Парис
Дул с моря Мраморного бриз.
Сияла на небе Селена /1/.
Приама сын, младой Парис /2/,
Е-бал Прекрасную Елену.
Елене было сладко с ним,
Её похитившим бандитом.
Сношаться помогала им
Сама богиня Афродита.
Она сидела за её
Спиной, держа её за ноги.
Париса уд был, как копьё.
Так помогали людям боги!
Елены крики и любви
Стенанья, исступлённый лепет,
В Париса пылкого крови
Страсть разжигали. Бёдер трепет
Спартанки, юному царю
Закинувшей на плечи ноги,
Вопившей: "Я в огне горю!
Ещё! Ещё! Как вкусно! Боги!",
Его безмерно распалял
И к новым побуждал победам...
Что ждёт его, Парис не знал.
Был путь судЕб ему неведом,
Не знал Парис, что уж близка
Родного гибель Илиона...
Но память о себе в веках
В сознаньи сотен миллионов
Оставил парень. Потому
Судить его не будем строго.
Ведь всё же повезло ему -
Пусть ненадолго и немного.
ПРИМЕЧАНИЯ
/1/ Селена (др. греч. Селене, лат. Луна) — одна из богинь греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). Титанида, дочь солярного титана Гипериона и Тейи, сестра бога Солнца Гелиоса (впоследствии вытесненного с этой должности Фебом-Аполлоном) и богини утренней зари розовоперстой Эос. Богиня луны (впоследствии вытесненная с этой должности сестрой Аполлона Артемидой, у римлян - Дианой). Согласно мифам греческого племени аркадян, Гелиос и Эос родились ранее Луны.
В небесах возлюбленным Селены был сам верховный бог Зевс (приходившийся ей племянником); от него Селена родила Пандию, которую чествовали в Афинах, как и саму Селену, в канун весеннего равноденствия; в горной Аркадии супругом Селены был козлоногий бог природы Пан. По аркадским мифам, Пан полюбил Луну, превратился в белого барана и увлек её в рощу для последующего совокупления.
В Олимпии хранилось изображение изображена Селены, едущая верхом на льве, о чём был некий рассказ. О почитании Селены у кавказских албанцев упоминает греческий географ римской эпохи Страбон.
Некоторые поэты и драматурги (Пиндар в своих гимнах и Эсхил в своих трагедиях) именовали Селену "сверкающим глазом ночи" (например, при описании шита героя Тидея с изображением полной луны га фоне звездного ночного неба, в трагедии "Семеро против Фив"), иные (например, поэтесса Сапфо) изображали ее в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния. Как дочь Гипериона (или, по другой версии, Гелиоса), то есть Солнца, Селена имела крылья и золотой венец на голове, от ее венца по небу и земле разливался которого мягкий лунный свет (о том, что луна светит отраженным светом солнца, древние греки долгое время не подозревали). Селену чествовали жертвоприношениями в дни полнолуния; ей был посвящён день весеннего равноденствия, когда Селена, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, облачалась в сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.
Наиболее прославленным из многочисленных возлюбленных Селены был юноша (либо взрослый муж и даже царь царь) Эндимион, рассказы о котором были приурочены к карийской горе Латме и к греческой области Элиде.
Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в беспробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши. В Эндимионе, то есть "Погружающемся (в волны океана)", Макс Мюллер видел образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению Преллера, Эндимион — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде, древнейшее население которой, возможно, было родственно жителям Карии, Эндимион почитался как сын царя Эфлия и счастливый возлюбленный Селены, зачавшей и родившей от него от него пятьдесят детей (пятьдесят лунных месяцев олимпийского цикла).
Согласно эвгемерической версии, Селена, дочь смертных людей Гипериона и Басилеи, после гибели брата она бросилась с крыши дома[ и разбилась насмерть.
Селене были посвящены XXXII гимн Гомера и IX орфический гимн.
