C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Туманность Андромеды - обзорные впечатления

Несколько дней назад нашёл себе новое увлечение – советскую космическую кинофантастику. Связано это, прежде всего, с тем, что, насмотревшись зарубежных фантастических сериалов и фильмов (таких как, к примеру, Star Trek), захотелось оценить наши отечественные (прежде всего, советские) наработки в жанре космической фантастики, найти среди них эквиваленты западным образцам. Безусловно, Запад далеко обогнал наши народы в визуализации фантастики, но всё равно считаю, что для объективности и общего развития необходимо ознакомиться и с нашими собственными наработками в этой области.

К сожалению, это моё новое увлечение долго не продержится, так как оказалось, что при СССР фантастики наснимали вообще мало, намного меньше, чем я ожидал — все советские фильмы о космосе можно буквально по пальцам пересчитать, а про сериалы тут и говорить не приходится (разве что есть «Гостья из будущего», но это тема для одного из последующих обзоров).

В принципе, скудность жанра кинофантастики в СССР была очевидна всегда, но глубоко в его дебри я полез только сейчас. Как оказалось (из источников и собственных наблюдений), малоразвитость жанра фантастики на советском экране связана с тем, что партийный совет считал фантастику жанром неопределённой идеологической направленности (а при советской власти всегда должна была быть определённая идеология), да и вообще не понимал её. И это не удивительно и полностью соответствует советской действительности, в которой людям непозволительно было свободомыслие и собственное мнение в отношении политики и устройства общества, а какой ещё художественный жанр окунает человека в вопросы жизнеустройства настолько сильно, как это делает фантастика? Считаю, что во многом из-за этого в СССР власть относилась к фантастике осторожно, подвергала её особой цензуре и вообще поддержкой и продвижением этого жанра не занималась.

Но, тем не менее, за советский период на экраны вышло несколько образцов космической кинофантастики, среди которых есть как посредственные фильмы, так и заслуживающие особого внимания и признания, и даже внёсшие вклад в развитие мировой космической кинофантастики.

Своё углубление в посадку (хотел написать «дебри», но едва ли можно назвать дебрями небольшое количество фильмов, поэтому слово «посадка» тут более точно подходит по смыслу) советской космической фантастики я начал с фильма 1967 года «Туманность Андромеды», снятого режиссёром Евгением Шерстобитовым по одноимённому роману Ивана Ефремова.

Сразу следует сказать, что, прежде чем посмотреть этот фильм, я книгу Ефремова не читал (но обязательно собираюсь прочитать), однако изначально узнал именно про литературное произведение — прежде всего из материалов Концепции Общественной Безопасности, в которой Внутренний Предиктор СССР (ВП СССР) положительно отзываются о романах И. Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час Быка», рекомендуя их как значимую мировоззренческую литературу для становления человеческого типа психики. Ознакомление с информацией о Ефремове и его творчестве показало, что его работы действительно стоят внимания. Оказывается, Ефремов в 50–60-х годах создал целый цикл произведений идеологической направленности о далёком звёздном будущем землян, в котором развил интересную полноценную детальную Вселенную, описывающую устройство межзвёздного сообщества будущего, насыщенную путешествиями экипажей на звездолётах и исследованиями других планет и цивилизаций (и именно это в первую очередь побуждает меня смотреть на экранизацию «Туманности…» как на наш отечественный эквивалент зарубежному «Star Trek»). Роман «Туманность Андромеды» является одним из произведений цикла Ефремова (наравне с «Сердцем Змеи» и «Часом Быка»), а также единственным произведением из цикла, получившим на данный момент экранизацию, да и то неполную…

Дело в том, что экранизированная «Туманность Андромеды» изначально задумывалась как серия фильмов по роману, но из-за смерти исполнителя главной роли (Сергей Столяров – Дар Ветер) съёмки следующих частей не были осуществлены и роман был экранизирован не полностью. Изначально фильм должен был носить название – «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники железной звезды».

