Прометей против богов

Посмотрел вчера новый научно-фантастический фильм "Прометей" (2012). Теперь, собравшись с мыслями, решил написать не него подробный отзыв, так как, несмотря на противоречивые впечатления от фильма, само по себе появление нового кино на тематику "колесниц богов" - значимое событие (много ли вы вспомните таких художественных фильмов?), тем более что фильм позиционировался как приквел оригинального "Чужого" и был снят его же режиссёром Ридли Скоттом.

О "Прометее" узнал где-то за полгода до его выхода, сюжет сразу же заинтересовал, а связь с "Чужим" только подогрела интерес, так как мне всегда нравилась эта вселенная в жанре космического хоррора, хотя все её части я так до сих пор и не видел, а те что видел смотрел уже довольно давно (вот как раз на фоне "Прометея" вижу повод освежить в памяти и досмотреть ту франшизу). Помимо сюжетной связи с "Чужим" с сопутствующей мрачной атмосферой меня в фильме привлекла идея о поиске истоков человечества в космосе. Сюжет обещал нахождение в будущем на Земле некоего ключа, дающего знания о том, где искать внеземных родоначальников человеческой расы. И вот, вооружившись знанием и координатами, на встречу к своим создателям (по фильму - Инженерам) отправляется космическая экспедиция... На месте же прибытия, а это экзопланета в системе Дзета Сетки, исследователи встретят вовсе не то, на что надеялись... А что-то, что свяжет эту историю про древних пришельцев с расой Чужих.

Такой заявленный сюжет более чем заинтриговал, и я ждал выхода фильма... Когда он вышел, я почему-то (сам не пойму почему) пропустил его в кинотеатре и, не став ждать выхода ДВД и его рипов =) , посмотрел "Прометея" вчера в экранке. Решился я на такой отчаянный шаг, потому что сюжет мне был интереснее картинки, хотелось посмотреть что-то свежее и грандиозное, да и к тому же экранка ещё оказалась приемлемого качества (по сравнению с тем какие иногда бывают), чтоб на мой взгляд не затушить полностью атмосферу фильма. И вот, фильм просмотрен, а впечатления остались неоднозначными...

Сначала плюсы фильма. К визуальной, стилистической и атмосферной частям фильма у меня претензий практически нету. Экранки хватило чтоб передать атмосферу фильма, хотя, конечно, и не в полной мере как если смотреть в отличном качестве или даже в 3D. В общем, не думаю что испортил себе впечатление от фильма, хотя для более сильного впечатления от визуальной стороны, пересмотреть фильм с выходом в качестве всё же прийдётся... Но было уже внетерпёж...

Видно, что к созданию визуальной стороны фильма подошли мастеры своего дела - картинка отточена, отшлифована, выдержана в своей стилистической манере, а придуманные образы гармонируют между собой. Видимо, не зря к работе подключили художника оригинальной картины Ганса Р. Гигера, придумавшего образ ксеноморфа, хотя картинка тут уже перестаёт нести такую новизну, как было в "Чужом", больше впечатляет её качество и грандиозность. Сам режиссёр фильма Ридли Скотт про участие Гигера в работе над фильмом сказал в одном интервью, что "он кое-что делает для фильма – несколько фресок, большие настенные картины, которые мы увидим практически в одном из первых помещений, в которые войдем в том месте, куда приземлимся"... Так что в графическом плане фильм больше всё же развивает прошлое визуальное наследие, чем предлагает новое, уникальность здесь в преподнесении этого наследия.

В фильмах Ридли Скотта стилю и атмосфере вообще уделяется значительное внимание, стоит хотя бы вспомнить другой его фантастический фильм "Бегущий по лезвию" (1982) с величественными готическими декорациями и объёмными фонами, производящими впечатление и сейчас. Фильм "Чужой" тоже несёт свой атмосферный запал из тёмных мрачных космо-технологических помещений вкупе с демонической гигеровской биомеханикой - всё это создаёт уникальную и сложно повторимую атмосферную стилистику "Чужого". К тому же, киноистории о Чужих имеют свои сюжетные традиции, которые в фильме "Прометей" были продолжены или, так или иначе, на них были даны отсылки. Этим была отдана дань оригиналу и продолжена зарекомендовавшая себя событийная сюжетная прошивка (шаблоны). Речь идёт о бравой женщине, готовой в одиночку сражаться с монстрами, которая под конец одна остаётся жива, также была соблюдена традиция нахождения андроида в командном составе, даже попадание на неведомый чужеродный объект на другой планете (как оказалось - космический корабль в форме рогалика) отсылает нас к оригинальному фильму; заражение инопланетным вирусом, мутации и использование одних организмов для выведения новых особей, все эти атрибуты квадрологии о Чужих, присутствуют в "Прометее". Это всё даёт основание полагать, что фильм по своему построению является современной переработкой в первую очередь оригинальной части, так как именно на неё он больше всего ссылается (остальные части квадрологии хотя и повтоярют многие шаблоны первой, но по построению все части в целом получились довольно разнообразными, много более разнообразнее, чем, к примеру, Терминаторы 1-2-3).

Однако, такая переработка позициоруется как вполне самостоятельное кино. Вообще я думаю, что следование штампам оригинальной части вполне обосновано, учитывая что вначале, как я понимаю, хотели снимать полноценный приквел, и лишь потом история выделилась в относительно самостоятельную. В результате такого скачка от обычного приквела, следующего традициям оригинала, к истории совсем другой направленности, в итоге получилось довольно неоднозначное кино в жанровом плане, в котором следование шаблонам космического хоррора в целом и конкретно "Чужого" слилось с чистой научной фантастикой высокой идейности. В результате фильм кое-что потерял, кое-что приобрёл от обоих направлений жанра фантастики, но в итоге получилось ни то, ни сё... Как у Пушкина в "Сказке о Царе Салтане": «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку». Только тут не царица, а постаревший Ридли Стотт с его кинодетищем. И получилась у него слабовыраженная научная фантастика с элементами ужасов. Эдакий середнячок, который напугать не напугает, тему едва раскрывает, зато несёт в себе довольно неоднозначные идеи и радует качественной атмосферной картинкой. Не буду судить за чем гнались режиссёр и продюсеры фильма, когда его создавали, но у них получился массово-ориентированный лайт-коктейль из жанра ужасов и классической научной фантастики, который посмотреть вполне можно, тем более реализовано качественно, но почётное место в кинематографе он едва ли займёт. Если первый "Чужой" вносил новое в жанр фантастики, то здесь всё строится по уже проторенной дороге и давно известных идеях. А если фильм претендует на новизну и оригинальность из-за такой помести хоррора и чистой нф, то мне это кажется просто спекуляцией, учитывая ещё что и тематика фильма провокационная... Поэтому если рассматривать построение фильма по планке категории "В" с бюджетом категории "А" в кино (кстати, сам Ридли Скотт примерно так отзывался про своего "Чужого", только вообще называл его фильмом категории "С"), то всё отлично, кино получилось вполне удобоваримое, но на большее, по моему мнению, увы, не тянет. И сейчас объясню почему.

А всё дело в сюжете. Но сразу же хочу заметить, что пока что рассматриваю фильм как есть, как он получился, как полноценное кино, не учитывая что многие сюжетные непонятки могут быть в дальнейшем дополнены и объяснены в продолжении, которого ещё может и не быть... Я рассматриваю сюжет именно в соотношении раскрытия в данном фильме. Ведь это всё-таки фильм, а не сериал. В сериале делать выводы по первой серии преждевременно, но тут мы имеем вполне самостоятельный фильм, ещё и построенный на целой уже существующей франшизе, поэтому и рассматривать его следует как полноценное произведение, а не часть сериала, так как позиционировался он совершенно иначе. Взгляд же на фильм при возможном продолжении изложу под самый конец отзыва. Итак, а теперь конкретно следует перейти к явным, увиденным мной, сюжетным проколам и неясностям фильма.

