6. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Почему Тросна

6. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Почему Тросна,

часть 2

Многие ученики слово Тросна пишут с «Т» в середине, как бы связывая его с «тростником». Но взрослые никак не хотели исправлять «ошибку» предков и писали топоним без, казалось бы, так нужной буквы «Т». Теперь ясно, что их удерживало. Тросна связана со словом «трос». Цепочка: Тро’с-Тро’сна- Тро’сненский – удерживала ударения во всех словах на первом слоге.

К моменту образования Тросня’нского района данное значение было утеряно, что и позволило применить в имени-(Тро’сненский) вместо ЕН другой суффикс –ЯН- (Тросня’нский). Скорее всего, сыграл фактор удалённости воронежских чиновников от Тросны, для которых привычнее было написать Тросня'нский, чем Тро'сненский.

Начальные звуки топонима говорят и о связи «Тросны» с числительным «три», которое известно всем славянам и другим народам. Почти «по-нашему» произносят «три» греки, англичане, литовцы и т.п. Кстати, немцы говорят «драй», что лишний раз напоминает нам о названии Дросково (от Тросково).

Назвав книгу «Тросна», мы имеем в виду не только топоним районного центра, к которому отовсюду устремляются пути-дороги, но и тысячу других перекрёстков, с каждым из которых связаны людские судьбы, их думы, поверья...

Составители «Этимологического словаря» Н.М. Шанский и др. пишут, что «приставка ТРЪ – восходит к ТРЕ, собственно наречие со значением «трижды». Но что тогда «СН»? Те же учёные дают значение слова «снасть», которое образовано от той же основы, что и диалектное СНАДА – «соединение». Итак, ТРОСНА расшифровывается как «трижды соединённая, сплетённая!»

Данные сведения о Тросне будут не совсем полны, если мы не скажем и о связи нашего топонима с глаголом СТРОИТЬ. Разберём слово на части: СТРОИТЬ, т.е. соединять в один узел три направления – «с+троить: совместно троить»! Это можно представить и в виде стрелы, и в виде равнобедренного треугольника, или фронтона крыши дома. Не случайно слова «сТРЕ-ла», ТРЕугольник», «засТРЕха» имеют общее «ТРЕ...» Это знали первые создатели буквы «Д», которая «строена» из трёх отрезков-черточек, как слева, так из трёх отрезков-черточек справа.
Соединение их вместе и позволило создать «Д»: дело, дорогу, дом, добро, диво!

 Кстати, на наличниках окон многие жители частных домов изображают ромбики, так похожие на букву Д, если мы мысленно удлиним её нижние ножки. Считается, что ромбики помогают людям обрести счастье.
 
Если нарисовать такой ромбик с крестиком в центре на ковре и прибить его над изголовьем беременной женщины, то это тоже будет способствать благополучному рождению ребёнка.

ТРОСНА – это добрый «дом», строенный из «дорог»! И не простых дорог, а волшебных и счастливых!

Однако, как говорят, всё хорошо в меру! Вышел человек из дому, глянул: впереди – три дороги, и в глазах затроилось! И дело может расстроиться, если неправильно выбрать свой жизненный путь. Конечно, некоторым и море по колено, или всё «трын-трава». Любопытно, что выражение «трын-трава» тоже может иметь отношение к «тросне». Н.М. Шанский и др. говорят, что происхождение его неясно и обычно возводят к «тын-трава», а «тын» изменилось в трын» под влиянием слова «трава».
 
Вспомним былинных героев, которые свой поход начинали с того, что им необходимо было выбирать путь из трёх дорог: направо, налево, прямо. Богатырь обязательно следовал по одной, пусть самой опасной дороге, лишённой каких-либо удовольствий. «Пустая» голова, не задумываясь, бросалась по всем трём сразу. В.Даль приводит глагол «трынуть» – броситься со всех ног, ринуться бегом...

Ныне забыта поговорка о том, что «трын-трынил на святой Руси – да и протрынился еси», что обозначает: не гонись за двумя (тремя!) зайцами.

Бежать трусцой, трусить (тросить) – значит: успеть побывать везде сразу, т.е. разделить «себя» как бы на три части. Интересно, что заимствованное в 18в в Голландии слово «дрейф» (отходить от курса) было по аналогии с «трусить» переделано в «дрейфить», т.е. бояться, трусить.

Сейчас мы не совсем правильно говорим: он мне – друг, товарищ, Вначале следовало бы сказать: товарищ, а потом уже – друг, поскольку первое слово образовано от «два/тва», а второе – от «три» (труг/друг-дружина?).
 
Наши предки любили число 3 и составили с ним много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: помни три дела: молись, терпи, работай! Нашего МИНЫ не проймёшь и в три дубины. Либо три пей, либо трижды три. В.И. Даль пишет, что кочевые народы наши поныне считают девятами-тогузами. Она только за тридевятого жениха замуж пойдет. Дважды прощают, а по третьему карают. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Беда беду родит – третья сама бежит. Быть делу по-третейскому. Шед, паки помолися третицею.

Последуем данному совету и продолжим нашу летопись района. Известный историк С.М. Соловьёв пишет, что «в рукописных беседах Иоанна Лествичника слово «тризна» переведено, как подвиг. В Новгородском словаре XIв под тризной понималось «страдальство, подвиг». У западных славян тризна – поминовение по усопшим; собственно это слово обозначало также бой, поединок; тризнище – место боя, тризник – подвижник; тризнити – по-чешски, бить, а тризновать не только бить, но и насмехаться, то же, что наше трунить, дразнить; в словацком – трузнитися, тризнитися – значит веселитися. Вспомним, что «трактир» стоит у тракта, т.е. места, где сходятся «три» дороги!

Итак, ТРИЗНА/ТРИСНА/ТРОСНА – место, где наши предки совершали подвиги, бились не на жизнь, а на смерть, делали поминовение по усопшим. А в мирные дни – проводили кулачные бои, веселились, отдыхали, порою незло подтрунивали над неудачниками.

В нашем топонимо-краеведческом очерке «Екатерина Вторая в Тросне» мы много места отвели рассказу о происхождении троснянских топонимов и гидронимов. Конечно, мы высказали свои точки зрения, и не всегда их нужно принимать на веру. Я готов послушать всех моих читателей.

Мы ещё не раз будем возвращаться к топонимам края, обозначающим пересечение, перекрестие, свитие и развитие, соединение, разъединение и т.п.


(С) В.И. Агошков.


Рецензии