Мерзавец

ВЛАДИМИР ОСТРИКОВ - http://www.proza.ru/avtor/litsovet - ПЕРВОЕ МЕСТО В 44-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


Ливни несколько дней хлестали измученную, истерзанную землю. По небу проплывали чёрные, зловещие тучи, и казалось, им нет конца. Лошади измучились и тащили повозку, скользя и спотыкаясь на каждом метре дороги. Кучер напоминал  мокрую, нахохлившуюся птицу, он уже не кричал грозным басом, не хлестал длинным кнутом лошадей, а угрюмо смотрел вперёд. Казалось, он устал не меньше них – прикрывшись мокрым воротником и, натянув плотнее кепку, он покачивался из стороны в сторону. Ещё не весь хмель вышел, а потому чувствовал он себя препогано.

- Барин, подлец! – проворчал он сквозь стиснутые зубы, - поднял ни свет, ни заря. – Вдруг лицо его оживилось, а замёрзшие губы начали сами собой вытягиваться, напоминая, однако, не радостную улыбку, а гримасу мертвеца.
- Барин, свет как будто! – прохрипел он, оборачиваясь назад.
- Болван! Сколько раз я приказывал тебе не называть меня этим деревенским именем! – послышалось из кареты, - Я граф, понял? Ваше сиятельство. А ну, повтори!
- Ва-ваше сиятельство, - произнёс кучер, стуча зубами.
- Ты, мошенник, давал овса коням? Что-то они еле тащятся.
- Давал, барин, - соврал кучер, втягивая голову в плечи, словно ожидая удара.
- Тьфу ты, прости господи – опять за своё: «барин, барин»! Дурак ты, братец, однако.
- Вам виднее…, - покорно согласился кучер.

Лошади стали, уткнувшись мордами в деревянный гнилой забор.
«Куда же это меня занесло?» - с интересом подумал Пётр Иванович, а именно так звали главного героя. – Ну, чего сидишь? Стучись! – раздражённо крикнул он кучеру, который, видимо, не очень хотел опускаться в жидкую грязь.
Двор наполнился грозным лаем, который, приближаясь, возрастал с каждой секундой. Лошади захрапели.
- Чтоб их черти взяли! – выругался Пётр Иванович. Тут его внимание было привлечено к странному предмету. На секунду ему показалось, что предмет этот движется в его сторону.
- Эй, ты! – крикнул граф в темноту, - Поди сюда!

Силуэт человека приблизился, и граф, изумлённо взглянув в открытое окно кареты, отшатнулся назад. То, что он увидел, глубоко потрясло его. Перед ним стояло некое подобие человека: посиневшее, перепачканное грязью лицо незнакомца судорожно искривилось, тело прикрывало какое-то тряпьё, а голые ноги почти до колен утопали в дорожной грязи. Но больше всего графа поразило другое – это глаза человека. Тот смотрел прямо и… насмешливо.
- Слушаю Вас…, - ответил он спокойным, чистым голосом.
Пётр Иванович поднёс к губам платок:
- Кто здесь живёт? – спросил он.
- Это трактир, а стало быть, здесь живёт трактирщик с семейством, - ответил нищий.
- А как твоё имя? – неожиданно заинтересовался граф.
- Оно вам ничего не скажет…
- Отвечай, когда тебя спрашивают, болван! – взорвался Пётр Иванович, не терпевший, когда ему возражали.
- Я ещё раз повторю, - произнёс нищий, - моё имя вам ни о чём не говорит.
Вместо гнева на лице графа теперь было отражено крайнее удивление, - этот оборвыш был не только смел и дерзок, он был спокоен, и этого нельзя было не заметить.
- А сколько тебе лет, позволь узнать? – усмехнулся граф.
- Двадцать.

