Черногория часть 5. Города и веси

                Думаю, что многие согласятся с расхожим выражением: «Высокий культурный уровень может воспитать только хорошая литература». Представьте себе, что ни одного книжного магазина в городах Черногории мы не увидели. Хотя, вряд ли  люди, приезжающие сюда отдыхать, могут похвастаться тем, что после школы прочитали хотя бы десяток книг, или, знают наизусть таблицу умножения. И, вообще, почему математика менее важна, чем литература? Она требует больше, и развивает никак не меньше. На эту тему можно писать и говорить бесконечно. Понятно, у каждого из нас собственная шкала культурных приоритетов. Понятно, что в Черногории всё заточено под расслабленный отдых в уединении с природой и историей. Допустим что, именно поэтому мы нигде не видели не только книжных магазинов, но и читающих людей. Такое положение вещей, выглядит   странным для москвичей, которые читают везде и всегда.  В книжных лотках, коих тоже очень немного продаются в основном туристические монографии на разных языках. Правда на прибрежном базарчике в Будве нам встретилась одна стойка, где продавались детские, скорее всего, юмористические журналы. Обратите внимание на то, как похожи наши языки не только по средству передачи, но и по смыслу.

                Для справки : «Государственный язык – черногорский (особый диалект сербского). Также употребляются классический сербский, хорватский, боснийский и албанский. В туристическом секторе говорят на английском и русском.

                При письме равноправно используются кириллица и латиница». Кстати, на русском говорит почти всё старшее поколение, поскольку лет двадцать назад русский язык был обязательным предметом в общеобразовательной школе, так же, как и у нас – немецкий, после Великой Отечественной войны. Правда, мы должны были знать  «язык врага», а они  «язык друга».  Но справедливости ради , хочу пересказать то,  что прочитала в одной из  туристических монографий “Первые в мире книги были изданы в Германии в 1455 году, а в Черногории уже в 1494 году. Не знаю является ли это утверждение исторической правдой. Но в музее книг в Цитадели города Будвы, мы так же были единственными посетителями. Может был час неурочный, а  может просто  – меняются времена, меняются нравы?

                Кстати, о нравах! В туристическом агентстве мы просили отправить нас на какой-нибудь фольклорный праздник, где можно  прикоснуться к самобытной жизни простых черногорцев, увидеть их в национальных костюмах, послушать народные песни и музыку, посмотреть их танцы.... Увы! Ничего из означенного нам так и не предложили. Зато порекомендовали  взять автомобильную экскурсию в национальный парк Дуртомир, который  может похвастаться несколькими десятками горных вершин, семнадцатью озерами ледникового происхождения, тремя замечательными каньонами, уникальной ледяной пещерой и большим количеством маркированных тропинок, предназначенных для пеших прогулок по окрестностям.

                Мы согласились и в один из дней выехали, на машине агентства с русско-говорящим водителем, в путь. До этого мы передвигались по стране самостоятельно на арендованной машине. Ехали долго, водитель почти всё время молчал или односложно отвечал на наши вопросы. Что видели? Горы, горы, горы поднимающиеся ввысь, и растительность сменяющую друг друга. Желтые, красные, белые, оранжевые цветы на зеленом густом фоне окружали нас со всех сторон. Огромные синие-лиловые колокольчики, цепляющиеся корнями за камни в щелях абсолютно голых скал. Кое-где видели – известняковые осыпи. На них растущие агавы и кактусы. На отвесных склонах – низкие сосны Средиземноморья, на уступах – кустарник. А ближе к вершинам густые темно-зеленые леса, отливающие чернотой.

             Отсюда, кстати, и пошло название края – Черная гора. Дело в том, что в южнославянских языках слово “гора” имеет не только понятное нам значение, но может обозначать и “лес”. Поэтому непонятно, что имели в виду предки нынешних черногорцев, когда давали имя своей стране – то ли “черную гору”, то ли “черный лес”. Но действительно и горы, и лес на них здесь именно черные. Во всем мире распространено значение “Черная гора” – и в западные языки вошел итальянский перевод “Montenegro”. В горах то и дело встречаются одиночные дома, некие особняки, где обособленно живёт всего одна семья. Как живет она в таком уединении, как дети добираются в школу, как получают медицинское обслуживание не понятно. А если смотреть вниз, на море, то наоборот – открывается мирный, спокойный пейзаж. Там стоят чистые, уютные рыбацкие деревни. В каждом поселении – непременно причал, православная церковь с зеленым куполом и столики ресторанчика под сенью виноградных лоз.
 
