Метамарфоза

Семен Вольперт
Метаморфоза


Пролог
Наступила оттепель. О ночных сиренах и воздушных атаках уже никто не вспоминал. И хотя периодически палестинские террористы взрывали автобусы, а чаще всего просто случались проявления агрессии со стороны арабских рабочих, которые на автобусных остановках бросались с ножами на зазевавшихся граждан, это было привычно и новых впечатлений с собой не несло, и только негативно сказывалось на процесс пищеварения.
 Более же всего израильского обывателя волновали по-настоящему серьезные вещи, такие как перебранка в Кнессете, результаты футбольных матчей, на которые ставились немалые деньги, но самое главное – то, что с приездом русских, израильские женщины загадочным образом лишились здорового оргазма. Эту проблему обсуждали и в средствах массовой информации, и в фешенебельных офисах, и в ресторанчиках, и в кафе и даже в подворотнях.
В искусстве никто в это время не нуждался. Всех интересовали состояние банковских счетов, ведь все деньги делали!
Я бегал из фирмы в фирму предлагая свои услуги, и выдвигая творческие предложения. Меня, конечно, с интересом выслушивали и даже расспрашивали о подробностях, о практическом воплощении проектов, но потом вежливо прощались, обещая все обдумать и обязательно мне перезвонить.
Я  уже привык к тому, что когда обещают перезвонить, это равносильно тому, что тебе вежливо, пока еще, указывают на дверь. Я конечно понимал, что никто и не думает мне перезванивать, ведь теперь они и сами смогут справиться с моим делом, и я им для этого уже не нужен. О дальнейших перспективах работы со мной они и не задумывались; ведь главным для них было – сейчас, сиюминутно заработать как можно больше и, главное, ни с кем не делиться. А еще, у них был достаточно серьезный повод не впускать меня в мир искусства; а то вдруг я, чего доброго, возьму да и сделаю что-то лучше них! Ведь спокойней хоть и второсортное, но свое и без конкуренции. Но, тем не менее, я не прекращал попыток найти применение своим силам по моей прямой профессии; каждый день, после окончания работы на стройке, я бегал по рекламным агентствам и маленьким кинофирмам, предлагая свои услуги. Я также рассылал свои резюме и иногда получал приглашения на интервью. И вот однажды…

Завязка
Я получил приглашение на интервью из одного рекламного агентства. Они, как и многие другие агентства, искали новую волну и новые нестандартные возможности для реализации какого-то проекта. Конечно же, я понимал, что шансы того, что они всерьез заинтересуются, и воспримут меня, как творческого партнера невероятно малы. Ведь для них я просто еще один русский, бегающий и ищущий работу, то есть бедный родственник, к которому серьезно относиться нельзя, но молча стоящим где-то в дальнем углу с протянутой рукой терпеть можно.
Поблуждав по Тель-Авиву, я с трудом, но все-таки нашел нужную улицу. Однако найти нужный дом оказалось далеко не так просто. Для меня тогда было непонятным, почему на домах не проставляют номера. Возможно, в этом крылась какая-то государственная тайна? Впоследствии, после длительного проживания в Израиле, я сумел-таки ее разгадать. Израильтяне умышлено снимают номера с домов, а также не проставляют номера квартир, пытаясь запутать и ввести в заблуждение судебных исполнителей и посыльных, которые годами пытаются вручить изворотливым гражданам повестки в суд. Ведь в Израиле судятся все и со всеми, и это уже превратилось в одну из разновидностей национального спорта, конечно, в дополнение к обжорству и сокрытию налогов.
   Так вот! Побродив по улице во всех направлениях, я так и не сумел найти нужный мне дом, и решил обратиться за помощью к старожилам сих мест. Я оглянулся по сторонам, и увидел, что мимо меня как раз спокойно и с достоинством проходит очень приятная пожилая женщина. От этой женщины исходило благородство и какая-то материнская теплота; по тому, как она была аккуратно одета, и как с достоинством держалась я предположил, что она относится к слоям интеллигенции и так называемой элиты. Я приблизился к ней, вежливо поздоровался, и с извинениями за то, что отрываю ее, от безмятежной прогулки, задал тот самый нескромный вопрос о месте нахождения интересующего меня дома.
В характере израильтян присутствует яркая черта! Они любят задавать вопросы, но не любят на них отвечать, и мой случай был не исключением. Прежде всего, она задала мне множество вопросов о том, что я именно ищу и, очевидно убедившись, что я не судебный исполнитель и не частный детектив, успокоилась, сменила тему своих вопросов и перешла к исследованию моего семейного статуса и родового дерева.
Она задавала мне вопросы о том, когда я приехал и откуда, нравится ли мне в Израиле и где лучше, там или здесь и, наконец, ее вопросы коснулись моего еврейского происхождения. Ее восхищало то, что я из интеллигентной еврейской семьи и то, что мои предки занимались книгопечатаньем. Она трогала мягкой ладонью мое лицо, восхищаясь белизной кожи и благородством, которое, с ее слов, она усмотрела сразу. Она делала комплименты моей спортивной осанке и высоко поднятой голове. Она гладила мои плечи и щупала мои мышцы, распознав великолепные древние еврейские гены, которые сохранились, невзирая на многовековое рассеяние. И, наконец, она поинтересовалась моими родителями. Вот тогда-то и выяснилось, что я и не еврей вовсе, ведь евреем был лишь мой отец, а мать-то русская!..