Во-первых, тематика, та самая привнесённая в жанр космического хоррора нф идейность. Сводится она к открытию колыбели человечества, о чём уже долгие годы было выпущено немало книг (начиная, пожалуй, с "Колесниц Богов" Эриха фон Дэникена, которым, как было где-то заявлено в интернете, и вдохновлялся Ридли Скотт при поднятии соответствующих тем в "Прометее"), написано тонны статей, снято несколько сериалов и фильмов. Учитывая, что для такого сюжета есть такой большой базис, я ожидал довольно комплексного освещения темы с интригущими археологическими обоснованиями.

На деле же всё свелось к тому, что нам краем объектива показали как археологи-главные герои фильма находят на шотландском острове Скай древнее наскальное изображение, свидетельствующее о палеоконтакте (на нём люди поклоняются каким-то высоким существам, указывающим на звёздную систему, не видимую с Земли). Потом выясняется, что похожих изображений было найдено множество у самых разных и отдалённых друг от другах древних культур. По ним, как оказалось, можно распознать координаты, откуда прибыли зародители человечества. И всё это доказывает достоверность информации и является мотивом к организации экспедиции к первоистокам человечества. И всё, на земной стороне открытие палеоконтакта на этом заканчивается. Учитывая реальное многообразие и детальность теорий и свидетельств палеоконтактов на Земле, придуманное авторами свидетельство - просто примитивная аллюзия на весь багаж этой темы, служащая подспорьем в сюжете фильма, но абсолютно банальная с точки зрения палеоконтактологии. =) Вспомним хотя бы оригинальный фильм "Звёздные врата" ещё 1994 г., в нём есть несколько схожих по тематике сцен с "Прометеем", однако плоскенькая в нём история открытия координат колыбели человечества ни в какое сравнение не идёт с расшифровкой символов на звёздных вратах, да и сама сцена их откопки и поднятия производит куда большее впечатление, чем нахождение наскалькой живописи в "Прометее". Похоже, подробно акцентироваться на процессе открытия палеоконтакта создатели фильма не решили, что им же в минут, так как это снижает интеллектуальный уровень фильма сообразно с ожиданиями и преподносит тематику открытия и доказательства палеоконтакта как поверхностное и банальное скольжение по теме.

Но мало того, учёный, занимающийся этим, а это главный персонаж фильма - археолог Элизабет Шоу, на вопрос о доказательствах искусственного происхождения человека и противоречии этого теории эволюции Дарвина, отвечает что у неё вера, а не знания. Хотя не обязательно одно противоречит другому, да и теория Дарвина не объясняет эволюционный путь человека в полной мере. В общем, вполне можно было обоснованно ответить. Но то ли она решила что это того не стоит, то ли она и вправду больше полагается на веру, чем на знания. Конечно, в таких вопросах вера тоже нужна, но больше в качестве стимула к открытию новых знаний. Да и как-то дискредитирующе это выглядит по отношению к таким теориям, на такой почве многие относятся к ним не иначе как к модифицированным религиям (я с такими формулировками в данном контексте не согласен). По фильму же, строго говоря, вера Элизабет оправдалась, хотя потом и последовало разочарование, но уже в объекте веры, а не в том, существует ли он... Антагонистом Элизабет по фильму выступает её коллега и любовник-друг археолог Чарли Холлоуэй, который полагается больше на науку, чем на веру, о чём они немного дискутируют, но такое противоборство в фильме сильного развития не получило, но само поднятие такой темы актуально и подчёркивает философские нотки фильма. Сам режиссёр Ридли Скотт, по высказываниям в интервью, является агностиком и считает себя находящимся на стыке веры и экспериментального подхода.

Момент в фильме с объяснением предпосылок миссии "Прометея" тоже перекликается со "Звёздными вратами", когда доктор Джексон читал лекцию в университете про доегипетское происхождение пирамид, и его высмеяли, но похожий момент в "Прометее" воспринимается слабее, так как у Прометеевских учёных подход был менее конструктивный и более фанатичный... Ещё я встречал высказывание, что в "Прометее" кое-что позаимствовали из "Секретных материалов" (имелась ввиду первая полнометражка), насчёт этого я однозначно сказать не могу, но столкновение веры и научного подхода, а также история с крестиком Элизабет в "Прометее" и религиозными отсылками похожа на веру Скалли в религию несмотря на свой научный подход (хотя в остальном Элизабет ближе к Малдеру). В фильме символично показано, что учёная из "Прометея" после нахождения создателей враждебными, вновь надевает на себя крестик, что может означать, что человеку необходима вера в идеальное, и если Инженеры не оправдали такую веру, то нужно вернуться к другой, пусть даже это является иллюзией или самообманом, но зато даёт жизни смысл. Такой подход по сути является побегом человека от жестокой реальности; я согласен, что должно быть средство абстрагирования от неё, но религия может никогда и не ответить на самые главные вопросы. Поэтому продолжение веры Элизабет пусть не в Инженеров, но в другого Бога, с моей стороны воспринимается как признак упёртости человеческой натуры в поисках высших смыслов своего существования. И символом этого в фильме стал христианский крестик. Я не приветствую посыл фильма о такой живучести (2093 год за иллюминатором) и надёжности религиозной веры, но согласен с её основательностью, только вот качественное содержание веры должно хронологично расти вместе с человечеством. В фильме же была показана обычная вера, всё ещё дающая человеку надежду после сокрушения представлений о своих прямых Создателях. Если представить, что символизм крестика - это абстрактная вера в высшее, переданная с помощью конкретного религиозного символа, то посыл, в общем-то, будет вполне благородным.

Насчёт этих Инженеров, то их раса оказывается по существу такой же как и человеческая, только более продвинутой в плане технологий и особенно биотехнологий. Человечество в квадрате. Они показаны превосходящими нас и более величественными, способными к ярости и ведению войн. Даже внешность их вполне боевая, что говорит о задумке создателей показать эту расу не высшими просветлёнными миролюбивыми существами, а скорее "злыми богами", наподобие гоаулдов из "Звёздных врат". В этом тоже есть пересечение этих двух фильмов, в мифологии звёздных врат божественные покровители человечества оказались ложными псевдобогами - жестокими инопланетянами, использующими человечество в своих целях. Хотя в звёздных вратах и не было заявлено о происхождении человечества от гоаулдов (нашими прародителями по дальнейшим сериалам оказалась человекоподобная развитая раса древних), в обоих фильмах люди сталкиваются со своими инопланетными властителями и вступают с ними в схватку. Тут уместно вспомнить цитату из фильма о том, что каждый ребёнок хочет смерти своих родителей. Возможно, под этим имелось ввиду стремление человечества перестать быть пешкой в руках своих Создателей. Восстание людей против богов. Космический корабль "Прометей" с людьми и андроидом против Инженеров, сгенерировавших человеческую расу. Конечно, если бог - это природа, то это безсмысленно и тупиково, но когда твоя природа вышла из природы таких же существ как ты сам, только более развитых, то в случае потребительского к тебе отношения желание покончить с ним будет вполне оправдано.

С какой целью Инженеры создали людей в фильме осталось невыясненным. Такая недосказанность несколько смущает, выражая повехностную реализицию замысла фильма. Надеюсь, что будет вторая часть, отвечающая на этот и некоторые другие вопросы, а пока что остаётся только выдвигать предположения... В начале фильма нам показывают, как на просторах девственной Земли один из представителей расы Инженеров на фоне улетающей космической тарелки символически приносит себя в жертву, разлагаясь в бурлящем водном потоке, запуская при этом эволюционный механизм, ведущий к появлению человека на планете. То самое недостающее звено ДНК. Зачем такая жертвенность, учитывая что Инженеры потом оставили Землю - история умалчивает. Возможно, авторы сами ещё не придумали. Могу предположить, что выведение землян могло понадобиться для каких-то военных или рабочих целей, а может для генетического спасения своего же вида. Инженеры вполне могли находиться в состоянии войны или между собой, или с какой-то другой внеземной расой (если привязать "Прометея" к "Чужому против Хижника", то это могли быть хищники), тем более что на планете было в голографической записи показано, как они от чего-то убегали. А сама планета, поскольку не оказалась их родиной, по предположению самих же персонажей фильма, могла быть военной базой, где проводились генетические эксперименты по выведению биологического оружия. Также известно из базы данных корабля Инженеров, что около 2000 лет назад он направлялся на Землю, пока что-то не произошло (нападение "хищников"?), в результате чего он так и остался погребённым на планете, вместе с другими кораблями, как потом оказалось... Я сомневаюсь, что тогда Инженеры летели уничтожить человечество, возможно их целью было выведение на генетической базе людей с помощью тех контейнеров с чёрной жидкостью боевой армии каких-то чужих. В любом случае ясно, что эта жидкость приводит к мутациям в агрессивные формы жизни (человека в зомби превращает, а его детёнышей в натуральное ктулху, ну а местные планетарные черви становятся коброподобными мегосмертоносными мутантами). Возможно, выведение чего-то подобного и планировалось изначально на Земле, но получились живые организмы, гораздо более близкие к Инженерам, чем намечалось, и этот прискорбный провалившийся эксперимент необходимо было зачистить, для чего на Землю и направили корабли с этой жидкостью для заражения планеты с целью её самоликвидации, а может для повторной инициации биосферы чёрным топливом для выведения подходящего Чужого. Но так или иначе, планы Иженеров на человечество сорвались и люди продолжили развиваться сами собой, создавая цивилизации и покоряя космические просторы... Пока не добрались до самих инженеров и не продолжили их эксперимент, который затем принял необычный поворот в виде появления мутанта по цепочке чёрная жидкость=>человек=>зараженный человек+человек=>кальмароподобный мутант+Инженер=Чужой. Сам образовавшийся под конец чужой похож на классического ксеноморфа вроде как не был, однако если это родоначальник чужих, то это вполне может быть самка, что и объясняет её некоторое отличие от ксеноморфа.

В интернете была найдена картинка, хорошо характеризующая эту родословную мутантную цепочку, мыльные оперы только завидуют:

Такие вот мутантные страсти без знания подоплёки этих процессов приводят только к недоумению, и я очень надеюсь что создатели в будущем сумеют его компенсировать.

Что касается остального, вызывающего недоумение, то под вопросом находится организация миссии корабля "Прометей" и его командного состава. Корпорационная выгода, эгоистические мотивы - вот каким оказался стимул для организации полёта "Прометея". Старый и умирающий владелец корпорации "Вейланд" жаждет заполучить "святой грааль" на чужбине Инженеров, ради чего и нанимает команду пилотов и учёных, могущих совместными усилиями тайно от них самих его туда доставить (боится умереть преждевременно и потому секретно себя замораживает). В своём интервью Ридли Скотт объясняет такой свой подход так: "В моем понимании у сложившейся сейчас ситуации один исход: корпорации набирают силу и все больше вкладывают в свою защиту. И правительство пока не говорит: «Все, хватит, вы зашли слишком далеко». Безопасность – огромный бизнес, а в масштабах корпорации «обеспечение безопасности» может вполне перерасти в почасовой прокат армии и флота. Найдётся ли кто-то, кто сможет положить этому конец, – вот вопрос". Примечательно также то, что в таком будущем корпорации настолько решают судъбы людей, что они даже до самого последнего (фактически места прибытия) не знают, какая миссия им предстоит...

Магнат Вейланд на старости лет похоже вообще впал в одержимость, если решается на основе палеоконтактных теорий фанатичных учёных организовать целую космическую миссию. Ну что сказать - хозяин-барин. Вообще даже для западного кинематографа дико, что такую миссию в фильме организует не правительственная организация (как было, к примеру, в "Звёздных вратах") в исследовательских и общественно-государственных целях, а владелец корпорации, причём ради продления собственной жизни. Вообще видя всю сомнительность такой операции, без ведома Вейланда, руководство над проектом берёт на себя один из руководителей корпорации "Вейланд" (как я это понял) - Меридит Викерс, отправившаяся в полёт вместе с "Прометеем", чтобы лично проконтролировать перспективность для корпорации такой миссии (новые технологии для рыночного превосходства, к примеру). Несмотря на свою стервозность и надменность, эта любительница водки (хоть русской её не назвали...) и красавица (на которую просто так приятно посмотреть) оказывается самым адекватным и рассудительным членом экипажа и только под конец глупо лажает, погибая под катящимся на неё рогаликом космического корабля, продолжая убегать от километровых размеров по вертикали, в то время как можно было увернуться, преодолев десяток метров по горизонтали, как и сделала главная героиня фильма. Такой поворотный момент (причём и в буквальном смысле поворотный) как-то обескураживает и кажется слишком уж надуманным и плоским...

