Код предназначения
Код предназначения
В межпоселенческой Ногинской центральной библиотеке имени Пушкина состоялся в виде устного краеведческого журнала тематический вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Тематическое название журнала - «И свет возгорится в душе каждого из нас…»
В зале библиотеки, где проходил вечер, стоял стенд под названием «Славный сын земли Богородской». На нём и на рядом стоящем столике были размещены фотоиллюстрации, биографические и печатные материалы о Патриархе Пимена, включая его стихи. Патриарх Московский и всея Руси, оказывается, был склонен к стихотворчеству. Некоторые из его поэтических произведений посвящены Богородску, Берлюковской пустыни и другим памятным ему с детства местам.
Сотрудники библиотеки Ольга Бердникова и Ольга Потехина подготовили литературно-документальную композицию, рассказывающую о жизни и деятельности нашего выдающегося земляка, включая чтение малоизвестных стихотворных произведений славного сына земли Богородской. Именно со стихов Сергея Извекова началась эта композиция:
Близ Москвы на шоссейной дороге,
Где на «Нижний» идут ходоки,
Растянулся весь в зелени город
Вдоль обрывистой Клязьмы реки.
В летний день много тени и влаги,
А зимой белоснежный покров,
Много фабрик («Морозов», «Елагин»)
Средь больших и уютных дворов.
И огромных два храма на город,
Красотой и величьем пленя,
Бархатистым «малиновым звоном»
Увлекали к молитве меня.
Отец Сергея, Михаил Карпович Извеков, работал механиком на одной из фабрик Арсения Морозова в рабочем посёлке Глухово. Его мама, Пелагея Афанасьевна, по современным понятиям являлась домохозяйкой. Она была набожной, кроткой и доброй женщиной. Она очень переживала, что её дети, родившиеся после старшей дочери Марии, умирали в младенчестве. Пелагея Афанасьевна дала обет: если у неё родится мальчик, она сделает всё для того, чтобы сын посвятил жизнь Богу. Так оно и случилось. Мальчик получил имя в честь преподобного Сергия – игумена Радонежского и всея Руси чудотворца.
Мудрое и ненавязчивое влияние матери сказалось на воспитании сына. В их доме было много книг, особенно духовного содержания. Мама охотно читала Сергею вслух и привила ему любовь к чтению. Сызмальства мальчик стал много читать и, чтобы ему никто не мешал, частенько забирался на чердак, где при мерцающем свете свечи поглощал одну книгу за другой. У него появились любимые духовные писатели. Мальчик стремился глубже постичь значение Христова учения.
Богоявленский храм стал для Сергея любимым местом времяпровождения. Его умиляло благолепие церковных служб и трогало душу церковное песнопение. Обладая прекрасным слухом и голосом, в начале двадцатых годов он уже пел на клиросе и иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и Платона.
Вместе с мамой Сергей посещал дорогие сердцу русского христианина священные места, включая Троице-Сергиеву лавру. Там мальчик впервые и исповедовался. Это произошло в 1918 году, когда Сергею было всего 8 лет.
Вы помните, что случилось в Богородске в 1918 году? В том далёком году принял мученическую смерть от богопротивной большевистской власти настоятель Богоявленского храма Константин Голубев. Он был расстрелян возле оврага недалеко от нынешнего стадиона «Автомобилист». У местных краеведов бытует мнение, подтверждённое свидетельствами очевидцев казни, что отец Константин был не смертельно поражён пулями, а ранен. Брошенный на дно оврага, он открыл глаза и сказал стрелявшим в него конвоирам: «Даже и пристрелить-то толком не можете…» Испуганные красноармейцы стали спешно забрасывать его тело землей. Любимый в Богородске священник оказался, таким образом, заживо погребённым.
Сергею Извекову было в то время 8 лет. Однако он не мог не знать о потрясшем тогда весь Богородск трагическом исходе Константина Голубева. Возможно, что рано повзрослевший мальчик тогда как-то нащупывал код или предначертание своей дальнейшей судьбы. Вероятно, что уже с юных лет он стал осознавать своё жизненное предназначение. Тогда становятся понятными следующие этапные шаги в жизни Сергея Извекова.
