Мы каскадёры

 Статья в журнале Пари Матч в память о Жильбере Деламаре.

 На основе материалов этой статьи я стал создавать свою студию каскадёров в 1971 году. В том же году я нашёл статью о нём, Жильбере Деламаре и его товарищах в советском журнале Вокруг света,№ 7. Потом  А.Массарский стал всё цитировать в статьях о себе,выдавая всё за свои мысли и находки, но не точно и ,конечно , без ссылок на меня и на эти статьи. Мастер слова.
 Других мастеров трюка ,типа Сысоев и Ходюшин ещё не было видно на киногоризонте, а набор трюков в их арсенале остался тем же, которому я их учил по этой программе.

Мы – каскадеры  журнал Пари Матч 1966

Одна из лучших команд под руководством Ивана Шифрэ, объединяющая специалистов всех видов: драки, конные трюки, мото, авто, авиа- и парашютные  трюки.
В одном из 5 фильмов, которые вы видите, играют актеры  « уникальные ».   Их имена не названы в фильме.  Более того!  Часто вы сами путаете их в известными актерами, ибо они каждый раз дублируют  опасные сцены.
    Это истинные «специалисты риска». Их называют каскадерами. Их роль: драки, падения, акробатика. Для вашего знакомства Даниель Камю спрашивает их о работе на страницах журнала «Пари-матч», а также в память об одном наиболее знаменитом среди них каскадере Жиле Деламаре, погибшем во время работы 31 мая 1966 года.  Они рассказывают о некоторых опасных подвигах. Они перед  вами  разоблачают самих себя, свою жизнь, свои секреты.
Абсолютное правило: знать падение - падение без ушибов и переломов
Улица Понтьё, в зале физкультуры. Резкое падение по команде для фотографии в «Пари-матч». Говорит бывший дзюдоист Иван Шифрэ (рост 1 м 81 см, вес – 80 кг):   «Мы создали команду, так  как в фильме мы должны работать вместе и это облегчает наш труд. В свободные от съемок часы мы много времени проводим здесь.»
Американская школа каскадеров – не для нас. У нас становятся каскадерами немного случайно. Известные в прошлом борцы (драгоценные люди для сцен драки), пилоты, гонщики, цирковые акробаты и другие становятся каскадерами. Но мы все должны быть еще и актерами. В противоположность другим специальностям мы не только числимся членами кинематографического союза. Наша специальность – это неутомимая тренировка, труд. Умение падать – основа нашей профессии. Прекрасная атлетическая форма, моментальные рефлексы, привычка многое терпеть и переносить – все это воспитывает в нас наша работа. Потому что, если бы специалисты позволили себе уклоняться в главном – это было бы самое худшее. Ушибы, шишки и переломы имел бы каждый из нас.

