Разговор с пятилетним сыном

-- Папа, а её точно выпустят?

--Как, ты не спишь? Кого?

--Ну эту тётю! Из тюрьмы! Которая у бога попросила, чтобы он того тирана прогнал...

-- Я же тебе сказал: «Ни слова про эту тётю!» Завтра поговорим.

-- Ну папа!!! Её же ребенок дома ждёт... Такой же маленький, как наш Мишаня..

Малыш сел на кровати. В тусклом свете ночника было отчётливо видно, что в его глазах стоят слёзы... Чёрт, кажется, я влип.

Так. Теперь спокойно. Заварил кашу-- значит расхлёбывай. Осталось только понять, как я докатился до политических дискуссий с пятилетним сыном. Как вышло так, что мы обсуждали беспредел церкви, тиранов, политические репрессии и властное самодурство. Ведь так всё хорошо начиналось: читали себе вдвоем книжку про день рождения Алисы Селезнёвой, о далёких галактиках, космоархеологах, спасении цивилизаций. Он по традиции читает первую страницу главы, а я продолжение.

Да вот в Алисе-то всё и дело. Ведь её машина работала на атомных батареях. И почему из всего множества малоизвестных терминов типа антигравитаторов, скоростных воздушных пузырей и монорельсов, ребенка заинтересовали именно эти самые атомные батареи?

Я это воспринял, как личный вызов. Ведь сумел же я ребенку объяснить простые и составные числа, общую и специальную теорию относительности Эйнштейна, системы счисления и теорию множеств. Неужели не смогу объяснить, что такое атомный распад?!

На это ушла не одна  неделя кропотливого труда: надо было рассказать о делении вещества с сохранением свойств, что такое молекула, что такое атом, дать атомарную модель Бора. Слава богу, что у меня была дома чудесная книга Теодора Грея, позволявшая визуализировать атомы. Главное, что ребенок аж пищал от восторга, когда я ему говорил, что нарыл в интернете еще один фильм про «атомную физику».

Алиса уже давно была прочитана, а мы всё еще копались в тонкостях ядерных взаимодействий, устройстве вещества и проявлениях энергии... После очередного вечернего сеанса, когда мы уже уставшие, но довольные, погасили свёт, ребёнок вдруг спросил:

-- Папа, а почему тётя Наташа ушла из физики? Она же физик-атомщик! Это же так интересно!

Можно было бы, конечно, эту тему быстренько замять. Но ведь разве мы не обещали с мамой друг другу рассказывать детям всё как есть об устройстве мира, ничего не утаивая,по мере их возможностей восприятия? Да и уходить от ответа долго не получится. Этот маленький принц будет становиться лишь настойчивее...

-- Сынок, ей семью кормить надо. Муж ее с ребенком бросил, ушёл к другой тёте, а на зарплату учёного долго не проживёшь...

--КАК ЭТО?! ВЕДЬ ТЕ, КТО ЭТИ ВСЕ АТОМЫ ПОНИМАЮТ И С НИМИ РАБОТАЮТ, ОНИ ЖЕ УМНЕЙШИЕ ЛЮДИ!!!!

--Умнейшие!

-- Ну так они же должны быть очень богатыми?! Разве ты не говорил, что нужно много и хорошо учиться, чтобы попасть на хорошую высокооплачиваемую работу?

Наивный ребенок...

-- Говорил.

--А что, физики-атомщики мало учатся?

-- Что ты, очень много...

-- А почему же им тогда так мало платят, что они с работы должны уходить?

Зыбкая трясина нежелательных рассуждений затягивала всё дальше и дальше... Как-то мне представлялось, что заниматься с ребенком науками – это говорить об атомах и молекулах, а не о бедственном положении постсоветских учёных, что можно учить историю, не вдаваясь в политические репрессии и самодурство бестолковых провителей, изучать природу, не касаясь тем истребления видов...

Назвался груздем – полезай в кузов...

-- Сынок, в науке мало денег. Сложно объяснить людям, что наука – это важно и полезно. Вот приходит коммерсант к политику и говорит: «Дай мне рубль,  я куплю товар, продам его дороже и завтра отдам тебе два.» И приходит учёный и говорит: «Дай мне миллион. Я исследую атом, создам новый материал и из него будут шить одежду дешёвую и прочную. Всем людям будет тепло и уютно А ты продашь эту одежду и получишь миллиард». «А когда?» «Через 20 лет». «Нет, я хочу сейчас»... И дают деньги комерсантам, менеджерам, но не учёным. Мало ли, что через 20 лет будет, уж политики точно другие, а миллиона уже нет...

-- А я бы дал учёному...