Ворота, наконец, открыли, и карета въехала во двор. Трактирщик был рассержен появлением позднего гостя, но как только граф вылез из кареты, настроение его тут же изменилось: урча приветственные слова и низко кланяясь, трактирщик попятился до порога и открыл дверь.
Не снимая грязных сапог, граф вошёл в комнаты и, подойдя к креслу, по-хозяйски в нём развалился.
- Что будем кушать-с? – наклонив голову, угодливо спросил трактирщик.
- Тащи всё, что есть, - лениво ответил граф.
Скоро на столе появились дымящиеся щи, маленький румяный поросёнок, осетрина, салаты и графин красного вина.
- Скажи, братец, - подобрел Пётр Иванович, - а что за человек у тебя под забором сидит?
- А-а-а, этот плут, бездельник этакий, - протянул трактирщик, почесав правый бок, - потому и сидит, что ночевал у меня три ночи, а заплатил за две!

- Ай-яй-яй! – сочувственно покачал головой граф.
- Ну вот, - продолжал трактирщик, вдохновлённый вниманием высокого гостя, - а я ему говорю, где ещё два рубля? А он – нету, и всё!
- Ох, и плут! – усмехнулся Пётр Иванович.
- А я давеча заметил, - заговорщицки закрыв один глаз, продолжал трактирщик, - будто прячет что-то под подушкой, мошенник.
- Да ну! – удивился граф.
- Именно, именно прячет! Ну, думаю, ежели деньги, то возьму причитающуюся мне сумму и верну назад. Да-да, именно назад, потому что чужого мне не надо!
- А за ночлег многовато дерёшь! – строгим голосом оборвал его граф.
- Э-э, так помилуйте, Ваше сиятельство, бельё-то изнашивается, да дрова вздорожали, ужасть!
- Ну ладно, ладно, пошутил я, продолжай…
- Так вот, - глубоко вздохнул трактирщик, - дождался-то я, пока он уснёт  и шасть под подушку – свёрток какой-то. Взял я его, а сам думаю, может ценное что, ну там документ какой, или ещё что-нибудь… А в свёртке – три толстых тетради, начал их читать, да скоро утомился, уж больно мелко они исписаны. Думаю, возьму их под залог, до возврата денег. Уж лучше они, чем ничего. А оборвыш как узнал о пропаже, как завопил утром! Отдай, и всё тут. Клялся всеми святыми, что отдаст деньги. Да не тут-то было! Я человек неглупый, недаром восьмой десяток лет землю топчу, говорю – принесёшь деньги, получишь назад свои бумаги. А ещё наложил на них процент, - сколько времени будет тянуть, настолько больше отдавать будет. Сутки идут по пятидесяти копеечек к тем двум рубликам. А мне-то что? Мне спешить не куда, процентики наплывают…

- Ну и сколько уже « наплыло»? – полюбопытствовал Пётр Иванович, отодвигая пустую тарелку и наливая себе вина.
- А это мы сейчас увидим, - произнёс трактирщик, открыв верхний ящик старинного узорчатого шкафа, - один, два, три, - бубнил он, намусолив карандаш, - … и того десять дней прошло, значит, он мне должен всего семь рублей!
- Ловко ты людей лопошишь, молодец! – похвалил его граф. – Постой, постой, так  ты говоришь, что прошло уже десять дней?!
- Так точно-с… - вновь оробел трактирщик.
- Это значит что выходит? Значит, он сидит у тебя под забором все эти десять дней? Ха-ха-ха! – засмеялся Пётр Иванович, вытирая руки белым, накрахмаленным покрывалом, - Ну, молодец, братец, насмешил! Но позволь узнать, что же содержится в тех самых тетрадях, из-за которых их владелец уже десять дней сидит в грязи под проливным дождём? Любопытно, любопытно…

- Вот, возьмите-с, - протянул ему трактирщик грязный, влажный свёрток.
- Разверни, дурак! – обиделся Пётр Иванович.
- Ах, да! – Извините-с…, - торопливо произнёс трактирщик, разворачивая свёрток. Перед графом лежали три толстых тетради. Но и на них он обнаружил грязь. С отвращением граф открыл первую из них и начал читать. Две тетради содержали в себе короткие новеллы, которые очень заинтересовали его, а также  рассказы и стихи. Третья тетрадь целиком состояла из неоконченной повести. Проходило время, а граф и не думал идти ложиться спать. Трактирщик несколько раз просил его идти «почивать», но каждый раз был немилостиво обруган.

