А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 53-54

                Глава 57. ТРУД В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

                «Полюбить труд можно, лишь познав его»
                (Агни-Йога, Братство,с.28)

      «Люди выделились из животного мира и достигли успехов в овладении силами природы благодаря труду», «Труд превратил обезьяну в человека», «Труд - решающее условие человеческой жизни» - эти и подобные утверждения об определяющей роли труда1) в жизни человека и человечества знакомы ныне каждому. В основе этих выводов лежит все та же теория Ч. Дарвина о происхождении человека, получившая дальнейшее развитие в работах Ф. Энгельса, и, в частности, в его основной работе в этом направлении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.). Если Дарвин пытался найти корни происхождения человека из эволюции животного мира, основное внимание, уделяя таким факторам, как изменчивость, наследственность и естественный отбор, то Энгельс пытался решить эту проблему, делая упор на определяющую роль труда в жизни человека. Эта же тема прослеживается и в других его трудах: «Диалектика природы», «Происхождение человека и половой отбор».
      На достоверности учения Чарльза Дарвина относительно происхождения человека мы уже останавливались ранее, признав ее несостоятельной с позиции возникновения человеческих Рас.
      Рассмотрим теперь позицию материализма относительно сути и роли труда в жизни человека.
     «Труд, - согласно материализма, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществе между собой и природой» (К. Маркс и Ф. Энгельс,т.23,с.188).
     Процесс труда, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, включает в себя три момента: 1) целесообразную деятельность человека или сам труд; 2) предмет труда; 3) орудия производства, которыми человек действует не этот предмет.
      Подчеркивая целесообразность труда, эти авторы вынуждены согласиться с тем, что не всякая деятельность может быть признана трудом, а лишь та, которая носит осознанный, а отсюда и целесообразный характер, то есть труд является вторичным по отношению к психической деятельности. И тем не менее, они упускают этот важный момент, останавливаясь на результатах психической деятельности - труде.
     Попытки идеологов материализма поставить трудовую деятельность, в частности, деятельность в сфере производства, впереди психической деятельности не имеют под собой, сколько бы ни было обоснованной базы. Утверждение, что человеческое сознание само является продуктом общественного развития и не может считаться причиной возникновения общества, а также то, что мышление не получило бы развития, если бы у людей не было необходимости осмыслить совместный производственный процесс, распознать свойства вещей как предметов труда, обдумать, наметить последующие процессы деятельности - все это лишь неудачные попытки подвести теоретическую базу под главный философский принцип материализма - «Материя первичная». Но если мышление развивается лишь благодаря существованию результатов труда, то есть является вторичным, то почему мышление оказывается в состоянии проникнуть в те сферы человеческой жизни и в те сферы Природы, которые лежат вне сферы трудовой деятельности человека и не могут быть объектом определения целесообразности труда в этих направлениях? Практика, принимаемая материалистами за единственный критерий истинности, хотя и имеет важное значение в познании, однако не может быть абсолютным критерием истинности.
      «Сперва возникает познание, затем – желание, затем - намерение после желания; намерение первее поступка; корень плода -поступок. Плод определяется поступком, поступок определяется познанием, познание определяется знанием».(25,122)
      Целесообразность труда определяется теми качествами или свойствами, которые человек намерен получить в результате совершаемого действия, извлекая их из объекта приложения труда. Эти качества или свойства - есть содержание труда, а конкретный результат - это форма. Человек стремится достичь именно необходимые качества или свойства, составляющие  содержание продукта труда, а не форму как таковую. Кого, например, может интересовать предмет, внешне напоминающий телевизор или автомобиль, изготовленные из камня или стекла, если они не выполняют своих функций, хотя и обладают соответствующей формой?
      Труд необходимо рассматривать как одну из форм взаимодействия человека с Природой, значимой, но, если понимать под ним только физический труд. То эта форма взаимодействия будет не самой определяющей. Марксистский взгляд на труд как «процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществе между собой и природой» исключает возможность признать за труд так называемую умственную деятельность, поскольку в ходе этой деятельности непосредственно «обмен веществ между человеком и природой» не происходит. Именно поэтому для них определяющим является именно деятельность в сфере производства материальных благ, а производство нематериальных благ - это нечто второстепенное, чем и определяется ведущая роль в обществе именно материального производства и участников этого процесса. Интеллигенция же признается лишь социальной прослойкой.
