Декабрист или поэт, Рылеев или Станкевич?

После смерти императора Фридриха развернулась борьба за власть в «русской» империи, в нее включились приближенные к нему лица. Победила группировка с лидером, известным в истории как русский царь Николай 1. Лидеры проигравшей группировки поплатились жизнью. Эта борьба за власть отразилась в истории как восстание декабристов. Но благодаря временным сдвигам произошло совмещение различных движений – борьбы за власть и культурно-общественного движения. Любому человеку присуща любознательность и способность к мышлению. Попадая в незнакомое место, хочется узнать историю этого места, узнать поближе народ, населяющий его. Много иноземцев в связи с войной в русской империи, попали в ее метрополию. Руководство империи было уничтожено, русский народ попал в крепостную зависимость, собственность была поделена между иноземцами. Русская культура была имперской, поэтому иноземцы, захватившие Русь, были такими же жителями империи, но пришедшими с периферии. Их окружали русские люди, все русское. Среди них было много талантливых, любознательных людей, которые с большим воодушевлением окунулись в изучение русской культуры. Со временем произошла ассимиляция - потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В империи победили люди, принадлежащие к разным народам, культурам, они стали жить в метрополии империи, в России, среди русских людей, и постепенно стали русскими. У меня в поезде произошел несколько лет назад такой случай. Со мной в купе ехала литовская супружеская пара: муж – профессор, без акцента говорящий на русском языке, жена хорошо понимала русский язык, но говорила с трудом. Дорога была длинная, разговорились с мужем об истории. Он начал говорить, что Литва – это преемница Великого княжества Литовского, и что литовцы чуть ли не на порядок выше во всех отношениях русских. Я спросил у него – знает ли он хорошо русскую историю, литературу. Он ответил – конечно, знает. А есть ли у него русские друзья - конечно и много. А живет где он сейчас – он сказал, что временно живет в России. А может ли он думать по-русски - естественно. Тогда я сказал, какой он – литовец, если он хорошо говорит по-русски, живет в России, имеет русских друзей, без акцента говорит по-русски, думает по-русски, хорошо знает русскую культуру, он – русский человек. Его жена начала весело смеяться, профессор смутился, полез в чемодан за газетой на литовском языке. Но лед в отношениях был сломан, литовская спесь упала с профессора, и расставались мы в конце пути уже по-дружески.
Завоевание шло из Швабии. «Швабия - местность на юго-западе Германии в землях Баден-Вюртемберг и Баварии, где живут швабы — немцы, говорящие на особом швабском диалекте. Чёткой границы эта местность не имеет, некоторые ограничивают Швабию только германской территорией, другие причисляют сюда немецкоговорящие регионы Франции и Швейцарии». В общем, «напустили историки туман», диалект Швабии – это смесь французского и немецкого языка. Помните моду на французский и немецкий языки. Потом завоеватели стали учить русский язык, их дети и внуки уже стали русскими людьми. В 19 веке среди дворян были отмечены постоянные поездки в европейские страны, потом они обрусели, поменяли иностранные фамилии на русские. Нечто подобное происходит и сейчас, но в другом направлении, богатые русские отдают своих детей на обучение в европейские страны. Там они получают образование, остаются жить, со временем теряют русские корни. Есть и другие варианты попадания за границу. У меня есть знакомая, ее дочка в восемнадцать лет вышла замуж за иностранца, родила ребенка, живет за границей, на русском языке ни с кем не общается. Раз в несколько лет приезжает в Россию к матери. Мать говорит, что постепенно теряется контакт с дочерью: та говорить уже стала с акцентом, приедет – молчит в основном. Среда оказывает огромное влияние на человека. Человек – существо коллективное, поэтому создавались разные общества по изучению русской культуры, многие задумывались о послевоенном устройстве.
Но надо четко различать две группы людей: 1) высокопоставленные лица в империи, борющиеся за власть; 2) лица, объединенные в различные общества для изучения русской культуры. Для того, чтобы скрыть захват русской империи, эти группы искусственно перемешали, используя временные сдвиги.
Современные историки до сих пор не могут понять разницы между декабристами и членами литературных обществ: «Вольное общество любителей российской словесности — литературно-общественная организация в Санкт-Петербурге. Существовала между 1816—1825 годами, была связана с деятельностью декабристов и прекратила свою работу после подавления восстания декабристов. В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей)и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей… Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н.М.Муравьёвым и Н.И.Тургеневым. Его составили несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н.М. Муравьёв, Н.И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже  - С. П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев-Марлинский)».
