Левиафан

Фильм "Левиафан" ("Leviathan", производство США-Италии) вышел на экраны в 1989 году, отнести его можно к жанру фантастического хоррора. Снял это кино ныне покойный режиссёр Джордж Пан Косматос (русским легко запомнить его фамилию), преимущественно известный такими своими режиссёрскими работами как "Рэмбо 2", "Тумстоун" и "Кобра" (удостоенная критики и Золотой малины, но принятая зрителями), кроме того он был сценаристом первых своих фильмов. В целом его фильмы отмечаются средними рейтингами. В интересующем нас жанре Пан Косматос помимо "Левиафана" снял только фильм ужасов "Неизвестная тварь" (Of Unknown Origin, 1983) про гигантскую крысу-мутанта. Что же касается "Левиафана", то это единственная работа Косматоса, которую можно считать научно-фантастической.

У фильма два сценариста - Дэвид Уэбб Пиплз (отметился в своё время работой над сценарием к "Бегущему по лезвию", 1982) и Джеб Стюарт (принимал участие в написании сценариев к фильмам "Беглец", 1993 и "Крепкий орешек", 1988).

Фильм "Левиафан" продолжает собой традиции таких культовых фантастических хорроров, как "Чужой" (Alien, 1979) и "Нечто" (The Thing, 1982) и сюжетно очень похож на них (сражение персонажей фильма с каким-то монстром в замкнутом пространстве). После успеха двух вышеназванных фильмов пришла мода на подобные сюжеты и в результате 80-90 годы обильны на фильмы подобного содержания, среди которых большая часть относится к "категории Б" (малобюджетные жанровые картины, не предназначенные для массового проката в кинотеатрах), но данный фильм подобно "Чужому" или "Нечто" формально является продуктом А-уровня и даже собрал в своё время в кассе США $15 млн. Бюджет фильма неизвестен, но я предполагаю что он относительно небольшой для фильмов такого уровня.

Неформально же фильм более похож на "категорию Б", причём имеется ввиду не сюжет, не актёрский состав, а само визуально-динамическое содержание фильма. Сюжет здесь вполне оригинален как для вариации на тему "Нечто" или "Чужого". Общие элементы тут - команда персонажей, будучи на задании, натыкается на заброшенный объект, в результате чего происходит заражение одного из них и появляется неведомая тварь, мутирующая и убивающая людей, с которой и предстоит сразиться персонажам. Такое описание подходит, наверное, под большинство фильмов в данном направлении жанра. Данный же фильм отмечается тем, что его действие смещено на глубоководную станцию. Тема эта тоже не нова, так как около 90-х было снято несколько фильмов, использующих тематику глубоководного погружения (например, "Бездна", "Зло из бездны", "Глубокое погружение", "Глубоководная звезда шесть", "Повелители глубин"), однако данный фильм можно выделить по ряду особенностей (тематика, статус, актёрский состав).

В фильме по контракту с корпорацией бригада шахтёров добывает полезные ископаемые. Руководит бригадой из 6 человек (среди которых 2 женщины и 1 негр) геолог Стивен Бек, для которого такая работа вынужденна и не лучшим образом подходит для его научных интересов, однако он с достоинством бросает вызов своему умению быть руководителем. Такая ситуация вводит элемент психологизма в фильм, который также составляют взаимоотношения других персонажей между собой и внешним миром, который представлен в основном корпоративной тёткой на экране, с которой персонажи иногда связываются. Также в фильме наличествует злободневная тема о пренебрежении корпорациями жизнями своих сотрудников ради своего бизнеса. В фильме со стороны корпорации постоянно оттягивается спасение персонажей, а связывающаяся с ними тётка пудрит им мозги про "объективные" причины задержки эвакуации, за что под конец фильма и получает от главного героя ББПЕ (к слову, и только она из персонажей фильма демонстративно закуривает в кадре). Ну, авторы фильма этим недвусмысленно намекнули какого они мнения про такую корпоративную "этику" и бюрократическую бездуховность. Однако, данная тема в этом жанре не нова и несмотря на её актуальность, идейно фильм повторяет/интерпретирует темы своих культовых предшественников, например того же "Чужого" (где, как известно, была компания Вейланд-Ютани, для которой было главнее выполнение миссии, а не выживание команды корабля).

Главного героя и командира в фильме играет Питер Уэллер, наиболее известный зрителям по своей главной роли в "Робокопе" (1987), из фантастики сыграл также главную роль в фильме "Крикуны" (1995), ну и у Пана Косматоса он уже играл в его предыдущем уже упоминаемом ужастике "Неизвестная тварь". А вообще работ у актёра много. Другие актёры фильма не так приметны, хотя и не все небезизвестны, но стоит заметить, что самого озабоченного персонажа с вызывающим поведением, который, к тому же, и погиб первым, сыграл Дэниел Стерн, которого многие помнят по роли одного из бандитов в двух частях комедии "Один дома" (Home Alone).

