О фактографических ошибках в описании пещер, ч. 3

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДОСТОВЕРНОСТИ И ФАКТОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБКАХ В ОПИСАНИИ ПЕЩЕР

ЧАСТЬ 3


Часть 1: http://www.proza.ru/2013/11/04/111   Часть 2: http://www.proza.ru/2013/11/04/125


Для чего человеку нужна литература?
---------------------------------------------

Напомню вам сюжет из “Одиссеи” Гомера. После Троянской войны Одиссей долгие годы путешествует по морю. Можно представить, что он уже весь земной шар объехал много раз. И вот он попал на остров волшебницы, которая влюбилась в Одиссея и своими чарами обворожила его. И он со своими друзьями остался там. Наслаждается жизнью. Все блага реальные и блага волшебные перед ним. Но проходит время, и он вдруг вспоминает: “Так что я делаю?! Что я тут делаю!? На родине, на Итаке, меня ждёт Пенелопа – красавица жена. А я здесь… чем занимаюсь?! А где мои друзья?” С этим вопросом, поставленным в самых решительных словах, он обратился к волшебнице: “Где они, мои друзья?!” Сначала она не хотела ему говорить. Но поскольку Одиссей очень уж был настойчив, то, в конце концов, волшебница всё-таки сдалась и ответила: “Ну иди, посмотри”. И открылось перед Одиссеем зрелище, которое действительно заставит каждого человека подумать. Он увидел прекрасный чистый загон. Перед ним великолепнейшие чистенькие беленькие… свиньи, которые хрюкали от удовольствия, пожирая свой корм. Само блаженство было написано на их физиономиях и их маленьких хвостиках, которыми они крутили от восторга. Не жизнь, а блаженство! Правда, почему-то на Одиссея это произвело совершенно другое впечатление. Он настолько был возмущён, что его друзья, сподвижники по войне, люди, превратились в свиней… Он потребовал, чтобы они возвратились в своё нормальное состояние. Чтобы снова сделались людьми.

Какую мысль Гомер проводит!!! Вы только подумайте! Два совершенно различных мировоззрения предстоят человеку. Проще говоря, одно их них говорит о том, что человек должен быть человеком. А другое мировоззрение полагает вот что: “Нет, человек – это очень скучно. Это, даже если хотите, страшно. Нет, лучше всего быть свиньёй – ни о чём не надо думать, вся его цель жизни только в том, чтобы найти корм и от удовольствия хрюкать. И всё. Вот вам и весь смысл жизни”. Замечательную мысль провёл Гомер!

Итак, человек, не думай! Нельзя тебе думать! Нельзя тебе думать – всё твоё внимание должно быть куда направлено? Тебе разве не сказали, человек? Ещё древние римляне сказали: “Panem et circenses – хлеба и зрелищ!” Ты же скотина, человек! Неужели ты никак не понимаешь, что ты скотина, а не человек! Ты должен думать о чём только? О хлебе и развлечениях. И всё.

И литература – это всего лишь очередное зрелище, один из видов развлечений. Когда то давным-давно, задолго до моего рождения, выражение “читать книги” означало “прикасаться к культуре”. Печатный станок в те времена работал медленно. Теперь же, окрепнув, он набрал обороты. Рвотная масса глянцевых обложек хлынула в города. Вы, человек-скотина, пребываете в растерянности, не зная, чем занять образовавшуюся вокруг вас бездну времени, обозначаемую словом “жизнь”. “Вконтакте” висеть надоело, не почитать ли что-нибудь? Красивая книжка гарантированно сжирает несколько часов вашей жизни, вырубает вас, отключает от мира… и жить уже не так страшно.

Так не всё ли равно, правда говорится в той книжке или не правда? Какая разница, где на самом деле растут эвкалипты – в Гренландии или на Марсе? Какое мне до этого дело, если мир вокруг меня – это всего лишь на всего очередная компьютерная игра. И все люди за окном – вроде как фотообои с движущимся рисунком. Всего лишь на всего…



Как описывают пещеры современные литераторы
-----------------------------------------------------------

Д.Р.Р. Толкин изрёк: “Сказочный реализм – абсолютно реальная история в сказочных декорациях”. А если действие происходит в реальной пещере, то можно ли особенности реальных пещер искажать в угоду создания сказочной декорации? Например, в реальной пещере (но в сказочной декорации) спелеологи смогут ляпать её стены масляной краской без вреда для пещеры. Землетрясения будут проходить по совершенно иным законам природы. Подземные воды никогда не смогут замыть глиной пещерные ходы. И характеры исследователей таких пещер будут кардинально отличаться от характеров спелеологов нашего мира. Давайте подумаем над этим вопросом.

