Черногория часть 4 Монастырь Острог

                О посещении ещё одного святого места в Черногории – монастыря Острог, хочу рассказать в отдельном блоке, ибо этот рассказ невозможно совместить с рассказом о чём то другом, постороннем. Всё будет кощунством.               
                Впервые увидев монастырь Острог – величайшую святыню Черногории, трудно поверить в то, что создан он человеческими руками, такое удивительное зрелище собой представляет. Находится обитель в стороне от дороги, соединяющей Подгорицу и Никшич, у основания скалы Острошка Греда. Он стоит высоко в горах, и поэтому скрыт облаками и мглой. Мы ехали к святому месту в дождливую погоду. Облака опускались с небес так низко, что их можно было потрогать руками. Холодные, волглые, очень тяжёлые иногда они совсем закрывали просвет достаточно сложной, горной дороги.
                Мы знали, что Острог — единственный православный действующий монастырь, который почитается наравне со святынями Иерусалима и Нового Афона, что сюда приходят с паломническими целями не только христиане, но и мусульмане, иудеи, и люди других вероисповеданий. Известность монастыря начинается с семнадцатого века и полностью связана с жизнью и деятельностью Святого Василия Острожского, почитаемого не только в Черногории, но и далеко за ее пределами. Вначале в пещерах на территории нынешнего монастыря поселились неизвестные отшельники, целью которых была уединенная жизнь вдали от соблазнов, в молитве и подвиге. Состоит монастырь из двух частей, верхней и нижней. Между ними лесная дорога, длина которой около 5 км.

                Мы шли, как многие посетители по более короткой пешеходной тропе, и вначале посетили верхнюю часть монастыря. Она встроена в скалу на высоте 900 метров над уровнем моря, и состоит из двух церквей, Крестовоздвиженской и Введенской. Напротив церквей в отвесной скале вырублена довольно вместительная площадка для паломников, которых бывает очень много. Иногда они остаются здесь на ночь. Мы видели в окнах келий целые кипы матрацев, а ведь в приюте постоянно проживают всего 12 монахов.

                Именно во Введенской церкви, крошечной по размерам, провел Василий Острожский 15 лет в молитвах. Сейчас здесь хранится ковчег с его чудотворными мощами. Нам повезло, народу было не очень много, и все же к святыне цепочка людей двигалась непрерывно, поэтому остановиться и рассмотреть, что-либо оказалось невозможным. Впрочем, никакого пошлого любопытства я и не испытывала, двигаясь в этой веренице. Рядом с ковчегом на простом кресле сидел престарелый монах, и благословлял желающих, то есть обратившихся к нему за благословением. Я попросила здоровья для родных мысленно, наклонившись над останками Василия Острожского.

                Рядом с этой церковью, есть ещё одно углубление, то есть монашеская келья, где в стене – то ли вырублен из камня, то ли деревянный прикреплён к  скале  огромный чёрный крест. Люди пишут на листочках бумаги свои заветные желания, и оставляют их в щелках и трещинках стены рядом с этим крестом. Говорят, что желания сбываются, так что, следует быть очень аккуратным в формулировках. Мы не писали просьб и желаний на бумаге, просто помолились перед крестом, поклонились ему, зажгли свечи о здравии живущих и об упокоении усопших. Предания говорят, что множество чудес происходило и происходит сейчас с паломниками, и с самим монастырем. Вещественное доказательство одному из них — немецкая авиационная бомба, которая попала во время обстрела в церковь Честного креста, разбилась пополам, но так и не взорвалась. До сих пор лежит она в одной из ризниц. Эксперты позднее выяснили, что бомба была без дефектов и по всем законам термодинамики должна была взорваться. А напротив церкви растет виноградная лоза, которая взошла на месте смерти Святого Василия, несмотря на отсутствие там природной почвы. Это ли не чудеса? У выхода из церкви бьет фонтан с целебной водой, которая уберегает от бед и лишений. Вода из этого источника разливается в бутылки и бесплатно раздаётся желающим. Среди верующих считается, что хранящиеся в монастыре останки его основателя Святого Василия Острожского, имеют великую чудотворную силу, они исцеляют даже безнадежно больных Не могу не пересказать историю, о самом Василии Острожском, которую услышала там у стен монастыря от моей набожной снохи Наташи, а позднее прочитала сама.

              «Василий Острожский родился в селе Мрконич 28 декабря 1610г. у глубоко верующих родителей Петра и Анастасии Йованович и при крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему. Когда Стоян подрос, родители отвели его в монастырь Завала, где было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь мальчик учился мудрости Священного Писания и Святых Отцов. Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, где и принял постриг с именем Василий. Вскоре Преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического чина. Много испытаний выпало ему при жизни. Совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости, он предпринял дальнюю поездку на Русь, откуда привез богатые церковные дары, и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить храмы, бывшие в запустении, и открыть школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды Св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые неоднократно предпринимали попытки его убить. После паломничества на Афон 28-летнего Василия рукоположили в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше. И всё же турецкие притеснения вынудили Святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге Св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженскую церковь. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь. Неустанно подвизаясь в посте и молитве Святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671г. в своей келии мирно предал свою душу в руки Господа. Из скалы, у которой находилась его келия, выросла виноградная лоза. Тело Святого монахи погребли в Введенской церкви.

Спустя семь лет после своего упокоения в 1678г. Святитель явился во сне игумену монастыря в Жупе Никшичской Рафаилу Косиеревцу и повелел ему прийти в Острог и открыть его гроб. Этот сон снился игумену три раза После этого игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас".

             Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу. Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню. Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903г., писал: “Мощи эти – величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя”.

             После посещения верхнего монастыря мы спустились в нижний монастырь, который состоит из церкви Святой Троицы и монашеских келий. В церкви покоятся мощи святого новомученика Станко. Этому 15-летнему подростку турки отсекли обе руки за то, что он держал в них святой крест и не повиновался приказу бросить его на землю. Здесь мы тоже помолились и не спеша со светом в душе отправились в обратный путь.

             Вот такое небольшое паломничество мы совершили, где с покаянным чувством поклонились святому месту, храму, мощам. Это, пусть недолгое пребывание в святой обители, позволило нам, мирским людям ощутить хотя бы в малой мере благодать, радость духовную, то есть вкусить благодатные плоды «иной» жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.


Рецензии