Высоко-Петровский мужской монастырь

ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ БЛАГОЧЕСТИВОГО ОТЦА ОТЕЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

                Введение
     Монастырь (можно перевести с греческого языка как «уединённое жилище») – место подвигов монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также принято понимать саму общину монашествующих. Монах  (по-русски инок) – христианин, всецело посвятивший себя Богу через принятие обетов послушания, нестяжания и целомудрия. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу и именуется постригом. «Монахи, – по словам святителя Игнатия Брянчанинова, – суть те христиане, которые оставляют все, по возможности земные занятия для занятия молитвой, – добродетелью, выше всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться воедино с Богом. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека, по этой причине святых иноков именуют преподобными» . О соотношении подвигов преподобных и мучеников святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Это один и тот же подвиг, в разных видах. И мученичество и монашество основаны на одних и тех же изречениях Евангелия; то и другое отнюдь не изобретено человеками, но даровано человечеству Господом; то и другое иначе не может быть совершено, как всесильною помощью Божиею, действием Божией благодати. В этом убедитесь, если прочитаете жития преподобных Антония Великого, Макария Великого, Феодора Студийского, Марии Египетской, Иоанна Многострадального, Никона Сухого и других иноков, которых подвиг и страдание были вышеестественны. Святой Симеон, Новый Богослов, говорит о своем наставнике, Симеоне Благоговейном, иноке Студийского монастыря, что он скорбями и страданиями телесными уподобился многим мученикам» . Монашество есть стремление в максимальной степени приблизиться к образу жизни Богочеловека Христа, это преодоление ущербной неполноты одиночества, это путь к совершенству и устремленность к святости, к Богу, отказ  от  всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись  на  небо. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжания и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает более глубокую степень отречения от мира. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.
     Монашество началось «со времени Апостолов, по удостоверению преподобного Кассиана. Преподобный Кассиан, писатель и инок четвертого века, обозревший иноческие обители Египта, в котором тогда особенно процветало монашество, проведший значительное время между иноками Египетского Скита, и предавший позднему потомству уставы и учение египетских монахов, говорит, что в первые времена христианства получили в Египте наименование монахов избранные ученики святого апостола евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились в самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые предал им Евангелист».  Святитель Игнатий в труде «О монашестве» далее пишет: «… в царствование римского императора Коммода — Коммод вступил на престол в 180 году по Рождестве Христовом — вельможа римский Филипп сделан был правителем Египта. В то время в александрийском предместии был монастырь; о епископе того времени, святом Елие, упоминается, что он с юности вступил в монашество. Иудейский историк Филон, современный апостолам, гражданин Александрии, описывает жизнь ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии, точно такою, какою изображена преподобным Кассианом жизнь первых александрийских монахов и называет жилища их монастырями». Святитель продолжает: «…и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирском городе Илиополе, в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было 70 иноков. Евдокия, по принятии христианства, вступила в монастырь женский, в котором было 30 инокинь».«В последних годах III века преподобный Антоний Великий  (251 – 356, день памяти: 17(30) января) положил начало пустынножительству; в конце первой половины IV века преподобный Пахомий Великий (295 – 348, день памяти: 15(28) мая) основал Тавеннисиотские общежития в пустыне Фиваидской, а преподобный Макарий Великий (300 – 391, день памяти: 19 января (1) февраля) – жительство безмолвников в дикой пустыне Скит, близкой к Александрии, отчего такое жительство получило название скитского, а монастыри, устраиваемые для этого жительства, получили название скитов. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший во второй половине IV века изучил монашескую жизнь среди египетских иноков; возвратившись в отечество свое, Каппадокию, проводил там, в пустыне, монашескую жизнь до вступления своего в служение Церкви, и написал правила для монахов, которые впоследствии частью приняты в руководство, а частью в назидание всею Восточною Церковью. Таким образом монашество, таившееся в окрестностях городов и сел, в 4-м веке, переместилось в большинство своем в необитаемые пустыни. Там развилось и разрослось оно, как на свойственной себе почве. Впрочем и в городах, и в окрестностях городов, монастыри и пребыли, и вновь устраивались».
     Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI веке Киево-Печерский монастырь. Особо чтимым покровителем Москвы является иконописец, святитель Пётр (1260 – 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Согласно житию святой родился на Волыне, в 12 лет стал монахом, а в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на реке Рате Пётр написал икону Божией Матери, относящуюся к иконографическому типу «Одигитрия». Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму (тот принёс её во Владимир, где в то время находилась кафедра Киевских митрополитов). После смерти Максима (в 1305 году) на Руси начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии. Галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. Константинопольский патриарх Афанасий в 1308 году поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Патриарх Иов брал Петровский образ Божией Матери вместе с Владимирским и Донским, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича. На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезает из собора, в нём остаётся небольшая икона-пядница (30,5 на 24,5 см.) неизвестного происхождения, датируемая концом XIV — началом XV века, находящаяся в южной части иконостаса Успенского собора. Возможно, эта икона и является на самом деле древним почитаемым образом. Об этом косвенно свидетельствует её точный список, сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надпись «Петровская». Празднование первой московской чудотворной Петровской иконе Божией Матери совершается 24 августа (6 сентября). Именно этот образ несут во главе всех Патриарших крестных ходов.
