Лососевые водоемы - Озеро Карымское

26 сентября 1976 г. в оз. Карымское было выпущено 150 производителей кокани (жилой формы нерки), а 28 октября 1977 г. — 100 сеголетков кокани, взятых из оз. Кроноцкого (Куренков, 1999).

Оз. Карымское расположено на Восточном побережье Камчатки, примерно в 150 км от Петропавловска–Камчатского, в кальдере влк Академии Наук, прилегающей к действующему влк Карымский. Высота над уровнем моря — 624 м, площадь водного зеркала —  около 12 км2, максимальная глубина — 80 м (до подводного извержения 1996 г.). Из озера вытекает р. Карымская, имеющая в верхнем и среднем течении несколько водопадов высотой от 4 до 30 м и являющаяся непроходимой для анадромных рыб (Куренков, 1999).

На южном берегу озера расположена группа термальных источников. Температура в грифонах близка к кипению, при впадении в озеро — около 70оС. Ледостав продолжается 8,5 месяцев — с начала декабря по вторую декаду июля. Эпилимнионная зона невелика и в период максимального развития (первая декада сентября) не опускается глубже 10–15 м, что является характерным для горных озер Камчатки (Куренков, 1999).

В январе 1996 г. в кальдере влк Академии Наук под водами  оз. Карымского произошло извержение. Ихтиологические и гидробиологические исследования в оз. Карымском проводились в период 1985–1992 гг., т. е. 4–мя годами ранее подводного извержения, которое оказало отрицательное воздействие на фито– и зооценозы оз. Карымского. Подводное извержение привело к значительным изменениям в морфологии, гидрологии и гидрохимии водоема, а также уничтожению практически всей биоты, в том числе и популяции кокани (Куренков, 1999; Лупикина, Жаковщикова, 2003).

По данным С. И. Куренкова (1999), до извержения, фитопланктон в оз. Карымском был представлен двумя массовыми видами диатомовых водорослей — Melosira italica sbsp. subarctica  и Asterionella gracillima. Частые и обильные пеплопады на зеркало озера выполняли одновременно две функции — фертилизационную и супрессорную. За 8 лет наблюдений было отмечена снижение численности  M. italica на три порядка (в 1000 раз).

Аналогичную динамику численности обнаружил и кормовой зоопланктон,  представленый двумя видами —  Acantocyclops vernalis и Daphnia pulex. Эти пелагические ракообразные оказались под двойным прессом — выедаемостью интродуцированной кокани и нехваткой кормовых ресурсов фитопланктона для собственного воспроизводства. Впрочем, популяция дафнии, скорее всего, не успела испытать второго пресса, т. к. исчезла в оз. Карымском через несколько лет после вселения туда кокани (Куренков, 1999).

Другим гидробионтом, игравшим значительную роль в питании кокани, особенно старших возрастных групп, являлся Gammarus lacustris, до вселения  кокани создававший крупные скопления в зонах выхода термальных вод, но позже, через несколько лет после вселения,  снизивший почти в 100 раз свою численность (Куренков, 1999).
Кокани, после первого нереста, как и анадромная нерка, погибает (Куренков, 1977, 1979). Интересно то, что около 4% половозрелых особей кокани второго сезона нереста в оз. Карымском пришлось на рыб старших возрастных групп, которые остались живыми  после первого.

Это явление, впервые обнаруженное на Карымком озере, в дальнейшем проявилось и при пересадках кокани в другие безрыбные озера, т. е. в первом поколении вселенцев. В зависимости от благоприятности кормовых условий и плотности, возникало от 2 до 20% особей, переживших первый нерест и, спустя примерно 10–12 месяцев, вновь приобретавших серебристый наряд, сохраняя на чешуе отчетливую нерестовую метку и следы зарубцевавшихся нерестовых травм на хвостовом стебле и плавнике (Куренков, 1985, 1999).

В 1986 г. популяция кокани в оз. Карымском достигла полного набора возрастных групп — от 0+ до 5+ лет, а также максимума своей продуктивности, поскольку ее ядро нагуливалось в наилучших условиях, наблюдаемых за весь период эксперимента.
В результате увеличения плотности популяции и ухудшения кормовых условий, с 1988 г. средние размеры производителей кокани стали неуклонно снижаться и к 1992 г. достигли минимальных величин (1984–1988 гг. — 30,7–27,6 см, 1992 г. — 18,2 см). Резко увеличилась доля самцов. Период 1992–1995 гг. был этапом относительной стабилизации структуры популяции интродуцентов. Но, в начале января 1996 г. в результате извержения влк Карымский и образования подводного кратера на дне оз. Карымского, популяция кокани и все живое были уничтожены (Куренков, 1999).

В настоящее время, по результатам семилетнего (после извержения) биогеохимического мониторинга  бассейна и акватории оз. Карымского установлено, что восстановление исходного солевого состава, щелочности воды и диатомовой флоры этого озера идет медленно, особенно планктонного компонента. За 7 лет наблюдений еще не обнаружены представители родов Cyclotella, Campylodiscus, Synedra, Asterionella (Лупикина, Жаковщикова, 2003).


Литература

Бугаев В.Ф., Кириченко В.Е. 2008. Нагульно-нерестовые озера азиатской нерки (включая некоторые другие водоемы ареала) // Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 280 с. 

Бугаев В.Ф. 2011. Азиатская нерка-2 (биологическая структура и динамика численности локальных стад в конце ХХ - начале ХI вв.)// Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 380 с. + Цв. вкл. 20 с.


Рецензии