Благодаря тому, что оба имени богини - Селена и Мена (особенно первое) - сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца - как в смысле небесного светила, так и в смысле связанного с фазами этого светила отрезка времени), подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней представляется довольно прозрачным. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, задерживающегося в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя, что и богиня. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени Селене было совершенно забыто, то богиня Селена наверное стала бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды-Гекаты.
В честь Селены был назван астероид (580) Селена, открытый в 1905 году.
Мена (микен. me-no) в некоторых источниках считается "именем Селены у смертных". Иногда Мена именуется "трёхтелой" и "трехглавой" (как и Артемида-Геката). В Афинах Мену-Селену почитали, как мать прорицателя и поэта Мусея. Согласно афинской традиции, Селена родила Мусея от Антифема.
Древними греками, наряду с Меной-Селеной, почитались и Мены — богини фаз луны, дочери Селены и Эндимиона. Вероятно, в их число входили Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (полумесяц) и Мена (полная луна). От слова "Мена" происходит слова "менструация" (месячные).
/2/ Париc ("Пастушок"), известный также под именем Алаксандус (на хеттском, или лувийском: Алаксанду), или Александр (по одному из толкований: "Поражающий мужей", по другому: "Защитник мужей") — в древнегреческой мифологии сын царя Трои (Илиона, Вилиуссы, Вилуссы) Приама и царицы Гекубы (Гекабы), с именем которого непосредственно связана кровопролитная Троянская война.
По одному из вариантов мифа, Парис был вторым сыном Гекубы. Если верить другому варианту, Парис родился, когда у его матери уже было много детей. Гекуба увидела во сне, что рождает горящий факел, из которого выползло множество змей (либо, что рождает огненосную сторукую богиню мести Эриннию).
Напуганные таким зловещим сном, явно сулящим гибель Трое-Илиону, Приам и Гекуба, после рождении Париса, велели царскому рабу Агелаю отнести младенца на гору Иду и оставить там на произвол судьбы; но младенца вскормила медведица (по другой версии - собака), после чего его воспитали в своей среде пастухи (или сам раб Приама Агелай).
Юный Парис подрос и стал пастухом стад, пасшихся на Иде; его возлюбленной стала нимфа Энона. Парис вырос среди пастухов и получил от них прозвище Александр, так как успешно отразил нападение разбойников, убив многих из них.
За пастьбой овец Париса и застали три олимпийские богини, которых Зевс приказал своему сыну и вестнику Гермесу отвести на Иду, чтобы Парис рассудил их. Три прекрасные небожительницы - Гера (супруга Зевса), а также дочери Зевса Афина Паллада (богиня мудрости) и Афродита (богиня любви и красоты) пришли к Парису - причем раздевшись догола! - за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Дело было в том, что богиня раздора Эрида (Эрис), которую Зевс, опасаясь ее сварливого и склочного характера, в отличие от всех других богов, не пригласил на свадебный пир героя Пелея и морской богини Фетиды, из чувства мести, тайком пробравшись на пир, подбросила им золотое яблоко (возможно, не простое, а гранатовое, то есть, по-нашему, гранат, или квитовое, то есть, по-нашему, айву) с надписью "Прекраснейшей (из богинь)". Обнаружив это "яблоко раздора", Гера, Афина и Афродита тут же яростно заспорили, кому из них оно должно достаться. Все три богини явились Парису на священной Иде, как уже говорилось выше, совершенно обнаженными. Согласно упомянутому нами в предыдущем примечании древнегреческому географу римской эпохи Страбону, суд Париса над богинями происходил, однако, не на Иде, а на горе Александрии (названной в честь Париса) у Адрамиттского залива. Вероятно, все богини отличались безупречной красотой и совершенством форм. Прот в выборе Париса сыграло нечто другое. В случае присуждения ей первенства Гера обещала Парису господство над всей Азией, Афина — мудрость, победы и военную славу, Афродита — обладание прекраснейшей из земных женщин. Парис предпочел последнее, приобретая этим себе самому и всему Троянскому царству в лице Афродиты постоянную покровительницу, а в лице Геры и Афины - лютых и непримиримых ненавистниц.