В 1925 году, когда Сергею исполнилось 15 лет, он покидает Богородск и становится иноком в Троице-Сергиевой обители. Здесь в полной мере проявилась его склонность к инокоческому служению или, как он сам позднее признавался, желание «чистого служения Богу молитвою». В 1928 году Сергей делает ещё один мужественный и осознанный шаг - принимает монашеский постриг с именем Пимен. Принимая постриг, он давал обет о безбрачии. Это означало отсутствие семьи и детей. Если он решил полностью посвятить свою жизнь служению Богу, то в то время это означало и противостояние воинствующей атеистической власти. Правда, волны репрессий бесовской власти против собственного народа 1928 году ещё не достигли своего апогея, но церковь уже несла значительные уроны. Храмы и монастыри подвергались варварскому разорению, церкви закрывались и лишались своих прихожан. Церковнослужители подвергались не только гонениям. Их расстреливали. Убивали для устрашения других, как Константина Голубева. Чтобы другим было неповадно сеять слово Божие в души христиан. Многие священнослужители тогда снимали с себя рясу и отказывались от церковных санов. Верующие теряли веру. Для многих было ясно, что это только первые шаги сатанинской власти. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов), который в одном из уединенных лаврских скитов совершил монашеский постриг Сергея Извекова, в 1937 году был арестован, заключён в Таганскую тюрьму, приговорён «тройкой» к расстрелу и погребён в одном из общих рвов на Бутовском полигоне НКВД.
Едва избежал репрессий и регент хора Богоявленского Дорогомиловского собора в Москве, иеромонах Пимен. Ему благоволил архиепископ Филипп (Гумилевский), управлявший в начале тридцатых годов Московской епархией. Он лично 12 января 1931 года рукоположил Пимена во иеромонахи. По одним историческим сведениям, архиепископ Филипп был застрелен следователем во время допроса, по другим – скончался в Ивановской тюрьме 22 сентября 1936 года «от паралича сердца и крайнего истощения».
Незадолго до начала Великой Отечественной войны будущий Патриарх Московский и всея Руси был призван в ряды Красной армии. Он начал свой боевой путь заместителем командира роты, а впоследствии стал командиром батальонной разведки. В 1943 году его разведгруппа попала в окружение, но с боями вырвалась из вражеского окружения. Командир был тяжело ранен. После лечения в госпитале, Извекову пришлось пройти через фильтрационный пункт СМЕРША. Следователи хотели «намотать» ему десятилетний срок заключения в лагерях ГУЛАГА. Однако после вмешательства генерала Ватутина все обвинения с боевого офицера были сняты. Войну Сергей Извеков закончил в звании майора.
В послевоенные годы он вновь вернулся к церковной деятельности. Пимен был наместником Псково-Печерского монастыря, епископом Балтским, архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, митрополитом Крутицким и Коломенским. Пимен также занимал должность управляющего делами Московской Патриархии.
Патриарх Алексей I (Симанский) за день до своей кончины возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим своё желание о преемстве патриаршего служения. Поместный собор Русской Православной церкви 3 июня 1961 года возвёл на престол Предстоятеля Русской Православной церкви митрополита Пимена.
Вы помните, чем знаменит 1961 год? В этом году на XXII съезде КПСС Генеральный секретарь партии Никита Хрущёв торжественно провозгласил: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» А ещё Никита Сергеевич обещал, что в 1980 году он покажет людям последнего попа. Дескать, бабушки, посещающие православные храмы через двадцать лет умрут, и церкви за ненадобностью сами закроются.
На тематическом вечере выступил протоиерей Игорь Гагарин. В увлекательном, скажем так, устном эссе он поделился с читателями библиотеки своими размышлениями о подвижнической деятельности Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Когда-то Игорь Гагарин был пионером и комсомольцем. Он был свидетелем того, что в 60-х годах уже росло атеистическое поколение. Все студенты советских вузов в обязательном порядке изучали предметную дисциплину - научный атеизм. Верующие люди, посещавшие церковные службы, тогда многим казались анахронизмом. За крещение детей комсомольцы и коммунисты подвергались наказаниям вплоть до их исключения из рядов ВЛКСМ и КПСС.
Игорь Гагарин заострил внимание присутствующих на мысли о том, что главная задача Патриарха Пимена в то время сводилась к тому, чтобы не дать церкви умереть. И он блестяще справился с этой сложной задачей, следуя своему предназначению, обозначенному ещё в детстве. Патриарх Пимен свято верил в возрождение и расцвет Русской православной церкви. Верил в то, что свет христианской веры «возгорится в душе каждого из нас».
В дар библиотеке Игорь Гагарин подарил две уникальные книги. Одна из них называется «Дети о вере», изданной в этом году в Богородском благочинии по благословлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В эту книгу, иллюстрированную детскими рисунками и фотографиями, вошли сочинения участников конкурса на лучшее знание основ православной культуры. Вторая книга подготовлена к изданию архимандритом Дионисием (Шишигиным) и называется «Былое пролетает». В ней подробно рассказывается о времени и титанической деятельности Патриарха Пимена.
Мы, потомки, можем гордиться своим мудрым и благочестивым земляком. В год 100-летия со дня его рождения в Ногинске на улице Патриаршей по проекту ногинского скульптора Иннокентия Комочкина возведён величественный бронзовый памятник Патриарху Пимену. Открытие этого памятника, по словам архиепископа Можайского Григория, является «ярким свидетельством возрождения духовной жизни на Богородской земле».
2010
Свидетельство о публикации №213110302191