      «Не думайте, что многие понимают прекрасное созвучие труда. Также немногие понимают различие между общей работой и индивидуальной; для них это просто противоречие, между тем, это лишь эволюция. Люди не должны терять индивидуальность, но и в хоре каждый голос служит общему успеху, а в таком понимании нужно вспомнить об основах Братства».(23,с.220-221)
      Ранее, говоря о соотношении формы и содержания, материального и духовного, мы уже говорили, что первичным является именно содержание (духовное), что именно они определяют форму (материальное), а последние если и способны оказывать влияние на содержание (духовное), то лишь на новом, более грубом уровне.
      Человек, взаимодействуя с Природой, испытывает соответствующее обратное воздействие этой Природы. Само существование человека предполагает наличие определенных энергетических процессов, в первую очередь, связанных с созданием условий существования. В зависимости от того, насколько человек гармоничен с Природой, насколько энергетический взаимообмен в этом оптимален, настолько в человеке и формируется потребность пополнения затраченной энергии. Это касается естественных требований к питанию, одежде, жилью и др. Чем в меньшей степени достигнута гармония между человеком и Природой, тем больше первый нуждается в пополнении энергии, тем больше вызывается у него необходимость в восполнении ее через труд. Чрезмерное завышение требований к условиям существования современным человеком формирует у него завышенную потребность в физическом труде, связанном с обеспечением этих условий.
      В свою очередь, именно понимание и достижение уровня гармонии с Природой, а также связанных с этим формируемых потребностях, во многом предопределяет потребность в физическом труде и отношение к нему.
      Признавая, что любой труд (и физический и умственный) - это сознательное взаимодействие человека с Природой, мы обоснованно исключаем из всей совокупности взаимодействий человека с Миром те, которые не связаны с целенаправленной осознанной деятельностью для получения какого-либо конкретного результата, обеспечивающего существование человека. Так, простая ходьба, плавание, бег, поднятие тяжести  и другие виды деятельности человека, не связанные с обеспечением жизненно-важных потребностей или условий существования человека, например, носящие неосознанные и бесцельный характер, не могут рассматриваться как труд, хотя при этом также затрачивается какая-то энергия и достигается какой-то результат. Только тогда, когда деятельность человека осознана и целенаправленна, когда в результате этого достигается или стремятся к достижению какого-то конкретного результата, удовлетворяющего те или иные осознанные потребности человека, можно говорить о труде.
      При характеристике труда необходимо различать целый ряд аспектов: сознательность этой деятельности, ее целенаправленность, сам процесс труда, отношение к труду и его результатам.
      Сознательность трудовой деятельности возникает не случайно, а является результатом определенного взаимодействия человека с Природой, который осознан человеком. Поскольку человек не является автономным организмом, а представляет собой частицу единого Мира, взаимосвязанную и постоянно взаимодействующую с Миром, в его телах постоянно происходит перераспределение энергий, что сопровождается изменением состояний гармонии на разных уровнях и с различной направленностью. Направленность эта может быть как отрицательной (разрушение существующей гармонии), так и положительной (стремление к достижению нового уровня гармонии). В связи с этим в сознании человека возникают соответствующие потребности в той или иной деятельности, направленные на восстановление нарушенной гармонии или на достижение гармонии нового уровня.
      Потребности, формируемые в сознании человека, можно разделить на несколько видов: биологические, физические, социальные и духовные.
      К биологическим потребностям можно отнести те, которые связаны с поддержанием жизнедеятельности организма. Они, как правило, предопределены необходимостью восполнять постоянно расходуемую организмом энергию в ходе обычного существования человека. Чувство голода, жажды формируют  в сознании человека необходимость добыть себе еду или питье, в связи с чем, дальнейшая деятельность человека носит уже осознанный и целенаправленный характер. В зависимости от условий существования, процесс такого труда может потребовать различных затрат физического труда: там, где условия добычи еды и воды благоприятные, затраты будут незначительными, а там, где эти условия неблагоприятные, человеку приходится затрачивать значительно большее количество энергии.
