Мастер Йода
Мастер Йода
Поскольку я, некоторым образом, прозаик, то считаю своей священной обязанностью хоть немного написать и про заек. А точнее, про кролика по имени Кузя. Да, да! Про обычного, белого, забавного кролика с косыми розовыми глазами и длинными серыми ушами, которые служили ему локаторами и ниспадали с макушки до самых его кроличьих плеч.
По аналогии с персонажем из киносериала «Звездные войны», Кузя оказался моим Йодой, моим учителем и наставником, который помог мне достичь просветления, сумел внести в мою голову ясность и упорядочить всю мою жизнь в Израиле.
Мой Йода проживал у нас в квартире на правах члена семьи. Он был довольно смышленый кролик. Он знал и откликался на свое имя и распознавал много слов означающих простые действия, такие как кушать, пить или иди сюда. Его словарный запас был достаточно велик и если бы не короткая кроличья жизнь, то вполне вероятно, когда-нибудь он бы смог и заговорить.
Иногда дочка под смех или недоумение соседей выводила его гулять на травку на собачьем поводке и с ошейником, что не вызывало у него возмущения и недовольства, хотя к наморднику он пожалуй отнесся бы отрицательно, поскольку он не был бойцовским кроликом и в драки особо не лез; и хотя прохожие иногда выкрикивали ему команду «фас», он не проявлял внимания к этому глупому, по его мнению, восклицанию. Возможно он был убежденным пацифистом, а может быть просто жил по понятиям хиппи, призывающих засадить всю землю цветами и зеленой травой и на ней же заниматься любовью, что по мнению специалистов-кроликоведов из журнала «Плейбой», как раз и является любимым занятием кроликов. Хотя, что касается любви, а именно интимной ее части, то за свою короткую но светлую жизнь Кузя в порочащих его связях замечен не был.
Кузя очень любил играть. Он фыркал и нападал, прогоняя мягкую игрушку — мышку, когда ее подталкивали к его мордочке, а затем высоко подпрыгивал и размахивая ушами изображая ими «распальцовку», а в простонародье козу выполнял фигуры, пожалуй, высшего пилотажа. Но, эти агрессивные атакующие действия, он скорее производил пародийно и лично для нас, чтобы внести веселую мелодию в жизнь семьи и дома. Но, все же, главным мотивом этого, я думаю, было желание опровергнуть укоренившееся в народе мнение о том, что кролики, это не только то что говорят о них сатирики и юмористы от лица директора колхоза. А так же и то, что они обладают и многими другими достоинствами, в том числе удивительным очарованием.
По вечерам, Кузя с удовольствием устраивался между нами на диване, и еще больше скосив глаза, очень серьезно и увлеченно смотрел телевизор. Он недолюбливал американские боевики с их агрессивной стрельбой и стремительным монтажом, и как персонаж лирический, больше уважал мыльные сериалы, которые были переполнены лирической музыкой. Причем сюжет для него значения не имел, главным была мелодия, ради которой, он был даже готов мириться со всеми паскудствами и тупостью реклам. Моя работа была очень нервная, и возвращаясь вечером домой я садился на диван и немного успокаивался наблюдая за его проделками и мелкими шалостями.
В то время я работал ответственным за безопасность в огромном торгово-административном комплексе. Но, в дополнение к своим прямым обязанностям, я был вынужден, также, следить за порядком. Но даже не сложность и ответственность в работе заставляли меня нервничать а то, что мне приходилось много времени проводить в обществе израильтян и деться от них было просто некуда.
Признаюсь, я их на дух не переваривал. Уже само иъх присутствие вызывало во мне раздражение; а уж если они начинали задавать вопросы, напоминающие допрос с пристрастием, то я терял всякое самообладание. Особенно меня приводило в бешенство та наглость и хамство, которое они проявляют по отношению к нам, русским.