- Ну, так что барин, закладывать?
Граф с недоумением посмотрел на вошедшего кучера, а затем в окно, видимо, что-то соображая:
- Да, пожалуй, пора. Закладывай, братец!
Кучер ушёл удивлённый тем, что не получил нагоняй за «барина». По лестнице в гостиную, громко зевая и почёсывая бока, спускался трактирщик. Увидев за столом одетого графа, курившего свою любимую трубку, а рядом с ним на столе тетради нищего, он приветливо заулыбался, обнажив ряд мелких, коричневых зубов, и с притворным изумлением и сочувствием на лице, произнёс:
- Ваше сиятельство, вы так и не ложились!
- Говоришь, семь рублей он тебе должен за свои тетради? – спросил Пётр Иванович, пуская дым в потолок.
- Прошу извинить-с за дерзость, не семь, а семь с полтиной, так как ещё одни сутки прошли-с…
- Ну, хорошо, хорошо, - поморщился Пётр Иванович, перелистывая тетради, а затем, к удивлению трактирщика, заботливо протерев их рукавом, - стало быть, любезнейший, я их покупаю!
- Как же это? – испугался трактирщик, - Товар-то не мой, в заклад покладен, да и проценты бегут…
- Десять червонцев даю, - перебил его граф, вновь раскуривая трубку.
- Э-э, но позвольте, как же я могу…
- А чего вы боитесь, голубчик? – искренне удивился граф, - Кто видел у этого оборванца его тетради, скажите мне? Да и кто поверит, что они принадлежат ему? Никто! Купив их сейчас, я скажу, что они принадлежат мне, понимаете? Мне и больше никому. Мало того, я скажу, будто именно я их написал!

- Я, конечно, понимаю…, - замялся трактирщик, - но вдруг проценты могут превысить названную вами сумму, и тогда я останусь в накладе. Нет, я рисковать не стану, я лучше подожду.
- Жди ты хоть десять лет, хоть двадцать! – воскликнул Пётр Иванович. – Но откуда этот нищий возьмёт сто рублей?! Бьюсь об заклад, что он никогда не видел таких денег!
- Может быть вы и правы, но возможно, что он получит неожиданное наследство, и тогда…
- Двести рублей!
- Видите ли, моя совесть…
- Триста! – закричал граф, безумно выпучив глаза, - за три тетради даю триста рублей!
- А позвольте узнать, что же такого особенного…
- Пятьсот! – выдохнул граф, закрывая глаза, - слышишь, мошенник? Даю пятьсот… Если не продашь, я дам оборванцу семь рублей, а сам куплю их у него за сотню!
- За семьсот готов уступить, - закивал головой трактирщик, потирая от удовольствия руки, - тем более, что выкушали вы у меня на добрую тридцатку…

- Что-о-о?! Да я сейчас их просто заберу у тебя и уеду!
- А я людей позову, - скромно заметил трактирщик, - вы меня не обижайте, ваше сиятельство, мы люди деревенские, вольные, а места у нас захолустные, тёмные… Сами понимаете, - в дороге всякое может произойти! Так что, или семьсот рубликов на стол, или товар останется при мне…
- Ну и нахал же ты! – восхищённо ответил Пётр Иванович.
- На том и стоим, - согласился трактирщик.
- Ну, хорошо, получай свои семьсот, и прощай!
- А может, чайку попьёте? – услужливо предложил трактирщик.
- Я лучше из лужи напьюсь, так будет дешевле, - выдохнул граф и, весело посмотрев на трактирщика, попрощался:
- Ну, бывай, мужичок!
Трактирщик с жадностью посмотрел на деньги и сгрёб их всей пятернёй, - Счастливого пути, ваше сиятельство, заезжайте ещё…

Хлопнув дверью, Пётр Иванович сошёл с крыльца и с ужасом посмотрел прямо перед собой. Во дворе стоял тот самый нищий и, заметив в руке графа свои тетради, заговорил дрожащим от волнения голосом:
- Прошу вас, сударь, верните мне мои тетради!
- Пш-шёл вон, скотина, - злобно прошипел Пётр Иванович, толкая нищего рукой и, проходя мимо, закричал: - Васька, карета готова?!
- Прошу вас, верните мне мои тетради…
Граф обернулся и в упор посмотрел на нищего:
- А кто тебе сказал, что они твои? – спросил он, скрывая усмешку притворным удивлением. – Вот что я тебе скажу, - заключил он, усаживаясь в карету, - поменьше болтай обо мне и об этих тетрадях, тебе же лучше будет!