     В XIII веке Русь подверглась нашествию монголов  и вплоть до конца XV века находилась под татаро-монгольским игом. Возрождение монашеского подвига на Руси, начавшееся под влиянием преподобного Сергия Радонежского с середины XIV века, принято называть «монастырской колонизацией» обширных безлюдных просторов Руси подвижниками-пустынножителями, стремящимися к высшему созерцательному подвигу исихазмы. «Исихазм» (от греческого покой, безмолвие, отрешенность) – цельное учение-действие, направленное на глубокое очищение души от малейших проявлений греха, делающее возможным стяжание Святого Духа и ведущее к преображению человеческого естества.  Ищущий духовных подвигов отшельник удалялся от людей в непроходимую лесную глушь (пустынь). В начале он подвизался в одиночку, потом  его уединённая келья в пустыне становилась центром притяжения для будущих сподвижников. Братия  вырубала в округе лес, засеивала поля, возводила храмы и кельи нового монастыря. Вокруг таких духоносных обителей  обустраивались крестьяне и ремесленники – так появлялись новые села, посады, города.
     Преподобного Сергия Радонежского называют «игуменом земли Русской». Сергий – гармоничный выразитель русского идеала святости, в его обоженой личности совместились мистик и политик, отшельник и вождь.
     В житии преподобного Сергия, написанном Епифанием Премудрым, говорится: «Истинный руководитель, неложный учитель, добрый пастырь, непрелестный наставник, духовный правитель, добрый наказатель, истинный кормчий... <был> для иноческаго чина, – как бы лествицей, возводящей на высоту небесную», «которые были очевидцами и слугами этого великаго и святаго Старца, — его ученики и таинники, или лучше, послушники... не нуждаются в этом нашем плохом писании».
     За назиданием к преподобному Сергию приходили умудренные долголетним опытом созерцательной жизни подвижники — «Сергиевы собеседники» о тайнах домостроительства Пресвятой Троицы — Сергий Нуромский (прибывший с Афона), Евфимий Суздальский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Махрищский.
     Значение преподобного Сергия, как игумена земли Русской – Дома Пресвятой Богородицы, открывается во всей своей полноте во время Куликовской битвы, состоявшейся 21 сентября (по новому стилю) 1380 года – в день празднования Рождества Богородицы, в великий исторический момент становления русского народного единства. Значение Куликовской битвы высоко оценивает профессор В. О. Ключевский в работе «Преподобный Сергий Радонежский»: «Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми... и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преподобный Сергий».
     Объединяющее в Пресвятой Троице влияние духовного вождя русского народа преподобного Сергия Радонежского способствовало нравственному пробуждению национального самосознания, расцвету монашеского подвига на Руси.
     Самый цельный образ епископа-правителя и политика на Руси, — это свт. Алексий (†1378), второй русский по национальности митрополит в Москве. О его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы знаем менее всего. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через 70 по его кончине. А современные святителю летописи полны повествованиями о его государственных деяниях. Для Московского государства он сделал больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Митрополит Феогност сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то же время, служа греку — митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих занятий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного текста Нового Завета. Это замечательный образец учительного служения святителя Алексия. В малолетство Дмитрия Донского свт. Алексий был в сущности регентом-правителем. Умирая, сын Калиты князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы. Святитель, исцеливший ханшу Тайдулу, пользовался большим личным влиянием в Орде. Ему удалось отвратить опасность татарского набега при Бердибеке, получить новый ярлык с подтверждением прав и свобод Русской Церкви. С Запада опасность грозила от Ольгерда Литовского, который осаждал самый Московский Кремль. За союз с Литвой митрополит не усомнился подвергнуть церковному отлучению князей Тверского и Смоленского. Святитель Алексий много сил приложил для расширения влияния Москвы, употребляя церковные средства для ломки старого удельного княжеского права. Куликовская победа, через два года по смерти свт. Алексия, подвела итоги его государственному делу, показав, что возвышение Москвы оказалось общерусским делом. Духовная дружба митрополита Алексия  с пустынником Сергием Радонежским и  попытка (пусть и неудачная) сделать его своим преемником на Московской кафедре, показывают, что святитель Алексий ценил добродетель смиренномудрия выше прочих. Примечательно, что младенцев царского рода прикладывали к гробнице святителя Алексия в знак первосвятительского благословения их будущего царского служения.