Девушка среди нас. Она не знает головокружения!
«Я не знаю головокружения», - говорит Мишель, - «и крыши Парижа очень для меня интересны».
Это в самом деле специалист, которая занимается акробатикой на краю пустоты, дублируя известных актрис на крыше.
Отличная   “judoka” ( «дзюдоистка»)  Мишель не кричит  « спасите!»  и совершает драку, производящую  сильное впечатление.
Эта опасная профессия – не профессия для девушки. Однако мы рассказываем вам о самой смелой и отчаянной среди нас. Мишель Делакруа, 26  лет (рост 1 м 66 см, вес – 55 кг). В 17 лет, достав ложное разрешение на полеты, она становится парашютисткой, в 21 год – чемпионкой Франции, и в 23 год – участницей чемпионата мира.
Хороший дебют – и она стала сниматься в кино. Трюки за бортом самолета на высоте 3000 метров в фильме «Неприятности Шинуа и Шин», на вертолете в фильме «Джентльмены Кокоду», прыжки в воду с высоты полета, ныряние под воду и драки, трюки на мотоцикле также входили в ее специальность. Все это стоило ей дорого. Она получила мениск и пролежала три недели в больнице. Мишель имела все, кроме мужа. Она вышла замуж за чертежника, но и в дальнейшем она не игнорировала риск в своей профессии. Ее двоюродная сестра Одиль Астье была вместе с Жилем Деламаром, когда он погиб 31 мая 1966 года на съёмках фильма « Святой  настороже»  выполняя занос  на 180 градусов в открытой машине  и также была серьезно ранена, тогда она еще не могла отвечать и рассказывать о его деятельности.
Прыжок в воду за рулем – это наиболее опасно!
Один из последних трюков нашего друга Жиля Деламара – прыжок в Сену на Ситроенне. Для ограничения риска под сидением имелся баллон погружения и два человека-лягушки, готовые вмешаться.
Реми  Жюльен – экс-чемпион по мотокроссу, которого вы видите прыгающим в воду на мотоцикле.
Планирующие полеты в машине или на мотоцикле – это одни из главных трюков в фильмах они продолжают акробатику, которая делает их интереснее  старых вестернов . Материал должен здесь повиноваться двум обязательным законам: не быть дорогим и быть прочным. Для совмещения этих законов нашим механиком стал один из старейших механиков Жозе Коттэн. Все случайные перевозки, все оборудование, канаты, конское снаряжение – все проходило через его руки.
Жозефа особенно приводили в ужас прыжки в море. Он совсем менялся. Для того, чтобы произвести впечатление, он заботился, чтобы эти трюки были особенно хорошо подготовлены и менее опасны.
Вот трюк, который позволяет в принципе уклониться от больницы
  Табурет из картона: неприятный удар, но не причиняет боли. Бутылка из воска или сахара: летящие осколки безопасны, ну а вода измеряет силу нажима в 1 кг.
Удар кулаком в миллиметре от лица – три знакомых элемента, и через 2 секунды вы видите, что кулак слегка касается подбородка, а вернее не касается. Голова точно следует движениям руки. Иллюзия полная!
Ударом кулака можно убить. Чтобы иметь благополучный, не слишком опасный исход, нужны два человека: тот, который наносит удар в миллиметре от лица, и тот, который должен ловко увернуться и сделать вид, что получил удар. Для этого он перемещает голову в сторону кулака и кулак проходит , попросту не касаясь лица. Впрочем, в некоторых случаях режиссер требует, чтобы кулак не действовал «попросту». Тогда стараются бить не слишком сильно, примерно как для пощечины, от которой не часто уклоняются. В старых немых фильмах такие удары были в основном для комедий. И режиссер позволял тогда актерам совмещать риск и удары без дублеров. Чарли Чаплин, Макс Сеннет – основоположник этой школы, позднее Том Микс, Дуглас Фэрбанкс,  Джонни Вейсмюллер  /Тарзан / и  Ролан Тутэн. Франция полна героями, которые сами смеются и дрожат от страха.
Это то, что действительно страшно: очень!
Опасность! Склад горючего в самолете:  для того, чтобы сделать огонь, оно льется на грузовик, и огонь вспыхивает  очень быстро.
Человек-факел выбегает из машины. Не вошли в кадр члены той же бригады, которые ждут его с намоченными одеялами и огнетушителями. Горит обычно спина – чтобы уберечь лицо и весь облик вообще.
Истинный ужас – огонь. Против него возможно одно предохранение. Носить под одеждой асбест, но он не защищает лицо и руки. Вот почему нужно держать голову так, чтобы пламя не касалось лица. Когда можно, то горючее  заменяют легко испаряющейся смесью. Эти трюки очень хорошо оплачиваемы. За риск наиболее значительный каскадер требует 5000 франков / около 1000 долларов США/, за более простой  - 2000 франков/ около 500 долларов США по курсу Банка в 1965 году/ . Правда, это не убавило нам тысячи трудностей, которые мы находили на съемках в Англии, хотя компания нас страховала. Трюк, изображенный на левой фотографии, был трагическим. Последовательность номера насчитывала три этапа: направить самолет на грузовик, потом спикировать  и опуститься на грузовик и держаться на крыше (скорость грузовика 80 км/час). И, наконец, когда на машине вспыхнет пожар, должен был сработать разъединительный механизм, удерживающий каскадёра на крыше автомобиля. Но огонь распространился раньше срока, и каскадер сгорел попросту, так как  был прикреплен к крыше грузовика.

Пост скриптум





Рецензии
Николай Николаевич Ващилин (07.04.1947 - 22.07.2023). Светлая память...

Константин Семынин   16.11.2023 19:35     Заявить о нарушении