Светлой памяти Жени Филомафитского

               
 ВСПОМИНАЯ ЖЕНЮ  ФИЛОМАФИТСКОГО

Встретился я с ним в 293 московской  школе, где в 1957 году поступил в 9-ый класс.  Потом оказалось, что мы соседи: я жил на 6-ом, а он на 5-ом  этаже одного дома 184 на Проспекте Мира. Мои окна выходили во двор, а его на Проспект Мира. В школу мы ходили в разное время, он выходил раньше, и сразу шёл в школьный радиоузел, где была всевозможная радиоаппаратура, на которой он прослушивал новые модные музыкальные записи. После уроков он тоже шёл туда, и возвращался домой уже поздно.

Женя был худым, высокого роста, светловолосым и голубоглазым  парнем. Он всегда был в прекрасном расположении духа и очень смешлив. Жили они вдвоём с матерью, которая души в нём не чаяла, и ни в чём не отказывала. Поэтому их небольшая однокомнатная квартирка была забита всевозможной современной для того времени радиоаппаратурой (которая по тем временам стоила очень дорого).
У Жени был свой круг друзей, самыми любимыми были Попов Сева, также живший в нашем доме во втором подъезде и Магер (имя забыл) с Сельскохозяйственной улицы. Сева Попов даже на выпускных экзаменах написал сочинение на тему «История джаза». Никто ни до этого, ни после на свободную тему не осмеливался писать такое.

Он был очень общительным человеком, и поэтому в его маленькой комнатке всегда было очень тесно от гостей, которым он демонстрировал самые модные записи, его матушка в это время на кухне готовила для гостей чай. Элвис Пресли, Билл Хэлли, Джерри Маллиган, Дейв Брубек, Битлы – малый перечень имевших у него их записей, и это было в советский период гонения на всех этих певцов и музыкантов.   Тогда в ходу были записи на «рёбрах»- рентгеновских снимках, которые нелегально продавались в подворотнях почти у каждого  музыкального магазина. Особенно бойко шла торговля ими в музыкальном магазине на Пушечной улице у ГУМ-а, где я их сам неоднократно покупал. Качество их кустарной записи всегда желало много лучшего, но других вариантов не было, и потому я иногда приносил домой совсем плохие записи: сплошной шум и треск. 

У меня был музыкальный вкус попроще. Если Женя увлекался Симфоджазом, то я на своём магнитофоне «Яуза» (за 20 кг весом) слушал Лещенко, Рубашкина,Бикеля и других похожих певцов.
Я  тоже бывал  в гостях у Жени, и видел, что у него записи были на хороших заграничных пластинках, которые разными путями попадали  в нашу страну, и продавались из-под полы очень дорого, но его мама денег для любимого сыночка не жалела. Она работала в Министерстве сельского хозяйства на хорошей должности.

Как я уже упомянул, Женя всё своё свободное время проводил в школьной радиорубке, в которой был в последний год учёбы за главного,  и транслировал из неё внутрь здания и вне его рекомендуемую ГОРОНО музыку и объявления. Но однажды, это было уже после сдачи выпускных экзаменов, из своего открытого окна (был конец мая), которое выходило во внутренний двор, граничащий со школьным двором, я услышал громкую музыку, доносившуюся со стороны школы. Это Женя взял и пустил на  внешнюю трансляцию Битлов. Что тут было! Мой сосед пенсионер всполошился, стал кричать, что это безобразие (тогда был разрешён лишь джаз Утёсова) побежал к другому пенсионеру, и потом уже их несколько побежало к школе. Через некоторое время запрещённая музыка прекратилась. Женьке здорово досталось от нашей директрисы, но выпускные экзамены уже позади, и она теперь не могла сильно повредить в его дальнейшей жизни. 
Рядом с ним жила Лида Копылова, учившаяся с нами в одной школе, только на класс меньше. Красавицей она не была, но всегда в прекрасном расположении духа.
Женя, когда с ней встречался на нашей лестничной площадке, всё время с ней шутил и балагурил. В то время на наших экранах шли фильмы "Три мушкетёра", где одну героиню перевёртывают кверху ногами, и трясут, держа за ноги, чтобы вытрясти из её декольте секретное письмо. И вот наш Женя посмотрев этот фильм,при очередной встрече с Лидой учудил, хохоча, он обнял её, и умудрился  перевернуть её кверху ногами, и несколько раз потрясти, говоря при этом, ну где секретное письмо?. Лида совсем не ожидала этого от всегда культурного Филомафитского, и  громко запротестовала от такого вольного действия с её телом. Он тут же аккуратно поставил её обратно на ноги и смеясь извинился за своё такое поведение. Лида,оправившись, как ни в чём не бывало, стала уже спокойно выговаривать ему за такое неожиданный фортель с его стороны.   
      
Увлекаясь музыкой, Женя не забывал посещать самые центральные кинотеатры города, где время от времени демонстрировались зарубежные фильмы. Помню, на него неизгладимое впечатление произвёл аргентинский фильм «Моя бедная и любимая мать», который он убедительно рекомендовал посмотреть своим друзьям и мне в том числе. Фильм оказался очень печальным. Особенно запомнились мне кадры, где старая понурая женщина медленно бредёт в клочках окружавшего её тумана в сопровождении  стаи послушных ей собак.

Беда свалились на прекрасную, скромную семью Филомафитских с неожиданной стороны. В то время, когда мы - его однокашники, готовились к экзаменам в разные институты, Женя попал в больницу. У него обнаружили опухоль мозга. Пролежав какое-то время там, он вернулся домой с головой обмотанной бинтами.
Теперь он почти не выходил на улицу, и всё время проводил дома. Его по-прежнему навещали его лучшие друзья, и они вместе слушали свою любимую музыку. В таком состоянии он пробыл дома около года, его мать поседела с горя и сразу постарела на много лет. Его снова положили в больницу, откуда он уже не вышел.
Когда у нашего дома на нашем пути оказывалась Женина мать, и мы пытались поначалу тихо с  ней здороваться, она не отвечала и отворачивала свою голову в сторону. Она теперь не могла на нас смотреть: вот мы живы, а её любимого сыночка уже нет. 

Однажды, я стоял недалеко от своего домашнего подъезда со своими школьными друзьями, мы громко говорили о чём-то, тут в непосредственной близости от нас упал сверху горшок с цветком и разбился на мелкие осколки. Мы сразу онемели, и быстро посмотрели верх. Как раз над нами быстро закрылась форточка одного из окон.  Тут мы сразу поняли, что это было окно покойного Жени. Ни слова, ни говоря, мы молча пошли прочь. Видно Жениной матери было невыносимо из окна слушать весёлые голоса однокашников её покойного сына, и она решилась на такой отчаянный шаг.

Я  вспомнил, какое сильное впечатление на Женю произвёл фильм «Моя бедная и любимая мать», как будто он уже тогда предвидел свою близкую смерть и одинокую горестную  жизнь своей матери, проводившей теперь всё своё свободное время на кладбище у его могилки.


Рецензии