      К физическим потребностям можно отнести те, которые связаны с созданием внешних условий для существования человека. Они предопределены тем, что человек испытывает на себе воздействие окружающей среды в виде различных природных процессов и явлений (температура, влажность, ветер и др.). Неспособность защищаться от этого воздействия может привести к гибели человека, отсюда, в его сознании формируется потребность в деятельности, направленной на создание благоприятных условий для своего существования, а сама эта деятельность носит также целенаправленный характер. Энергозатратность этой деятельности также зависит от природных особенностей места проживания человека. Удовлетворение этих потребностей осуществляется путем строительства различных жилищ, обеспечивающих благоприятные условия для защиты от отрицательного воздействия Природы на человека, и создания необходимых предметов быта.
      К социальным потребностям следует отнести те, которые связаны с существованием человека с себе подобными (семья, сообщества, общество и др.). В зависимости от степени и направленности взаимодействия между людьми, такие потребности предопределены стремлением обеспечить себе возможность соответствующего общения людьми или защиты от них.
      К духовным потребностям следует отнести те, которые вызваны желанием или необходимостью удовлетворять запросы развивающихся Астральных и Ментальных  Планов человека. В зависимости от степени развития этих Планов деятельность человека в данных случаях будет направлена на достижение таких результатов, которые бы смогли удовлетворить эти потребности.
      В зависимости от вида потребностей и состояния сознания человека, как сам процесс труда, так и отношение к нему и его результатам могут быть различны. Один стремится удовлетворить эти потребности собственными силами, воспринимая свой труд как объективную необходимость, а потому и ценит результаты своего труда. Другой, не желая сам прилагать усилий к такой деятельности в полном объеме, стремится воспользоваться частичными результатами труда других, обмениваясь с ними результатами своего труда. При этом оценка каждого труда может быть различной. Третьи, не желая вообще заниматься сами трудовой деятельностью, прилагают усилия лишь к тому, чтобы воспользоваться результатами труда других людей путем незаконного завладения. Соответственно отношение к процессу труда других у последних будет либо безразличным, либо отрицательным.
      В зависимости от того, какие потребности стремится удовлетворить человек, какие результаты труда он хочет получить, какова степень его сознания, уровень знаний и практического опыта, таков будет и процесс труда, который можно рассматривать как саму трудовую деятельность (собственно труд), предметы (предмет) труда и средства труда.
      Однако, кроме простого существования, человек является участником и многих других процессов. К таким процессам следует отнести всю его деятельность, направленную на достижение сформированного смысла жизни, понимание своей цели жизни. Чем более совершенным понимается смысл его жизни, тем более очевидным становится тот факт, что для этого человеку не нужно всего того, какими путями и к чему сейчас стремится современный человек. Ведь в большей степени достижение этого смысла жизни связано с процессами, происходящими в самом человеке, нежели в его взаимоотношениях с окружающими и Природой. Последние являются показателем того, насколько человек достиг личного совершенства.
      Именно этим объясняется тот образ жизни, который известен нам на примерах святых и древних мудрецов, в большей степени занятых совершенствованием самих себя, затрачивающих и черпающих энергии тонких Планов, а потому способных вести внешне малоактивный образ жизни и с малыми материальными потребностями. Удовлетворяя потребности своего организма, обеспечивая условия  своего существования в бытовом плане, они не стремятся к достижению материальных излишеств, ограничиваясь минимальными или оптимальными условиями существования. Основные усилия и вся их деятельность направлена на самосовершенствование. Это, в свою очередь, не исключает возможности их взаимодействия с окружающими людьми, ибо одной из задач человека является не только достижения личной гармонии с Природой, с Космосом, но и содействие достижения этого другим людям. Взаимодействуя с окружающими, человек, в силу своего понимания Мира, своего места и роли в нем, способен столь же гармонично построить взаимодействия с людьми. Гармоничность здесь заключается в том, что человек, обладая достаточными познаниями, знает необходимый объем общения с окружающими, кому, что и сколько необходимо дать как в материальном. Так и в духовном плане. Именно поэтому мудрые не спорят, не доказывают, а лишь говорят ровно столько, чтобы быть услышанными и понятыми.