                Наконец мы приехали в национальный парк Дуртомир, который внесен в список природного наследия ЮНЕСКО, поскольку является самым высокогорным из всех балканских парков. Действительно дыхание гор ощущается на физическом уровне. Было довольно прохладно. Водитель высадил нас у входа в заповедник и мы пешком направились туда, куда все шли. Нашему взору открылось, что бы Вы, думали?

              Обычное озеро, с кучей наглых, непуганых жирных уток возящихся в глинисто-песочной жиже в камышах вдоль берега. Знаменитое ледниковое Чёрное озеро. Черногорцы, за то, что гора отражается в глади воды, красиво называют его – глаза гор. Да – круглое, да – сине-зелёное, да – экологически чистое, и что? У нас в  Акмолинской области Сев. Казахстана 1515 таких же, нисколько не хуже, озёр. Ни это, ни следующее Биоградское озеро, окружённое девственным лесом с тысячелетними деревьями не поразило нас. Может фантазия наша не столь подвижна от суровых зим? А может, относимся мы к нашим природным достояниям, не как к подарку Создателя, а, как к собственным слугам, не замечая уникальности этих мест. Но может дело в другом? Раз черногорцы объявили себя экологическим государством, то грех не прибавить к каждому слову приставку «эко». И, разумеется, они, как истинные кулики, очень активно хвалят свое болото: Нигде в мире больше нет такого сочетания всего, как на их стороне. Например постулат, что у албанцев есть то же самое, но оно в сто раз хуже – даже не подвергается сомнению.
 
               Мы погуляли, по лесу, подышали практически чистым кислородом. У торговцев купили по полному стаканчику и съели немытыми произрастающие тут ягоды – боровница, (похожие на смесь черники с брусникой) и отправились дальше. Крошечный городок Жабляк, который не может похвастать героической историей, интересными архитектурными памятниками или музеями, находящийся на высоте почти полторы тысячи метров над уровнем моря, отчего по праву считается самым высокогорным селением на всем европейском континенте – остался позади.
               
               Впереди нас ждал самый глубокий в Европе каньон реки Тара, второй по глубине в мире (1000- 1300 м) после Гранд-Каньона в США. Над каньоном находится самый высокий автомобильный мост в Европе (был самым высоким до 2004 года). Его высота над рекой – 160 метров. Мост имеет название «Джуржевича» по фамилии владельца фермы – Джурджевича, – которая расположена рядом с мостом. За эстетичный внешний вид он получил название “ажурный”. Мост выполнен из монолитного бетона, был построен инженером Лазарем Яуковичем еще до Второй Мировой. Памятник Яуковичу стоит у “входа” на мост. Величественное зрелище, ничего не скажешь, ущелья, глубокие расщелины, скалистые отроги, водовороты и пороги в окружении водопадов и векового леса – небольшая часть пейзажа каньона.

               Здесь, при желании можно испробовать практически все виды активного отдыха на природе — вело – и пешие прогулки по горным склонам, конный спорт, альпинизм, рафтинг, парапланеризм и даже каньонинг (когда туристу предлагают прыгать с трехметрового водопада и купаться в небольшом кристально чистом горном озере). Но мы просто постояли и посмотрели, как бесстрашные люди прыгают в бездну с тарзанки, какой именно банджи-джампинг или флайнг-роуп мы не выясняли. И то, и другое – страшно, вдруг оборвётся?

