Что может Бог?

   Всё ли может Бог?
– Этот вопрос встал однажды передо мною в совершенно конкретных жизненных обстоятельствах. Я тогда жил у сестры, в посёлке «Коммунар», помогал ей ухаживать за её тяжело больным мужем. У него был синдром «диабетической стопы», и он уже потерял ногу. Теперь ему грозила гангрена второй ноги. Одним словом, печальная история.
   В воскресенье я пришёл исповедаться к местному батюшке. В числе прочих своих грехов, покаялся я в своём маловерии. Дескать, молюсь об исцелении моего родственника, а сам в такую возможность не верю. И тут батюшка поразил меня совершенно неожиданным вопросом: «А какое тут может быть исцеление, нога же заново не отрастёт?» – Я был поражён этим простым и совершенно очевидным заявлением. Наверное, батюшка хотел сказать, что я не о том молюсь, но меня поразил сам факт, им объявленный. –  «Ну, как же, ведь Бог всё может», пытался возражать я. Но батюшка твёрдо сказал: «Никогда Бог такого не делает!»
 – Действительно, нигде и никогда не встречал я таких свидетельств, чтобы чудесно отрастали утраченные конечности. Всякие внутренние болезни и нарушения исцелялись, даже и наружные, но не связанные с утратой конечностей. Сухорукие и расслабленные выздоравливали, и хромые начинали ходить. Даже мёртвые воскресали многократно по слову Божьему или Его святых. Но никогда, ни у кого не отрастали заново руки и ноги. Был, правда, случай перед погребением Богородицы, когда Ангел Господень отрубил руку святотатцу, посягнувшему на гроб Божьей Матери. Когда же нечестивец покаялся и уверовал, апостолы приложили с молитвой отрубленную руку на своё место, и она приросла. Но тут совсем особый случай и рука не была утрачена.

   В общем, вопрос этот остался для меня неразрешённым. Батюшка крестил моего родственника, тот болел, но причащался, потом потерял вторую ногу и отошёл с миром к Господу. А я уехал в свой город. Прошло много лет, и я, по какому-то наитию, решился задать этот вопрос посетившему нас, любимому и уважаемому мной игумену Серафиму. А тот, в обычной своей манере, уверенно и сразу ответил мне: «Конечно, Бог всё может! И не сомневайтесь, отец Аркадий!» (Это он меня так называет.) – «Только мы не можем это понять и не можем представить, как это будет выглядеть!»
    Вот так ответил мне смиренномудрый монах…
Но мой немощный разум, воспитанный на научном мировоззрении нуждается в костылях. Так уж непроизвольно происходит – узнав что-то по вере, я неизменно обращаюсь за советом к разуму. Таково устройство моей души. – Слава Богу, теперь-то я хоть понимаю, что разум мой не может постигнуть Божью Истину, он просто строит модели для понимания и представления. Так и в этом случае, я сразу представил себе, как Господь мог бы (по моему разумению) исцелить моего родственника. – Он вернул бы его в прошлое, к точке невозврата, и позволил бы сделать ему и его родным благой выбор. И он жив был бы сейчас!
   (Читатель возможно скажет, что это уж совсем невероятно. – Ан, нет! С точки зрения современной науки, в частности, квантовой теории, это как раз довольно вероятно. Сейчас философия физики вполне допускает, что, хотя сознание наше и непрерывно, но действительность вполне может быть прерывистой. Но, об этом я достаточно писал в других своих заметках…)
   А ведь я хорошо помню эту точку невозврата. – Я тогда долго просил и умолял по телефону мою сестру сходить в церковь, помолиться за мужа и поставить свечку. Тогда ещё обе ноги у него были на месте, только несколько пальцев ампутированы. Но болезнь развивалась, и надо было что-то делать! Однако сестра моя отказалась, да и муж её тогда ещё был далёк от Бога. Что же делать, даже и осуждать их не могу, ведь все мы, подобным образом, много раз проходили мимо возможностей спасения. И продолжаем проходить, вот в чём беда! Потому что маловеры, потому что пытаемся проверить милосердие Божье и Его дела нашим скудным умишком, реалиями нашей человеческой жизни. Помоги нам, Господи, прозреть до беды!

   И ещё я подумал, что Господь, всё-таки, исполнил мою молитву. Родственник мой успел креститься, а значит – исцелился, но не для этой временной жизни, а для вечной! А это ведь гораздо важнее…


Рецензии