Мы, на бывшей родине, привыкли к тому, чтобы быть ответственными за свои поступки и отвечать за свои слова. Выражаясь простым языком, мы, в отличие от израильтян, привыкли отвечать «за козла». Израильтяне же не только не привыкли отвечать за это вполне кошерное животное, но и вообще за что-либо. Нужно ли говорить, что я, обладая склочным характером, часто не выдерживал и это заканчивалось сценами насилия? Опишу типичный сценарий развития событий в конфликтных ситуациях у израильтян.
Сначала, они конечно же представляются друг другу и перечисляют своих влиятельных якобы друзей. Затем они долго кричат, уличая друг друга во всяких отклонениях в сексуальных пристрастиях не только их самих, но и членов их семьей. Затем начинают долго толкаются демонстрируя друг другу свой боевой дух. После чего начинают очень красочно описывать друг другу сцены того, как именно, и при каких обстоятельствах они убьют друг друга. И в завершении этого комедийного спектакля, очевидно испугавшись сами, таких красочно описанных сцен, наперегонки бегут в полицию подавать жалобы друг на друга.
В случаях со мной, этот сценарий разительно менялся, ведь я привык играть другие пьессы. И, кроме того, у меня отсутствовал такой большой словарный запас и такая фантазия коей обладают израильтяне. Довольно часто еще во второй части сценария о сексуальных пристрастиях, я уже вносил свои изменения. И это были не просто ремарки. Я приводил такие точные и сильные аргументы, которые либо повергали только начинавших входить в свою роль наземь, либо надолго лишали их возможности нормально дышать, без чего продолжать привычный спектакль было уже просто невозможно. Они, конечно же, не привыкли к такому актерскому стилю и поэтому не знали, как к этому относиться. Перед ними становилась делемма! Либо бежать в полицию и подавать жалобу, либо выпить со мной пива, и, очевидно опасаясь в дальнейшем продолжения банкета с моей стороны, чаще всего они предпочитали второе, то есть пиво.
И вот, однажды я пришел с работы в очень расстроенных чувствах. Все уже спали, и я находился в комнате один. Как обычно, я сбросил ботинки и, вытянув вперед свои отекшие ноги, сел на диван и, поглаживая кролика Кузю по ушам, задумался. Что-то сегодня было не так! Что-то во мне подломилось! У меня не выходило из головы сегодняшнее происшествие. А что особенного произошло? Ведь никакой драки сегодня не было. Всего-то навсего, приехали в торговый центр два израильских мальчика на велосипедах.
Хочу пояснить, что лично я к велосипедам неприязни или антипатии не имею. Велосипеды — довольно древний и экологически чистый вид транспорта, и они вызывают у меня уважение, чего не могу сказать об их владельцах — израильтянах. Они меня раздражают, причем настолько, что порой даже при приближении ко мне израильтянина, я уже начинаю заводиться и нервничать, ожидая от него какого-нибудь глупейшего вопроса, ответ на который разумеется сам собой, либо каких-нибудь необоснованных претензий. И дело не в том, что наглость и бескультурье израильтян переходит всякие границы, а главным образом в том, что мне всегда кажется, и не без причины, что они просто издеваются над нами, русскими. Но главным образом меня возмущало их отношение к нам; их отношение к нашему прибытию было примерно таким же, как к каравану вьючных животных присланных им в виде положеной дани шейхом Михаилом (и)бен-Горбачевым. А женщин, которых на своих спинах мы привезли, они считали рабынями и наложницами призванными убирать за ними отхожие места и ублажать их жаркими, хотя и ближними, но все же восточными ночами...
Тот самый торгово-административный центр, в котором я работаю, объявлен сугубо пешеходной зоной и по этому дети младшего возраста чувствуют себя здесь совершенно свободно и безопасно. Даже те карапузы, которые еще не стоят на ногах, совершенно безбоязненно пробуют свои силы, ползая на четвереньках по раскаленным отполированным до блеска каменным плитам. Вполне естественно, что когда на территорию центра, на полной скорости ворвались два мальчишки на велосипедах и начали лавировать между ползающими младенцами, то моя реакция на это была вполне предсказуема.