Не буду вдаваться в описание подробностей сюжета экранизации (интересующиеся сюжетным ходом событий могут прочитать это в статье Википедии: ссылка, а также более подробно вот здесь: story.astrotek.ru), поскольку пересказ событийной линии не есть цель этого обзора, и, кроме того, это уже сделано другими людьми, но чтоб построить дальнейшее описание своих впечатлений от фильма напишу, что его действие происходит в двух основных локациях: во-первых, на Земле, а во-вторых, на звездолёте «Тантра» и неизведанной планете, куда он приземляется.

В целом просмотр фильма вызвал у меня неоднозначные впечатления. Говоря о сюжетном и смысловом построении экранизации, то с моей точки зрения фильму определённо не хватает системности и целостности. Именно нехватку этого я ощутил после просмотра. В тот момент я ещё не знал, что фильм представляет из себя экранизацию только части романа Ефремова, теперь же, когда об этом известно, остаётся предположить, что подобное ощущение возникло именно вследствие недосказанности фильма, а не из-за непонимания романа сценаристами и режиссёрами и их неумения передать зрителю чётко и ясно взаимосвязь всех событий на экране (ну или как вариант – моей собственной индивидуальной непонятливости изложенного видеоряда). Также причина такого восприятия фильма может выражаться в том, что его снимали ещё в 60-х и моё видение построения фильма просто не вписывается в видение его создателей, то есть у меня уже совсем другое представление о том, как должна строиться история на экране, мне нужно, чтоб всё было понятно и объяснено без всяких умолчаний и недосказанностей.

Дело в том, что фильм по своему построению похож на несколько малосвязанных эпизодов, чередующихся между собою, которые ко всему прочему не имеют чётких «завязка-кульминация-развязка», а вообще как будто вырваны из контекста. Поэтому при просмотре фильма я посчитал, что как самостоятельное произведение он не удался и годится в просмотр лишь как визуализированное дополнение к роману Ефремова.

Говоря о идейно-смысловой составляющей экранизации, то земные события построены вокруг нескольких тем, ключевой из которых можно считать стремление человечества будущего научиться управлять временем и пространством – сжимать по желанию время, чтоб не было недостижимых для одной человеческой жизни расстояний. Такая проблематика в фильме была обусловлена событиями, в которых земляне приняли сигнал другой цивилизации из глубин космоса (представляющий из себя довольно странноватое зрелище), шедший к ним 300 лет. Ответный сигнал братья по разуму получили бы лишь спустя 100–120 лет. Долететь в краткие сроки до многих дальних цивилизаций с разумной жизнью землянам тоже не предоставляется возможным, так как их текущие звездолёты не способны развивать сверхсветовую скорость. Несмотря на такие поставленные глобальные задачи, обусловленность процессов течения времени, а также предположения о том, как именно можно покорить время – в данной экранизации не рассматриваются. Единственно, в фильме упоминается, что в науке будущего пространство рассматривается как функция времени. Поскольку данный вопрос в фильме подробно не раскрывается (надеюсь в будущем прочитать о нём более обстоятельно в книге), остаётся в умолчаниях какой смысл вкладывали в такую интерпретацию авторы и насколько были обоснованы их представления о категориях пространства и времени. Из сказанного в фильме можно сделать вывод, что по такой теории пространство является производным от времени и им обуславливается, однако по наиболее объективным представлениям, время – не объективное (вот такая вот тавтология получается) и не абсолютное явление, а субъективное и измерение времени обусловлено субъективным выбором эталонного процесса-маятника и подсчёте его полных колебаний, то есть восприятие времени происходит при выборе эталонной частоты определённого колебательного процесса и соотнесения его с другим колебательным процессом. И основополагающими в мироздании являются вовсе не категории «пространство» или «время», упоминаемые в фильме, а категории материи, информации и меры (образующие триединство), которые в фильме не раскрываются, однако именно они обуславливают существование пространства и времени (более обстоятельно об этом можно почитать в материалах Концепции Общественной Безопасности).