Здесь может возникнуть вопрос: «Можно ли рассматривать духовную деятельность как труд?»
      С позиций материализма ответ будет отрицательным, поскольку в данном случае нет ни предмета труда, ни средств (материальных) труда, да и сам труд (мыслительная деятельность) вообще сомнительна. Для них труд - это только то, что производится на материальном плане. Но тогда к труду нельзя отнести деятельность философов, ученых, композиторов, поэтов, писателей, художники, поскольку мысли, музыка, слова нематериальны, а, если они и трудятся, то только тогда, когда непосредственно воплощают свои произведения. Труд преподавателей, певцов, музыкантов, артистов тогда еще менее ценен, поскольку последние сами ничего нового не производят, а лишь воспроизводят созданное другими.
      Упрощение понятия труда до создания некоего материального результата, безусловно, неправильно. Любая сознательная целенаправленная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека и/или общества, независимо от форм ее осуществления (материальных или духовных), может рассматриваться как труд.
(Но, к этому необходимо добавить, что деятельность эта должна соответствовать законам Природы и быть направлена на установление гармонии. В противном случае мы будем вынуждены признать, что убийства, хищения и иные преступления могут быть также отнесены к труду. Формально это так, поскольку эти преступники действуют, чаще всего, осознанно, целенаправленно, имеют орудия «труда», предмет «труда» и сам «труд». Но важно другое: насколько это согласуется с законами Природы и общества. Лишение жизни во время войны воином, лишение собственности на законных основаниях и иные деяния специально назначенных обществом лиц,  хотя и схожи с объективной стороной соответствующих преступлений, но не являются таковыми. Деятельность таких лиц направлена на восстановление гармонии, пусть даже в таких крайних вынужденных формах, и основана на законах общества, в то время как действия преступников направлена на нарушение гармонии и противоречит законам и Природы, и общества. Именно по этому в данной главе речь идет о труде в таком понимании).
      Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте понимания труда. В древнеиндийских учениях, как мы уже ранее анализировали, упоминается о четырех кастах: брамины, кшатрии, вайшьи и шудры. В текстах «Махабхараты» мы можем найти шлоки, где говорится, что первоначально Брама произвел всех браминами. Затем из них выделились кшатрии, отличавшиеся  тем, что они были склонны «к вожделению, насилию, наслаждению, резкие, гневливые». Те же, кто занялся скотоводством и земледелием стали вайшьями, а те, кто «утратил чистоту жадные, любители неправедности, живущие разной работой пришли к состоянию шудр такие брамины».(25, 54)
      Первоначальный смысл разделения людей на эти касты, как мы уже говорили,  был связан с характеристикой внутреннего мира человека, его готовностью к познанию и достижением определенного совершенства, и прежде всего состояния развития сознания. Исходя из результата предыдущих своих воплощения, достигнутого совершенства, человек воплощался в соответствующей касте, определяющей задачи его нынешнего воплощения. Позднее это разделение людей на касты приобрело вместо оценки уровня развития сознания оценку  его социального положения, а принадлежность к определенной касте определялось уже исходя из кастовой принадлежности родителей ребенка.
Марксизм, ставя по главу своего учения первичность материи, определяющее значение производственных отношений, соответственно определял в качестве ведущих классов общества пролетариат и крестьянство, одновременно утверждая равенство людей в возможности достижения высот в обществе и о будущем равенстве между физическим и умственным трудом и их слиянии. На этом мы еще остановимся в главах об обществе, сейчас лишь скажем, что человек рождается с определенной направленностью своих возможностей, с определенной Кармой, а потому говорить о полном равенстве людей невозможно. Это не исключает возможности человека перехода на более высшую из указанных ступеней в обществе при условии достижения соответствующего развития, но на данном этапе его эволюции он отвечает тому уровню, которому отвечает степень развития его сознания. Что же получается из того, когда доярка, шахтер, токарь или врач, вместо того, чтобы заниматься своим делом, где они достигли высоких показателей, начинают заниматься управлением государства, - мы видим на примере бывшего СССР.