Огибая размякших и полусонных от жаркого солнца посетителей центра, и уклоняясь от следующих по пересекающему курсу изголодавшихся и спешащих перекусить граждан, я бросился наперерез этим мчащимся во весь опор стальным рысакам. Опыт общения с живыми лошадьми у меня был, и поэтому мне не составило большого труда остановить и удержать этих двух взбесившихся жеребцов. Когда вспотевшие всадники уже твердо стояли на земле я, естественно, высказал им кое-что из того, что я думаю о подобных забегах и такой безответственности. Они конечно тоже, как принято у израильтян в долгу не оставались. И когда ситуация слегка охладилась я задал им вопрос — почему же все таки они не оставили велосипеды на специально построенной для этого велосипедной стоянке?
Объяснение старшего из них о том, что они не могут привязать там велосипеды потому, что у них нет цепочки, меня сильно удивило, поскольку я собственными глазами видел в корзинке прикрепленной к багажнику огромную, наверное, метра три цепь, да еще с замком. Когда же я указал им на этот факт, уличая их во лжи, то получил шокирующее меня заявление:
- Ты что, тупой! Сам, что ли, не видишь! Цепочка только одна, а велосипедов-то два!
Сначала, я воспринял это, просто как искусное издевательство надо мной. Ведь если разобраться, то этой цепочкой можно было бы связать не только два, но, я так думаю, не менее пяти велосипедов, но когда я заглянул пристально в их глаза, то пришел в некоторое замешательство от того что, их лица оставались очень серьезными. Они смотрели на меня, и в их глазах не было ни искорки смеха.
Величайшие мастера сцены добиваются такого мастерства и такого глубокого проникновения в роль, многими годами тренировок и бесконечными повторениями специальных упражнений из разряда ауто-тренинга. Тут же передо мной был какой-то уникальный случай. Два мальчика, не получив актерского образования, с такой легкостью и с такой верой в то что они делают, играли роли которые не под силу многим именитым актерам. И я принял решение добиться того что бы они наконец, говоря актерским сленгом раскололись, то есть вышли из образа и начали смеяться. Для начала я преобразился в ученого, который ломает голову над неразрешимой задачей задавая им и себе вопросы:
- Так! И что же мы тут имеем? Цепь одна, а велосипедов ровно вдвое больше. Но цепь очень длинная, что дает нам возможность предположить…?
Я ждал от них ответа, но мальчики продолжали смотреть на меня с явным непониманием, и колоться не собирались. Тогда я решил поменять тактику. Я решил столкнуть их результатом их упрямства лоб в лоб. Я стал очень серьезным и строгим голосом сказал:
- В общем, так ребята! Мне надоело с вами играться. Делайте, что хотите и как хотите, но на территорию центра с велосипедами вы не войдете.
И тут один из них который был постарше вдруг начал плакать. Меня эта резкая перемена в их поведении привела в некоторый шок. Я присел к ним и спросил:
- Что случилось, почему ты плачешь?
И он мне сквозь слезы рассказал суть своей проблемы:
- Нас с братом мама в магазин за хлебом послала, а цепь у нас только одна на два велосипеда и если мы какой-то из них не привяжем, то его тут же украдут. Вот и получается, что мы не можем вместе отойти от велосипедов. А как же мы тогда хлеб купим, если возле велосипедов стоять будем?
И тут до меня вдруг дошло, что эти мальчики совсем не играли со мной, а тем более не хотели надо мной поиздеваться. Просто они действительно столкнулись с неразрешимой для них проблемой. И мне почему то в тот момент стало стыдно за то, что я так с ними обошелся. Ведь в чем же их вина, если израильская система образования не предполагает развитие у детей способностей решать самые элементарные логические задачи?
