Возрождённая святыня
Православному храму Святой Живоначальной Троицы, который ныне располагается в центре Электроуглей, исполнилось 110 лет
Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию челом били крестьяне сел и деревень Каменки, Сафоново, Исаково, Горки и Соколово. Они просили владыку содействовать возведению в здешней местности православной церкви. В январе 1897 года митрополит благословил начало строительства в селе Каменка каменного храма.
Главный хранитель городского историко-краеведческого музея имени Н.И. Брунова Александр Любавин утверждает, что разрешение на это строительство «было получено от Государя Императора Николая II в память священного коронования его самого и его супруги Государыни Императрицы Александры Федоровны». По сведениям авторитетного краеведа, первоначальный проект храма создал известный московский архитектор В. О. Груздин. Затем проект переработал П.П.Крюков, придав церкви византийско-новорусский стиль, который соблюдается и при реставрации храма в нынешнее время.
Средства на строительство каменной церкви жертвовали местная и московская знать, заводчики и купцы, обычные крестьяне из близлежащих деревень и сел. Самый весомый вклад в строительство храма внес богородский купец второй гильдии Петр Григорьевич Брунов. Сельцо Каменка, где строилась церковь, входило в земельные владения купца. В нем находился его усадебный дом. Возле Каменского пруда Брунов содержал ткацко-ковровую, парусинную и клеенчатые фабрики. По историческим сведениям, собранным Александром Любавиным, купец-фабрикант практически все свое состояние вложил в строительство красавицы-церкви и даже залез в долги. В 1902 году в возрасте 62-х лет Петр Брунов умер. Его сыновья, Владимир и Иван, поделили земельные владения, согласно духовному завещанию родителя. Подели и долги, которые оставил им почивший отец. Жена именитого фабриканта, Мария Гавриловна, очень тяжело переживала утрату любимого человека. Она скончалась через полгода после смерти супруга. В знак особых заслуг Петр и Мария Бруновы были захоронены возле церковного алтаря.
Четыре года ушло на строительство храма. Его торжественное освящение состоялось 27 декабря 1900 года. С этого момента в церкви начались богослужения. А в 1908 году была возведена трехъярусная колокольня с двадцатью колоколами. В пятиугольном храме, изысканно выстроенным из красного кирпича, тогда было три престола – Главный, Южный и Северный.
Первым настоятелем храма стал священник Василий Крылов. В начале 90-х годов у него умерла жена, оставив ему двух малолетних детей. Рано овдовевший священник жил очень скромно. Бедность не помешала его пасторской деятельности. Благодаря его стараниям при храме в 1903 году была открыта церковноприходская школа, в которой он преподавал Закон Божий, а затем был назначен ее заведующим. Умер о.Василий в 1919 году. Он тоже был захоронен возле алтаря.
В 1920 году настоятелем церкви стал двадцатипятилетний иерей Василий Вознесенский. Не сладко пришлось о. Василию в годы гонений на церковь большевистской власти. В 1922 году под предлогом «помощи голодающим Поволжья» из церкви в селе Каменка, большевики изъяли, как пишет Александр Любавин, «серебряные оклады с икон и Евангелий, вызолоченные чаши, кресты, потиры, лампады, венцы, дарохранительница, 397 серебряных монет…» По сведениям краеведа, «только две десятых процента награбленного из церквей России имущества пошло по объявленному назначению». Позднее многие иконы и другие церковные сокровища осели «в личных коллекциях, банках и антикварных магазинах Западной Европы и Америки».
В 1929 году чекисты арестовали по обвинению «вхождения в группировку ревнителей церкви» талантливого регента церковного хора Федора Максимовича Федорова. Он содержался в Бутырской тюрьме. Можно сказать, что репрессии власти обошли его стороной. Решением «тройки» он был лишен «права проживания» в селе Каменка, а также в центральных городах России. Опальный регент поселился во Владимире. В это же время был арестован и диакон Иван Васильевич Кулагин.
В марте 1931 году арестовали и Василия Вознесенского. Его обвинили в «агитации против мероприятий Советской власти, контрреволюционной пропаганде, антисоветской деятельности». Отбывал наказание он на Колыме. В Каменки о. Василий вернулся лишь в 1947 году. Судимость и связанные с ней ограничения с него сняли. Однако его хлопоты по открытию в селе церкви не увенчались успехом. Он уехал в село Вороново Подольского района и до своей кончины в 1958 году вел там приход в церкви Спаса Нерукотворного.
Старожилы помнят высокую певческую культуру церковного хора в храме Святой Троицы. В нем пело до сорока прихожан «от мала до велика». В церкви существовали два хора – один взрослый и изумительный по звучанию детский хор. Любил приезжать из столицы в храм села Каменка протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов. Он обладал легендарным басом и нередко пел за богослужением на клиросе. Михайлов отмечал благолепие Каменского храма и его удивительную акустику, не уступавшую столичному Елоховскому собору.
Колокольные звоны храма Святой Животворной Троицы мелодично разливались на всю округу. Двадцать тщательно подобранных по звучанию колоколов (самый большой весил сто пудов) искусным умением звонарей возвещали о начале церковной службы на добрый десяток километров.
До Октябрьской революции 1917 года практиковалось паломничество прихожан крестным ходом за 25 верст к монастырской братии в Николо-Берлюковскую пустынь.
В тридцатых годах безбожная власть храм Святой Животворной Троицы закрыла под предлогом «за отсутствием священнослужителя». Хотя именно здесь нашел приют бежавший из закрытого в 1919 году Звенигородского Савино-Сторожевского монастыря архимандрит Ефрем (в миру Сергей Николаевич Кленин). Он был известен в округе как святой старец, молитвы которого приносили исцеление безнадежно больным и немощным людям. После закрытия церкви Святой Троицы о. Ефрема приютила в селе Кудиново тайная монахиня Екатерина Кочнова. Там и умер старец в 1938 году.
Уникальные колокола были сброшены с колокольни. Кресты спилены. Церковь отдана на разграбление и поругание безбожникам. Из нее исчезли иконы и вся церковная утварь. Фамильные захоронения супругов Бруновых и Василия Крылова были вскрыты и осквернены.
В годы советской власти в оскверненном храме находились склад металла, зернохранилище, геодезическая станция. В пятидесятых годах храм хотели переделать в хлебопекарню. Был взломан пол и нестандартная система отопления здания. Под будущие хлебопекарные агрегаты залили бетонные подушки. Двутавровые металлические балки для монтажных перекрытый вспороли стены и колонны. Предполагалось даже взорвать храм, а церковное кладбище снести. Эти кощунственные планы, к счастью, не реализовалась.
Однако храм со временем приходил в катастрофическое запустение. В нем исчезла церковная роспись, рушились своды и перекрытия. Его даже использовали для тренировок альпинисты.
Возрождение храма можно отнести к 1989 году, когда была зарегистрирована местная православная община. Большая заслуга в этом принадлежит инициативной группе, которую в то время возглавил детский врач Е.Н.Сухов.
Ныне храм Святой Животворной Троицы переживает свое второе рождение. Он возрождается и реставрируется. Сделан новый иконостас. Для него пишутся иконы. Будет восстановлена и внутренняя роспись стен и сводов. Настоятелем ныне является Александр Лыков. Литургии и другие божественные службы в церкви ведутся не только по выходным дням, но и по религиозным и праздничным датам. Число прихожан Троицкого храма постоянно растет.
2007
Свидетельство о публикации №213110401409