-- Я бы тоже! Но у меня у самого их нет. Надо вас кормить. Я, конечно, не как учёные получаю, но и не как коммерсант.

-- Тогда почему у учёных нет денег?

-- Всё, спи давай. Так устроен мир, поимаешь?! СПИ ДАВАЙ! Еще слово, и я тебя укушу за попу!

***

-- Папа?

-- ЧЕГО ТЕБЕ ЕЩЁ?  Ты всё еще не спишь?!

--Папа, мир надо менять. Надо чтобы учёным больше всего платили. А коммерсантам меньше всего. Кому это нужно, что вещи продают дороже, чем есть на самом деле? Когда я вырасту, я обязательно изменю мир...

Час от часу не легче... Вот нам еще второго Ильича дома не хватало... Сразу поплыли перед глазами крестьяне с вилами, сталинские воронки, ГУЛАГ... Ну как объяснить ребенку, что мир слишком сложен, чтобы его вот так взять и исправить...

-- Понимаешь сынок, не всё так просто. Вот была такая страна, Российская империя. Ей правил царь. Единолично правил, то есть один, сам по своему разумению. И всё-то у него было, что ни пожелай. И дворец роскошный, и кареты, любая еда, какую только можешь себе вообразить... В общем, как в сказке.

-- И много конфет?

--  И много конфет. Вообще всего много... А помогали, ему дворяне. У них и дворцы пониже были, но были, и кареты поплоше, и разносолы пожиже. Но в остальном они тоже очень неплохо жили. А вот все остальные плохо жили. Много работали, по 12 часов, а накормить семьи далеко не всегда могли. Не то, чтобы они хуже других народов жили, даже лучше, но те народы они не видели. А видели они только дворян и царя. И хотелось им жить так же. И тогда они устроили переворот, убили царя со всей семьёй, маленькими детками и придворным врачом в придачу.

-- И с маленькими детками?

И с маленькими детками. И дворян всех перебили. А кого не перебили, те еле-еле успели ноги за границу в другие страны сделать.

-- И что? Стали они жить хорошо? Как в сказке?

-- То-то и оно, что оне стали. Цари-то в роскоши, конечно, купались, но тех с детства учили страной править. Как вот тебя с твоими братом и сестрой учат наукам, музыке, шахматам, так их учили править страной. А тех рабочих и крестьян, что вместо царя править стали, вообще никто ничему не учил. Даже читать и писать, не то что страной править. И наломали они таких дров, что до сих пор, сто лет спустя, кашу эту расхлёбываем, что они тогда заварили. И погубили десятки миллионов людей, потеряли огромные государственные богатства, а жить-то так и не стали лучше, чем тогда жили. Весь мир стал лучше, а вот люди той страны – нет.

Вот тут бы мне и остановиться, ведь я уже достаточно сказал. Но как-то мне показалось, что я недостаточно его убедил, что революционировать мир с бухты-барахты – это очень опасное дело, которое удесятеряет страдания, что эволюция лучше революции, что ждать надо, а не разрушать всё подряд... И я продолжил:

-- И страны-то той нет давно, на ее месте образовались новые государства: Россия, Украина, Польша, Белорусия, Казахстан... Но почти всеми этими новообразованными странами правят глупые бесчеловечные малообразованные тираны -- уж так получилось -- которые так свой народ унижают и угнетают, что куда уж там тем царям. Невинных людей убивают, по тюрьмам сажают. Вот один, например, недоумок, женщину с грудным ребенком, как наш Миша, в тюрьму бросил, за то лишь, что она бога попросила тирана этого прогнать...

-- Как это?

-- Ну вот так. Взял и запер её в тюрьму. На два года.

-- А ребёнок?

--Ребёнок с отцом остался.

--Но ведь он же грудной? Ему мамино молоко надо?

-- Надо. Ну на смеси его, наверное, перевели, на специальные.

-- Как это?

-- Ну не у всех же мамы есть. Для тех у кого мам нету, смеси такие придумали, они молоко мамино полностью повторяют.

-- Ну ведь у этого-то ребенка есть мама?

-- Ну есть. Но она в тюрьме. То есть, считай, что нету.

-- И как он без нее?

-- Я-то откуда знаю? Ну, поплакал, наверное, а потом привык. Вот и наш Миша же забывает бабушек и дедушек, когда их нет несколько месяцев. Так и тот забыл.

-- Но то ж мама!

-- Ну а что мама! Ребенок-то маленький. Он всё забывает. Ты же вон не помнишь, как ползал,  как мы с тобой читать-считать учились.

-- Нет, не помню. Я думал, что я всегда умел.