Карета тронулась, а нищий стоял не двигаясь, крепко сжав кулаки. Его лицо пылало гневом и презрением, глаза расширились и потемнели. Но вот губы его зашевелились, и от них отделился едва различимый шёпот: «Мерзавец». Карета поехала быстрее, и нищий побежал следом за ней.
- Мерзавец! – кричал он во весь голос. – Стой!

Граф выглянул в окно и строго пригрозил полицейскому, застывшему в почтительной позе, указывая ему назад, - мол, что же это у вас тут творится? Полицейский громко засвистел, и, как из-под земли, выросли три других. Нищий споткнулся и упал в грязь. Тут же над ним поднялись приклады ружей, и только тогда его голос смолк. Пётр Иванович недовольно поморщился – он терпеть не мог грубого насилия и потому себя считал человеком мягким и добропорядочным. В ушах его ещё звучали истошные крики нищего: «Стой, мерзавец!», и он с возмущением подумал, как распустился народ на Руси: «Ни чести, ни почёта, ни уважения. Одно слово – холопы!»
Через  минуту, успокоившись, он уже крепко спал, стиснув тетради руками, и на его губах высвечивалась едва заметная улыбка…

Через два месяца после описанных ранее событий в русской литературе яркой звездой засияло имя графа Ш…. Его произведения наделали много шума в литературном мире. Газетные издания повели между собой настоящую войну за право публикаций рассказов и новелл графа, а директоры типографий потирали от удовольствия руки, предвкушая большие прибыли. В узком кругу знакомых на вопросы о своём таланте, граф, смеясь, отшучивался:
- Какой там талант? Так, в молодости проказничал! – и смущённо отводил глаза. Его хвалили наперебой, повторяя, что если бы они не знали силу ума и проницательность графа, видимую всем, то ни за что не поверили бы, будто все эти вещи написал он. И, дескать, Пётр Иванович слегка лукавит, когда говорит о «проказах» молодости. Книги он создал сейчас, скрыв от всех свой талант. В молодости написать такое просто невозможно… Много ещё хвалебных слов услышал граф Ш…, не раз читал он положительные рецензии на «свои» книги от известных литературных критиков, видел в газетах свои портреты, читал отзывы «простого читателя», получал заказы от ведущих, крупных издательств. Он заметно пополнил свой огромный капитал, был всем и всеми доволен, всё шло хорошо, но… Не раз он видел во сне, как бродит по пыльным дорогам грязный, оборванный нищий, дрожа от холода и прося подаяния. И тогда графу становилось немножко грустно. Он успокаивал себя мыслью о том, что, возможно, тот человек уже давно умер. Граф хотел его смерти, потому что ему было больно смотреть на нищих, и поэтому иногда подавал им копеечку.


Рецензии
Бред... Неужели такие произведения становятся лауреатами.... я разочарован... Автору прежде чем писать нечто подобное, советовал бы почитать Лескова, Гоголя, Чехова, для того, что бы подогнать языковую стилистику произведения, а также немного ознакомиться с историей... Ну, не ходили жандармы компаниями и с ружьями... Обыкновенная серая беллитристика, максимум достойная желтой прессы, да и то вряд ли... Нет глубины, сюжет предсказуем... Думаю, здесь прослеживается заинтересованность жюри конкурса.. Итрересно, чем руководствуется судейская коллегия при оценивании произведений, если подобное занимает первое место? Думаю, что только материальная мотивация способна поднять данное творение на вершину пъедестала почета))))
Я прочитал другие произведения - участники конкурса, и пришел к выводу, что предвзятость явная присутствует.... Илана, прошу Вас не предлагайте мне больше участие в Ваших соревнованиях.

Ярослав Святославов   23.11.2013 02:57     Заявить о нарушении