Хотелось бы вспомнить в связи с этим учения социалистов-утопистов, которые в своих моделях общества прямо говорили о том, что там должны править жрецы (мудрецы), то есть люди, обладающие высокими знаниями, а остальные члены общества должны стремиться к знаниям, учиться, и лишь какую-то часть времени заниматься общественным трудом в силу их способностей. К этой идее мы еще вернемся в разделах, касающихся общества.
      Таким образом, понятие труд необходимо рассматривать как комплекс взаимодействия человека с окружающими и Природой, в основе которого лежат психические процессы, как изначальные в этих отношениях. При таком понимании труда оценка его значимости, как для человека, так и для общества определяется показателем достижения гармонии с окружающим Миром, а в более высоком плане - с Космосом.
      В этой связи особую значимость приобретает определение сферы трудовой деятельности человека. Существующий подход в этом направлении чаще всего ориентирован на разделение труда в зависимости от престижа, то есть в зависимости от оценки с позиций так называемого общественного мнения. Престиж, как правило, определяется принятой в обществе ценностью той или иной деятельности, получаемым вознаграждением и положением в обществе. Это приводит к тому, что люди выбирают профессии не исходя из своих индивидуальных качества, способностей, а из «целесообразности» быть именно таким по профессии. Стоит ли удивляться, что мы встречаем специалистов, которые не только занимаются не своим делом, но и просто не имеют права работать в этой области. Получая от такой работы удовлетворение в большей степени либо на физическом, либо на низшем астральном уровне, но испытывая дисгармонию на ментальном плане (поскольку Высшие Планы человека требуют иного плана энергетического воздействия и иной гармонии), человек не в состоянии развить свое сознание. Последнее может быть достигнуто только при достижении гармонии на всех планах: физическом, астральном и ментальном.
      Пока труд руководителей государства, ученого, поэта, художника, доярки, токаря и др. действительно не будет одинаково ценным для общества (что должно быть выражено и в равной материальной оценке труда), пока каждый не будет нести ответственность за качество труда в зависимости от требований к результатам, до тех пор занятие «не своим делом» будет правилом. Для того, чтобы изменить такое положение дел требуется изменение всей системы ценностей, сформированных в обществе, иные критерии оценок значимости той или иной деятельности, а, самое главное, повышение ответственности каждого за свой труд.
      После того, как мы расширили рамки понимания понятия труд, можно сказать о значимости условий труда, необходимости и его совершенствовании.
«Говоря о человеческом труде, следует постоянно настаивать на ритме. Труд постоянный и ритмичный, дает лучшие следствия. Необходим ритм, ибо он утверждает качество труда. Любит труд познавший ритм. Но магнит любви не легко притягивается. Без него возникают осуждения и отвращения, ...происходит утеря качества и трата времени и материалов. ПРОИЗВОДСТВО НЕГОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ НАРОДА. При устремлении в Беспредельность нужно думать и о качестве труда. При разрастании областей труда качество сделалось особенно насущным».(23,138)
      «Каждый труженик имеет право на улучшение своей области работы. Пусть это будет не только правом, но и обязанностью. Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника. ...Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. Только не нужно отвергать такие попытки. ...Самое главное благо будет в том, что каждый должен чувствовать себя истинным сотрудником. Плодотворное сотрудничество поможет восприятию постоянства труда. Не может человек делать лишь одно и то же. Но углубление качества и нахождение новых приемов будут постоянным обновлением мысли. Полюбить постоянство труда можно лишь преуспеянием качества».(22,236)
      Более подробно на оценке труда обществом мы еще остановимся в дальнейшем.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 3 ноября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии