Почему существует то, что существовать не может?
Мне близка мысль профессора Зипфа о том, что природа идёт по пути наименьшего усилия. Лейбниц сформулировал свой знаменитый философский вопрос: почему мир существует, а нет того, что нет ничего? Я думаю, что мир одновременно существует и не существует – это и есть путь наименьшего усилия в данном случае, то есть, мир можно рассматривать как бытие и ничто одновременно. Понятно, что ничто неделимо, ясно, что бытие тоже неделимо, иного способа бытию сосуществовать с ничем нет. Одинаковая характеристика бытия и ничто – неделимость – открывает бытию возможность быть делимым.
Образец ложной делимости мира – это геометрия Евклида. Это хорошо подтверждается фактом, что в мире нет ничего статического, всё и вся находится в непрестанном движении. Тела не имеют форму и не описывают траектории, которые постулирует геометрия Евклида. Периодическая система
химических элементов Менделеева, возможно, существует, а возможно, нет. Возьмём атомы золота. Если они идентичны, то налицо симметрия, что невозможно, потому что она ложная. Рассмотрим золотое кольцо. Оно состоит из атомов золота. Однако его вид и цвет не говорит о том, что кольцо – это мириады атомов золота. Прикасаясь к кольцу, мы ощущаем твёрдость и однородность, присущую металлу. Не ясно, как микромир граничит с макромиром? Я скажу так, что образование статичных тел из атомов и молекул невозможно в таком виде, как мы их видим и ощущаем, но они существуют. То есть, существует то, что существовать не может. Может быть, разгадка этого феномена заключена в том, что мир – это сочетание бытия с ничем. Эта проблема затрагивалась уже в ХХ веке и рассматривалась серьёзно. Возможно, делимость мира есть способ миру доказывать своё существование. Философии известен вопрос: происходит ли в мире что-то, если никто этого не видит? Без делимости мира жизнь в известной нам форме не могла бы существовать.
Я писал о том, что процесс познания мира иллюстрирует парадокс Леонардо да Винчи «Яма» - чем больше от неё отнимают (откапывают), тем больше она становится. Словом, наука, познавая неизвестное, расширяет пустоту вокруг человечества. Потрясающе о познании сказал французский поэт Шарль Бодлер:
«Пусть смерть, но лишь бы что-то новое».
3.11.2013
Свидетельство о публикации №213110400863
В свое время древнегреческий философ Парменид был уверен, что есть только бытие, небытия нет. Да и сегодня выясняется, что вакуум не такой уж и пустой.
В общем, думать еще нам и думать, познавать и познавать...
С уважением,
Ал Захаров 04.11.2013 21:36 Заявить о нарушении
Что касается философов Древней Греции, то мы им не благодарны за изобретённое ими механистическое мышление.
Пётр Карлов 05.11.2013 12:09 Заявить о нарушении