              Обратный путь проходил через столицу Черногории Подгорицу. Издали посмотрели на Лужковский, поскольку, как утверждают местные жители в 2008 году построен на Лужковские деньги, пешеходный мост через Морачу. Интересно знали ли москвичи про эту статью расходов? Мостик очень удобный, с деревянными скамейками с подсветкой сверху, чтобы можно было газеты читать в темное время суток. Рядом с мостом стоит памятник Владимиру Высоцкому. Оказывается, он считал Черногорию своей несбывшейся родиной. Приятно, что здесь его уважают и знают его творчество. Памятник установили в 2004 году и тоже на московские деньги.

              Подгорица – это сплетение стилей, нравов, настроений, ощущений и привычек. Но мы мало изучили этот город, а вот на ещё один город Улцинь потратили целый день.

              В каждой стране есть один или несколько «городов контрастов». Для Черногории им, на мой взгляд, является самый южный город город Улцинь – смесь Запада и Востока. Основан он древними греками, нынешнее имя получил при римлянах, а во времена турецкого владычества был пиратской “столицей” Средиземноморья. Здесь, согласно легенде, пять лет находился в плену у пиратов писатель Мигель де Сервантес. Улочки Улциня расположены, в буквальном смысле слова, абы как. Никакой идеи, объединяющей их направления, видимо, никогда не существовало. Поэтому, находясь на «перекрестке», можешь попасть в тупик, потому что любая улица упирается в чей-то старый-престарый дом. На самом деле это визуальный обман. Нужно просто пойти в кажущийся тупик, и он превратится либо в небольшую площадь, либо в очередной перекресток нескольких дорог. Улицы настолько узки, что лучше ходить по ним пешком. Тем не менее, улциане ездят на машинах и даже умудряются остановиться и поговорить друг с другом прямо на дороге. В отличие от других вылизанных, рафинированных европейских городов Черногории – Улцинь -  грязный город. И хоть в окошках-бойницах каменных домов висят беленькие занавесочки, стоят горшки с цветами, вид у него удручающе неухоженный. На улицу прямо над тротуаром вывешивают сушиться белье. Кое где в крохотных садиках сидят старики и пьют свою турскую кафу под раскидистым фиговым деревом. В старых кварталах полно заброшенных, полу-разрушившихся домов. Некоторые продаются. Есть и такие дома, которые просто оставлены навсегда. В море на закрытых от туристов глаз участках лучше вообще не заглядывать – это обычная свалка. Основная масса населения Улциня – это албанцы, мусульмане по вероисповеданию. В городе находится две действующих мечети, и здесь впервые в Черногории мы слышали намаз. В старом городе находится “церковь-мечеть”, ныне превращённая в музей. В башне Балшича сейчас расположена художественная галерея. От музея её отделяет небольшая площадь – бывший невольничий рынок. Но даже там мусор.
               
                Зато какой роскошный и большой пляж в самом Улцине. Так называемая Велика-Плажа, находится всего в пяти километрах от него. Он покрыт мелким песком, который богат минеральными солями и йодом, что придает ему целебные свойства. Уникальный речной остров Ада, находится в устье реки Бояна. Этот островок стал известен благодаря находящемуся на его территории знаменитому нудистскому пляжу. Разумеется, мы побывали там, пару часов полечили свои ревматизмы и радикулиты, но никаких нудистов не видели, наверно, не сезон. Море здесь чистое, темно-зеленое, берег такой же грязный, как и сам Улцинь.
               
                В заключении хочу сказать о том, что именно в Черногории мне пришла мысль: «Есть ли смысл в моей жизни, больше похожей на замкнутый круг, где мне приходится бежать все более и более ускоряясь? Может стоит остановиться, сесть, попить кофейку, поговорить с сыном, принести чистой колодезной воды, услышать шелест дождя, дуновение ветра, шум прибоя, увидеть, как встает солнце, как тают снежинки, как ползет по камню улитка и резвится в воде стайка мелких рыбешек? В общем, делать так, как делают настоящие черногорцы? У них, кстати,  даже заповеди есть по этому поводу.   Вдруг у меня на всё это не хватит времени?

               Каждый выбирает для себя жизнь: то ли она состоит из вечной погони за призраком, кем-то нарисованной «красивой» жизни, то ли она заключается в радости от ощущений реальной жизни здесь и сейчас.


Рецензии