Открываю книгу – на этот раз электронную, опубликованную на сайте проза.ру
http://www.proza.ru/avtor/dnkdnkdnk&book=12#12

Автор – мой земляк красноярец Игорь Град. Повесть “Лёд И Камень”. Жанр – фантастика. Действие разворачивается в пещере Водораздельная. Интересно, в вымышленной Водораздельной, или в реальной? Смотрю: глубина – 177 м… грот Лося… Лягушачий камин… и описание входного колодца полностью соответствует действительности. Значит, в реальной, хорошо мне знакомой пещере. Что ж, раз так, возьмусь прокомментировать его рассказ.

Сразу оговорюсь, что я буду разбирать только то, что относится к спелеологии. И оставлю без внимания, почему люди каменного века писали на современном русском языке. Пусть эти вопросы анализируют специалисты. Я только пещерой займусь.

Первое, что показалось мне странным – Игорь Град ни слова не говорит о том, что пещера заперта на ключ. На глубине 25 м вертикальное очко перегораживают две скрещенные железяки. И висит замок. С осени 2008. Как главный герой – Дмитрий Волков – его открыл или сломал? Ведь действие повести разворачивается в августе 2012 года.

Задаю этот вопрос автору. Вскоре приходит ответ: «Но герои выдуманы, да и мир выдуман, блин, как я могу им (героям и миру) что-то запретить?!»

Всё понятно?

Читаю повесть дальше: «Водораздельная пещера – одна из самых изученных природных образований, не смотря на путанность подземных тоннелей. Попытаться найти в ней что-нибудь новое – дело крайне неблагодарное». Когда успели изучить, если вход в неё раскопали в 2007, а действие повести происходит не в далёком будущем, а в августе 2012-го? Попытаться найти в ней что-то новое несложно. Во многих пещерах со временем открываются продолжения, и их километраж увеличивается. Каким образом? Например, раскапывается занесённый глиной ход, разбирается глыбовый завал, разбивается узкая непролазная щель в известняке.

Герой повести Дима Волков сообщает: «Я осмелился посетить ее в одиночку сразу после землетрясения. Заплутать - не заплутаю, а вот новый коридорчик открыться вполне может. Стать первооткрывателем весьма соблазнительно. Действительно, совсем недалеко от входа в пещеру, если миновать грот Лосиный а затем камин Лягушачий, образовалась расщелина, за которой раскрылась целая система коридоров. У меня хватило ума заклеймить вход своим именем и вернуться назад, чтобы подготовиться к более достойной экспедиции вместе с ребятами».

Действительно, нас, жителей Красноярска, землетрясениями не удивишь. Но подумайте, с какой силой должно было трясти землю, чтобы под землёй «образовалась расщелина»? Поскольку пещера совсем рядом с городом, то хрущёвки должны были сложиться, как карточные домики. Однако об этом почему-то ни слова.

А сейчас я процитирую спелеолога Владимира Мальцева: «В 1991 году экспедиция Владимира Свистунова находилась в пещере Кап-Кутан Первый - одной из таких гипсовых полостей. В самом большом ее зале, который для гипсовых пещер вообще невозможен теоретически - диаметром более ста метров, высотой около тридцати, с практически плоским потолком метрах в пяти под дневной поверхностью и с озером во всю площадь пола. Именно в этот момент произошел один из шестибалльных толчков Кугитангского землетрясения, изрядно порушившего несколько близлежащих кишлаков. Трудно поверить, но в пещере, кроме глухого рева, не произошло ничего - с потолка не упала ни одна песчинка, и даже поверхность озера осталась совершенно гладкой. Насколько мне известно, наука никак не объясняет подобного феномена, хотя достаточно многие факты указывают, что так оно и должно быть. Иначе пещеры в сейсмически активных районах были бы просто невозможны. Может быть, сейсмическая волна ведет себя подобно цунами, которое в открытом океане почувствовать нельзя, а на берегу оно сметает города. А может, причина и другая. Кто знает?» Источник: http://students.web.ru/maltsev/liter_cavebook.html#16

Как видите, мои догадки правы: чтобы в пещере «образовалась расщелина», Красноярск должен был обратиться в руины.

Как образуются трещины от землетрясений в наших краях, смотрите здесь: http://www.youtube.com/watch?v=kzLmAOsGRF4

«У меня хватило ума заклеймить вход своим именем». Интересно, это как?