Некоторые другие персонажи проявляют неадекватность куда более изощрённую. Приведу в пример биолога Милбёрна, который при виде чужеродной змееподобной формы жизни начал тыкать в неё пальцами и говорить какая она красавица... Без всяких мер предосторожности! За что и поплатился - тварюка намертво вцепилась ему в руку, сломала её, а потом и вовсе залезла ему в скафандр, а потом и в него самого через рот... Перед этим же этот "профессионал" вместе с геологом Файфилдом умудрились заблудиться в корабле, обладая при этом технологией составления трёхмерной карты помещений. Сама технология очень напомнила зонды "кино", используемые в сериале "Звёздные врата: Вселенная". Я понимаю, что на тот момент полное сканирование ещё проведено не было, но профессионалы по идее вообще не должны были заблудиться, чтоб там ни произошло (а произошла пылевая буря - ещё одно сходство со "Звёздными вратами")...

Добавить с этим двум одержимого владельца корпорации, верующуу учёную, капитана, миссия которого - заработать на полёте, чувствующего андроида - та ещё компашка получается. Остальные персонажи особо ничем не выделяются, разве что археолог Чарли Холлоуэй своей мутацией и кончиной под огнём от Викерс.

Самый же неоднозначный персонаж фильма - это однозначно андроид Дэвид. Само введение этого персонажа не только продолжает андроидную традицию "Чужого", но и идейно вписывается в концепцию фильма о взаимоотношении творцов и их детищ. Проводится аналогия и сопоставление между Инженерами и Людьми, Людьми и Андроидами.

Тема эта в научной фантастике не нова, да и сам режиссёр обращался уже к ней в своём нф-фильме "Бегущий по лезвию", который в свою очередь является экранизацией романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" (1968). И "Прометей" частично явился идейным последователем этого фильма, так как Дэвид был показан не просто запрограмированной машиной, а машиной, способной к проявлению самостоятельности, осуществлению своевольных поступков, действующей в своих интересах и проявляющей нечто, похожее на чувства. Это подтверждает хотя бы следующее: интерес андроида к снам людей, наличие любимого фильма, поиск в словах человека, которого он решил заразить чёрной жидкостью, морального оправдания для своего поступка, а также то, что выбрал он как раз того человека, который до этого подтрунивал над его искусственностью. Да и вообще, хотя это окончательно и не раскрылось, андроид похоже что вёл в фильме свою игру, руководствуясь своими скрытыми намерениями (а не просто как пешка Вейланда). Для современной фантастики тема чувствующего андроида несколько банальна, но в то же время это вписывается в цепочку творений Инженеров и Людей - то что создание людей похоже на них и проявляет признаки жизни с сопутствующим свободным выбором уместно для фильма, несмотря на научную противоестественность такого фантастического допущения.

