его доброе, отеческое отношение к детям Пушкина: "Благодарю тебя за заботы и любовь. Целой жизни, полной преданности и любви, не хватило бы, чтобы чтобы их оплатить. В самом деле, когда я иногда думаю о том тяжком бремени, что я принесла тебе в приданое, и что я никогда не слышала от тебя не только жа-лобы, но что ты хочешь в этом найти еще и счастье (вспомним слова Пушкина "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив"),- моя благодарность за такое самоотвержение еще больше возрастает".
Все это еще раз доказывает истинность слов Пушкина - душа его Мадонны была еще прекраснее ее лица.
Возможно, у вас найдется свободное время, чтобы прочитать стихотворения Н.Доризо, Ю.Друниной, А. Дементьева, посвященные Наталье Николаевне, и замечательную повесть Натальи Баранской «Цвет темного меду». Начинается повесть письмом, которое, как предполагает автор, могла бы написать Идалия Полетика, сыгравшая чуть ли не главную роль в распространении гнусных сплетен об А.С.Пушкине и его супруге. Из письма становится известно, что Идалия была с Натальей Николаевной «в самых милых отношениях», пока они не перешли в неприязнь. Наталья Николаевна, по мнению Идалии, слишком мнила о своей красоте. Но все началось из-за … платья, точнее штуки (отреза) шелка цвета темного меду.
Читая повесть, невольно вспоминаешь русскую пословицу: «Не родись красивой, а родись счастливой».
Повесть заканчивается письмом, но уже не письмом врага, как начиналась, а письмом друга семьи, П.В. Нащокина, которое адресовано покойному А.С.Пушкину: «…Красота ее (вдовы) стала еще более небесной: не как ты говаривал – Мадонна, а лучше сказать по-русски Скорбящая. …Каково жить ей будет? мниться, что худо. Покоя ей не будет. Люди ведь как? Чужую жизнь знаю лучше своей, и в чужой душе и в чужих сундуках они лучшие хозяева, чем в своих…»
Та же мысль и у Ю. Друниной:
Бледна, тонка, застенчива – мадонна,
Как будто бы сошедшая с креста…
А сплетни, анонимки – все законно:
Всегда их привлекала красота.
В этом стихотворение также обращение ко всем, кто слишком рьяно желает понять, какой же была на самом деле Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская, приписывая при этом всевозможные домыслы:
Но повторять наветы нам негоже,
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить –
Оставим же в покое … Натали.
Свидетельство о публикации №213110302051
Валентина Гишаева 15.10.2024 17:39 Заявить о нарушении
Наталия Андрианова 15.10.2024 21:45 Заявить о нарушении