Читаю “Лёд И Камень” дальше: «Перед дальней дорожкой, как водится, первый вспрыгивает с места самый молодой, самый нетерпеливый. Перед погружением же в пещеру команду к спуску дает старший – безмолвным вставанием с места, выплескиванием остатков чая через правое плечо. Так уж повелось». Интересно. Раньше этого не знал. «В лесу за главного – леший. В доме – домовой. В пещере – пещерный дух Пещеровой. Хочешь вернуться – перед спуском угости чаем Пещерового!» Первый раз о Пещеровом слышу. Травят байки о Белом спелеологе, Голубой Ханурии, пяткогрызе, Нине, Чёрном альпинисте. И ни разу ни от кого не слышал, чтобы этих мифических существ чаем поили. Что ж, новое поколение – новые обычаи. Теперь буду знать.

Герой повести Дима Волков ведёт речь: «Я натянул небольшой, но тяжелый и плотный, утрамбованный неоднократными прыжками, рюкзачок». Знаете, почему не “рюкзак”, а “рюкзачок”? К сожалению, Игорь Град этот важный момент оставил без внимания, но я сейчас восполню этот пробел. Дело в том, что рюкзак в пещере не пролезет ни через один узкий ход. И, кроме того, его придётся волочь по острым камням и мокрой глине. Поэтому посетители Водораздельной пещеры верхнюю (лесную) одежду и рюкзаки складируют в нишу на глубине пять метров, которую сверху не видно, и потому гуляющие мимо пещеры дачники их не украдут. А с собой под землю берут трансы – транспортные мешки диаметром 20–25 см, сшитые из прочной ткани. Или же першинги – специальные алюминиевые восьмигранники с заострённым верхом и съёмным дном. Но, очевидно, что у героев повести спелеологических трансов не оказалось и они заменили их обычными наземными небольшими рюкзачками. Только вот непонятно, на какое именно место Дима Волков этот рюкзачок «натянул»? Герою предстоит спуск в 25-метровый колодец, следовательно, транспортный мешок должен болтаться между ног, будучи прицеплен к обвязке. А если рюкзачок будет на спине, то где окажется центр тяжести?..

«Я натянул небольшой, но тяжелый и плотный, утрамбованный неоднократными прыжками, рюкзачок». Вопрос: Дима Волков прыгал по рюкзачку, чтобы его утрамбовать? Или надел его на спину и стал прыгать, чтобы рюкзачок утрамбовался? Уважаемые читатели, вы когда-нибудь утрамбовывали рюкзак подобными способами?

Дима Волков спускается под землю первым: «Я спускаюсь, проверяю веревочные крепления, уступы». Почему «проверяю», а не НАВЕШИВАЮ ВЕРЁВКУ? Кто навесил верёвку до него? По чьим верёвкам он спускается? Кто в пещере? Члены Краевого спелеоклуба, которые и открыли решётку на входе в пещеру на глубине 25 м? Или кто другой?

Герои передвигаются по пещере, но описание пещеры отсутствует. Оно заменено описанием пятерых героев повести, их бесконечными диалогами, взаимными недовольствами. А где же особенности передвижения по пещере?

Задаю вопрос автору – Игорю Граду – был ли он в пещерах. В ответ он мне пишет: «К сожалению в пещерах я не бывал, т.е. - абсолютный профан:( На Водораздельную наткнулся случайно, гуляя по лесу. Ее зев впечатлил - ямка страшная, но зовущая. Под впечатлением родилась идея повести про попаданцев в каменный век. Ваши замечания ценны и интересны для меня, как наблюдения человека, не раз сталкивающегося с пещерной стихией. Спасибо!»

Как люди передвигаются по Водоразделке, можете увидеть вот здесь: http://www.youtube.com/watch?v=uGIza64g6kU

Возвращаюсь к чтению повести: «Капитан нашей команды ходит быстро даже по неизведанной тропе, оставляя редкие метки-стрелки на каменных выступах баллончиком с красной порошковой краской». Вот за это убивать надо, честное слово! Потому что хороший бандит – мёртвый бандит. Представьте себе, что будет, если я приду в краеведческий музей, и с целью в нём не заблудиться буду помечать экспонаты красной краской? А ведь в музее больше шансов заблудиться, чем в Водораздельной пещере, потому что все комнаты одной формы – прямоугольной. А в пещере каждый грот неповторим. Теперь представьте, во что превратится пещера после десятка подобных групп? Представили кучу стрелок разных цветов в разных направлениях? Представили грязный подвал вместо пещеры? Представили возмущения грядущих поколений, которые лишились пещеры, получив вместо неё мерзкий сифушник? Поняли, для чего вход в Водораздельную заперт на ключ?