Это искусственное смешение двух групп историки отразили так: «Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы «Союза благоденствия», она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества». Продемонстрирую, как оно произошло. Вот что пишут историки о восстании: «Рылеев просил Каховского рано утром 14 декабря проникнуть в Зимний дворец и убить Николая. Каховский сначала согласился, но потом отказался. Через час после отказа Якубович отказался вести матросов Гвардейского экипажа и Измайловский полк на Зимний дворец». Информация о Якубовском: «Александр Иванович Якубович (1792 - 3 (15) сентября 1845)- декабрист, капитан Нижегородского драгунского полка, литератор. В конце 1824 года Якубович был уволен в отпуск для операции в клинике Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1825 году он приехал в Петербург, где вскоре сблизился с членами Северного общества декабристов. Согласно плану декабристов, в день восстания Якубович, командуя Измайловским полком и лейб-гвардии Морским экипажем, должен был захватить Зимний дворец и арестовать императорскую семью. Но непосредственно в день восстания, 14 декабря 1825 года, в 6 часов утра Якубович отказался выполнять намеченное». Умеют историки писать нелепости: человек приехал на лечение и вдруг возглавил Измайловский полк. А где же был командир полка полковник граф Эссен Александр Петрович? Об этом история умалчивает. Эссен и был душой заговора, он и вывел, возглавляемый им полк на Сенатскую площадь. У Эссена, очевидно, не было детей, поэтому его место в истории занял племянник - сын его сестры Кондратий Фёдорович Рылеев. В момент восстания он был подростком, но за счет временных сдвигов, его состарили и сделали руководителем декабристов. Кондратий Рылеев родился в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной и Анастасии Матвеевны Эссен (1758—1824). Из биографии К.Ф.Рылеева. Родился 29.09.1795 г. в c. Батово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семье. Пятилетним был отдан в Петербургский Кадетский корпус, тогда же начал писать стихи. По возвращению в 1817 году из заграничной службы в Россию в составе Драгунской дивизии вместе с конно-артиллерийской ротой Рылеев был командирован в Острогожский уезд Воронежской губернии. Поселился Рылеев сравнительно далеко от уездного города в слободе Белогорье. Но его должность квартирьера была связана с постоянными поездками то в Острогожск, то в Воронеж. Из воспоминаний о встрече с Рылеевым Александра Васильевича Никитенко, будущего профессора Петербургского университета: "Я взглянул на него и пленился тихим сиянием его темных и в то же время ясных глаз и кротким, задумчивым выражением всего лица. Он потребовал "Дух законов" Монтескье...". В момент встречи с Рылеевым Никитенко был крепостным графа Шереметова. Стараниями Рылеева получил вольную, и уехал учиться в Петербург. Позднее, на вопрос Следственной комиссии по делу декабристов, где он заимствовал свои свободолюбивые идеи, Рылеев ответил: "Свободомыслием первоначально заразился я во время походов во Францию в 1814-1815 годах, потом оное постепенно возрастало во мне от чтения разных современных публицистов". В Острогожске сблизился с Михаилом Григорьевичем Бедрягой, героем Отечественной войны, соратником Дениса Давыдова. Матери писал: "Иногда посещаем живущую в слободе Белогорье генерал-майоршу Анну Ивановну Бедрягу. У нее лечится теперь сын ее, подполковник, раненный при Бородине. Дом их весьма почтенный и гостеприимный". 22 января 1819 года состоялась свадьба Рылеева с дочерью острогожского помещика М.А. Тевяшова - Натальей Михайловной. Летом в 1821 году в Подгорной начинает писать "Думы". Легенды и воспоминания старых острогожцев вдохновили Рылеева на создание "Петра Великого в Острогожске". Дума эта была написана в 1823 году. Тогда же была впервые напечатана, а до этого читалась в С-Петербургском Вольном обществе любителей российской словесности. Пушкин в письме к Рылееву от последних чисел мая 1825 г. писал: "Окончательные строфы Петра в Острогожске чрезвычайно оригинальны". Со службы Рылеев был уволен подпоручиком по домашним обстоятельствам. Через полгода после свадьбы молодожены отправились в Батово к матери Рылеева - Анастасии Матвеевне, провели там зиму, а к весне вернулись в Подгорное, где родилась дочь Анастасия. Четыре года жизни в Острогожском уезде дали Рылееву богатый материал для наблюдений и размышлений. Первым их итогом переселения в Петербург явилась статья "Об Острогожске".