     Святитель Митрофан Воронежский,  в святом крещении Михаил, родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово (ныне Савинского района Ивановской области), половину жизни провёл в миру: был женат, имел сына и служил приходским священником, отошёл ко Господу 23 ноября 1703 года в Воронеже. Знаменательно, что 25 июня 1682 года святитель участвовал в венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей: держал в руках царскую державу и венец будущего Всероссийского Императора. Тогда же архиерей благословил юного Петра чудотворным образом Казанской Божией Матери. А в начале 1703 года   епископ Воронежский Митрофан, будучи соратником Петра I, благословил идею государя основать будущую столицу – Санкт-Петербург. При пострижении в схиму «светильник веры, ревнитель благочестия и преславный России чудотворец» Митрофан принял имя Макария – в память преподобного Макария Унженского, в обители которого он был игуменом до возведения в сан Воронежского епископа.В своём духовном завещании угодник Божий пишет:
«Для всякого же человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасён будеши».В день памяти Митрофана Воронежского 20 августа 2000 года была прославлена в лике святых царская семья Романовых.

                Раздел 1. История создания обители
     Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь расположен в Москве по адресу: улица Петровка, 28/2. Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно первой, по легенде и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями о своём видении с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 году. Эта церковь и стала основой для создания монастыря. По второй версии, обитель была основана самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла. В начале XVI века её освятили в честь создателя — святителя Петра. Монастырь стали называть Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учётом места расположения монастыря близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города). Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 году построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времён Ивана Калиты.  Ныне историки относят основание монастыря к 1315 – 1317 годам, когда митрополит Киевский и всея Руси Пётр был приглашён в Москву великим князем Иоанном Даниловичем (Калитой). Князь часто прибегал к духовным советам архипастыря и старался следовать им. Но из-за любви к монашескому уединению митрополит Пётр не хотел надолго оставаться в шумном Кремле и испросил у князя позволения построить неподалеку небольшой монастырь. Так на высоком берегу реки Неглинной (ныне заключенной под землю в каменные трубы) вблизи села Высокое, возникла обитель с храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Здесь святитель Пётр утвердился в мысли о перенесении постоянного местопребывания первосвятителей Русской Церкви в Москву, что и было осуществлено им в 1325 году. После чего Москва стала укрепляться в качестве церковно-государственного центра Русской державы. После Куликовской битвы (1380 г.) святой благоверный князь Дмитрий Донской  построил в 1382 году деревянный храм Боголюбской иконы Божией Матери. Высоко-Петровский монастырь входил в число монастырских крепостей северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему серьёзные повреждения, требующие восстановления монастыря заново. По мнению ученых, в первой четверти XVI века рядом с монастырем на Петровке находился один из загородных (впоследствии обращённый в посольский двор) дворцов великого князя Василия III с огромным садом, тянувшимся до границ нынешнего Садового кольца. Такое расположение по соседству великокняжеского дворца ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского, ставшим образцом строительства на Руси столпообразных храмов, сохранившихся до настоящих дней. Местность, где был основан Петровский монастырь, в глубокой древности называлось селом Высоцким (или Высоким) – по преданию, оно было одним из сёл, принадлежавших знаменитому боярину Кучке – первом владельце Москвы, и до конца XVI столетия находилось за чертой города. Название его, вошедшее в имя Высоко-Петровского монастыря, происходит от высокого, крутого берега реки Неглинной, протекавшей рядом. Здесь в старину проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте.
     В XVII столетии дважды в год, в семик (седьмой четверг после Пасхи – последний четверг перед Троицей) и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы.  Важную веху в историю монастыря и его дальнейшее строительство привнес царь Петр I Алексеевич. Усадьба рода Нарышкиных вплотную примыкала к южной стене обители – где они любили молиться,  особо почитая память её основателя. Поэтому первенца Натальи Кирилловны (жены царя Алексея Михайловича) крестили в день памяти святых апостолов Петра и Павла, и нарекли Петром. На радостях в связи с рождением внука дед Петра I – Кирилл Полуэктович Нарышкин – подарил зятю свою усадьбу, а тот, в свою очередь, преподнес её в дар монастырю, что сразу вдвое увеличило его территорию. Именно после смерти Алексея Михайловича (1676 г.) в период острой борьбы за власть между Нарышкиными и Милославскими, в ходе стрелецкого бунта (1682 г.) здесь были жестоко убиты родные дядья Петра (братья его матери) – Иван и Афанасий, нашедшие в монастырской земле своё упокоение. Тут же были со временем похоронены дед и бабка царя Петра I, многие его родственники по материнской линии (более 20 представителей). По указанию государя Петра I в обители были возведены: каменный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, над Святыми вратами – колокольня с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, построены братские кельи (в честь братьев названные «Нарышкинские палаты»), а на средства статс-дамы Н.А. Нарышкиной – построена церковь в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Юный царь любил бывать в монастыре и даже помогал во время богослужений в нём, поэтому со временем обитель «за глаза» стала наименоваться «государевым богомольем». С царским расположением росло и благосостояние монастыря. В начале XVIII века он владел вотчинами и небольшими загородными обителями. На дарованных землях располагались луга, мельницы и богатые рыбные ловли. К монастырю в 1690 году также было приписано несколько монастырей, в том числе Саратовский Рождество-Богородицкий монастырь (упразднен в 1704 году), имевший рыбные ловли на Волге.
В конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682 – 1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра I. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином. Обустраивал монастырь и сам Царь Петр I. Кроме обновленной Боголюбской церкви, в 1690 году по указу государя в обители появилась теплая (отапливаемая) церковь преподобного Сергия Радонежского – в память спасения молодого Петра I  в Троице-Сергиевой Лавре во время известного заговора против него царевны Софьи в 1689 году. Спасение же Петра пришлось на 8 августа (ст. ст.), позднее в 1744 году статс-дамой Нарышкиной в монастыре была основана и церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, празднуемой в тот день. (Образ был после революции передан в Третьяковскую галерею.)  Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и монастырские стены, дожившие до наших дней. И ещё со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра I слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Императрицы Екатерины II, поэтому названный Петровским. В Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты (после революции портрет поступил в Третьяковскую галерею). Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре I он попал в опалу. Во второй половине XVII века Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов. В 1764 году монастырь причислен ко второму классу (штат – 16 чел. братии) с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 года он стал епархиальным. Известно, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия» 1771 года, тогда в период эпидемии чумы тут открыли лечебницу.  Кроме Нарышкиных в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань, а помещения церкви использовали как скотобойню. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги. Это не уменьшило народного сопротивления: на соседней с Петровкой улице Каретный Ряд владельцы лавок сами подожгли их вместе с товаром, чтобы они не достались врагу. Петровский монастырь неоднократно предоставлял свою территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 году для приюта десяти воспитанников Славяно-греко-латинской академии, а в 1822 – 1834 гг. были предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища. C 60-х годов XIX века в монастыре размещались: епархиальная библиотека, Московское общество любителей духовного просвещения (1863 – 1917 гг.), филиал Варнавинского общества трезвости и Духовно-цензурный комитет. Основная часть земельных владений и угодий размещалась в Московском, Нижегородском и Переславль-Залесском уездах.  В 1880-х гг. в усадьбе Губиных напротив Петровского монастыря открылась частная гимназия Крейсмана, куда принимали всех исключенных из московских казенных гимназий учеников. Но даже отсюда, из очень демократической гимназии был изгнан Валерий Брюсов – за издание школьного журнала, в котором ученик пятого класса вольно развивал атеистические и республиканские идеи. Ему все же удалось закончить самую лучшую в дореволюционной Москве гимназию Поливанова на Пречистенке. В 1874 – 1880 гг.  экономом монастыря был преподобный старец Гавриил (Зырянов) – духовный наставник преподобномученицы  великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 

                Раздел 2. История создания архитектурного ансамбля монастыря
     Свой митрополичий двор святитель Пётр устроил в Кремле, при церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей близ Боровицкой башни. А летом 1326 года заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей Руси. Через полгода, 21 декабря 1326 года митрополит Петр скончался и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Русского государства. В начале XVI века московский монастырь во имя апостолов Петра и Павла, основанный митрополитом Петром  в 1315 – 1316 гг., был переосвящён в честь святителя Петра, митрополита Московского. Русская Православная Церковь (РПЦ) прославила митрополита Петра в лике святителей в 1339 году. Главная святыня Высоко-Петровского монастыря — храмовая икона святителя Петра с частицей его святых мощей, хранящаяся в летнем Петровском cоборе, в котором каждое утро в 7.00 утра совершается братский молебен. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв. Архитектурный ансамбль обители – редкостный памятник «нарышкинского барокко»   – включает в себя: храмовые сооружения; административные сооружения; монастырскую ограду; храмовые сооружения за монастырской оградой. Композицию монастыря, состоявшего из двух дворов: главного (северного) и  хозяйственного (южного) – определило присоединение в XVII веке к обители усадьбы Нарышкиных. Дворы сообщаются широким сводчатым проездом между церковью Сергия Радонежского и Братскими кельями. В конце XVII – начале XVIII вв. Высоко-Петровский монастырь был обнесен мощной каменной оградой, внутренняя поверхность которой имела вид полуарок. Это создавало впечатление удивительной воздушности и лёгкости величественным храмам и палатам, возведенным при царе Петре I.  Монастырская ограда, построенная в конце XVII века, сохранилась лишь частично: с запада по Петровке (два прясла по сторонам Толской церкви), с юга по Крапивенскому переулку и с восточной стороны обители. Полуарочное оформление внутренней стороны стены-ограды, в совокупности с аркадами Сергиевской церкви и Нарышкинских палат делают монастырский двор изящным и просторным. К территории обители с юго-востока ныне примыкают  здания посольства Алжира в России.