Читаю дальше размышления Димы Волкова: «Чисто инстинктивно я пощупал в боковом кармане рюкзака упаковки с пальчиковыми батарейками – пять комплектов. Каждый комплект продлевает жизнь фонарю на тридцать часов». Итак, батарейки всех участников подземного выхода находятся в боковом кармане рюкзачка у одного человека. Этот рюкзачок приходится протаскивать через узости, волочь по острым камням и жидкой глине, боковой кармашек рвётся…

«Скинув куртку, [Дима] постелил ее под ноги, чтобы колени не царапать. Запачкается, конечно… А что делать? не в первый раз». Вообще-то куртка должна была покрыться слоем полужидкой глины первый раз при вползании в грот Лося (на глубине 25 м), второй раз… А герои уже далеко-далеко продвинулись по новой системе ходов. Значит, должны выглядеть как свинозавры.

«Сталактиты древние – свисают сосульками метровой толщины, сливаясь в вечном поцелуе со сталагмитами». Сталактиты не растут точно над сталагмитами, сталактиты растут сами по себе. Правда иногда, очень редко, в качестве исключения, сталактит может вырасти и точно над сталагмитом. По той причине, что сталагмиты растут в более обводнённых пещерах, чем сталактиты. Влажность в пещере уменьшается – прекращается рост сталагмитов, зато начинают расти сталактиты. Колонны от пола до потолка (как правило, без признаков срастания сталактита со сталагмитом) называются сталагнатами. То, что они метровой толщины – совсем не означает их древность. Все гигантские сталагмиты – это не структурированные натёки, а туфовые, выросшие в эпоху сильного обводнения, когда с потолка хлестала вода.

«Лебедев глянул на табло приборчика – жидкий кристалл высветил значение «минус триста пятьдесят шесть». Показание озадачило нас. Никаких особых спусков не проделывали – такой глубины мы даже чисто физически не успели б достичь, даже если спускались только по отвесу». Ни разу я не слышал о таком приборе. К сожалению, автор повести не сообщает, как он называется.

Что ещё показалось мне нереально в повести Игоря, так это характеры пещерных людей. Как вы думаете, всякого ли человека подземные царства могут втянуть в себя в серьёз и надолго? Есть ли у спелеологов какие-то специфические черты, присущие им одним?

Да, такие черты есть.

Во-первых, без изрядной доли романтизма, причём того самого бескорыстного романтизма старого доброго жюль-верновского толка, в пещерах делать решительно нечего. Но в общем случае этого не достаточно. То есть достаточно для того, чтобы съездить два-три раза, но не для того, чтобы втянуться в спелеологию на долгие годы.

А для последнего необходимо совершенно другое качество, на первый взгляд романтизму абсолютно чуждое и даже противоречащее. Мощное самомнение. Не представляю себе никакой другой области человеческой деятельности, где каждый второй считал бы себя одновременно выдающимся спортсменом, гениальным фотографом и экспертом ещё в трёх десятках областей. Не будем вдаваться в подробности, в какой мере всё оно заслуженно (хотя заведомо в гораздо большей, чем кажется со стороны), отметим лишь как факт.

Третий необходимый компонент – технический склад характера. Без него можно и не выжить физически – слишком многое зависит от снаряжения. И вот именно такой противоестественный сплав романтизма, технического универсализма и несколько гипертрофированного самомнения и образует спелеолога.

Реально необходимо ещё несколько не менее противоречивых, но несколько менее существенных факторов. Например, простой вопрос – каким образом люди вышеописанного сорта умеют уживаться друг с другом в длительных экспедициях – отнюдь не имеет очевидного ответа. Здесь нужна весьма специальная особенность характера. Не у всех она есть, да и названия общепринятого не имеет, но в первом приближении – обострённое чувство этики. Не менее важна способность, и даже любовь к строго индивидуальным действиям. Опять же парадокс. Спелеология – по определению развлечение одиночек и опять-таки по определению, действующих командой. Хотя спелеологи-одиночки в полном смысле слова тоже изредка встречаются.

Итак, нормальная группа пещерных людей – это дружная команда законченных эгоистов. Однако группа, описанная Игорем, более напоминает армейское отделение. Не представляю, как в реальной спелеогруппе время  перекуса могло «длиться не дольше пятнадцати минут». А если дольше, тогда что?

Добавлю ещё, что если рассмотреть подробнее любую отдельно взятую подземную экспедицию, можно сразу сделать одно любопытное наблюдение. Чёткое разделение интересов общих и интересов частных. Практически единственные четыре вещи, которые объединяют её участников – это любовь к пещерам, желание открыть новые участки исследуемой пещеры, взаимное уважение и более или менее единое понимание внешней атрибутики экспедиционного быта. Больше, как правило, ничего. У каждого специальные интересы, как в пещере, так и вне её, строго индивидуальны и весьма разнообразны.