--Это от того, что мы с тобой часто это повторяли. Вот и родители нужно, чтобы всё время рядом были. Иначе ребёнок их забывает.

-- И что же будет, когда мама вернется?

-- Ну ничего не будет. Он подумает, что тётя чужая пришла. Придётся маме долго объяснять, что она не тётя, что она мама...

-- НО ВЕДЬ ТАК ЖЕ НЕ БЫВАЕТ!!! ЗАЧЕМ ТОТ ТИРАН ТАК СДЕЛАЛ???!!!!!

Ребенок сел и стал всхлипывать... Да, явно не лучший разговор на ночь... Как-то и не поймешь, куда слово за слово тебя мысль ребенка унесла... Надо было его срочно успокаивать...

-- Да не бойся ты так за них! Ребенок-то маленький! Сейчас он мать не помнит, а в пять лет опять помнить не будет, что он ее не помнил. А ты вот спи давай! Завтра утром опять скажешь, что ночь короткая была... Спи, и больше ни слова про эту тётю!

--Сплю... Он отвернулся к стенке и недовольно засопел...

***

-- Папа, а её точно выпустят?

--Как, ты не спишь? Кого?

--Ну эту тётю! Из тюрьмы! Которая у бога попросила, чтобы он того тирана прогнал...

-- Я же тебе сказал: «Ни слова про эту тётю!» Завтра поговорим.

-- Ну папа!!! Её же ребенок дома ждёт... Такой же маленький, как наш Мишаня..

***

--Папа, а как он ее услышал?

Раньше малыш привлекал мое внимание своим «Папа!». Теперь, видимо, ожидая, что я начну ругаться, сразу решил выпалить, что у него на душе наболело, разом...

-- Кто?

-- Ну тот тиран!

-- Ну тётя уж постаралась, чтобы ее услышали. Она танцевала и пела песни в церкви...

-- А если говорить в церкви, то тебя тиран сразу услышит?

-- Ну, она же хотела, чтобы тиран её услышал. Церковь тут особо ни при чём, тётя специально пела в церкви, чтобы ее много людей видело, на камеры сняли. Да она и так известная была. Она много разных выкрутасов устраивала, чтобы внимание привлечь.

-- А что, в церкви петь нельзя?

-- Ну в церкви нельзя делать, то что церковники запрещают. Они там хозяева и правила свои устанавливают. Это им как дом. Если их там не слушаются, то они обижаются. Вот если к нам кто-то домой придёт и начнёт петь то, что нам не нравится, то мы их тоже попросим уйти?

-- И в тюрьму посадим?

-- Нет в тюрьму мы сажать некого не можем.

-- А церковь может?

-- Нет. Не может. Только суд может.

-- А за что же тётю всё-таки посадили? Она же не в суде пела?

Тут я понял, что иссяк. Боже, где моя родная атомная физика... Я не могу объяснить ребенку то, чего сам не понимаю... Я не понимаю, почему в суде петь можно, а в церкви за это сажают, почему верующие обижаются так, чтобы весь мир горел огнем, Я ПРОСТО НЕ ЗНАЮ!!!...

-- Всё! Кошка сдохла хвост...

-- ...облёз, всё сплю, я уже всё понял.

Слава богу. Я как раз ничего не понял, а он понял. Ну и ладно. Главное, чтобы заснул и перестал втаптывать отца дальше в болотную трясину политики где отец и так уже застрял по самое горло...

***
-- Папа, а ког...

-- ОПЯТЬ ТЫ!!! ТЫ ЖЕ УЖЕ СПИШЬ!!!!!!!,

-- Папа, -- продолжил сын, как ни в чём не бывало, словно не заметив моей тирады, -- А когда мама вернется, они уедут из той страны?

-- Куда, почему?

-- Ведь есть же другие!

-- Ну, может уедут. А может и нет. Ведь у них же там друзья, родственники!

-- Уедут. И друзей и родственников заберут!

-- Спи! Как захотят!

-- Точно уедут. В другие страны ноги сделают. Как те дворяне.

С этими словами ребенок впервые улыбнулся за последний час, отвернулся к стенке и, наконец-то мирно засопел...


Рецензии
Да, Наблюдатель, интересные Вы притчи загибаете. Если об образовании сына - правда, - восхищаюсь и желаю дальнейших успехов. Мало таких родителей. Многие дети так и остаются с нереализованным потенциалом. А что касается дяди-недоумка. Вот тут не согласна: умён и образован. Только не в коня ум бывает, когда с нравственностью проблемы. И опять же - вопрос сложный, что да как. Но за сына - спасибо.

Ирина Зарницына   31.08.2014 13:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.