Несмотря на всё сказанное то, что фантастический фильм 60-х ставит вопросы о сжатии времени – уже хорошо. Познание человека и должно строиться на предположениях. В 60-х годах материалистический атеизм не позволял выйти на такое понимание процессов, протекающих в Мироздании, которое даёт Триединство Материя-Информация-Мера.
Помимо вопросов пространства и времени в фильме поднимаются и вопросы управления эмоциями, но об этом более обстоятельно будет рассмотрено далее в контексте описания визуально-технической составляющей фильма.

Что касается воплощения фантастических элементов и объектов на экране, то есть визуально-технической составляющей фильма, то в этом плане фильм меня приятно поразил. Я изначально был настроен проводить параллели между этим фильмом и зарубежными аналогами тех времён с целью оценить, насколько была эквивалентна наша отечественная фантастика зарубежной. Годы съёмки и тематика фильма во многом делали его потенциальным эквивалентом зарубежного «Star Trek: Original Series» – TOS вышел на экраны всего за год до «Туманности…», однако прекращение работы над следующими частями оставило «Туманность…» далеко позади развивающейся вселенной «Звёздного Пути».
Однако, несмотря на это, я считаю, что наработки даже первого и единственного фильма по «Туманности Андромеды» практически не уступают наработкам Оригинального Сериала Звёздного Пути. Чтоб прояснить это утверждение, необходимо обратиться непосредственно к технической и визуальной составляющим фильма.

Во-первых, что бросилось в глаза при просмотре фильма – это сам звездолёт «Тантра», его обустройство, оснащение, экипаж. Мостик выглядит, не побоюсь это сказать – достаточно современно. Здесь нет смотрового экрана, как в Star Trek, однако в кормовой части корабля перед пультами его управления находится огромный иллюминатор с функцией дисплея, то есть на прозрачной поверхности иллюминатора можно выводить различные показания. Судя по всему, предназначение небольших экранов, установленных впереди кресел на мостике аналогичное – они выполняют функции дисплеев. Управление на пультах кнопочное. Рядом видно изображения различных звёздных объектов (нечто подобное можно было увидеть и на мостике в Star Trek TOS). Также известно, что передние экраны можно переключать в режим инфракрасного изображения (что и позволило экипажу увидеть «железную звезду»).

Что касается жизнедеятельности экипажа, то из сюжета понятно, что во время полётов основная часть экипажа (причём включительно с капитаном Эргом) находится в стазисе, а мостик обслуживают оставленные специально для этого члены экипажа. Из этого можно сделать вывод, что звездолёты из времени «Туманности…» ещё не могут достигать таких скоростей, которых достигают звездолёты из «Star Trek». Здесь кстати будет упомянуть, что в дальнейшем литературном развитии вселенной из «Туманности…» (а именно в романе «Час Быка») это компенсируется созданием новой технологии Прямого Луча, которая будет позволять практически мгновенно перемещаться на огромные расстояния через ноль-пространство (очевидно, эквивалент подпространству из «Star Trek»).

Немаловажная деталь экипажа «Тантры» – специфическая униформа, причём судя по всему различия в униформе членов экипажа объясняется их должностями, деятельностью на звездолёте. На груди униформы большинства из членов экипажа можно увидеть специальный знак, представляющий из себя две тёмные округлости, по центрам которых размещены направленные вверх и влево и выходящие из него две дугообразные стрелы разного цвета (серебристо-серый и красный), по своей форме очень напоминающие символ Звёздного Флота, разная интерпретация которого построена на стреле такой же формы, но направленной вверх. Этот знак вероятнее всего обозначает принадлежность членов экипажа к звездолёту. Как видим, униформа и символика «Туманности…» тоже пересекается со «Star Trek», однако если в последнем было всего несколько видов униформы (причём похожей даже для разных специализаций), то на «Тантре» было намного больше интерпретаций одежды для экипажа – чуть ли не отдельный стиль для каждого конкретного члена команды, да и в целом люди «Туманности…», не только члены экипажа звездолёта, отличались уникальными стилями одежды, что подчёркивало в фильме индивидуальность каждого отдельного человека. Дизайнеры одежды в фильме действительно постарались, выполняя свою работу, однако такая пёстрость нарядов делает классификацию персонажей запутанной, и не всегда понятно кто есть кто в фильме, то есть сложно проследить систематизацию в униформах людей, даже если она и была, то это для меня осталось в умолчаниях. Впрочем, об отсутствии системной целостности в фильме я уже упоминал. А ещё мне очень интересно предназначение шлема на голове врача «Тантры».

