12. По канату

         12.

         Костя пришёл пораньше, протянул единовременный пропуск, который был выписан накануне по распоряжению директора цирка. С собой он взял из дома папин барабан, который поместил в большой чёрный пакет для мусора, другой подходящей упаковки не нашёл. На входе пришлось открывать подозрительный пакет. На пропуске не удивились, обнаружив внутри обычный барабан. Тут и не такое видели.
         Закулисье поразило хаотичным нагромождением реквизита, но если приглядеться, во всём этом был свой порядок, понятный только рабочим и самим артистам. Парню показали гримёрку. Помещение оказалось довольно просторным, светлым, с большими зеркалами.
"Ничего себе клоуны живут! Не каждый народный артист удостаивается такой гримёрки!" - не успел подумать Костя, как в дверь с шумными разговорами вошли молодые люди.
- Кто такой? - спросил один из вошедших.
- Я Костя, буду пробоваться на клоуна.
        Больше вопросов не задавали. Не обращая внимания на новенького, не тратя время на знакомство, каждый принялся переодеваться в своё трико для утренней репетиции. Гримёрка оказалась общей.

        Костя начал с примерки костюма. Облачившись в клоунский балахон, он подошёл к зеркалу. На него смотрел незнакомец, который не вызывал не то что смех, даже улыбку. Парень чувствовал себя словно в чужой шкуре, попробовал сделать несколько движений, вроде лучше. Само по себе клоунское одеяние - ничто, надо придумать номер, свой образ, вжиться в него.
        Костя снял костюм и достал из пакета барабан. Ещё дома, перед уходом, ему пришлось немного поколдовать над одной из барабанных палочек. Он вбил маленький гвоздь, кусачками убрал шляпку, заострил напильником, получилась небольшая игла, едва заметная глазу. По дороге купил упаковку воздушных цветных шариков. Теперь, устроившись в углу гримёрки, он занялся тем, что старательно надувал шарики и привязывал их к внешним скобам барабана. Вот и весь реквизит, что понадобился ему для первого, придуманного им номера. Репетировал он здесь же, перед одним из больших зеркал,  никому не мешал и на него особого внимания никто не обращал, каждый был занят своим делом. На обед вышел перекусить в ближайшее кафе, купил ещё одну упаковку шариков и вернулся в гримёрку. Костя снова облачился в клоунский костюм, немного подумав, не стал пока брать с собой реквизит и пошёл к выходу на манеж. Для начала надо разведать обстановку.

        Он занял место в партере и стал наблюдать за репетицией других артистов. Одновременно на арене работали группа жонглёров в центре, дама с дрессированной собачкой с одной стороны и пара акробатов с другой стороны манежа. В партере находились также другие артисты, они общались между собой, пили минералку. Кто-то тут же делал разминку из нехитрых гимнастических упражнений. Группа воздушных гимнастов-канатоходцев была среди них. Лана заметила клоуна, который сидел в одиночестве в пятом ряду и первая подошла с вопросом:
- Костя, ты?
- Я. Похож? - вопросом на вопрос ответил парень.
- На себя нет. Но и на нашего Славика тоже не похож. Тот никогда не присутствовал на репетициях. Появлялся из ниоткуда со своими номерами уже на представлениях и также исчезал в никуда. А ты упрямый, ишь что придумал, - засмеялась Лана.
- Ещё неизвестно что из этого всего получится. Когда просмотр?
- Сначала покажешься Елене Павловне, нашему художественному руководителю. Если даст добро на твой номер, общий прогон в пять вечера.

        За разговором они не заметили, как со спины подошла Луиза. В чёрном трико, без макияжа, она была особенно мила.
- Кого это ты к Елене Прекрасной направляешь? Славик и без тебя дорогу знает, - сказала Луиза.
- Это не Славик, - ответила Лана и пошла к своим ребятам.
"Пусть разбираются сами. Сюрприз он ей хотел сделать. Можно подумать, она оценит." - думала про себя девушка.

- Ну привет, Тракайская принцесса! - другого приветствия в этот момент Костя подобрать не смог. Надо было выходить из подполья.
- Ничего себе! Это ты? Что ты здесь делаешь? - спросила опешившая Луиза и присела рядом.
- Пробоваться буду на клоуна. Если утвердят, поеду с вами на гастроли.
- Профессию решил сменить? - усмехнулась девушка. Луиза давно поняла, что нравится этому серьёзному парню. Но чтобы ради неё он выкинул такой фортель, ей и в голову не приходило.
- Надо над этим подумать, - ответил Костя на вопрос о смене профессии.
- Ты это серьёзно?
- Ты считаешь, что быть канатоходкой здорово, а быть клоуном стыдно? Слышала анекдот?
 