     Храмовые сооружения Высоко-Петровского монастыря:
     Собор святителя Петра, митрополита Московского (Петровский собор) – главный храм обители, являющийся древнейшим культовым сооружением монастыря, возведенным в 1514 – 1517 гг. архитектором Алевизом Фрязиным на месте прежнего деревянного храма. В 1689 – 1690 гг. перестроен в стиле «нарышкинское барокко». Восстановлен в ходе реставрации в начале 1980-х годов в первоначальном виде. Красный цвет наружных стен символизирует царское достоинство собора как места богомолья государей. Архитектурные формы храма не имеют в настоящее время аналогов: восьмигранная башня, увенчанная шлемовидной главой, возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. В крестово-купольном плане собора лежат два пересекающихся греческих креста, образующих вифлеемскую звезду, символизирующую идею «Святой Руси – Нового Израиля». Собор был закрыт в 1924 году и только в середине 1990-х годов возвращен РПЦ (освящен 3 января 1998 г.). Чудные явления совершаются в храме и в наши дни: 7 июля 2006 года в день празднования Рождества Иоанна Крестителя в купол собора ударила молния – она опалила породу на купольной фреске лика Христа Спасителя и через паникадило вошла (оставив доныне чёрный след) в нимб Пророка Иоанна Предтечи на иконе деисусного чина. Богослужения и братские молебны в неотапливаемом храме совершаются только в летнее время.
     Храм Боголюбской иконы Божией Матери  построен по указу царя Петра I в 1684 – 1690 гг. над могилами дядьёв Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых  во время стрелецкого бунта 1682 года. Позже храм стал местом упокоения более двадцати  представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки царя Петра I. Каменный Боголюбский храм в стиле «нарышкинского барокко» представляет собой двусветный бесстолпный пятиглавый (черепичные главы чёрного цвета луковичного типа c аркатурным поясом на барабанах) четверик и прилегающую трапезную, стоящие на низком подклете. Этот монастырский храм был закрыт последним в 1929 году. В советское время в нём располагались коммунальные квартиры, производственные помещения, до сих пор Церкви не возвращён, используется Министерством культуры РФ в качестве хранилища картин.
     Часовня-усыпальница Нарышкиных у юго-западного угла Боголюбской церкви (постройка XVIII века). Небольшое каменное сооружение над могилой деда государя Петра I Кирилла Полуэктовича Нарышкина. После закрытия монастыря часовня была разорена, в ней находились коммунальные квартиры, а в настоящее время – она используется для поминальных служб.
     Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Сергиевская церковь) с трапезной построен в 1690 – 1692 гг. в память спасения Петра I в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре во время стрелецкого бунта. Этот зимний соборный храм обители строился как уменьшенная копия трапезного храма Троице-Сергиевого монастыря. Первоначально храм был одноглавым, но после обновления в 1702 году приобрел нынешнее продольно-осевое построение плана с высоким парадным рундуком (крыльцом). На паперти над входными дверями красуется барельеф трёх русских святых –  небесных покровителей царского дома Романовых: свт. Алексия Московского, прп. Сергия Радонежского и свт. Митрофана Воронежского. В 1836 году в трапезной были устроены приделы Алексия митрополита (левый) и Митрофания Воронежского (правый). Окруженный гульбищем храм на высоком подлете состоит из  двусветного пятиглавого (главы луковичного типа c аркатурным поясом на барабанах) четверика с кокошниками, украшенными раковинами, и прилегающей обширной трапезной. В знак особой близости монастыря и храма к венценосной семьи крест главного купола церкви увенчан знаком царской короны. Сама церковь окружена открытой галереей (гульбищем) на аркадах, которая соединяет ее с корпусом братских келий. В южной галерею (со стороны хозяйственного двора) ныне установлен ряд надгробных камней с захоронений боярского рода Нарышкиных. Храм закрыли в 1924 году, а после передачи его РПЦ службы в нём были возобновлены в 1992 году. При этом имеющиеся раньше в трапезной палате приделы – до настоящего времени ещё не восстановлены. Временная звонница монастыря расположена над сводчатым проездом между Сергиевской церковью и братскими кельями. Храмовое пространство внутри разделяется на притвор, среднюю часть с трапезной и алтарь, отгороженный 5-ярусным деревянным резным барочным иконостасом современной работы. Цилиндрический свод трапезной украшен кессонами с новозаветными фресками – в центре между двумя великолепными 3-ярусными паникадилами: Ветхозаветная Троица; на северной стороне: Вход Господень в Иерусалим, Тайная Вечеря, Крестный путь; на южной стороне: Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господа нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление, Воскрешение Лазаря. На восточной люнете стены изображена фреска Вознесения Господня; на западной – фреска Светлого Христова Воскресения. Вдоль стен трапезной (направление осмотра с востока на запад против часовой стрелки) размещены следующие иконы: свт. Николая Чудотворца,  Толгской Божией Матери, ковчег с мощами Киево-Печерских святых, Кипрской Божией Матери, сщмч. Харалампия, Божией Матери Неупиваемая Чаша, блж. Матроны Московской, блж. Ксении Петербургской, святых апп. Петра и Павла, Собора новомучеников и исповедников Высоко-Петровского монастыря, свт. Спиридона Тримифунтского, Собора Московских святителей, свт. Митрофана Воронежского, прп. Сергия Радонежского, Казанской Божией Матери, свт. Петра с мощами в серебряном окладе, вмч. Пантелеимона. У солеи справа установлена скульптура прп. Нила Столобенского.