Однако в повести Игоря Града – не так. Руководители – Дима Волков и Володя Лебедев – требуют от троих молодых участников выхода подчинения себе, игнорируя их частные интересы. В результате чего все непрестанно переругиваются между собой. То Волков выражает своё недовольство тем, что девушки «кривляются» около сталактитов перед объективом фотоаппарата. То Лебедев начинает издеваться над бредовой идеей Миши. Несвойственно такое поведение пещерным людям, несвойственно, и всё тут!

И описание первопрохождения в пещере напоминает путешествие по незнакомому подвалу. Герои повести вступили на белое пятно нашей планеты. Ощущения этого момента совершенно непередаваемые – ведь это новая земля, на которую не ступал никто из людей! Никто. Мы здесь первые! Мы словно на новой планете в далёких космических просторах. Приятно кружится голова. Да что там кружится – головы словно пьяные. Это при том, что ясность мышления возрастает в несколько раз. Какая-то детская радость до краёв переполняет душу. Эту радость хочется расплёскивать во все стороны, настолько сильно она кипит во внутренностях. Азарт первопрохождения гонит в неизведанные глубины земли. Азарт гонит, да только как идти, если глина под ногами пушистая, словно свежевыпавший снег? Мягкий и пушистый бескрайний ковёр глины. Без единого следа… Но герои повести каким-то чудом не замечают этого – они продолжают переругиваться между собой. Что совершенно не свойственно пещерным людям в такие редчайшие моменты жизни. Подумайте, могут ли переругиваться жених с невестой во время свадьбы?

Читать повесть дальше я уже не смог – ход за спиной героев обвалился, огромный грот был завален грудами рубинов и изумрудов, лежал череп обезьяны в огромными рубинами в пустых глазницах, из тьмы появилась какая-то тень и начался ужастик.

Ну что мне оставалось делать? Набил я на клавиатуре альтернативную версию первых двух глав его повести, в которой отсутствует вышеуказанный бред. И опубликовал под второй главой его произведения, в виде дополнений к комментарию. Мысленно поблагодарив сайт проза.ру за предоставленную мне такую возможность. В ответ Игорь мне написал: «Спасибо за представленный материал! Очень интересно. Рад, что идея вдохновила. К сожалению работа по этой повести в данный момент находится в "ждущем режиме", "созревает". Игорь, конечно же, я воспользуюсь вашими идеями и набросками. Хорошо, что вы обратили внимание на "Лед и Камень", дали советы и рекомендации как эксперт – общаться с увлеченными людьми всегда интересно и полезно. С благодарностью за участие!»
http://www.proza.ru/2012/10/29/409
http://www.proza.ru/2012/11/12/162

И подумал я, а зачем нужна достоверность в описании пещеры тем, кто смотрит на литературу, как на средство убивать скуку?..

     …Средь чудищ лающих, рыкающих, свистящих,
     Средь обезьян, пантер, голодных псов и змей,
     Средь хищных коршунов, в зверинце всех страстей,
     Одно ужасней всех: в нём жестов нет грозящих.

     Нет криков яростных, но странно слиты в нём
     Все исступления, безумства, искушенья;
     Оно весь мир отдаст, смеясь, на разрушенье,
     Оно поглотит мир одним своим зевком!

     То – Скука! – Облаком своей houka одета,
     Она, тоскуя, ждёт, чтоб эшафот возник.
     Скажи, читатель-лжец, мой брат и мой двойник,
     Ты знал чудовище утонченное это?!
                /Ш.Бодлер/

                2013 нояб. 2 – 3

Телевизионный репортаж об открытии Водораздельной пещеры. Журналист Евгений Барашкин сделал его неплохо, достоверно.
Правда, допустил две ошибки:
- Не КондраТенко, а КондраСенко;
- Пещера Водораздельная имеет три названия не для того, чтобы запутать туристов. Эти три названия она имела давным-давно, когда ещё была ямой глубиной 12 метров.
http://www.youtube.com/watch?v=ub85TPBWvtA

Слайдфильм по Водораздельной: http://www.youtube.com/watch?v=3ED2LktKkts

Мой фоторассказ о Водораздельной пещере:
Часть 1: Часть 2: Часть 3: Часть 4:

Часть 1: http://www.proza.ru/2013/11/04/111

Часть 2: http://www.proza.ru/2013/11/04/125


Рецензии