Второй элемент, который следует рассмотреть – это высадка экипажа на планету «железной звезды», его оснащение и пребывание на планете. Сама планета была показана довольно однообразно – затемнённая каменистая поверхность красноватого оттенка с клубящимся над ней паром. Приземление звездолёта на поверхность не показали, да и вообще сам внешний вид звездолёта был показан только уже на планете (во время полета в космосе и на орбите планеты показывали только динамическое изображение в иллюминаторе). Особого впечатления внешний вид звездолёта не производит. Визуально на глаз его размер в длину колеблется где-то в пределах метров 70, что довольно немного для привычного представления о размерах звездолётов (сравнить его размер, к примеру, со звездолётами класса «галактика» из Star Trek – длина Enterprise-D 642,5 м в длину). Но чем больше – не всегда означает лучше.

Более эстетически совершенными мне показались кадры с инопланетным кораблём, найденным экипажем на поверхности планеты, причём как внешний вид самого корабля, имеющего, между прочим, футуристическую форму тарелки, так и его изображение на фоне планеты – довольно реалистичные кадры, как по мне. Причём визуально неземной корабль выглядит намного большим, чем земной.

Совершив посадку на чужой планете, команда корабля выходит на её поверхность в специальных скафандрах. Визуально внешний вид скафандров более совершенен с моей точки зрения, чем видение скафандров у создателей Star Trek: TOS, однако что мне не даёт покоя – это то, что, несмотря на наличие на головах команды прозрачных защитных шлемов, остаётся непонятным как они дышат внутри скафандров, если нигде не видно баллонов с кислородом. Остаётся предположить, что кислород каким-то образом синтезируется внутри скафандров неизвестным мне образом. Также отмечу один диалог между двумя высадившимися на планету членами экипажа:

«Ну как твоя планета?»
«А почему моя?»
«А чья же ещё? Ну кто открыл «железную звезду»?»
«Планета как планета, жить можно.»

Мне вот стало непонятно, как можно жить на планете, на которой приходится ходить в скафандрах и на которой не видно даже малейших следов биосферы. Можно жить разве что в скафандре или искусственной среде обитания, пока не кончатся запасы еды и кислорода.

Чтобы передвигаться на поверхности планеты команда высадки использует вездеход, по своему виду напоминающий насекомое – смотровая прозрачная кабинка-голова с антеннами-усиками и продолговатое тело. Получается какой-то таракан, ползающий по другим планетам. Возможно, отличное средство запугивания местных аборигенов на других планетах. Что касается чужой планеты, показанной в фильме, то по мере исследования близлежащей местности и инопланетного корабля команда встречается с неведомой инопланетной штукой в лучших традициях Оригинального Стар Трека, и даже теряет одного из членов экипажа, которого убивает инопланетное существо, полностью опорожнив скафандр от человека. Вступив в конфликт с агрессивно настроенной тварью, капитан применяет против этой твари лучевое оружие, по сравнению с которым звёздно-флотские фазеры выглядят невинными безделушками. Это оружие на своему виду и действию – настоящий лазерный миниган. Забавно, что по видению создателей фильма питание к лучевому оружию будет доставляться через провод, который вслед за ним тянули члены экипажа. Позже в руках экипажа покажут устройства, по своему внешнему виду напоминающие то ли сканеры, то ли лазерное оружие более меньшего размера (аналог уже обычным звездно-флотским фазерам), я больше склоняюсь ко второй версии.