Каждый год количество выпускников школ получивших аттестат зрелости становится все меньше и меньше, но вместо того, что бы повышать уровень образования и требовать от учащихся прилежного и усердного отношения к учебе, израильские деятели в области образования, борясь за хорошие показатели, просто каждый год снижают планку, уменьшая требования к знаниям учеников. И до какой же степени так можно деградировать? По этому поводу мне вспоминается один анекдот:
Привел сын невесту в дом знакомить с родителями и когда смотрины закончились спрашивает у своего отца:
- Ну как она тебе?
Отец надолго задумался, а потом отвечает:
- У твоего деда рост был 1.70см. он женился на твоей бабке, у которой рост был 1.60см. родился я и мой рост 1.65см. Я женился на твоей маме, у которой рост 1.50см и родился ты. Твой рост 1.55см и ты хочешь жениться на девушке с ростом в 1.45см. Так вот я и думаю, что так мы до мышей доплодиться можем!
Так и здесь доплодились до того, что израильский ребенок, воспринимает все окружающие его предметы как монолиты, законченные замкнутые формы не поддающиеся делению. Ну разве что дверца! Ребенок привыкает, что если открыть дверцу то там холод, а если его там нет, значит, холодильник поломался и нужно покупать новый. Тоже самое и с велосипедами. У них нет отдельных узлов и механизмов, которые при взаимодействии и являются велосипедом. Велосипед это просто предмет, на который садятся и едут. В понимании многих израильских детей, все предметы которые их окружают просто есть как таковые, и у ребенка не вызывает интереса, как у нас в свое время, как же они все-таки устроены. Ведь их приучили с детства к тому, что многие предметы быта, такие как телевизор, холодильник или стиральная машина, не ремонтируются, а просто, в случае поломки, выбрасываются на помойку, даже без попытки выяснить причину неисправности.
Возможно это вызвано тем, что цены на ремонт настолько завышены, что порой дешевле купить новые предметы, чем ремонтировать старые. И, между прочим, некоторые русские смогли на этом немного заработать: они собирали выброшенную бытовую технику и, после минутного присоединения отсоединившегося провода в вилке, или заменой предохранителя продавали их по бросовым ценам, возможно даже их же прежним хозяевам.
Так что же говорить о детях, которые растут и получают представление о сути вещей в такой атмосфере? И можно ли тогда от них ожидать, что они смогут решать такие сложные логические задачи, как привязать два велосипеда одной цепью?
Я прижал к себе и вытер слезы обиженному мной мальчугану, а тем более не стал объяснять то, что в магазин можно сходить и одному, а второй может остаться и покараулить велосипеды. Ведь это еще одна логическая задача! Я просто сказал:
- Извини! Пойдем на велосипедную стоянку и попробуем, что-нибудь придумать.
И мы, взяв велосипеды, покатили к велосипедной стоянке. Нужно ли говорить, какое удивление у мальчиков вызвало то, как я привязал одной цепью сразу два велосипеда. Наверное, для них этот момент был сродни вхождению в тайную сферу высших алгебраических знаний.
Потом до конца рабочего дня меня мучила совесть за жестокость, которую я проявил к этим несчастным детям. И вот теперь даже сидя дома на диване тысячи противоречивых мыслей не давали мне покоя.
Но, вернемся к нашим, ну, «про заек»! Когда я так сидел задумавшись, терзаемый угрызениями совести, кролик Кузя, перебравшись с дивана на журнальный столик начал грызть соломенную корзинку для фруктов. Я прошипел ему свое «ни-ззя», но это не привело к желаемому результату. Кузя сначала обернулся и устремил на меня свой косой, исподлобья, взгляд. Затем он высоко подпрыгнул, и развернувшись в воздухе обратно к корзинке, вильнул хвостом, принялся с еще большем остервенением вгрызаться в соломку.