В Израиле принято определять национальность по матери. Почему? Это до сих пор остается для меня загадкой. По универсальному закону природы, если в землю брошено семя, ну, скажем, апельсина, то обязательно вырастет апельсин, но никак не персик. В этом кроется божественный замысел, который гарантирует сохранение и развитие разнообразия видов. Абсурдной кажется ситуация, при которой можно было бы бросить в землю, какое попало семя, и всегда вырастало бы одно и тоже растение – так ведь и семян других не было бы! И был бы один народ и один язык, и росли бы по всей земле лишь одни апельсины, и ими одними питались бы! И ударили бы морозы, и стала бы земля безлюдна и пустынна!  И только дух Божий витал бы над волнами! И было бы слово!  И было бы оно у Бога! И гласило бы оно!
- Что б…! До редактировались?
Так почему же в современной израильской культуре изменили и отредактировали универсальный закон божий, и семя мужчины, которое несет наследственные гены, перестало что-либо значить? Ведь даже в торе Бог обещал из семени мужчины произвести народ великий, и размножить его, как звезд в небе! И ведь не женщине он это обещал, а мужчине! Значит все-таки семя важно, а не то место, где оно произрастает? Но, в  новой израильской редакции, в еврейскую женщину, то есть в землю – можно бросить что угодно, хоть семя негра, китайца, или индуса, и несмотря на это, все равно родится еврей! Вот ведь здорово! То есть, бросай что угодно, это никакого значения не имеет! Другими словами, «Блудите где угодно и с кем угодно, во славу нации и народа Израиля»! Вот только неразумные гои во всем мире до сих пор, почему-то, считают иначе и, по привычке, продолжают бить евреев не по маме, а именно по папе!
Однако в то время, я еще не был посвящен в особенности израильской генетики, и потому спокойно, не ожидая никаких осложнений, рассказал о русском происхождении своей матери.
И тут произошла удивительная метаморфоза! Услышав о моей матери, интеллигентная, добрая женщина куда-то исчезла, а ее месте заняло совершенно другое, расчетливое и жестокое существо. Ее лицо исказила брезгливая гримаса, а в ее глазах, вместо материнской теплоты, появился холодный, ненавидящий меня блеск. Она резко, словно от удара тока, отдернула руку от моего лица и отступила назад. Затем, указав на меня пальцем, закричала, призывая в свидетели всех прохожих:
- Гой! Сын проститутки! Вонючий русский! Понаехали сюда! Убирайся в свою вонючую Россию!
Я был настолько шокирован такой резкой переменой, что продолжал стоять и глупо улыбаться. Я оглянулся по сторонам и увидел, что прохожие останавливаются, и смотрят на меня какими-то странными взглядами, а затем поспешно начинают обходить меня стороной. Быть может, они воспринимали меня, как прокаженного и боялись, что моя зараза передается и может заразить их всех? А может, они подумали, что я извращенец и сексуально домогаюсь этой невинной пожилой женщины? В дальнейшем я понял, что мне тогда сильно повезло: ведь могли вызвать полицию. А поскольку в то время израильская полиция всегда принимала сторону старожилов, активно борясь с вымышленной русской мафией то вполне вероятно, что я имел реальную возможность получить немалый срок за преступление, которого я не совершал.
Я вновь перевел взгляд на женщину. Она продолжала стоять с направленным на меня указательным пальцем. Это была не член организации «Черная сотня», кричащая мне в лицо «Жидовская морда», и не немка, кричащая «Юде шваин». Это была пожилая еврейская женщина, которая кричала «Гой». От нервных сотрясений у нее на груди взлетела и падала большая золотая шестиконечная звезда на золотой цепочке. Тот самый «маген Давид», который был пришит на куртках в области сердца у заключенных в еврейских гетто и узников концлагерей. Тот самый символ, из-за которого людей отправляли в газовые камеры.
В тот момент я не усмотрел разницы между этой, с виду приличной женщиной, и теми, кто кричал «Юде» и «Жид»; и возможно, в определенных обстоятельствах, наделенная властью, она поступала бы точно так же, как и они.
А вот интересно! Неужели когда она едет за границу, она так же открыто носит на груди медальон, определяющий ее принадлежность к еврейству? И как она вообще переносит общество гоев, то есть не евреев? Наверняка мило всем улыбается и восторгается архитектурой и произведениями чуждого ей, гойского искусства.
Женщина смачно плюнула мне под ноги, резко развернулась и зашагала прочь, а я так и остался стоять, шокированный происшедшим с глупой улыбкой на лице. Затем я тоже развернулся и поспешно пошел по улице, пытаясь как можно быстрее покинуть это место и избавиться от взглядов свидетелей этой сцены. Я свернул за угол и бесцельно побрел по улицам, еще раз переживая и пытаясь осмыслить это происшествие.
Неужели так мало нужно, чтобы в долю секунды превратиться из благородного, красивого парня в незаконнорожденного выродка и урода? И почему вдруг русская женщина, решившаяся связать свою судьбу с евреем и разделить все тяготы его нелегкой жизни, сразу превращается в проститутку, а вот еврейка нет? Возможно, это просто зависть оттого, что ей предпочли другую? Я тоже предпочел бы другую, потому что в отличие, от такой вот еврейки, русская женщина обладает большей терпимостью и добротой, и именно поэтому и привлекает мужчину вне зависимости от его национальности.