Для того чтобы проникнуть в чужой корабль, команда запускает робота с усиками-антеннами на голове (опять используется насекомо-подобрая техника), напоминающим своим бочкообразным корпусом и манерой двигаться R2D2 из Star Wars, но в отличие от последнего робот из «Туманности Андромеды» оснащён руками-манипуляторами. Будучи вооружён лазером, робот начинает прожигать в оболочке корабля отверстие, через которое экипаж намеревается попасть внутрь инопланетного судна (эквивалент лазерной технологии, показанной в Star Trek, в котором с помощью лазера прожигали отверстие в скале в пилотном эпизоде TOS «Клетка»), однако это предприятие не увенчивается успехом – корабль имеет средства защиты от подобных вторжений.

Чуть позже, колеся на планете в поисках владельцев спираллодиска, экипаж таракана обнаруживает на её поверхности другой земной корабль – «Парус», в который удаётся проникнуть. Становится известно, что на земных звездолётах «Туманности…» так же как и на земных звездолётах из Star Trek ведутся голосовые полётные дневники. Технология хранения и считывания такого дневника выглядит удивительно современно, поскольку дневник хранится в небольшом металлическом цилиндре, вставляемом в специальное отверстие для его считывания. Такое устройство хранения информации своим внешним видом очень напоминает современные флэш-накопители, однако устройство считывания в фильме выглядит несколько показушно из-за вращающегося кольца вокруг отверстия, да и цилиндр не вставляется в контакты отверстия, а просто туда вбрасывается. Потом когда считывание завершено, цилиндрик оттуда выскакивает (правда, это не показали, показали только уже высунувшийся цилиндрик), очевидно это что-то на манер того как выскакивают тосты из тостера.

Помимо всего прочего, точкой пересечения фильма «Туманность Андромеды» и зарубежного Star Trek является вопрос о эмоциях. Завязано это было на том, что капитану «Тантры» не давала покоя одна из членов его экипажа, признававшаяся ему в любви. Межу прочим, во Вселенной Star Trek такое поведение считалось неодобрительным и вообще любовные отношения капитана с членами своего экипажа считались непозволительными (зато частая смена партнёров вне экипажа звездолёта позиционировалась в ТОСе в лице капитана Кирка чуть ли не нормой, но к моему счастью в более поздних сериалах капитаны стали вести более целомудренный образ жизнь, в отличие от их развратного прообраза). Во многом благодаря этому мне было непривычно видеть разговоры о любви с капитаном его подчинённой, да и притом ещё при присутствии других членов экипажа, не говоря уже о том, что капитан был намного старше влюблённой в него девушки. Когда эта девушка получает травму при нападении на неё инопланетной штуки и оказывается в состоянии, похожем на кому (в фильме оно классифицируется как «полный коллапс»), капитана начинают терзать эмоции в отношении неё, он сожалеет, что раньше не отвечал ей взаимностью и хочет всё исправить, но не может, потому что она без сознания. После этого к моему удивлению начинается настоящий Dollhouse. Видя терзания капитана, врач звездолёта сообщает ему, что «современная неврология проникла в процесс возникновения эмоций… медицина владеет возможностью воздействия на те мозговые центры, которые ведают сильнейшими переживаниями». На что капитан отвечает: «Вы предлагаете воздействовать на мою любовь и тем самым избавить меня от страданий?». «Страдания лишают вас разума, а разум ваш нужен экипажу», – вполне логично и рационально отвечает капитану врач звездолёта. Подумав, капитан приходит в медотсек, где в просторной комнате его ждёт кресло и оборудование для воздействия на мозг (ну прямо как в «Кукольном доме»). Однако, люди «Туманности…» не являются готовыми к тому, чтобы отказаться от эмоций подобно тому, как это сделали вулканцы из Star Trek. Они не видят в этом преимуществ и рационального подхода к жизни. Командир Эрг прерывает сеанс и остаётся со своими эмоциями, не желая отказываться от них. Он предпочитает страдать вместо того, чтоб вычленить из разума эмоции, вносящие помехи в его жизнь. В его теории «страдание… ведет к пониманию, понимание – к любви, так замыкается круг». Ну что ж, у каждого свой путь…