"К психологу приходит очень мрачный посетитель.
- Доктор, мне невыносимо жить. Я не вижу смысла в существовании, мир окрашен в чёрные тона, меня посещают мрачные мысли. Скажите, что мне делать?
- Дорогой, да я вас легко вылечу! Всё очень просто. В наш город приехала новая цирковая труппа и у них невероятный клоун. Все зрители просто умирают от хохота. Если уж он вас не развеселит, то уже ничто не развеселит.
- Благодарю вас, доктор, но я  - тот самый клоун."

- А, если серьёзно, то я теперь не вижу смысла в существовании без тебя. Скажи, что мне делать? - сделал неожиданное признание Костя. Когда же не дождался от девушки ответа, решил сменить тему.
- Познакомь меня с труппой, расскажи вкратце хотя бы о своих.
         Луиза всё это время рассматривала свои руки. Она перевела взгляд на арену:
- Как видишь, здесь постоянный гул, смех, окрики, обмен идеями, нормальный рабочий процесс, - оживилась девушка.
- Мне понравилось наблюдать за репетицией других артистов. Они такие разные и интересные, - сказал Костя.
- Это точно. Взять хотя бы наших. К примеру, Лана. Синдром отличницы, видимо её воспитывали так, что любая оценка ниже пятёрки - позор. С этой установкой и пришла после школы в цирковое училище, где мы с ней и познакомились. Я пыталась бороться - бесполезно. Сама будет репетировать до седьмого пота и с меня три шкуры спустит, пока не сделает элемент на пять. В результате панически боится любых замечаний, прогонов, генеральных репетиций, будто каждый раз сдаёт госэкзамен. Пока не получит одобрение, смертельная белизна на её лице не сменится здоровым румянцем. Снова и снова ей повторяю: "Лана, успокойся, ты же всё знаешь и умеешь!" Практически вся её жизнь проходит за репетициями.
        Луиза перевела взгляд на парня из их группы, что был ростом поменьше:
- Павел. Разгильдяй и пофигист. Его кредо по жизни: оно мне надо? На любую просьбу о помощи в девяносто девяти случаев из ста ответит отрицательно. Павел на репетициях работает так, чтобы не выгнали, балансируя на очень тонкой грани, испытывая терпение окружающих. Но на самом представлении, там под куполом, на канате преображается. Там он Бог. За это его и ценят. Стоит только ему спуститься на грешную землю, снова становится невыносимым. Жалеет он только об одном, что нельзя прогулять репетицию. Без неё в нашем деле никуда. Тут надо напрягаться, учить что-то новое, а ему всё даётся легко, можно сказать - с первого раза.
- Видно было на вашем выступлении, что он профи. А тот? - указал Костя на крепкого, высокого парня.
- Олег. Интереснейший тип, но с ним как на минном поле. Он главнейший заводила всех дебатов и дискуссий. Юноша ничего не принимает на веру, ему всё надо доказывать, пояснять. Павлу с трудом удаётся убедить его в мысли, что если ему начнут объяснять закономерность каждого нового трюка, то ни на что другое  времени не хватит. Может, поэтому ненавидит репетиции. Как они уживаются - уму непостижимо. Но в результате номер получается - отпад.
- Ты я смотрю знаток человеческих душ. А о себе? - спросил Костя.
- Ну я тоже проблемная. Сама считаю, что особых способностей у меня нет. Если бы Лана не гоняла, начиная с циркового училища, ещё вопрос оказалась ли бы я в этой труппе. Мы тут все друг друга дополняем, у каждого своя фишка. Я - гибкая и лёгкая. Лана - трудолюбивая и надёжная, другой бы я не доверилась. Олег при всём занудстве и расчётах, свои какие-то фантастические идеи умудряется защищать и воплощать в новых номерах. Ну а Павел, он в номере незаменим. Его выступление самое зрелищное и технически трудновыполнимое.
- А что ваш клоун Славик? Директор сказал, что он дезертировал.
- По слухам, его просто перекупили, сделали более выгодное предложение. Ты думаешь тебе за гастроли много заплатят?
- Я здесь не из-за денег. Это просто эксперимент, который может закончится, не начавшись. И тогда ты уедешь, а я останусь. Но пока эксперимент не закончился, я придумываю клоунский номер, да просто сижу рядом, с интересом тебя слушаю и любуюсь тобой, - парень сделал жест рукой, коснувшись её чёрных густых волос. Какая-то мелкая деталь, что была на рукаве его клоунского костюма, запуталась в волосах девушки. Он со смехом стал высвобождаться, распутывая зацепившийся локон.

        Разговор прервался громкими хлопками и возгласом:
- Всем внимание!
- О, а вот и  Елена Прекрасная, наш худрук. Пора! - сказала Луиза и лёгким мотыльком "слетела" по ступенькам на арену. Костя поспешил следом.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/11/07/963



       

       


Рецензии