     Храм в честь Толгской иконы Божией Матери  (Толгская церковь) построен в 1744 – 1750 гг. в стиле классического барокко. Посвящение храма Толгской иконе связано с почитанием этого образа в семье Нарышкиных, так как в день ее празднования в 1689 году царь Петр I и царская семья были спасены в Троице-Сергиевом монастыре от покушения стрельцов. Сооружение представляет собой одноглавый прямоугольный в плане, стоящий на подклете, храм с граненой апсидой. В настоящее время в храме устроена керамическая купель. Толгская церковь была закрыта в 1924 году, а после возвращения РПЦ в октябре 1999 года в ней вновь совершаются богослужения и Таинство Крещения с полным погружением.
     Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская или Богородицкая церковь) над святыми вратами (1680) и двухъярусной восьмигранной колокольней с двумя ярусам открытых звонов над ним (1694) построен в 1690 – 1696 гг. Прежняя церковь, известная с 1634 года, находилась на месте нынешнего Боголюбского храма и в связи с его строительством была разобрана. Четверик нынешней Покровской церкви без выступающего алтаря, окруженный гульбищем, расположен над трёхпролётными проездными воротами. В храме керамические: престол, паникадило, иконы. Богородицкая церковь была упразднена после разорения в 1812 году, а возобновлена – только в 1865. В  1927 году её закрыли, а после передачи РПЦ и освящена в середине 1990-х годов – она является домовым храмом настоятеля обители.
     Храм в честь Казанская иконы Божией Матери (Казанская церковь) устроен в 2000 – 2001 гг. на месте бывшей одноименной часовни (1905 г.), расположенной в заложенном южном пролете Святых врат – главных монастырских ворот  под церковью Покрова. Часовню закрыли в начале 1923 года, а после возвращения монастырских зданий РПЦ, в её помещении был устроен храм, освященный в 2001 году. В обитель кроме главного входа для посетителей монастыря через Святые врата (со стороны ул. Петровки) можно войти через Южные (хозяйственные) ворота (со стороны Крапивенского пер.) и Восточные – со стороны Петровского бульвара. Между Толгской церковью и Святыми вратами, где в 1812 году были похоронены тела тринадцати москвичей, расстрелянных по приговору наполеоновского маршала Мортье, в настоящее время установлен поминальный крест.
     Храм Петра и Павла (Петропавловская церковь) построен в 1750 – 1753 гг. на основании бывших белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных (XVI века) – они же являются её подклетом. Представляет собой одноглавый барочный храм типа восьмерик на четверике, окруженный соединяющим его с кельями гульбищем. Первоначально был освящен во имя Пахомия Великого. Но после разорения в 1812 году храм он был упразднен и только в период 1914 – 1918 гг. восстановил свою деятельность как церковь во имя Петра и Павла. В 1997 году помещение храма было возвращено РПЦ, но работы по его восстановлению до настоящего времени не завершены. Само сооружение не освящено и временно используется как иконописная мастерская.
     Административные сооружения Высоко-Петровского монастыря:
     Настоятельский корпус (примыкает к Святым вратам по ул. Петровке) построен в 1690 году на месте находящихся здесь деревянных богаделен. Г-образный в плане корпус состоит из ряда сводчатых помещений, объединенных сенями наверху. Внизу был подъезд-лоджия, который позже – заложили. В сени со двора вело крыльцо. Внизу были хозяйственные помещения, а парадные апартаменты располагались на втором этаже, вдоль фасада по Петровке. В 1901 году в северо-западной части монастыря к северному торцу Настоятельского корпуса (на месте бывших строений богаделен) был пристроен трехэтажный доходный дом (с магазинами на первом этаже и квартирами на других этажах, сдававшимися в наём) – сейчас это здание не принадлежит монастырю, в нём расположены ресторан и частные квартиры. В настоящее время в Настоятельском корпусе располагаются покои настоятеля монастыря и Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ при котором действуют: Российский православный институт св. Иоанна Богослова (с 1993 года), богословско-педагогические курсы во имя сщмч. Фаддея Тверского и воскресная школа (с 1997 года),  издательство «Просветитель» (с 2003 года).
