Дорога назад

Снимаем документальный фильм «Шаг в бездну». Картина о молодых спелеологах, о том как они тренируются, о том, что они ищут в пещерах и конечно о самих пещерах. Отсняли в центре подготовки на тренировках, поснимали разные интервью, и вот надо выезжать на натуру. А местные пещеры – это знаменитые Саблинские катакомбы. Обычно пещеры в скальном грунте, реже в известняке, эти в песке. Они созданы руками человека лет сто назад. Там добывали кварцевый песок для Императорского фарфорового завода. Но со временем занятие стало не рентабельным и из в двадцатых годах забросили. С тех пор пещеры стали жить своей собственной жизнью как живой организм. Сами начали образовывается новые залы и туннели, обваливаться  старые. Песок это не гранит. Вода чуть подточила и рухнул свод, был проход, теперь нет. И это постоянно. По этому Саблинские пещеры – самые опасные с России, а то и в мире. Лично слышал по радио о пропажах туристов целыми группами. И вот едем на разведку местности. Места конечно красивые. Даже водопады есть. Пещер несколько. Наши проводники, они же наши герои фильма,  нам подсказали которая по симпатичнее и загадочнее. В неё два входа. Один как лисья нора. Узкий длинный туннель, по которому можно  только ползти. Но есть и нормальный вход, где немного преклоняясь, попадаешь уже в первый зал. По нему мы и пошли. Побродили по залам и проходам, посмотрели подземное озеро, наметили точки съёмки и домой, завтра приедем снимать.
Приезжаем на следующий день, а входа нет. Он рухнул. Как нам объяснили наши спелеологи – весна на дворе, а значит тают снега и обильно гуляют грунтовые воды. Это самое активное время для обвалов и затоплений. Да, это мы не удачно время выбрали, но работа есть работа, полезли во второй проход. И мы со всей аппаратурой, фонарями, аккумуляторами и прочим имуществом полезли в «лисью нору». Ползешь на пузе, а перед собой толкаешь санки с прожекторами, и так все, кто камеру, кто штативы. Проползли и наконец, попали в первый зал. Для надёжности я оставил на поверхности человека с рацией. На случай если завалит, что бы ему сообщить, а он уже вызывал МЧС. Проверил рацию, нормально работает. Поболтали немного с нашим часовым и полезли дальше. Наконец пришли на место. Глубина 60 метров. Установили технику, включили свет, начали снимать. Пока народ делал пробные кадры, я думаю, дай связь проверю. Оп, а рация не работает. Не пробивает толщину кварцевого песка, про мобильники говорить вообще не приходится, они сразу замолчали. Красота! И ни кто не узнает где могилка твоя. Но все делают вид, что не страшно. Снимаем потихоньку. Переходим в другую залу, потом в третью. Один из наших героев фильма, Василий, и говорит: Идёмте, я вам летучую мышь покажу. Идём за ним. Раз поворот, два и тупик.  Вася разводит руками – недавно проход был. А я всё про тот единственный оставшийся выход думаю. Ведь вся ответственность за съёмочную группу на мне лежит, моя идея, я всех сюда притащил. Последней каплей стало то, что оператор попросил девушку Катю слазать в небольшой тоннель, который начинался прямо возле грунта. Катя полезла, и на неё рухнул потолок этого тоннеля. Не смертельно, но килограмм пятьдесят песка придавило так, что самой было бы не выбраться. Всей группой мы тащили Катю за ноги как репку. Он потом долго отплевывала песок и грязно ругалась. И я понял, что хватит испытывать судьбу, материал есть, пора уходить. И наша компания, с нескрываемой радостью засеменила к выходу из этих враждебных катакомб. «Лисью нору» пролетели на одном дыхании вместе с техникой. Как она бывает хороша, эта дорога назад.


Сергей Надеин 2010г.


Рецензии