Вскоре после этого дочь Приама, пророчица Кассандра, признала (не без помощи Афродиты, начавшей выполнять свое данное Парису обещание) в прекрасном пастухе родного брата и таким образом Парис вернулся под отчий кров, во дворец царя Трои Приама. Согласно трагедии Эврипида, у него был любимый бык, который стал наградой на погребальных играх Александра. Он был победителем в беге, пятиборье и кулачном бою.
Вопреки предостережениям своей возлюбленной нимфы Эноны, Парис, по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув страстно любившую его прекрасную нимфу. Он приказал построить корабли для плавания в Спарту из елей, срубленных на горе на Иде, либо из леса, срубленного на Фалакре. В Спарту Парис отплыл во главе целой флотилии, состоявшей из девяти кораблей.
Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, Парис понравился гостеприимному хозяину - царю Спарты Менелаю (брату владыки златообильных Микен Агамемнона) и прельстил супругу царя - прекраснейшую из земных женщин - Елену, дочь Леды и бога Зевса, совокупившегося с Ледой, приняв образ лебедя. Между тем Менелай отправился на Крит, а Диоскуры - братья Елена Прекрасной (отличавшейся с рожденья столь выдающейся красотой, что ее еще в двенадцатилетнем, а по некоторым версиям - десятилетнем возрасте похитил и растлил афинский царь-герой Тесей, победитель быкоголового Минотавра) Кастор и Полидевк (Полидевкт, Полидект; у римлян - Поллукс), сумевшие в свое время вырвать из лап Тесея свою обесчещенную афинским герое-педофилом малолетнюю красавицу-сестру, были на этот раз заняты распрями с братьями-разбойниками Афаретидами; воспользовавшись отсутствием защитников Елены, Парис убедил соблазненную им царицу Спарты бросить дом, супруга, маленькую дочь и отплыл с ней ночью в Азию, прихватив заодно немало сокровищ из дворца Менелая. Этот лихой, но бесчестный поступок Париса послужил поводом к кровопролитной Троянской войне. По одной из версий, Парис, похитив Елену, впервые совокупился с ней на острове Краная (близ берегов Лаконики), построив напротив места совокупления храм Афродиты Мигонитиды. Плывя из Спарты в Трою, Парис посетил финикийский город Сидон (по другой версии, Парис с Еленой направились сразу же в Трою, куда и прибыли на третий день после совокупления). У древнегреческого историка Геродота имеется сообщение о том, что Парис из-за бури был вынужден остановиться в Египте и встретиться с царем Протеем, который осудил похищение чужой жены и пытался заставить Париса вернуться на родину без сокровищ и супруги Менелая (в чем, однако, не преуспел).
Склонность к рискованным приключениям и похотливая натура Елены Прекрасной не были тайной ни для кого, в том числе и для самой дочери Зевса и Леды, без тени стеснения назвавшей себя в разговоре с Гектором "сукой" (в смягченных переводах Гнедича и Жуковского - "недостойной"). Тем не менее, ограбленный и опозоренный на всю Элладу царь Спарты Менелай собрал общегреческое ополчение, во главе которого встал его брат Агамемнон, и отплыл в карательный поход на Трою. Началась Троянская война. В этой войне ее главный виновник - Парис - принимал весьма скромное участия, и лишь после настойчивых (порою даже даже оскорбительных) уговоров своего старшего брата Гектора, предводителя троянских ратей, вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти. Согласно "Илиаде" Гомера, Парис-Александр за все время Троянской войны убил всего-навсего трех греков (ахейцев). Согласно послегомеровским эпическим сказаниям, именно Парис (или же помогавший троянцам бог Аполлон из лука Париса) поразил неуязвимого и непобедимого величайшего греческого героя Ахилла (Ахиллеса) в единственное уязвимое место - пятку (отсюда выражение "ахиллесова пята", в значении: слабое место).