     Братские кельи (между палатами Нарышкиных и Толгской церковью) – трехэтажное каменное здание XIX века, в котором проживают нынешние насельники монастыря. Одноэтажный служебный корпус (1690 г.), расположенный в юго-восточном углу обители  предназначено ныне  для хозяйственных нужд монастыря. Одноэтажное хозяйственное здание (в северо-западной части монастыря, рядом с Боголюбской церковью) используется для удобства посещения обители паломниками и любителями старины. При монастыре функционируют для паломников и всех желающих трапезная и монастырская паломническая служба (по субботам организует и проводит экскурсии по обители).
     Палаты Нарышкиных были перестроены под монастырские кельи (в 1690-е гг.) из усадьбы Нарышкиных – долгое время они были самым длинным зданием в Москве. Нижний каменный этаж старого дома с аркадой (Наугольные палаты) стал основой палат, к нему был дополнительно пристроен второй этаж. Здание имело развитый хозяйственный подклет, а просторные жилые помещения были связаны между собой. Подклетный этаж разделен на две части проездом. Южная, отапливаемая половина, была жилой, в северной – размещались кладовые, а собственно кельи – занимали второй этаж. Праздничность декора верхнего этажа келий создаётся барочной отделкой каменных наличников с бровками, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа, расчлененного на равные части колонками, подчеркнутого строгой линией карниза, придаёт всему ансамблю монастырских построек особую красоту. В палатах с 1934 года по сей день располагается Литературный музей (вход с ул. Петровки), а также находятся: церковная лавка, хозяйственные и служебные помещения обители.
Храмовые   сооружения   (подворья)   за   монастырской   оградой: храм Сретения Господня построен  (2001 – 2004 гг.) на крыше одного из корпусов  театра «Школа драматического искусства» (Последний пер., 27/19); храм Николая Чудотворца сооружён  (2000 – 2004 гг.) в память о погибших мореплавателях и путешественниках при доме-музее Ф. Ф. Конюхова (ул. Садовническая, 77, стр. 4).

                Раздел 3. Святыни монастыря
     В Сергиевской церкви в настоящее время хранятся главные святыни обители: копия первосвятительского жезла свт. Петра, митрополита Московского, икона свт. Петра Московского с частью его святых мощей; частицы мощей свт. Спиридона Тримифунтского; прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Анзерского, Германа и Алексия Зосимовских; сщмч. Фаддея Тверского; прав Иоанна Кормянского; икона святых Первоверховных апостолов Петра и Павла с частицами их мощей; ковчег с частицами мощей всех Киево-Печерских преподобных; чтимые иконы Пресвятой Богородицы – Петровская, Казанская, Толгская, Кипрская, Неупиваемая Чаша; икона Собора новомучеников и исповедников Высоко-Петровского монастыря.

                Раздел 4. История монастыря в современную эпоху
     В 1918 году монастырь упразднён советской властью. В дальнейшем в зданиях монастыря размещались различные производственные учреждения, театр и коммунальные квартиры – гробницы Нарышкиных были частично разрушены; в монастырских палатах открыли шляпную мастерскую и чайную; в Сергиевской церкви, переоборудованной под спортивный зал трудовых резервов, с 1959 года репетировал Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»; в братских кельях разместился Государственный литературный музей; в Петровском соборе и Боголюбской церкви устроили склады художественных фондов. Лишь с 1950-х гг. началась медленная реставрация монастыря. И только в начале 1990-х годов бывшие церковные  сооружения начинают возвращать РПЦ. Петровская обитель широко известна не только тем, что в ней совершали богослужение святители московские Пётр, Филарет, Тихон и воронежский Митрофан. В ХХ веке девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены РПЦ в Соборе новомучеников и исповедников Российских. После революции Петровский монастырь при настоятеле архиепископе Варфоломеем (Ремовым) становится одним из важнейших очагов церковной жизни. В монастыре действовали подпольные богословско-пастырские курсы. Осенью 1923 года в обители нашли пристанище насельники закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни, создавшие при монастыре одну из крупнейших в патриаршей Церкви сеть тайных монашеских общин под духовным наставничеством схиархимандрита Игнатия (Лебедева), прославленного в лике новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. C 1923 года Игнатий подвизался в храмах монастыря, а с 1929 года в ближайших к закрытой обители храмах, вплоть  до своего ареста в 1935 году. Погиб в лагерном лазарете в городе Сарове 11 сентября 1937 года. Другой святой преподобномученик Феодор (Богоявленский)  принял монашество и священный сан в 1926 году в монастыре. Феодор (Богоявленский) погиб на допросе 19 июля 1943 года.  Преподобномученик Герман (Полянский) принял монашеский постриг в 1924 году, священный сан в 1926 году и служил в храмах монастыря. Герман (Полянский) расстрелян 4 ноября 1937 года.  С 1991 года в храмах бывшей обители возобновились  богослужения (совершаются ежедневно вечером в 17 час., утром в 8 час., в престольные и двунадесятые праздники ранняя Литургия в 7 час., поздняя в 9 час.).  В 1993 году на территории бывшего монастыря создаётся Патриаршее подворье. 10 октября 2009 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, воссоздаётся обитель, как ставропигиальный мужской монастырь (где священноархимандритом является сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен игумен Пётр (Еремеев).