Итак, если казнили не Рылеева К.Ф., а его дядю Эссена А.П., то какова дальнейшая судьба Рылеева. Я нашел его книжный исторический образ. Если знаешь, что ищешь, то никакие историки не могут помешать. «Станкевич Николай Владимирович, р.27.IX.1813 Г., село Удеревка Острогожского уезда Воронежской губернии, ум.25.VI.1840 г., поэт и философ. Его дед, серб по происхождению выходец из Далмации, в 1757 г. принял «вечное подданство в России». Детство Николая Владимировича прошло в богатой помещичьей усадьбе. Он учился в Острогожском уездном училище, затем в благородном пансионе в Воронеже, а в 1830-34 гг.  в Московском университете. Еще в Воронеже встретился с поэтом А.В.Кольцовым. Именно он открыл его поэтический талант, а позднее познакомил с Белинским и ввел в круг московских литераторов. В 1829 в печати впервые появилось имя Станкевича на страницах петербургского журнала «Бабочка». Здесь публикуются его стихи. Затем они стали появляться в московских изданиях - «Телескопе», «Молве», «Атенее». Еще, будучи в Воронеже, Николай Владимирович написал трагедию в стихах «Василий Шуйский», вышедшую в 1830 г. отдельным изданием. Четыре года студенческой жизни в Московском университете явились важной вехой в духовном развитии Станкевича. Он усиленно штудирует немецких философов, особенно Шеллинга и Фихте, затем Канта. Увлечение философией и историей дополняется глубоким интересом к эстетике. Общение и дружба с Белинским обострили интерес Николая Владимировича к проблемам общественным. Широкообразованный, яркий, талантливый, человек поразительной нравственной чистоты, Станкевич оказал большое влияние на обширный круг своих друзей. Он дал имя знаменитому кружку, ставшему интереснейшим эпизодом в истории русской общественной мысли и литературы. Зимой 1831-32 гг. возник кружок Станкевича. Первоначально в его состав входили Неверов, Клюшников, Красов, Строев, Почека, Оболенский, позднее в него вошли Белинский, К. Аксаков, Бакунин, Боткин и другие. С 1833-37 гг. можно считать наиболее интенсивной жизнь кружка. Кружок представлял собой одно из характерных явлений духовной жизни России 30-х гг. Участники этого кружка принадлежали к тому поколению, которое пережило в детстве катастрофу 14 декабря 1825 г. и было ею разбужено. Хотя предметом споров на собраниях кружка были преимущественно вопросы философские и эстетические, в их обсуждение привносилось горячее дыхание истории, в них отражались раздумья о самых различных явлениях современной общественной жизни. Сам Станкевич мучительно переживал дисгармонию мира, трагические противоречия между человеком и действительностью. Эти вопросы все чаще привлекали к себе внимание участников кружка. Кружок объединял людей, отнюдь не одинаковых по уровню своего духовного развития, по степени зрелости своего общественного самосознания. Особое место занимал в кружке Белинский, побуждавший своих друзей быть более восприимчивыми к живым социальным проблемам современности и более независимыми, смелыми в своем отношении к различным явлениям российской действительности. После окончания университета Станкевич решил посвятить себя практической деятельности. Он возвращается в Удеревку, и вскоре получает должность почетного смотрителя Острогожского уездного училища. Но должность оказалась хлопотливой, и Станкевич скоро остыл к ней. В 1837 г. решил уехать за границу в Германию. Несколько лет он прожил в Германии. Резкое ухудшение здоровья заставило его уехать в Италию, где он и умер. Литературное наследие поэта и философа очень невелико: около пятидесяти стихотворений, одна трагедия в стихах, несколько прозаических отрывков и незавершенных философских работ да обширный том писем. Станкевич Н.В. поэт философского склада. В соответствии с романтической философией искусства поэт для Станкевича —избранник небес, презирающий земное и постигающий истинную сущность жизни в напряженной, неустанно ищущей мысли. В стихотворении, характерно озаглавленном «Подвиг жизни», он призывает бежать от «суетных желаний, от убивающих людей». Поэт - провидец, выражающий самые сокровенные стремления человечества. И поэтому он нередко оказывается в конфликте со «светом». Стихи поэта кажутся социально приглушенными. Гражданский темперамент в них чуть слышен. Лирический герой поэта - человек, страстно раздумывающий над проблемами мира, путями и перепутьями истории, неравнодушный к острым коллизиям современного общества. Поэзия Станкевича Николая Владимировича, так же как и творчество его друзей по кружку, отразила поиски и разочарования передовой русской интеллигенции 30-х гг., в условиях политической реакции напряженно искавшей пути к обновлению мира».
Информация из родовода: "Иван Семенович Станкевич, рождение: Зара, Далмация, Священная Римская империя, по национальности - серб, дворянского роду, окончил университет в Венеции, после этого служил в сербской армии, иммиграция: 1757, Россия, зачисление рядовым в Острогожский гусарский полк, расквартированный в пределах Воронежской губернии
войсковое звание: 1759, прапорщик, войсковое звание: 1766, подпоручик, капитан
брак:  Мария Дмитриевна Синельникова (Станкевич), титул: 1789, возведение в дворянское достоинство Российской империи. Владимир Иванович Станкевич, брак: Екатерина Иосифовна фон Крамер (Станкевич), Острогожск, Николай Владимирович Станкевич, рождение: 27 сентябрь 1813, смерть: 25 июнь 1840".
Совместим Рылеева К.Ф. и Станкевича Н.В. и получим реального человека, чье детство попало на войну в империи, восстание декабристов. Родился он, очевидно, в окрестностях Острогожска – укрепленного места, построенного иноземными захватчиками после 1745 года для отражения нападения русско-казацко-татарских войск. Талантливый, думающий человек, сын захватчика постепенно превратился в русского человека, чему способствовали его моральные качества и сербские корни. Вверху изображены портреты Рылеева и Станкевича, по моей версии одного и того же человека.


Рецензии