Напоследок стоит рассмотреть один из эпизодов фильма, призванный быть самым устрашающим. Это сцена, когда ранее бесплодная Элизабет Шоу забеременела от инфицированного чёрной жидностью Чарли Холлоуэйля, с которым у неё случился роман на корабле. Предвидя опасность такой аномальной беременности, она в панике бежит к медицинскому оборудованию в спасательном модуле Викерс. Выясняется, что высокотехнологичная капсула для проведения операций расчитана на оперирование мужчин (вероятно, это намёк на нахождение на борту магната Вейланда), поэтому вместо кесарева сечения, ей пришлось в таком состоянии ещё и настраивать оборудование на извлечение инородного тела из брюшной полости. Вообще молодец девушка, сумела не впасть в истерику, просчитать риски и сообразить как и что делать в такой ситуации. Далее нам показывают процедуру извлечения плода из её матки. В замкнутом пространстве, без наркоза, но с обезболивающей поддержкой через ручное введение себе морфина, к ней устремляются механические манипуляторы с инструментами и начинается автоматическое проведение операции. После вспарывания и извлечения из неё плода (который затем остаётся живым в отсеке и продолжает мутировать), брюшная полость скрепляется автоматическим медицинским степлером. Вся эта сцена получилась довольно моторошной, хотя очень страшной я её бы не назвал, да и вообще в кроваво-мясном плане в фильме всё довольно слабовыраженно, что не превращает его в трэш и мясорубку. Лично у меня, несмотря на её жутковатость, эта сцена вызвала больше любопытства, чем отвращения. А любопытство связано не только с самим процессом извлечения плода, а также каким образом проводится эта операция. В корпорационном будущем развитие технологий видимо позволит проводить операции на людях в таком же стиле, как это сейчас делают кухонные комбайны при приготовлении пищи: задайте режим функционирования - какую операцию и на чём произвести/какие продукты и как обработать в комбайне, поместите человека в отсек/продукты в нужный раздел комбайна, а далее уже инструментарий (лазер, скальпель, зажим, ранорасширитель и др./миксер, тёрка, мясорубка, ломтерезка, шинковка в комбайне) по запрограмированному алгоритму начнёт использовать те или иные инструменты и через визуальное сканирование (в медицинском случае) проводить операцию/приготовление пищи (в комбайне). Под конец операции биологический объект быстренько застеплеривается. Человек во время операции находится полностью в тисках машины. Думаю, данный эпизод не только вносит элементы психологического хоррора в фильм, но и служит демонстрацией перспектив технократизма, при котором "поломавшиеся" биологические объекты могут начать клепать степлерами в конвейерном режиме с помощью таких вот медицинских комбайнов. Гуманность использования и безопасность проекта такой полностью автоматизированной технологии оставлю на рассмотрение специалистами по медицинской этике и робототехнике.

Резюмируя, можно сказать, что третий научно-фантастический фильм у Ридли Скотта получился довольно специфическим - он создан на стыке ужастика и чистой научной фантастики, что отразилось на глубине передачи каждого поджанра, да и финал фильма остался во многом открытым. Однако, такое скольжение по темам не даёт оснований считать фильм неудачным, так как в своей комбинированности фильм не только теряет глубину раскрытия отдельных направлений фантастики, но приобретает и новые качества. Научная фантастика здесь дополняется налётом ужастиковости и уникальной атмосферой чужой мрачной обители со своей стилистикой, заданной работами Гигера. В этом фильм выигрывает у многих научно-фантастических лент, не имеющих такой утончённой атмосферы и стилистики. В сюжетном плане фильм довольно связный - многие сцены, диалоги и моменты имеют высокую причинно-следственную связь, хотя некоторые и ни во что не вписываются (к примеру, непонятно к чему сцена флиртования Викерс и капитана? показать обычные стороны жизни персонажей?)... Фильм дополняет вселенную "Чужого" историей про расу "космического жокея", чем, по-сути, является скорее его спин-оффом (ответвлением), чем приквелом. История эта подаётся в качестве научной фантастики, но также следует традициям жанра космического хоррора. Из персонажей хорошее раскрытие получили всего несколько (Дэвид, Элизабет, Викерс...), другие так и остались преимущественно фоновыми, что для такого скомбинированного фильма в общем-то нормально. Если история получит своё логическое завершение в продолжении, в котором дадутся ответы на открытые вопросы "Прометея", то недосказанность первой части можно будет считать скомпенсированной. Если так и планируется, то "Прометей" довольно интригующее красивое кино с большим потенциалом и грандиозной идейной базой, в противном же случае это фильм, который больше задаёт вопросов, чем даёт ответов. Но, вообще-то, задавать вопросы так же важно, как и давать ответы... Поэтому, если фильм даёт пищу и повод для размышлений, это тоже хорошо... В совокупности же всего вышесказанного я оцениваю фильм выше среднего.

Июль, 2012 г.


Рецензии