Вскоре Парис был смертельно ранен греческим героем Филоктетом; ранившая его стрела, унаследованная Филоктетом от Геракла, была ядовитая (Геракл сделал свои стрелы смертоносными, отравив их ядом убитой им чудовищной Лернейской гидры), и он обратился к своей первой возлюбленной - нимфе Эноне - за исцелением, но она отказала ему в помощи, и он умер от раны. Энона (в отличие от Прекрасной Елены, преспокойно возвратившейся после гибели Париса и падения Трои в дом обманутого ею супруга Менелая) не пережила своего всё ещё любимого ею спутника жизни.
Надо сказать, что после гибели Париса Елена преспокойно вышла за брата покойного - Деифоба, и в дальнейшем вела себя достаточно неадекватно. Когда ахейские герои Одиссей и Диомед пробрались под видом нищих в осажденную Трою, чтобы похитить из святилища богини Афины ее статую - Священный Палладий (залог неприступности града Приама), Елена, узнав их, не выдала троянцам, а напротив, спрятала и помогла им похитить святыню, тем самым предрешив судьбу своей новой родины. Когда же греки, во исполнение коварного плана Одиссея, притворно уплыли из-под Трои, оставив на берегу огромного деревянного коня (в чреве которого укрылся отборный ахейский "спецназ"), Елена стала, обходя коня, выкликать имена спрятанных в нем греческих героев, подражая голосам их жен, и тем самым чуть не разоблачила замысел осаждающих (хитроумному Одиссею пришлось зажимать рты взволнованным воспоминаниями о давно не виденных женах соратников, с величайшим трудом помешав им выдать себя и провалить всю спецоперацию).
По взятии Трои разгневанный Менелай, при виде неверной супруги, занес над ней карающий меч, но Елена, стоя перед обманутым ею мужем, молча спустила с плеч одежды и обнажила грудь. Вспомнив о былых утехах, Менелай вложил меч в ножны и сменил гнев на милость, простив изменницу (возможно, под влиянием все той же Афродиты, договор которой с Парисом угас в связи со смертью одной из договаривающихся сторон).
Могила Париса-Александра и Эноны находилась на равнине Кебрения в Троаде (на Троянской равнине). Лиру, якобы принадлежавшую Александру-Парису, показывали в Илионе его великому тёзке Александру Македонскому (считавшемуся, кстати говоря, потомком погибшего от стрелы Париса героя Ахиллеса).
Парис - действующее лицо сатировской драмы Софокла "Суд", трагедий "Александр", "Похищение Елены", сатировской драмы "Свадьба Елены"; трагедий Эврипида "Александр", Псевдо-Эврипида "Рес", Никомаха и Энния "Александр". Римский император Нерон сочинил поэму о Парисе. Всем известная оперетта Жака Оффенбаха "Прекрасная Елена" также числит Париса среди своих главных действующих лиц.
По Дарету, суд Париса был не реальным событием, а сновидением.
По интерпретации ученых XIX века, Парис, как герой азиатских сказаний, изначально был женственным богом красоты и изнеженности, хотя в минуту необходимости и не не лишённый отваги. В нём сказывались те же типические особенности, что и в Дионисе, Лидийском Геракле и Сарданапале; он был полным контрастом Ахиллесу и Менелаю, чисто эллинским героям, олицетворявшим собой доблесть, мужественность и силу. Главным его подвигом в памяти людей навсегда осталось похищение Елены Прекрасной. Тот факт, что Парис при этом заодно обокрал оказавшего ему гостеприимство Менелая, не изгладился из памяти потомков совершенно, но странным отступил в сознании людей на второй (если не сказать - на третий) план.
Возможно, у гомеровского Париса-Александра имелся и реальный исторический прототип. Известно, что царь малоазиатского города-государства Вил(и)усы (Илиона) Алаксандуc, или Алаксанду (Александр?), заключил договор с хеттским царем Муватталисом в конце XIV в. до Р. Х. (впервые отождествление было сделано в статье П. Кречмера 1924 г.). В этрусских надписях его имя пишется по-разному: Алксентре, Алехсантре, Эльхантре.
Свидетельство о публикации №213110300521