Эпилог
Я брел по улице и вглядывался в лица людей. Я заглядывал им в глаза, пытаясь прочесть их мысли и понять: тот ли это многострадальный и всеми гонимый еврейский народ? А может я, как в телесериале «Скользящие», угодил в другой, параллельный мир, и здесь все точно так же, но с маленькими отклонениями? А может, в этом измерении не было ни «катастрофы» ни концлагерей?  Ведь народ, который прошел и испытал все это, вряд ли станет уподобляться своим палачам и будет более терпимым. Ведь вряд ли он станет делать кому-нибудь то, что сам испытал на себе, и знает, что при этом чувствуют? Или, быть может, все дело в том, что в пылу будничных проблем, таких как здоровый оргазм, прошлое становится нереальным? И, почему в торе Бог несколько раз называет, народ сей «жестоковыйным», и были ли на то какие-нибудь веские причины?
Тысячи вопросов заполняли мою голову, и ни на один из них я не мог найти ответа. И тогда, у меня возникла страшная догадка. Ведь мы вспоминаем о милосердии и доброте лишь тогда, когда испытываем слабость и тогда, когда нам делают больно; может быть именно для того и послал нам Бог и рассеяние, и гонения, чтобы мы осознали это и изменились? Ведь тот, кто знает, что такое боль и унижение, никогда не причинит страданий другому. Для меня не «все евреи», а «все люди братья», весь биологический вид «гомо сапиенс» независимо от его национальных, религиозных, сексуальных и прочих отличий. Может стоит отбросить в сторону свою обособленность и высокомерие, и начать уважать не только себя? Может быть, в этом истинное предназначение евреев? Возможно именно в этом, а не в изворотливости, лицемерии и мошенничестве, но в уважении к другим, нам завещано стать жрецами и светом для всех народов?

© Вольперт С.Г., 2007
Vedmak777@mail.ru


Рецензии