                Заключение
     В 2015 году  будет отмечаться 700-летие Московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. Обитель нуждается во всестороннем содействии по восстановлению. Бог в помощь всем желающим помочь богоугодному делу возрождения Высоко-Петровской обители!

     Величаем тя, святителю отче Петре, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     P.S. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра, всея России чудотворца, в Успенском соборе Московского Кремля (03 января 2014 года) – http://www.patriarchia.ru/db/text/3493201.html.
2013

                Литература   
1. Высоко-Петровский (Высокопетровский) Московский монастырь.
РГАДА. Ф. 1186, 562 ед. хр., 1691 - 1919 (коп. с 1687). Оп. 1.               
2. Асеев Г. Е. Иконография Богородицы. – М.,2013[Электронный ресурс].–
URL:http:// http://www.proza.ru/2013/06/05/1011/ (дата обращения: 19.09.2013).
3. Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2008.
4. Высокопетровский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 – 1907.
5. Высокопетровский мужской монастырь: сайт «Храмы России».  – М.,  2013  [Электронный ресурс].–URL: http://readtiger.com/www.temples.ru/card.php?ID=1916/ (дата обращения:25.11.2013).
6. Высоко-Петровский монастырь:официальный сайт. – М.,  2013  [Электронный ресурс].    –URL: http: // obitelpetrova.ru/ (дата обращения: 25.11.2013).
7. Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь:сайт Московского Патриархата.   –  М., 2013 [Электронный ресурс].  –URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2837130.html/ (дата обращения: 25.11.2013).
8. Жития  и  творения  русских  святых. – М.: Трифонов  Печенгский  монастырь,  Изд-во «Ковчег»,   2001.
9. Игнатий (Брянчанинов), свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом // Творения. Т.1: Аскетические опыты. – М.: Правило веры, 1993. 
10. Карта-путеводитель по Высоко-Петровскому монастырю. – М.,2013[Электронный ресурс].  –URL:  http://www.openmoscow.ru/vusokopetrovsky-monastur.php/(дата обращения: 25.11.2013).
11. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. – Минск,          Изд-во Белорусского экзархата, 2007.
12. Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси.  – М.: Лепта, 2002.
13. Монастырь во имя свт. Петра, Митрополита Московского (Высокопетровский) (ставропигиальный) (мужской): сайт «Русское Православие». – М.,  2013  [Электронный ресурс]. – (дата обращения:25.11.2013).
14. Москва. Высокопетровский монастырь. Фотографии и описание: сайт «sobory.ru».  – М.,  2013 [Электронный ресурс].–URL: http://readtiger.com/sobory.ru/article/?object=03404/(дата обращения:25.11.2013).
15. Никулина Е. Н. Агиология: курс лекций/ Е. Н. Никулина. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
16. Православный ресурс, посвящённый Богородице Деве Марии: сайт.– 2009 [Электронный ресурс].–URL:http:// www.deva-maria.ru (дата обращения 22.11.13).
17. Православная энциклопедия /Под ред. Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси. – М.,2013[Электронный ресурс].–URL:http://www.pravenc.ru/ (дата обращения: 19.09.2013).
18. Русские монастыри. Том 1. Центральная часть России. – М.: Изд-во «Очарованный странник», Москва, 1995.
19. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. – М.:  Изд-во Сретенского монастыря, 1995.
20. Художественная энциклопедия: сайт «academic.ru». – 2013 [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_pictures/(дата обращения 22.11.13).
21. Чапнин С. В. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов.  – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2006.               


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ о монастыре.

Игорь Леванов   29.08.2015 07:44     Заявить о нарушении
Очень рад!

Георгий Асеев   29.08.2015 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.