7. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Трон, посох

7. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.


АСТРОЛОГИЯ. «ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ».
ТРОН И ПОСОХ

Село Тросна находится в верхней точке «треугольника», ко-торый можно получить при следующем представлении: если река Свопа – основание, а дороги (водоразделы) от с.Высокого и д.Соборовки, идущие в сторону районного центра, – боковые грани.

Вот что сообщается в астрологическом журнале: «Три точки создают симметрию – реальный или возможный прогресс в конкретной области. Окружность символизирует предел, совершенство, и треугольник – первое воплощение этого совершенства. Повсеместно треугольник и круг являются символом высшего или духовного, а порой – магического потенциала. В астрологии треугольник всегда имеет, трансцендентальное (т.е. недоступное, познанию) значение».
 
Все это говорит о том, что наши предки хорошо читали звёзды. И троснянская земля была благоприятной для жизни, для прогресса. Скорее всего, наш край и стал местом первоначального обитания вятичей. Следуя за археологом Т.Н. Никольской, можно утверждать, что наши предки у истоков р.Оки появились-в 8-9 вв.

Отметим и следующее. В пределах района много топонимов с начальным «ЧЕ-: р.Чернь, д.Чермошное, д.Чернодье, овраг Черемошной и т. п. Поскольку «ЧЕ-» чередуется с «КО-», то получаем интересную картину: Чернь/Корнь, Чермошной/ Кормошной, Чернодье/Корнодье... Все эти «корн...» так похожи на современное слово «корни», т.е. начало, то, что питает, даёт «корм».
 Не говорит ли это о том, что наш край и был началом для вятичей на новом месте! И тысячу раз был прав Д.Блынский, когда писал, что Орловщина для него «начало всех начал»!

В литературе есть известие о том, что столицей вятичей на определённом этапе был город КОР(Ь)ДНО! Учёные называли среди таких столиц и новосильскую деревню КАРНАДИ. Согласитель, что троснянская деревня ЧЕРНОДЬЕ/КОРНОДЬЕ и новосильская КАРНАДИ почти похожи при произношении, тем более что КАРНАДИ могло ранее звучать и как КОРНАДЬЕ. Если в первой половине ХХ века Тро’сненская волость превратилась в Тросня’нский район, то, что тогда говорить о топонимах КАРНАДИ и КОРНОДЬЕ?!

У деревни Похвистнево мы видим высотку под именем КОРЬ ВЫСОКАЯ.

Безусловно, водораздел, перекат между рекой Окой и бассейном реки Сейм являлся в древности границей между племенами. Река СВОПА была свободной, поскольку текла на ОБЕ стороны – орловскую и курскую. СВОПА/С+ВОПА/ ВОБА/ В ОБЕ…

Районный центр Тросна расположен на почти одинаковом расстоянии от села Высокое и деревни Соборовка, находящихся на р.Свопа. На севере района почти параллельно р.Свопе, но в другую сторону, течёт р.Ракитня. Если мысленно прочертим линии к Тросне от верховьев рек, раскинувшихся у д.Похвистнево, и от устья Ракитни, то получим другой треугольник, который будет зеркальным отражением первого, южного, треугольника, правда, чуть меньших размеров. Таким образом, появляются «песочные часы», которые символизируют вечность и бренность бытия. Для нас – это образ, который поможет лучше понять значение Тросны, куда и откуда все мы стремимся, как песчинки...

Большое значение символам придавал царь Иван Грозный. В середине XVIв в Кремле послов принимали в трёх палатах: Грановитой, «Столовой избе брусяной» и «Середней подписной» (Золотой). В каждой из трёх палат имелось тронное возвышение. Царь сидел недалеко от кута (утла), а в Золотой палате тронное возвышение находилось в юго-восточном углу, между двумя окнами. Здесь всё имеет свой смысл.

Три палаты – это наш треугольник; кут (угол) – начало мира; трон – от «три». Окно – «око, около, округа, начало». Если царь сел «между двух окон» – значит хотел этим показать, что ОН – начало, ОН – солнце, кото-рое светит во все концы мира. Недаром Ивана Грозного сравнивали с Богом!