Возвращаясь к описанию технологий фильма, замечу, что якобы «высокотехнологический» обруч, одетый на Эрга для проведения сеанса мозготерапии состоит из закрепленных на прозрачном пластмассовом ободке радиодеталей, в частности по его бокам я разглядел размещенные два больших переменных конденсатора. Остаётся непонятным их предназначение и задумывались ли о нём вообще декораторы фильма, конечно подобные устройства в будущем могут лишь быть похожими на старые конденсаторы, но если это всё-таки конденсаторы, то неужели в будущем продолжают использовать старые радиодетали, и если да, то как связаны два конденсатора, укреплённые по бокам головы, с работой мозга? И почему на обруче размещены только конденсаторы, как такое размещение согласуется с остальными компонентами устройства, которые, как я понимаю, размещены вне обруча, но соединяются с ним по проводам?

Ещё одна деталь фильма, заслуживающая внимание – автоматические двери в медотсек, которые являются 100%-ным эквивалентом дверей из ТОСа. Но в отличие от Star Trek, в «Туманности…» такие двери размещены не везде по кораблю; например, при входе на мостик двери вообще не механические, а что-то вроде вертушки. Но меня порадовало, что вообще показали такие двери в советской фантастике 60-х годов.

Кроме всего вышеперечисленного, в фильме была показана ещё одна технология, которая своим видом очень напоминает технологии нашего времени. Остаётся только гадать, является ли это научным предвидением авторов картины или просто случайностью. Речь идёт о показанном в начале фильма во время одной из земных сцен столе Дар Ветра, стоящем на берегу моря. На нём отчётливо можно увидеть технологию, напоминающую своим внешним дизайном современный ноутбук, причём видно что это вполне функциональное устройство, расположенное в центре рабочего стола, и вовсе не элемент стиля фильма, и это в 1967-м году…

Был также один забавный момент в фильме, который мне особенно понравился. Во время исследования «Паруса» на фоне всё время был звук техники звездолёта (эдакий технологический гул), и перед тем моментом, когда команда найдёт полётный дневник, слышится фраза: «Может кто-нибудь выключит, наконец, этот проклятый сигнал?» Капитан подходит к одному из пультов управления корабля и нажатием какой-то кнопки отключает что-то. Звук исчезает и становится тихо…

Подводя итог всему вышеизложенному обзору, можно сделать вывод, что фильм, несмотря на мелкие визуально-технические несуразности, для понимания фантастики в 60-х годах выполнен на довольно высоком уровне и ничем не уступает зарубежным аналогам своих лет. Однако, как и большинству советских фантастических фильмов, «Туманности Андромеды» не хватает логики в соотнесении элементов и событий фильма друг с другом, и их причинно-следственной обусловленности, то есть, говоря другими словами, во многих советских фантастических фильмах мною было замечено внедрение различных элементов с целью «абы було» или «для антуража», без рассмотрения логичности их обусловленности и присутствия в кадре, то же касается и логики действий на экране персонажей. Замечу, что по отношению ко многим другим образцам советской фантастики, «Туманность Андромеды» выглядит ещё довольно реалистично, но целостности экранизации всё равно не ощущается, что может обуславливаться её незавершённостью. В идейно-смысловом плане экранизация безусловно интересна и в ней затрагиваются многие актуальные до сих пор вопросы научной фантастики, такие как контроль разума, сжатие времени, контакт с инопланетными существами и т.д., однако в фильме многое остаётся в умолчаниях. В визуально-техническом аспекте фильм выполнен для 60-х годов на довольно высоком уровне, и, несмотря на отсутствие компьютерных спецэффектов, выглядит довольно зрелищно, во многом благодаря качественному антуражу, проработанным элементам дизайна объектов фильма, хорошо поставленному освещению и прочее. Всем любителям жанра фантастики рекомендую фильм к просмотру, как уникальный образец отечественной космической кинофантастики, не уступающий в визуально-техническом плане западным образцам 60-х годов, наподобие Star Trek: TOS, советским аналогом которого можно смело назвать нашу «Туманность Андромеды».

Январь, 2011 г.


Рецензии