И тут я поймал себя на мысли о том, что такое наглое и беспардонное поведение Кузи не только не вызывает во мне раздражения и злости, но даже наоборот — вызывает улыбку и умиление. Я ни в коей мере не подумал, что он все это делает мне назло; ведь для него соломенная корзинка не являлась неким функциональным предметом, а была всего лишь пучком соломки, которым можно с удовольствием похрустеть. И когда я это осмыслил, у меня произошло прозрение, и я внутренне стал говорить сам с собой.
«Так! Давай разберемся! Я же не требую, чтобы Кузя заговорил человеческим голосом, понимая, что это не в его силах и для него это невозможно. И ведь это не вызывает у меня ни раздражения ни агрессии. Ведь я отношусь к нему просто как к кролику, не предъявляя к нему завышенных требований, и не ожидаю, чтобы он им соответствовал. Так почему же по отношению к израильтянам я не использую тот же принцип? Может быть, стоит начать относиться к ним более снисходительно, на примере взаимоотношений с кроликом и не предъявлять к ним такие завышенные требования? И когда я перестану ждать от них невозможного, то перестану раздражаться и нервничать. Эврика!»
Древняя мудрость гласит: «Когда ученик будет готов, учитель найдется», а еще говорят, что он может прийти в любом обличье. По этому поводу мне вспоминается один одесский анекдот:
Барахтается в море после кораблекрушения один праведный еврей. Барахтается себе и все Богу молится. Подплывает к нему катер, и из него говорят:
- Абраша! Залезай скорее, а то утонешь!
А Абраша отвечает:
- Плывите себе дальше, меня Бог спасет!
Всплывает подводная лодка, открывается люк, и капитан тоже зовет Абрашу в подводную лодку войти. Но Абраша отмахивается:
- Бог меня спасет!
Подлетает вертолет, из него опускается лестница и пилот говорит:
- Кончай выделываться Абраша! Залезай быстрей, а то ведь и правда утонешь!
Но Абраша упорно стоит на своем, мол:
- Меня Бог спасет!
Так и утонул бедолага.
И вот на том свете предстает он перед ликом Господа Бога и начинает ему выговаривать:
- Что же это получается! Я весь такой праведник! Все заповеди твои соблюдал и вел образцовый образ жизни, а ты меня не спас когда я тонул и тебе молился?!
А Бог ему и говорит:
- Я же тебе Абраша и катер посылал, и вертолет, и даже подводную лодку из северных морей подогнал. А ты? Упрямым как осел оказался! Ну что же я мог еще сделать?!
Когда же я осмыслил все это и осознал, Кузя запрыгнул ко мне на диван, прижался к моему бедру и мне даже показалось, что он хитро улыбнулся как бы говоря мне: «Ну что, дошло, наконец?» Я погладил его по ушам, а в ответ на это он, блаженно закрыв глаза, начал полизывать мою руку.
Кто бы мог подумать, что мой учитель придет ко мне в таком необычном и даже экзотическом облике? Моим Йодой оказался простой кролик, который, не произнеся ни единого слова, сумел открыть мне глаза и даровать крупицу житейской мудрости.
Если бы меня попросили назвать номинанта на нобелевскую премию мира, то я, не задумываясь, назвал бы именно его! Выдающегося философа и каббалиста, непревзойденного мастера, величайшего мыслителя современности и, наконец, моего личного друга и учителя, моего Йоду — Кролика Кузю! И я убежден, что когда-нибудь, (конечно, не в Израиле... но в Одессе — так это уж точно!) его признают почетным членом города! Его именем назовут, может быть и не площадь и не проспект, но хотя бы какую-нибудь небольшую улицу. И установят там, на постаменте, во весь его гигантский рост, бронзовый памятник, к которому всегда будут приходить пионеры и укладывать всегда свежую морковь.
Намекаю! (Пожертвования, на памятник кролику Кузе, принимаются)
© Вольперт С.Г., 2008
Vedmak777@mail.ru
Свидетельство о публикации №213110400990