В «Столовой избе» над престолом царя висела икона Богоматери, а на противоположной стене – Николая Угодника. «Икона» – тоже начало! (кон). При переговорах с царём присутствовали сразу три царевича – крымский, касимовский и сибирский. Кроме этого, символом власти служил и длинный пастырский посох-костыль с характерным Т-образным навершьем.

Л.А. Юзефович, автор книги «Как в посольских обычаях ведётся...» (М., 1988г) пишет, что «посох в руке государя мог ассоциироваться с осью мира – образом «мирового» древа», распространённым в мифологии многих народов, в том числе и русского. Государь находился в облачении жёлтого цвета (на аудиенциях), что, конечно, подчёркивало его божественное, сол-нечное происхождение. Все это шло от народных представле-ний, которые так ярко отражены на карте Троснянского района.

Что такое «посох»? Слово, видимо, родственно «сохе», предмету, ко-торый имеет два расходящиеся сошника, лемеха. «Т-образный верх» костыля, несомненно, символизировал власть, над окружающим миром, а также тройность, т.е. стройность – порядок!

Затем посох был заменен на скипетр, что в принципе — одно и то же, но по значению шире: он символизировал не только власть, а и её творящее начало. В левой руке царь держал «увенчанную крестом державу», или, как называли тогда, «царское золотое яблоко». И крест, и держава тоже указывали на могущество, на всесилие. «Крест/корест/ корень» – начало, сплетение, рождение. Это же значение и в слове «держава» – «тържава», т.е. рождающаяся на «три» направления!

Мы видим, что топоним, как бы мы ни пытались его пред-ставить заморским, древним, или каким-то случайным, так похожим, на «нехорошее» слово «трясина», обозначает не просто однодневное имя, а целый мир в геосистеме и космосе.
 
Линия, проведённая от д.Соборовка к д.Похвистнево, раз-деляет не только Волжско-Днепровский бассейны, но и два других треугольника. Если «песочные часы», о которых мы говорили, образуют боковыми гранями букву «X», т.е. «крест», то треуголь-ники, рождённые реками Ракитня-Ока и Свопа-Белый Немёд; текущими в обратных направлениях (на северо-восток и юго-запад), создают «ромб». А известно, что «ромб» в славянской мифологии, и, в частности, у вятичей, обозначал «лодку», которая приносит счастье, потомство, продолжение рода!

Не случайно слова «лада» (родная, любимая) и «ладья (лодка) – схожи! Именно такое изображение – ромб с крестиком посередине – рисуют на славянских коврах, которые вешают над изголовьем беременных женщин! Данный ковёр, по мысли его создательниц, обладает магическим действием и способст-вует сохранению и благополучному рождению материнского плода!

Если реки Ракитня с Окою и Свопа с Белым Немёдом об-разуют ромб, то Тросна, расположенная на пересечении-перекрестии дорог из Соборовки в Похвистнево и из Высокого – в Макеево (Кромской район, у места слияния Ракитни и Оки», и является как бы таким «плодом».
 
Кстати, река Свопа и дер. Похвистнево (Посвистнево) – от корня «су, св», что значит «рождать»! Астрологи утверждают, что Москва построена в удачном месте, где исходят созидающие токи, и что нашу столицу ожидают счастливые времена.

Смеем думать, что и у центра Троснянского района, нахо-дящегося на половине пути от Древне-Русской столицы Киева и столицы новой России – Москвы, будут ещё более прекрасные времена. Возрождение района, строительство дорог, стремле-ние его жителей сделать свой край не похожим на другие, появ-ление здесь большого числа талантливых людей, – всё это по-зволяет надеяться на это!

Цифра 3 была и остаётся для славян особо значимой. Разве не сравнивали мы Русь с «тройкой лошадей»?! В «трёх лицах» предстаёт верующим Бог. У римлян была "богиня Луны, богиня трёх дорог (!) ТРИВИЯ, поскольку она имела три обличья. Наверное, с этими представлениями связан и трёхцветный флаг России... В итоге мы можем сказать, что ТРОСНА – это «тронное место», первая «столица» вятичей у верховий р.Оки и её притоков.

Следующими «столами» становились и Корьдно (у пгт. Кромы), и Мценск, и Козельск, и Тула (Стулица//Столица), другие города и, конечно, Москва. Столица=стулица – это место, где люди могли, собраться за одним «столом», сесть на «стуле», при-ТУЛИться!..

(С) В.И. Агошков.


Рецензии