Фильм характеризует то, что главные персонажи не строят из себя пафосных героев и ведут себя довольно адекватно и естественно в кадре, характеры их преподнесены довольно разнообразно и подчёркнуто, что делает команду не банальной и интересной. Доктор Томпсон так вообще противоречивый персонаж. Вообще демонстрация персонажей и их отношений в период завязки фильма даже превалирует над динамической составляющей и развязкой, которая получилась довольно скомканной и сумбурной. И большую часть фильма интересней наблюдать за демонстрацией персонажей и как они справляются с возникшими трудностями (а это большая часть фильма) до того, как началось бушевание образовавшегося монстра (меньшая часть). Также смерти персонажей не кажутся шаблонными как во многих подобных фильмах (хотя и типично кого именно оставили под конец в живых, да и умирают персонажи по своему типажу), а покончившая с собой рабочая так и вовсе нетривиальный подход. Понравилась героиня Уилли - красивая, спортивная, умная девушка, которая к тому же отказалась бухать с остальными персонажами, препочтя этому пробежку.

Продолжая говорить о сюжете фильма, то здесь авторы решили соригинальничать и тварь проникает на станцию из найденного в глубинах океана затонувшего советского (!) судна "Левиафан". Русская сторона в фильме представлена в целом непредвзято, однако наличествуют некоторые отголоски холодной войны и американские штампы, например в виде найденной в поднятом из корабля сейфе бутылки водки (ну хоть шапку-ушанку и балалайку там не нашли), а также вызывает недоумение такое название советского корабля. Думаю, непрактично было бы в СССР называть свой военно-исследовательский корабль, да к тому же ещё наверняка и секретный, таким мифологическим словом как "левиафан". К слову, исторически левиафан - это название морского чудовища, упоминаемого в Библии. Исходя из этого название фильма и корабля является наглядным и символистичным, однако нереалистичным по отношению к советской эпохе. Ну не принято было в СССР так называть корабли, но это уже недочёт сценаристов/постановщика в пользу эффектности. И, как было замечено кинокритиком Сергеем Кудрявцевым, Пану Косматосу было свойственно давать своим фильмам такие надуманные мифологические названия, особенно в ранних работах.

Довольно любопытным в фильме вижу тот факт, что заражение персонажей пошло через русскую водку (а ведь это даже не трэш). Самый беспокойный персонаж Сикспэк припрятывает себе найденную в советском сейфе флягу с водкой, откуда затем и пошло заражение, приводящее к мутациям людей и превращению их в морских чудовищ. Как потом оказалось по сюжету, именно таким образом на корабле проводилось экспериментальное заражение людей (ох уж эти бесчеловечные советские учёные!) - через подмешивание мутагенных веществ в продукты употребления людей, в данном случае таким продуктом оказалась водка. Специально или нет, но в фильме прослеживается метафорическая аналогия "водка-генетическое оружие". Выпиваешь водки, и ты уже не человек - заболеваешь, умираешь, превращаешься в морского мутанта на своей биологически-интеллектуальной основе и начинаешь сеять в округе хаос и разрушение. А персонажи, выпившие воду из водочной бутылки, не заразились ведь. Учитывая, что алкоголь по эффекту и воздействию действительно можно признать генетическим оружием против человечества, то такая аналогия-метафора вполне любопытна, интересно только безструктурно она проявилась в сюжетной матрице фильма или таков и был символизм сюжетного задума.

Саундтрэк фильма местами превосходен и в целом хороший, написал его талантливый мастер своего дела, ныне тоже покойный Джерри Голдсмит, неоднократно известный своими композициями к фантастическому кино, в том числе саундтреками к серии фильмов "Звёздный путь".

Что касается декораций и спецэффектов, то декорации, техника и оборудование в фильме выглядят прилично, хотя ничего особенного из себя и не представляют. Помещения корабля детализированы и выглядят реалистично. Показана работа компьютеров тех лет. Эффектней всего в фильме смотрятся, пожалуй, глубоководные скафандры шахтёров. Представленный же в фильме монстр и его метаморфозы реализованы довольно уныло и посредственно, особенно по сравнению с шокирующими кадрами в "Нечто", который был снят за 7 лет до "Левиафана". Как раз по всему этому монструозному действу фильм неформально и походит больше на "категорию Б". А сцена на водной поверхности под конец фильма так и вовсе напоминает кадры из 50-х годов. Напугать всё это едва ли может (хотя такие потуги и делаются), хотя отдельные моменты в фильме довольно отвратительны, но никакой особой натуралистичности или динамической зрелищности там мне представлено, особенно по сравнению с "Нечто".

К тому же получившееся в итоге мутаций чудовище ничем таким особенным по виду и возможностям не выделяется, чтобы запомниться зрителям и стать таким же культовым монстром, каким стал ксеноморф из "Чужого". Это объясняет и почему сам фильм не стал культовым, но любителям жанра его стоит посмотреть обязательно, как один из качественных фильмов на эту тематику, но никаких откровений или потрясений воображения от него ждать не стоит - всё выдержано на среднем уровне - вторично, но не второсортно.

Таким образом, спецэффекты в фильме посредственны, динамика слабовата, получает хаотическое воплощение под конец и не является сильной стороной фильма, научно-фантастическая составляющая в фильме тоже мало выражена, но в фильме выдержаны глубоководная реалистичная атмосфера и обстановка, и акцент делается на взаимоотношениях и поведении персонажей, столкувшихся с фактом биологического заражения и мутаций. Именно это прежде всего и побуждает следить с интересом за происходящим в фильме.

Декабрь, 2012 г.


Рецензии